Иного времени Феогнид

Милый, обманчива, Кирн, радость толпы злосердечной.
Грубые нравы, поверь, правят там, крики и брань.
Вакха Пандемоса пьянки – милее симпосий домашний
Там и по плоти родня, там и друзья по душе.

Кирн, дорогой ученик, плачу я в горькой печали.
Буквы пишу, а рука так и дрожит от моих
Слёз и рыданий тяжёлых. Не верь, мой малыш, умоляю
Тем, кто приходит к тебе с льстивой улыбкой на пир.
Всё для друзей и родни я приготовил как надо –
Полные амфоры вин, блюда на выбор любой.
Эта же дикая пьянь хуже, чем стадо свиное,
Весь перепачкала пол и, перед тем, как уйти,
Семь мне сосудов разбила и лучший (уснул я) украла
Кубок свинцовый – урок, Кирн, тебе беды мои.

Юноше надо, мой Кирн, меру блюсти и приличье,
Может позволить себе лишнего выпить старик.
Зла испытал он немало и, пьяный, порой сквернословит.
Ты же, что видел вчера в доме моём, – позабудь.

Щедрости, Кирн, не найдёт муж даже самый достойный.
Надо мне было вчера долг свой давнишний отдать –
В сотню домов я стучался – занять на неделю три мины,
Сотню причин я узнал – другу в беде отказать.

Низкие, Кирн мой, дела выгодны, если не знает
Низости их ни один, знавший же то – промолчит.
Черни, заметь, злоязычной милы пересуды о лучших.
Самый достойнейший, Кирн, слухам не верит людским.

Кирн, если хочешь учить бредни последних поэтов
И позабыть навсегда мудрость, что дал я тебе
...................................................
Лучшим мегарским дерьмом будешь ты ум свой кормить!

Кирн мой, не стоит ходить в городе вечером поздним –
Много прохожего ждёт бед и волнений на них.
Встретишь скупого пьянчугу – домой без обола вернёшься.
Лучше уж с книгой, один, вечер, мой друг, проведи.

Коли не хочешь, мой Кирн, в бедности старость закончить,
Слыть никогда не стыдись в мненьи толпы подлецом.
Будь моя воля, из сотни – полсотни я сам бы повесил,
А из ста тысяч – один добрым меня бы назвал.

Ум недоразвитый, Кирн, падок на радости жизни.
Только не думай, что жизнь также как люди глупа
Если не будешь разумно использовать ты наслажденье,
То потеряешь и жизнь, радости в ней не познав.

Стоит ли, Кирн, доверять песням красивой гетеры?
Знаю как пальцы свои эти уловки и я.
Самых достойнейших губят нередко Эрота проказы,
Только скажу тебе так – сам ты – не худший Эрот.

Зевс мне свидетель, о Кирн, думаешь ты, что напрасно
Ходишь учиться ко мне, платишь деньгами за ум.
Что ж, отправляйся к другому – и буквы пиши на дощечке
В день по двенадцать часов – станешь полнейшим ослом!

Кирн, надоели уж всем рынка политиков споры.
В подлости лишь вознестись могут участники их –
Ты сторонись их, любимый, научат они лишь обману,
Знай, что науку не ту должен достойный пройти.

Кирн, посмеялся я всласть, вирши читая Солона!
Может ли власть удержать буквы строчащий поэт?
Слышал я, также и ты, в тайне от всех, стихоплётишь –
Кирн, удивляюсь тебе – всё же ты мой ученик.

Кирн, надоело терпеть в городе нашем обиды,
Чернь и подонки одни делят богатство и власть.
Я уезжаю на Лесбос – купцы мне оплатят поездку.
Помни ученье моё, следуй советам моим.


Рецензии