Последователь Фантомаса

Взяв на вооружение один из трюков, придуманных французскими кинематографистами, бийский мошенник сумел провести предпринимателя из краевого центра.

Воскресным теплым утром, в предвкушении начинающегося летнего сезона, автомобилисты одного из гаражно-строительных кооперативов города Барнаула, общались друг с другом, оценивая возможности своих машин, подготовленных к выезду из боксов. Как всегда, подняли тему и о возможности приобретения недорогой, но исправной иномарки.
И вот тут напарник Юрия Рыкова (все имена и фамилии изменены, всякое совпадение случайно) проговорился о своем разговоре со знакомым таксистом Игорем Красиным, случайный пассажир которого был готов уступить «Ниссан сани» 1999 года выпуска по цене подержанных «Жигулей». Всего-то за 105 тысяч рублей. Рыков заинтересовался информацией и по телефону сообщил Игорю, что мог бы обсудить условия сделки с его клиентом.
Встречу назначили на следующее утро. А когда к гаражу Рыкова подъехала темно-синяя иномарка, то из нее вышли и таксист Красин и управлявший «Ниссан Сани» представительный мужчина, предъявивший паспорт на имя Петра Ивановича Воскобойникова.
Глянув на документ, потенциальный покупатель все свое внимание обратил на автомобиль, оказавшийся, на деле, с небольшим дефектом. После аварии у него был немного помят капот с левой стороны, имелась на переднем бампере небольшая вмятина, потрескалась решетка радиатора. Зато все остальное говорило о том, что машина годится к эксплуатации.
Собираясь ударить по рукам, Рыков достал припасенные деньги, но тут услышал, что придется перенести окончательный расчет на завтра. Дескать, в этот день продавцу нужно было еще заехать в страховую компанию и оформить все бумаги, связанные с предыдущей аварией. Однако при этом Петр Воскобойников не желал верить на слово тому, кому вот-вот мог бы передать все права на иномарку. Он запросил задаток в сумме десяти тысяч рублей.
При разговоре имелись свидетели и у приехавшего дельца, и у покупателя его транспортного средства. И все же, в обмен на задаток, Юрий Рыков попросил расписку в получении денег, которую тут же и получил.
Достав авторучку и лист, привезенной с собой бумаги, Петр Воскобойников уверенно написал на нем свои данные и подтверждение в том, что взял десять тысяч рублей в качестве задатка будущей сделки.
Расстались на том, что завтра встретятся на этом же месте и завершат все оставшиеся формальности. После чего «Ниссан Сани» укатила с территории ГСК, а ее будущий владелец занялся работой по гаражу.
Дел оказалось не так много. Спустя несколько минут Юрий собрался устроить перекур. Сунув руку в карман за сигаретами, он случайно выронил себе под ноги листок расписки. А поднимая его, мельком глянул на ту сторону, где должен был находиться рукописный текст, выведенный получателем денег. И обомлел. Бумага была теперь девственно чистой. Точно так, как случилось на экране, когда он в юности смотрел фильм про Фантомаса, получившего у ювелира драгоценности в обмен на чек с исчезнувшей суммой и росписью покупателя.
На всякий случай Рыков связался с таксистом Красиным и тот продиктовал ему номер сотового телефона своего бывшего пассажира. Однако дозвониться по нему не удалось. Не появился человек, назвавшийся Петром Воскобойниковым и на другой день, когда обещал приехать для передачи машины в обмен на оставшиеся деньги.
Не теряя больше времени, жертва мошенника обратился в правоохранительные органы. Первым подозреваемым в сговоре с преступником стал Игорь Красин. Но он не желал отвечать за чужие проделки. Благо, что запомнил адрес, по которому однажды доставлял своего пассажира. Нагрянув туда в сопровождении потерпевшего, оперативники задержали человека с паспортом на имя Петра Воскобойникова. Вот только документы его на самом деле оказались фальшивыми, а на самом деле их предъявитель был Виктором Красноруцким, прописанным в Республике Алтай, а проживавшим на самом деле в одном из сел в нескольких километрах от наукограда.
Как заявила старший помощник прокурора города Бийска Татьяна Лысенко, действия подозреваемого были квалифицированы как мошенничество, то есть, хищение чужого имущества путем обмана с причинением значительного ущерба потерпевшему.
В ходе начатого расследования, однако, вскоре выяснилось, что за плечами Красноруцкого могло быть и, куда более тяжкое преступление. Некто Иван Поваров – механизатор предприятия, занимающегося реализацией древесины прямо на лесных делянах, указал, что данный гражданин, нанеся ему телесные повреждения, заставил погрузить в прицеп автомобиля «КАМАЗ» около тринадцати, не оплаченных в кассу, кубических метров дровяной древесины.
Услышав про это, подозреваемый гражданин словно переменился в лице. Он поведал правду о том, что имело место в лесу. Тогда он тоже обманул тракториста, будто оплатил не только восемь кубометров березовых бревен, вошедших в кузов грузовика, но и тех, ради которых приехал в лес на машине с прицепом. Да и Поваров изменил первоначальные показания. Выяснилось, что, будучи обманутым, он испугался увольнения с работы и надуманно заявил о нападении на него, не имевшем на самом деле реальной основы.
