Ответственность учителя

  Современное обучение - это использование известных методов обучения, педагогических технологий и помощь людям в распознании сильных и слабых сторон различных обучающих ресурсов. Ответственность учителя за свою работу в образовательном учреждении - это прежде всего помощь в успешном усвоении учениками его портфолио (знаний, умений, навыков), ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца.
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)

Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Нам всем придется привыкнуть к формуле:

аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы
Ответственность учителя - это доля их ответственности за свою педагогическую результативность перед  родителями, учениками, обществом, несмотря на трудности и реалии нашей жизни. Вспомним первый урок, который нам когда-то пришлось дать. Почему класс не успел выполнить "простое" задание? Почему Надежда и Алексей так и не поняли, что им необходимо сделать, даже после пятого объяснения? Как сделать так,чтобы Катя на задней парте перестала  шептаться, хихикать и занялась выполнением классной работы. Нередко, чтобы найти ответы на подобные вопросы, мы "изобретаем велосипед" и "набиваем себе шишки".
 Диплом о педагогическом образовании дает право начать преподавание в школе. Если подходить к преподаванию серьёзно, то настоящий учитель постоянно совершенствуется  и постоянно оценивает свою компетентность и эффективность выбранной стратегии обучения.
Виггинс полагает, что при оценке эффективности обучения учителя должны использоваться не только внешние методы оценки (тесты, контрольные и открытые уроки), но и самооценка, самоанализ, например, просмотр аудио и видеозаписей уроков преподавателя.
  Ги Лефрансуа в книге "Прикладная педагогическая психология" объясняет: "Педагогическая компетентность - доступная измерению успешность учителя - часто оценивается по достижениям его учеников"(1,с.372).
 Он утверждает, что главное поставить педагогическую цель обучения.
Правильно поставить цель перед учащимся это достаточно трудоёмкая задача. Педагогические цели должны четко определять, что учащийся будет способен делать, следуя педагогическим указаниям, говорит Мейджер. Главное чтобы ученик знал, оценивал и применял в будущем свои знания, умения и навыки. Результаты исследований показывают, что ученики, перед которыми ставятся конкретные индивидуальные цели, показывают более высокие результаты. И даже не играет особой роли, когда цель ставится  - в начале или середине задания (деятельностная, практикоориентированная цель).
  Грунлунд (1995) не согласен с подходом Мейджера и предлагает ставить перед учеником как основные (умение мыслить), так и специфические цели, то есть оценивать и успешность, и результаты олимпиад, самостоятельных проектов и творческих работ (портфолио - как подтверждение достижение цели). Прекрасный учитель, настоящий профессионал отличается от просто хорошего учителя тем, что он может поставить сразу несколько целей.
    Подход Мейжера хорош для оценки знания конкретной информации и овладения конкретными знаниями. Подход Грунлунда эффективен при оценке понимания, способности мыслить, рассуждать и сравнивать.
    Блум предложил таксономию педагогических целей. Цель - это желаемый результат. Цели школьного образования включают специфические педагогические цели и более обобщенные цели, такие как "умение мыслить" и "гражданская ответственность". В иерархии когнитивных целей выделяется шесть классов (от  низшего к высшему уровню); знание (фактическая информация); осмысление (понимание смысла); применение (способность использовать (применить) полученную информацию на практике); анализ (разделение информации на компоненты для облегчения понимания сущности явления); синтез (понимание посредством рассмотрение явления в целом); оценивания (наример, ценностные суждения, сравнительные оценки).
Блум и его коллеги указывают что педагогические цели необходимо увязывать с аффективной областью ученика. Под аффективной областью  Блум понимает эмоциональные реакции - мотивационные аспекты, включающие интерес, согласие, позитивную и негативную оценку и увлеченность[1,c. 372-375].

Литература:
1. Ли Леффрансуа. Прикладная педагогическая психология. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003


Рецензии