Строки из писем

Жена – Меньшикова Татьяна Александровна
20.08.1979 г. Орел – д. Малый Кривец, Верховского района
«Ходила в институт, получила твою зарплату и сделала тебе подписку. Осталось платить за «Орловскую правду» и «Комсомолку». Сказали, что можно доплатить 2 октября.
Встретила зам. директора. Он мне сказал, что твоего заявления на квартиру в месткоме не нашел. Ты писал его или нет? Это, говорит, не значит, что квартиру уже дают, но надо, чтоб там лежало это заявление.
И последнее: один дядька из училища связи починил наш телевизор, в котором перегорела одна лампочка, а вовсе не трубка. Телевизор сейчас прекрасно работает.
Папуля, я очень соскучилась по тебе, и мне уже надоело быть одной».

Тятя – Меньшиков Михаил Егорович
29.01.1979 г. Билимбай – Орел
«Таня, наверное, уже к тебе переехала? Как работа ваша? Нравится вам?..
Саша тоже не пишет.
Веру давно не видали.
Коля по-прежнему работает по холодильникам.
В ноябре нас навестили Галина с Иваном П.
Погода у нас холодная. Температура недавно подскочила за 30 градусов мороза. Теперь снегу много, тепло».

9.04.1979 г. Билимбай – Орел
«…Не писали долго, то в гости ездим, то гостей принимаем…
Вчера были у Коли с Зоей…
Недавно получили письмо от Саши. Он все хочет купить машину. Купил гараж. Дали им 2 сотки земли на посадку…
От Галины письма нету. Они давно просят квартиру в Новозлатоусте, но начальники пока отделываются обещаниями…
Погода у нас днями тепло, начались морозы до 20 градусов и ниже. Снег убывает, но ручьев нету, а его много…
Большой привет от Марии Петровны».

21.06.1979 г. Билимбай – Орел
«Саша с дочкой был в гостях. Вчера уехал домой. Здесь оставил Наташу гостить…
Ты как уехал от нас, не пишешь. Может, болеете или чего случилось…
Много писать не знаем о чем».

6.12.1979 г. Билимбай – Орел
«Саша писал, что к октябрьским квартиру получит, но не знаю, получил или нет.
У Галины Пашка женится, свадьба 14 декабря.
Коля лег на месяц в больницу подлечиться. Сердце ненормально работает.
Погода у нас теплая. Снегу немного».

22.03.1980 г. Билимбай – Орел
«У нас несчастье. 4 марта мой брат Саша умер. 7-го были похороны, на которых своих было много.
8 марта пришли открытки с соболезнованиями от Тани с Наташей. Саша находился в командировке. Их адрес: Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Луначарского, 147, кв. 72.
Мария говорит, что если поедем на Валерикову свадьбу, адрес сватьев не посылайте, мы знаем адрес внука. Если не поедем, деньги пошлем переводом. Вам дать адрес местожительства Изгагиных Ваньчика с Аннушкой? Они живут в Битимке. В прошлое воскресенье мы были у них. Они живут в трехкомнатной квартире на втором этаже. Она работает экономистом в конторе совхоза, он – на ферме».

7.05.1980 г. Билимбай – Орел
«Как мы с Валериковой свадьбы из Богульмы добрались до дому? До Челябинска ехали хорошо. В нем-то и застряли на сутки. До Свердловска отправились только в 7-00 вечера другого дня и появились там ночью. В Свердловске тоже пришлось ночевать. Так что выбрались мы со свадьбы 3-го, а домой явились 6-го.
Сватовья проводили нас хорошо. Хорошие люди. Сваха говорит, что Валера им очень нравится…»

2.12.1980 г. Новоуткинск – Орел
«От вас ни слуху ни духу. Ведь адрес наш ты записывал.
Саша пишет, что купил старого «Москвича».
Сегодня отправили Ларисе косынку из кроличьего пуха на Бугульму через Маню.
В Билимбае дрова продали, припасаем их в Новоуткинске…
Снегу у нас подходяще, тепло».

