Эх, Расея, Расея...

Эти слова из стихотворения великого русского поэта Александра Галича поневоле приходят на ум, когда читаешь нынешнюю прессу. Бог с ним, экономическим, или как его там еще окрестили – «ценовым» кризисом, беспрепятственно шагающим по стране. И с неуклюжими потугами чиновников с ним «побороться». Это уже в зубах навязло. На это можно сказать только одно: не печатайте денег, и не будет кризисов. Совет, проверенный веками.

Нет, я о другом. Нынче прямо на улице вам в руки обязательно сунут какое-либо предвыборное издание. На улице увернешься, так в почтовый ящик сунут. Конечно, ничего в этом предрассудительного нет, разные политические силы пытаются донести до Вас, избирателя, свои мысли.

Стоп. Вот мыслей-то как раз там и нет! И это поражает как молния. Есть политтехнологический пиар. Причем у всех партий одинаковый. Как под копирку, будто не человек писал, а машинная программа. Как в свое время от имени г-на Грошева разложили по почтовым ящикам письма с приглашением к дружбе. Всем одинаково, только имя получателя наверху в точном соответствии с базой данных паспортного стола.

А что удивительного, политтехнологи, проводящие кампанию любой из партий, - они же из одной школы, собезьяненной с североамериканской школы пиара. Все как у них - тот же напор, категоричность выражений, игра на струнах обиженной души. Все-все. В лучших традициях выпускников Гарварда.

Не смогли собезьянить только политическую обстановку США. Там люди не врут про любовь к Родине, а действительно ее любят. Потому, что есть за что. И флаги государственные вывешивают не потому, что приказал участковый. И партии там настоящие, а не созданные за два дня по приказу верховного главнокомандующего. А у нас, как говорит Жванецкий, все как настоящее, только не работает. И пиарить у нас по гарвардски, - все равно, что в ресторане под видом фуагра подавать тюремную баланду.

Мы отличаемся от Европы и прочих цивилизованных стран конституционально. Я не имею в виду ту конституцию, что на бумаге. Тут-то у нас как раз все в порядке. Даже в самые пещерно-кровавые времена «Отца народов и лучшего друга физкультурников», когда половина сидела, а другая ждала своей очереди на посадку или прямо в ров, - у нас была лучшая в истории человечества конституция. Она так скромно и называлась: «Самая Демократическая». Именно так, и с больших букв. Вашингтон с Джефферсоном дали бы дуба от зависти, имей они возможность ее прочесть. Там было все, что знало это самое человечество о демократии со времен Ромула и Рема. Жаль, что по ней мы не жили ни дня, но это уже детали. Как шутили в те нешутейные времена, «конституция для начальства, а для народа – уголовный кодекс».

И выборы у нас были тоже «Самые Демократические». И имели счастье терпеть все это мы в «лагере мира и демократии». Ни больше, ни меньше. Про лагерь - это в точку.

И тоже единолично возглавлял список кандидатов Он, и тоже выборы были всенародным референдумом пылкой любви к Нему. А какие проводились демонстрации в поддержку Его политики! До сих пор без содрогания нельзя смотреть на эти оскаленные… лица (газета истинного названия этих фейсов не напечатает). «Смерть врагам народа»! И Он убивал, как же, воля народа свята! Сначала тех, потом и этих. Нынешние ничего нового не придумали. У чиновников от пищи «премиум класса» мозги ходят по кругу.

Осталось оттуда только позаимствовать явку избирателей 99,999%. А что, тогда она действительно была такой. Попробуй не явись.

То, что происходит у нас с выборами, просто сюрреализм какой-то. Лидер страны, который, согласно всем нормам приличия, принятым в сообществе демократических государств, должен уйти от власти, сделать этого не может. Такая вот «загогулина». Пример ивановской ткачихи оказался заразителен. Именно Путин олицетворяет и для аппарата власти и для значительной части народа спасительную силу государственных институтов.

Наше государство, как и любое другое – карикатура на народ, его породивший. Те же черты, только гипертрофированные, доведенные до немыслимых размеров. И начинаешь понимать это, только попав за границу. Там как с души камень сваливается, уходит привычное чувство опасности, предчувствия беды, если угодно. Не надо бояться, что государство тебя унизит или обчистит. Здесь же с этим мы живем, перестав уже и замечать на своей спине этот мешок с сырым навозом.

В Европе правит закон. Возможно, с нашей колокольни судя, правит чересчур педантично. Государство же российское, увы, всегда держалось на двух столпах. Лжи и насилии. Насилие стало у нас истинной национальной валютой.