Но начав говорить правду, задержанный Виктор Красноруцкий уже не мог остановиться. Он признался в ряде других преступлений, совершенных им уже на территории Бийска.
…С самого детства Виктор Красноруцкий не утруждал себя прилежанием. По этой причине он не только так и не смог окончить среднюю школу, но и получить профессию. Потому, обзаведясь женой и детьми, однажды безработный глава семейства решил заняться мошенничеством. Тем более что природа не обделила его даром вникать в психологию людей, готовых ради выгоды рискнуть накоплениями.
Оставалось только найти подходящую «наживку», на которую могли бы клюнуть жертвы обмана. И ее Красноруцкий увидел там, куда не имел никогда доступа, будучи невоеннообязанным. За проходными войсковых частей местного гарнизона, где, по преданиям молвы, якобы, имелась, практически не бывавшая в эксплуатации, техника, списанная после многолетней консервации и продающаяся по бросовым ценам.
В качестве первого шага на преступном поприще Виктор отправился в соседний регион, где дал объявление о желании продать исправный автомобиль марки «ЗИЛ-131» всего-то за 140 тысяч рублей.
Вскоре покупатель нашелся. Предприниматель из Горного Алтая Михаил Саблин позвонил по указанному в объявлении телефону и получил приглашение в Бийск, где должен был в условном месте встретиться с продавцом.
Красноруцкий, не имея представления о том, как может выглядеть отставной офицер, появился перед Саблиным с обнаженным торсом и в тренировочных штанах, вытянутых пузырями на коленях. Только и приезжий не усомнился во внешнем виде «капитана», как ему представился продавец грузовика. Он внимательно выслушал версию о том, что машина, дескать, находится на балансовом учете в соседней войсковой части, в бухгалтерию которой необходимо внести 140 тысяч рублей, чтобы снять «ЗИЛ-131» с учета и передать его Саблину.
Передать все сумму незнакомый «капитан» вызвался лично. Взял деньги и на глазах, дожидавшегося его Саблина, скрылся за порогом контрольно-пропускного пункта. Много часов спустя, так и не дождавшись возвращения «капитана», обманутый сам поинтересовался на счет того у дежурного по КПП, только тот и представления не имел, о ком идет речь. Поскольку офицеров с приметами, описанными посетителем, у них в войсковой части нет, и никогда не было.
Получив заявление от потерпевшего, сотрудники правоохранительных органов начали расследование аферы с несуществующим в природе грузовиком «ЗИЛ-131». А спустя несколько месяцев, им пришлось заводить новое уголовное дело, как две капли воды, походившее на предыдущее.
Только на этот раз речь шла об автомобиле марки «ГАЗ-3307». Его собирался купить приезжий предприниматель Евгений Шатаев, узнавший, что житель Бийска, представившийся ему высокопоставленным чиновником, имеет возможность помочь с приобретением автомобиля всего за 130 тысяч рублей. Деньги на место встречи с «важным лицом» Шатаев привез не один. Был он в сопровождении двух знакомых. Так что при свидетелях, когда оказались на территории военного городка, передал всю сумму и свой паспорт незнакомцу, отправившемуся на их глазах к «полковнику Сергеевичу», чтобы оформить документы.
Нужно ли говорить, что обратно преступника они так и не дождались. Подавая заявление в правоохранительные органы, потерпевший назвал номер машины, на которой к ним подъезжал мошенник. По нему вышли на водителя. Но тот тоже не знал, кого на самом деле возит, а за работу получил в тот день 10 тысяч рублей, которые добровольно выдал при встрече с сотрудниками МВД.
Тем временем Виктор Красноруцкий решил поменять, приевшуюся тактику. Однажды он показал «товар» лицом семье, приехавшей в Бийск, по его предложению, из сельской глубинки. Супруги желали приобрести колесный трактор всего за 250 тысяч рублей. Но на условленном месте никого не застали. Зато последовал звонок по мобильной связи. Им предлагалось проехать на улицу, где как раз случайно стоял «МТЗ» без государственного номера.
Там, продемонстрировав трактор, «влиятельное лицо» предложило проехать с ним в один из районных центров округи, где, якобы, «Белорус» состоит на учете в ГИБДД. По поводу «колесника» успокоил покупателей тем, что без них транспортное средство погрузят на «КАМАЗ» и доставят прямо по их мечту жительства.
В районном центре, куда приехали покупатели с продавцом, тот их завел в первое попавшееся кафе. Взял деньги и отправился, по его словам, оформлять документы в ГИБДД. А на самом деле скрылся в неизвестном направлении.
Расследование всех этих преступлений длилось несколько месяцев. Ускорил его арест мошенника в Барнауле, где тот раскатывал на чужой иномарке, имея на нее только доверенность, но успев выставить на продажу и даже получить обманным путем задаток в десять тысяч рублей у жителя Барнаула Юрия Рыкова.
По заявлению, сделанному старшим помощником прокурора города Бийска Татьяной Лысенко, Виктору Красноруцкому было предъявлено обвинение в совершении пяти мошенничеств, то есть хищений чужого имущества путем обмана. Восточный районный суд, путем частичного сложения назначенных наказаний, приговорил его к двум годам лишения свободы, с отбыванием в колонии–поселении. Кроме того, с осужденного взыскано в пользу потерпевших в общей сложности 516.450 рублей.


Рецензии