Мачеха – Меньшикова Мария Петровна

26.08.1979 г. Билимбай – Орел
«Сообщаю, что Миши дома нету. У нас гостила Наташа. 25 августа он увез ее домой в Краснодар, вернется 20 сентября. Но они много отняли у него. Ему надо базарить. Сейчас картошка дорогая – 50 копеек за килограмм. Правда, он немного продал на расход – 30 ведер. У нас картошка хороша, хотя подмороженная…
Коля нас навещает. Все тянет нас к себе, в Новоуткинск. Тут опять приезжали, возили нас дом глядеть. Домик мне не понравился. Крыша плохая, двор закрыт дрянной толью. Я отказалась. Миша на меня сердился.
Саша тоже нас зовет к себе. Купит домик. Но я пока не решила куда-либо переезжать.
Приезжайте. Пусть с тобой Таня с Валерой приехали, показались…
Извините, что я плохо пишу. Может, и разберете.
Жил Андрей недалеко. У нас не побывал. Сейчас долго не встретимся».

21.12.1989 г. Новоуткинск – Орел
Спасибо тебе, Андрей Михайлович, за письмо, за то, что меня вспомнил, не забыл. Никто со мной не ходит. Пока живу одна. Вера всем запретила ко мне ходить… За мои слезы посмотрим, как она проживет…
Санька богатым стал и ко мне не ходит. Сижу дома, дрова запасаю… Есть еще добрые люди, помогают мне. Добра у детей не заработала, хотя с их отцом жила с 11 ноября 1976 г., и я вроде принимала всех приветливо…
Поздравляем со второй внучкой… Настя, наверное, уже большая…
Со снегом вожусь. Его много валит…
Я пока не болею. Пишите. Жду ответа».

20.06.1990 г. Ольховка, Шадринского района, Кургатской области, ул. Освобождение Урала, дом № 15 – Орел
«Твое письмо получила, но извини, что ответ не давала, потому что я была не устроена. Сейчас я устроилась, купила домик… Он почти такой же, как новоуткинский, - комната и кухня. Есть конюшня, крыша. В общем, мне хватает. Купила 50 кубиков дров. За 12 руб. перевезли. Очень хорошо помогали школьники-тимуровцы. Здесь я когда-то работала. Все меня знают и очень помогают…
Огород и сад – 15 соток. Половину огорода отдала соседям. Вторую половину засадила. Здесь землю не копают. У всех пашут. На огороде земля мягкая, как пух. Ноги тонут…
С продуктами здесь неплохо. Сельчане содержат коров, овечек. Поэтому есть молоко, сметана, масло. Колбаса часто бывает. Сахару дают мало.
Я огневилась жадностью Коли, Галины и Веры. Они намеревались завладеть наследством. Я сразу сходила рассказала об этом, посоветовалась. Мне сказали, что им ничего не будет, потому что на тебя оформлено завещание, на Сашу – только деньги. Он сразу получил. А я, дура, подала ему 400 руб. Не знаю, с кем поделился или нет. Коля жадный возьмет. Галина и Вера потянутся за ним… Вера Галину сбила с ума. На вас, Андрей Михайлович, не обижаюсь… На пасынка Сашу тоже обиды не имею…»

21.08.1990 г. Ольховка – Орел
«В день рождения все гости сидели за столом. Только в восемь часов вечера подняли тост, и заходит почтальон, подает телеграмму. Все давай читать. Я заплакала от радости, очень я вас, Андрей Михайлович, благодарю за то, что ты один меня вспоминаешь. Я вроде для всех не делала плохого. Не знаю, за что они огневались на меня. Бог с ними.
Коля с Верой еще хотели в суд подать. Прежде чем дом продать, я съездила в Первоуральск с документами и все узнала. Мне сказали, что у меня завещание. Нечего родным в суд подавать. Им ничего не причитается. Но я не знаю, сколько денег Саша получил, разделил их или нет.
Я пока устроилась хорошо. Мне здесь лучше. Здоровье пока нормальное. Голова не болит, давления нету. В огороде выросло все, что садила, картошка и лук вымахали крупными. Очень много смородины и малины. Малину до сих пор продавала. Погода стоит хорошая, 23 августа буду копать картошку…
Не забывайте меня, будет время – приезжайте.
Я плохо пишу. Не знаю, разберетесь или нет.
Извините за все. О Новоуткинске не скучаю».