Вот что пишет публицист Яков Кротов:

- «Государство российское есть монополия на насилие. Монополия означает не то, что лишь государство в лице главнокомандующего осуществляет насилие. Глава центрального банка денег не печатает, глава государства российского лично никого не бьёт (хотелось бы верить). Он распоряжается президентским фондом насилия. Монополия есть монополия на распределение. Разрешение газовикам иметь свою армию – пример яркий, но это далеко не самый крупный грант. Бриллиант стоит дорого, но тысяча тонн зерна стоит дороже. Курочка же, как известно, по зёрнышку клюет.

Сумма насилия, выделенного разным совершенно неправительственным движениям, намного больше насилия, дозволенного "Газпрому". К тому же "Газпром" своим бриллиантом вряд ли будет пользоваться, это просто украшение в его корону. Реальному таджику, еврею, вьетнамцу угрожает отнюдь не армия - минобороновская, железнодорожная или какая другая. Ему угрожает насилие, по мелочам дозволенное милиции, "нашикам", "нацикам" и прочая, и прочая.

Идеологическая основа насилия менялась за время существования государства российского раза три. Изначально это была простая как коровье седло идеология Золотой Орды: насилие завоёвывает пространство, пространство приносит корм. Государство есть конюх, причём корм задаётся скотине, а не людям. Цель насилия – обеспечить прокорм армии. Ярче всего эту идеологию сформулировал Троцкий, когда гражданская война обернулась голодом: голодать могут все, сказал главком, кроме солдат. Солдат при этом не самоцель, целью является государство.

Эта идеология не была упразднена вместе с Троцким. Она корж, на который сталинская номенклатура намазала новую идеологию: насилие завоёвывает людей, люди приносят корм. Именно об этом "государство есть дубинка в руках правящего класса". Эта идеология тоже жива: большинство жителей России убеждены, что главное в государственных институциях есть насилие, что без насилия не будет света, воды, работы, совести и т.п. (ненужное зачеркнуть).

Как убеждены, так   живём. Чтобы что-то получить в России сталинской, как и сегодняшней, нужно снасильничать. Конечно, большинство форм такого насилия символичны, так ведь и деньги уже не из серебра и меди. Достаточно сравнить американский исходник сериала "Моя прекрасная няня" и русскую переделку – все совпадает до реплик, но у американцев всё вежливо, в русском же варианте даже "доброе утро" звучит как "иду на вы".

Последние полтора десятилетия украсили слоистый торт насилия своеобразными вишенками, кремом и т.п. Борьба за пространство и классовое господство сохранилась, но на поверхности господствует идея "насилие – деньги – насилие". Деньги имеет тот, кому государство доверило насильничать, а кому не доверено, тот обязан производить деньги и вбрасывать их в круговорот насилия».



Извиняюсь за длинную цитату, но она наиболее ярко, на мой взгляд, показывает наш суверенитет от человечества. Потому и не подходят, не срабатывают у нас их рецепты. Но присмотримся все же к нынешним политрекламным изданиям поближе.

Все обещают справедливость. Это, в общем-то категория истинно русская. Потому, обещанная всем группам электората порознь, в сумме означает махровую несправедливость.

Вот коммунистическая «Правда». Эти имеют опыт обещания длиной в 70 лет. Начинает сам «дядюшка Зю», обещает бесплатное образование, здравоохранение и отдых (в кои веки-то он у нас был бесплатным?), гарантии жилья, достойного заработка и т.д., и т.п. Как это сделать, когда в стране пока не просматривается конкурентоспособная экономика даже в теории? За счет того же нефтегазового фонтана? Так его надолго не хватит.

Уважаемый физик обещает научно-технический прорыв. На какие шиши? Наши талантливые ребята торгуют хотдогами в Гамбурге, до сыта наевшись обещаний, что «вот-вот прорвет».

Товарищ Харитонов обещает манну небесную из бюджета на головы бывших колхозников. Дескать, «46% импортного продовольствия – это утрата национальной независимости». Кстати, у Германии больше, но не «утрачивает». Кушают турецкую колбасу, и не морщатся. Вкусная, кстати. Да, к тому же, если г-н товарищ не дай Бог воплотит свое обещание в жизнь, - ничего кроме гигантского повышения цен это не вызовет.

Дальше еще интересней. Маслюков обещает национализировать нефтяную отрасль. Но какой из государства эффективный собственник – мы уже видели. Один раз карточный домик рассыпался, рассыплется и во второй.