27.09.1990 г. Ольховка – Орел
«Я впервые посылаю вам посылку, посмотрим, хорошо или плохо дойдет. Может, вы не нуждаетесь? Отправил ее мой родственничек Саша. Они с Олей приезжали, помогали мне картошку копать. Урожай богатый. Луку садила 3 килограмма, сняла 9 ведер. Картошки – 13 ведер, накопала больше сотни…
В Ревде продуктов нет. Саша набрал в столовой мяса без костей, за 5 руб.  – 1 кг., засолил его. Захватил колбасы. У нас часто бывает…
До свидания. Будьте здоровы. Целую вас. Меньшикова Мария Петровна».
Письмо пришло с посылкой.

29.10. 1990 г. Ольховка – Орел
«Здравствуйте, бывший сын Андрей Михайлович, Таня А.
С приветом к вам Мария Петровна. Поздравляю вас с праздником Великого Октября. Желаю крепкого сибирского здоровья, кавказского долголетия, семейного счастья.
Долго не отвечала на письмо. Все работала в огороде… Много возилась с малинником и смородиной… Из ста ведер 70 спустила в подполье. Потом продам…
Я помаленьку шевелюсь, работаю. Саша с Олей из Ревды ездят ко мне, помогают убирать урожай…
У нас продукты пока есть. Мне их дают за ветерана ВОВ деда Михаила… Молоко беру не в магазине – у частников – 30 копеек за литр. Так что жить можно…
От меня передай огромный привет Саньке… Но тех жадных не хочу видеть, особенно Колю и Веру…
Коля живой или нету?..
Хотели еще отправить посылку, но принимать колбу не стали.
(может, малину посылала? – А.М.)»

20.12.1990 г. Ольховка – Орел, хотя на конверте обратный адрес не указан, письмо написано грамотной чужой рукой. Привожу его полностью:
«Здравствуйте, Андрей Михайлович и Таня!
Сообщаю, получила от вас письмо, большое вам спасибо. Я живу помаленьку. Место жительства сменила. Нашелся старичок-вдовец, и я решила к нему уйти.
Зачем Саша с Галиной просят мой адрес? Мне ихние письма не нужны. Когда дед умер, сразу ко мне не стали ходить, считать своей, и Вера сказала: «Никто к тебе сейчас не придет». И теперь мы уже не родня, и пусть меня никто не ищет и не ездит ко мне.
Пока до свидания.
С уважением Мария Петровна».

Сестра – Изгагина Галина Михайловна
19.02.1979 г. Кургат – Орел

«Ваня все еще трудится. Собирался выйти на пенсию, но его заявление не приняли. Он имеет ранения, но группы инвалидности лишили. Значит, можешь костылять до 60 лет. Но здоровье-то у него неважное. С бригадирства уволился по собственному желанию. У него ведь грамота – 4 класса, а теперь руководителю надо много знать.
Сейчас Ваня выполняет разные работы. Взял на дом шить седелко на лошадь. Шьет и мучается. Ведь не связан был с такой работой фронтовик.
Я занимаюсь по хозяйству, если не болею. Но нынче зима суровая. Морозы, и снегу навалило страшенно. До нашего дома только тропочка осталась. Дак замучил меня грипп, а сейчас ангина подхватила…
Маму с Колей никак не могу увидеть во сне, а очень хочется. Тятя, хотя и время есть у него, на могилку нынче не ходил. Да это и от новой жены зависит. Ночевали мы у них две ночи, и о маме не было никаких воспоминаний. Мне это как-то не по себе. Ну, ладно, пусть они живут на здоровье…
От брата Коли было письмо. Он пишет, что осенью на своей машине приезжал в Новозлатоуст, но до нас дорога плохая, и он ехать забоялся…
Народу в Кургате мало осталось. Многие уехали, весной еще собираются… Здесь из-за травы для скотины только и жить… Я и зову Ваню, давай хоть в Новозлатоуст переедем, подали заявление на квартиру. Вообще-то больше всего из-за Павлика. С женой развелся. Попалась любительница гулянья. Сам выпивать научился. И вот мы переманили его в свой совхоз. Пока живет у Вани, но ведь у него своя семья. Ване вообще-то ехать не хочется, и не знаю, что получится… Пока он с Аннушкой по туристической путевке уехал в Ленинград. Дак девочек привезли к нам. Погостят они и у другой бабушки – Желтышевой.
1 мая мне исполнится 55 лет. Года идут, старость подходит. Николай Павлович с Верой Андреевной частенько жалуются на здоровье, хотя детей не имеют, у них забота только о себе, а вот много-то их, дак дети пуще старят».

15.11.1979 г. Кургат – Орел
«Кроме меня, от кого-то, наверное, слышал, как я почти два месяца назад поломала руки. Они плохо орудуют. Все делаю левой, говорят, что постепенно отойдет.
Павлик женится. Невестка из Сухановки. На 14 декабря намечена свадьба. Нам затевать ее не хотелось. Ведь это – большие расходы. Одни кольца сколько стоят. Но невестка и ее родители настаивают. Они живут зажиточно…
При хорошей погоде дома будем справлять, а если плохая, то у Вани в Новозлатоусте. Павлик там работает шофером, ему обещают квартиру…
Тятя до праздника приезжал, проводил сына Аркадия – Славика – в армию. Ваньчик с Аннушкой ездили на проводы…»

24.10.1988 г. Новоуткинск – Орел
«Я была в деревне две недели. Одну – у Павлика, другую – в Веры. Домой приехала только 22 октября да заболела у них. Завтра в больницу пойду.
Здоровье у Павлика не очень-то. Ты сам видел. А выпивка бывает, говорит: «Мне все равно. Я не жилец».
Квартиру ему дают в Новозлатоусте. Но Галя туда не едет: там негде содержать скотину. Вот были да побелкой занимались. Хотят зиму опять тут жить.
Ваня взял на 20 дней отпуск без содержания и уехал в Казахстан на халтуру. Там, видимо, требуются рабочие, которые тянут трубы для воды. Не знаю, что и получится.
Вера побывала у меня на ночку после тебя, а сейчас трудно сказать, как она живет.
Саша до 1 ноября отрабатывает, хочет уходить, наверное, на завод. У него неладное дело с работой, да и спина болит, а ведь холодной зимой на мотоцикле ездит. Витя ходит в первый класс.
Тятя был у нас… Он что-то очень худеет и голосу не стало. В общем, старость подходит.
Погода холодная. Выпал снег, но, по-моему, это еще временно.
Вася от нас уехал 27 сентября. Добрался нормально. Была телеграмма».

25.12.1988 г. Новоуткинск – Орел
«У тяти здоровье неважное… У него что-то твердое в самом желудке или под ним. Так говорит, не чувствует боли, а когда подавлю – боль. Есть вот уже третий месяц не может. Только молоком живет. В понедельник опять ходил в больницу, велели прийти к хирургу…
Вера ездит проведывать недели через две. Я же хожу дня через два или три. Но и придем, дак что ему нести, не знаем. Вот только молоко.
У Вани тоже здоровье неважное. Нос сросся, на холоду мерзнет.
Саша сейчас работает на заводе вместе с Таней. Витя у них учится в первом классе.
Погода пока не очень-то холодная, но снегу выпало много».

7.06.1989 г. Новоуткинск – Орел
«У меня свободное время есть. Сейчас нахожусь в больнице с давлением и думаю хоть немного подлечить спину. Лежу еще немного – первую неделю. Правда, пять дней ходила медсестра, ставила уколы на дому, но лучше не было, и решилась лечь.
Иван один дома. Картошка только всходит, еще не окучивали.
Вчера Коля навещал, опять строительством гаража занимается.
Сорочины тяти мы провели у нас. Мачеха нас не пустила. Она занималась поминками дома без читки.
Накануне Вера ходила к ней. Они поругались, и я больше ее не видела и никто из нас не ходит к ней. Вера говорит, давайте, мол, вступим в наследство тятиной половины дома, если тятя не оставил завещания. Сашу попросили сходить в поселковый Совет. Тятиного на память ничего не дает. Шубу, говорит, продала.
Памятник Вера заказала, но скоро сделать не обещали. После сорочин у нас не была….
Сашу перевели на другую работу, поставили зав. гаражом. На практику Таня должна приехать домой».

5.08.1989 г. Новоуткинск – Орел
«Здоровье у обоих не очень важное. Косить не косим. Скотину хотим нарушить. Хотим держать поросенка на мясо, и всё…
Со снохой Верой ходили на кладбище. Она приехала в отпуск с Севера, пока только с сыном. Не знаю, когда Вася приедет ненадолго. Он намеревается на другой год отпуск взять за два года.
Приезжал Павлик. Ему надо мотоцикл подновить, мотор нарушился…
Коля строит гараж, а машину все не может купить…
На днях была Вера, привезла квитанцию на памятник. Его сделали…
Мачеху я давно не видела. Мы к ней не ходим, и она не появляется. Насчет дома мы уже решили ее не беспокоить. Пусть уж все ей достанется. По поводу смерти, по слухам, она не очень-то переживает. Говорит, что сейчас – сама хозяйка…
Погода жаркая. Дождей мало, земля просохла. Мелкое поливаем, а картошка сама по себе растет. Свежую пока не пробовали, варим старую».