Петр Романов вообще обещает восстановить Госплан. Без комментариев.

Космонавт Савицкая обещает увеличить финансирование армии, поднять там зарплаты и пенсии до чиновничьего уровня. Боже, да чем все это отличается от «плана Путина»? Этот «план» уже привел к ценовому кризису, а если еще усугубить, как предлагают коммунисты, то от страны, как недавно от СССР, одно воспоминание останется. Шалить с дензнаками опасно. Чтобы не откинуть копыта от цирроза, как сказал бы киногерой, надо с самого начала пить бруснику, а не портвейн.

Ну хватит про коммунистов, с ними все ясно. Они живут в прошлом. Они за справедливость. Советскую. Поэтому ни один из них не обещает отказаться от немеренных депутатских зарплат и привилегий.

Вот их бывшие братья – Патриоты России. «Кто сегодня владеет Россией? Олигархи, чиновники, силовики». Трудно не согласиться. Хотя сам г-н Семигин... Весьма не беден, скажем так. Но что обещают? Опять же «возврат в собственность государства». И много-много льгот старикам. И военным пенсионерам, якобы, именно они помогли победить. «Победа» эта, правда, пиррова – вся в счет инфляции, ударившей в первую очередь по тем самым старикам. Но «голодать могут все, кроме солдат».

В общем, у всех все сводится к раздаче нефтегазового пирога. Всем и много. И везде надежды на государство. Читай, на то самое насилие. Потому и патриотизм на каждом шагу путается с милитаризмом.

К тому же, господа и товарищи, имейте в виду, что призывы «распечатать стабфонд» - это призывы к гиперинфляции. Рублей в этом фонде нет, и заплатить из него никому из жителей России нельзя. Ни офицерам, ни пенсионерам, ни министрам, ни дворникам. Чтобы заплатить, нужно напечатать рубли. И стабфонд тут ни коим боком не при чем. Да, в нем деньги, много денег, но не тех, что имеют обращение в России. Это не «заначка от народа», которую на партийном плакате мускулистый член КПРФ силится разбить кувалдой. Не путайте кислое с пресным. Почитайте элементарный учебник, прежде чем ломиться к трибуне.

И, самое печальное, никто не предлагает никаких ответов на главный вопрос - как сделать так, чтобы производство в России с ее суровым климатом стало конкурентоспособным, чтобы мы, наконец, вписались в глобальную экономику. Чтобы именно только благодаря этому, а не печатному станку наши зарплаты и пенсии не оставались по цифре такими же, как в Европе, только у них в евро, а у нас в рублях. Вот он сакраментальный вопрос – быть или не быть!

Ответов на него, единственно важный, все избегают. Что нужно, чтобы заводы и фабрики было выгодно строить у нас, а не в Китае и Турции? Земную ось покривить что ли, чтобы эта самая конкурентоспособность не вылетала в трубу? Отопительную. А иначе бессмертные идеи товарища Шарикова насчет «отнять и поделить» вообще не имеют никаких исторических перспектив. Что толку делить тришкин кафтан? Тем более, что через пару десятков лет и вообще делить будет нечего.

Намеренно не комментирую обещания двух «Россий», одна из которых не «справедливая», а другая не «единая». Там кроме слова «Путин» вообще читать нечего. «Двое из ларца одинаковых с лица», как их назвали семигинцы.

Буклет ЛДПР – партии одного актера, совершенно не либеральной, и вовсе не демократической, - мысли вождя вслух. Без психиатра не понять. «Нужно быстрее повышать пенсии, зарплаты, пособия. Одновременно надо контролировать цены». Как? Нынешними бюрократическими «договорами» с торговцами? Да как только вы повысите, так и они повысят. В полном соответствии с законом спроса и предложения. В убыток себе никто торговать не будет. Профессионал, однако, как талантливо играет! Оттяпает электорат у коммунистов, и опять будет в Думе голосовать как прикажет власть.

Партий на выборах всего одиннадцать, но кроме вышеупомянутых никого не слышно. Почему-то. А ведь там есть приличные экономисты. Им есть что сказать.

Грустно. Мало того, что выборы-то, по большому счету, без выбора. Так еще и такое скудомыслие. Нет, воистину самым большим дефицитом в нашей стране является вовсе не еда, а недостаток умных людей при власти. Как говорил Мари Франсуа Аруэ, он же Вольтер, недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.

И это в стране с наиталантливейшим народом, который изобрел практически все, даже телевидение, делающее теперь из нас дураков. Правда, изобрел преимущественно в отъезде.

Валентин Спицин.


Рецензии