7.04.1990 г. Новоуткинск – Орел
«У Саши (сын Николая – А.М.) прошла свадьба 30-31 марта и 1 апреля. Мы с Ваней, Верой и Михаилом (второй муж Веры – А.М.) в ней не участвовали… Михаил не приезжал. Он плохо себя чувствует, сильно задыхается, но Вера ночевала…
У тяти – годины, и мы провели постный обед. Год прошел, как нет тяти. Надя, Зоя рано утром пришли, вот и все заготовили. Читать опять пригласили старичка. Сходили на могилу, разгребли снег. Его еще много, тает медленно.
Мачеха дом продала за 8000 руб. и уехала на родину. С нами не общалась, у нас ни разу не была. Пусть она с Богом живет. Жаль только тятин труд.
Здоровье наше неважное… Меня все гнет к земле, далеко хожу плохо. Вера давно кашляет, после обеда в больницу собирается.
Скотину всю нарушили, но на лето взяли поросеночка…»

25.06.1990 г. Новоуткинск – Орел
«Ездила к Вере в д. Широкий Лог – возиться с внуком – и пробыла там три недели, да неделю болела. Приезжали в Кургат Ваня с Аннушкой и привезли меня домой. Дома давление не сразу снизилось. Сейчас здоровье получше. Нам, пожилым, нужен покой, а с семьей покружишься и заболеешь. Меня все приклоняет к земле. Наверное, с бадошкой придется ходить, что поделаешь, по маме, видимо. Во сне я ее и тятю изредка вижу. Вроде и милостыню подаю, и молюсь.
Сегодня на ночевку Ваня с Аннушкой приезжали на автобусе. Машина у них что-то не в порядке. Ваня все еще работает в Казахстане, хочется ему подкопить побольше денег и сменить машину. Если бы не выпивал, дак давно бы собрал необходимую сумму.
Павлик все живет в Усть-Камерти. Он меня на мотоцикле возил, к Вере отвез. Очень рада, что всех проведала на могилках. Вера Андреевна читала каноны. Она сейчас занимается читаньем, ходит по умершим. У нее все получается: четко читает и голос хороший…
Пару слов – о братьях.
Коля машину все нигде не может купить, работает в совхозе, холодильники ремонтирует, а Зоя уволилась, до пенсии не хочет работать. У нее заболели руки и ноги. Денег на питание им хватит.
Саня вернулся в котельную. Вместе с Таней работает. А с зав. гаражом ушел, у него с директором не повезло. Хотел с Иваном уехать в Казахстан, но там уже набрали рабочих. К зиме у них должен кто-то прибыть – внук ли внучка. Но пока Наташа учится. Свадьба у них прошла нормально, но мы с Верой в ней не участвовали…
Про мачеху ничего не знаем. Где она, никому не пишет, боится, что мы ввяжемся в деньги. Но никто из нас ввязываться не собирается».

18.08.1990 г. Новоуткинск – Орел
«Саша уехал в командировку в Москву, хотел заглянуть к тебе. Дак он все расскажет…
Недавно была у Веры на ночку, а потом она приезжала только на денек.
Гостит Вася с Ново-Уренгоя…
Коля все еще машину не купил, а у Вани, моего сына, машина поломалась…
Вчера я тятю видела во сне. Будто он пришел жить опять к Марии Петровне, и ее видела. Она всех брагой угощала, но я не стала пить и проснулась… Писем от нее не бывало. Не знаю, где она и находится. Ну, да Бог с ней».

30.10.1990 г. Новоуткинск – Орел
«Вадим Зыков приехал или нет к вам учиться?..
Коля купить машину не может. Директор совхоза, где он холодильники исправляет, обещает достать ее…
24 октября Зоя справила 55-летие. Приезжали ее сестры из Артей. От наших были Ваня, а я болела. Саша – тоже один. Вера в этот день помогала Зое переезжать (она получила в Первоуральске двухкомнатную квартиру).
Саша исправил машину, но она у него старая. По-моему, недолго походит. В этом месяце ездил до Артей и Павлика от нас увез, дак и в Усть-Кишерте побывал… Недавно Саша был у нас, жалел, что не встретился с тобой. У них родился внук.
У нас половину лета и всю осень погода дождливая, а сейчас, на Михайлов день, выпал снег, и застыло. Некоторые совхозы с уборкой не справились. Урожай погиб.
Продуктов и промтоваров нет. Все по талонам и очередям. Мясо – по 8 руб. за 1 кг. Мы с Ваней растим поросенка, если доживет, то с мясом будем. Да нам и немного надо. Я есть не могу. Здоровье у меня неважное…»

12.01.1991 г. Новоуткинск – Орел 
«Я нахожусь в больнице. У меня хронический бронхит. Вот простудилась и кашель, высокое давление, спину гнет.
Сашу должны послать в командировку, дак может до вас доедет. Я его давненько видела. Сейчас с этой работой к нам редко заходит…
Веры давно не было…
Привет Вадиму. Как он там поживает? Анфиса приезжает или нет?..
Все продукты по талонам, кроме хлеба. У нас был небольшой поросенок, дак мясо свое, картошка, овощи есть. Промтоваров почти нет. Пенсию нам сейчас добавили. Ваня получает 272 руб., а я 98 руб. 50 к., но все дорожает. Но, может, жизнь улучшится. Будем ждать.
Погода часто меняется, то холод, то тепло. Снегу еще немного выпало».

31.05.1991 г. Новоуткинск – Орел
«Извини за молчание. Что-то все отвлекает от писем. То бумаги, то конвертов нет. Сегодня ездила в Битимку, там конвертами обзавелись.
Саша уволился с завода, уехал с Иваном в Казахстан. Не знаю, какие у них будут длинные или короткие рубли…
3 мая с Ваней и Аннушкой ездили на кладбище в Ревду. Все могилки привели в порядок… Правда, мамину долго искали. У нее лавочку опять сломали, и на это место кого-то похоронили. Вообще ее могилку стеснили со всех сторон…
Нынче жарко. За всею весну был один хороший дождь. Картошку посадили рано, но всходит плохо. Все мелкое поливаем, дак растет…»

11.10.1991 г. Новоуткинск – Орел
«Я вчера тебя вспоминала, приходил Коля, и я говорю, что-то от Андрея нет весточки, поди болеет…
Мое здоровье плохое. Вовсе меня сгибает. Далеко ходить не могу. Приезжал Вася, дак с Ваней ходили к тяте на могилку, Колю с Зоей забрали, посидели у него, немного выпили, и к нам все пришли.
10 сентября Ване справляли 70-летие. Вот Вася и приезжал один, а Вера летом была, Иван, Нина, Павлик, брат Коля – семьями. Саша и Таня были.
Саша с Ваней по-прежнему работают в Казахстане. Братец деньгами больше всего снабжает Витю, Наташа с мужем и внуком чаще живут у Тани. Молодая пара ждет пополнения.
У Вани здоровье неважное. Раненая нога болит, если долго ходит. После дня рождения с Васей ездили на неделю к Павлику, помогали убирать картошку. Он получил в Артях квартиру от военкомата, все готовил ее к заселению, погреб выкопал. Жил один, а Галя возилась со скотиной в Усть-Кишерти. К зиме должны переехать…
Вера, сестра, переехала из Первоуральска в Старые Арти, так у нас не бывала. Ваню поздравили телеграммой. Работы у них хватает. Козу держат. Ведь доить ее надо.
Соскучилась по сестрице. Хочется обо всем поговорить. Обещает только зимой навестить.
Из-за продуктов у нас плохо, все – по талонам, а молоко мы у частников берем по 1 р. за 1 л. На мясо  поросенка держим, но не знаю, доживет ли до холодов. У него ноги болят, да к тому же три дня ни ел, ни пил. Видимо, отравился. Спасибо Сашиному зятю – Леве. Он делал уколы, мы молоком из бутылки поили. Всю ночь дежурили. Ваня, было, нож приготовил, заколоть поросенка хотел, а он есть начал.
Картошка, лук у нас гниют. Лето было дождливым. Не знаю, как на семена сохранить…»

18.12.1991 г. Новоуткинск – Орел
«Я была в деревне без трех дней месяц… Уехала до Широкого Логу… навязала всем носки. Потом Павлик меня перевез в Усть-Кишерть. У него – та же картина. В субботу, 15 декабря, мы переехали в артинскую квартиру на двух машинах. Я у него погостила три ночи, и Павлик меня домой отправил…
Здоровье мое плохое. Хожу с падожком. Всю меня сгибает, и давление высокое. Завтра хочу добраться в больницу.
Ваня тоже завел падожок. Теперь постоянно болит раненая нога, и одышка мучает. Словом, оба – калеки.
27 декабря у Вани будет свадьба. Он отдает дочь Лену, но невеста очень молода. Ей всего 16 лет, а жениху 23 года.
Коля бегает, работает на старом месте.
С Нового года Саша с Иваном опять вместе хотят работать. Только в Черемше. Это недалеко от Битимки…
Надя работает техничкой в школе, и Галю Павлика устроила с собой. Она со Славой содержит скотину. У Славы – стельная телка и корова, у Нади – две козы. На двоих растят бычка. Так что они – с мясом. Слава с Тоней собираются на свадьбу к Ване».

20.12.1991 г. Новоуткинск – Орел 
«Саша к нам редко заходит. Таня вообще у нас все лето не бывала».

13.04. 1992 г. Новоуткинск – Орел
«Твое письмо получила давно, но с ответом задержалась. Не было у нас в продаже конвертов…
В больнице я недолежала. Ваня не закрыл западню со второго этажа на первый, в темноте пошел на лестницу и упал. Был сильный удар. Сейчас ему легче стало. А у меня все по-старому. Наверное, еще хуже будет, а не лучше. Хожу с падожком.
Жизнь сейчас трудная: на продукты талоны не дают, только на водку по одной поллитровке на человека, а остальное, как хочешь… Хлеб дорогой: черный – 5 руб., белый – 7 руб. Десяток яиц стоит 25 руб. Ладно хоть картошка и мясо свои. Но мяса уже мало остается. Взяли опять поросенка, держим, но не знаем, как прокормить.
Дороговизна. Но, может, эта жизнь поправится в лучшую сторону. У меня пенсия 465 руб., а у Вани – 642 руб. Ему обещают еще добавить. За апрель дотации дали по 300 руб. Пока денег хватает до очередной пенсии. Но на себя уже ничего не берем. Будем в заплатанном ходить, лишь бы что-то поесть было.
У Вани родился внук. Лена родила сына. Так что рано он стал дедушкой.
Саша опять уехал на Север – в Тюменскую область. Вот вчера был у нас. Приехал ненадолго. 21 апреля уедет до 26 мая. Месяц работает и месяц отдыхает. Говорит, устроился каким-то начальником по холодильникам. У него в подчинении 30 человек. Будут ездить по деревням. Зиму-то не работал, ничего Вите не давал. Сейчас помогать собирается.
Коля с Зоей недавно были у нас, убирали картошку из погреба, где хранили ее на семена…
Вера связана козами. Их – три. Они объягнились и дали 5 козлят. Но письма часто шлет.
Погода нынче с ума сходит. Уже 13 апреля, а в огороде и лесах – снег. Весна затяжная: то снег, то дождь, а ночами морозит. Садить, наверное, поздно будем. Ты спрашивал про рассаду, а у нас ее ведь садят к Егорьеву дню на бадожник. Он будет 6 мая».

25 октября 1992 г. Новоуткинск – Москва
«Здоровье у обоих неважное. Я хожу сейчас с падожкой… Одного поросенка растим. На зиму нынче не хотим брать. Хлеб дорогой. Пока булка стоит 22 руб., а комбикормов негде взять…
Охота в деревню съездить, помочь дочери Вере. Она живет в Широком Логу (рядом с Кургатом – А.М.), а Павлик – теперь в Артях в двухкомнатной квартире. Ваня с Ниной живут в Битимке. Ваня уже дедушка. Родился внук Максим, и у второй дочери тоже скоро будет прибыль. Вася всей семье гостили. Старший сын Слава у них отслужил, устроился в милицию, второй сын Дима слесарем работает, а Вася – на машине.
На днях брат Саша заходил, сейчас опять уехал на работу в Тюменскую область… Приехал домой, был полный, а за месяц похудел.
Коля – пенсионер, пока на здоровье не жалуется, прирабатывает в совхозе, смотрит за холодильником. Ныне опять большой гараж построил, погреб выкопал, конюшню сварганил. Кур имеют, хотят поросят завести. Сын его Саша двух поросят содержит.
У Веры в Старых Артях не бывали. Хочется проведать, если попадет подвода. Она была весной. Теперь далеко, дак редко видимся…
Снегу еще нет. Опять идут дожди».


Сестра – Кузнецова (Зыкова) Вера Михайловна

27.03.1979 г. Первоуральск – Орел
«В Билимбае не были всю зиму. Осенью на папкин день рождения просто, как сговорились, собрались почти все… Приехали Галина с Ваней, Коля с Зоей, Надя и я с Михаилом. Мужчины, как закон, пили, а мы обо всем переговорили…
Светка (внучка Веры – А.М.) совсем большая стала. Все говорит, но кое-что плохо понимает. Уж очень любит деду Мишу. Он хоть и немножко выпьет, для нее все равно чистый и такого целует. Скоро будем отмечать ей три годика, просит большую куклу. Придется покупать.
Я в эту зиму хворями занималась, но все-таки неделями работаю. В выходной валяюсь. Михаил ворчать начинает: почему в больницу не иду?..
В этот выходной, 24 марта, поедем в Билимбай, выносить картошку из погреба в подпол, чтобы прорастала…»

15.10.1980 г. Первоуральск – Орел
«Были у деда на новом месте в Новоуткинске, ездили в День Конституции…
Домик поменьше, чем в Билимбае. Ну, им двоим вполне достаточно. Огород небольшой. Вот опять работа деду, и помогает. Закрыли крышу во дворе, и дед все щелки заколачивает, чтобы снег не задувало…
От Галины было письмо… Она обижается на печень, а для лечения времени не хватает. Иван П. пас телят с августа, рассчитывает на последний год, чтобы пенсия вышла побольше. Ведь мы с ним почти вместе пойдем на пенсию…
Зоя со Светой живут одни. На выходной приходят к нам. От бабы с дедой внучка не хочет идти в город, считает по пальцам, когда будет суббота. Все такая же ходоба. Вес ее всего 15 кг. Ни черта не ест. Как куренок, поклюет малость чего-нибудь и все, а так бойкая…»

20.11.1988 г. Первоуральск – Орел
«Дед наш что-то заболел, и серьезно… У нас ночевал две ночи… Хлеб и мясо совсем не ест  уже, говорит, около месяца. Мол, наверное, вздумал вручную жерди из леса таскать, хотел сделать открылок для дров на месте Колиного гаража. Я говорю, что в ваш двор и так дров войдет не на одну пятилетку, зачем тебе все это?.. Вот и пьет одно молоко и кефир. Наверное, говорит, умирать придется… Теперь в магазин не хожу. Мария, мол, ходит. Похудел и говорит тихо… Проводила его до автостанции. Ходит потише, а то вон как бегал…
Галина тоже болеет, а у Ивана Петр. нос на улице совсем не терпит и в магазин не может ходить. Тоже – везде Галина… Подходит старость. Она – не радость, скрипим, как старая телега.
Коля – пока нормально. Все гаражи строит. С мачехой из-за них поспорили. Он к отцу не ходит. Всё Коля на всех в какой-то обиде. Наверное, он больной, а другим ничего не делается. Вот и обижается.
У Саши с Таней вроде все наладилось. К деду ходят вместе. Мы за них рады…»

19.12.1988 г. Первоуральск – Орел
«Тятя болеет… 11 декабря поехала к нему… свезла все молочное. У них такие продукты привозят в магазин через день и часто продают только для яслей, садиков и в школы. В продажу не остается… Я угадала, набрала еще кефира и сливок. На неделю хватит… Прихватила с собой пару кусочков копченого сала, и он немного поел с хлебом. Просто не знаем, как вывести его на еду… Больница дала питья и таблеток для аппетита…
Вечером приехала домой, а за мной – Вася. Вадима берут в армию. Там прожила больше недели… В Артях купила и сразу отправила валенки для твоей младшей внучки…
Пока о тяте ничего не знаю… Буду ездить на неделю, если мачеха сможет ходить одна, а может и откажется. Тогда, может, заберем к себе…
Коля в январе снова собирается на операцию… Но все чего-нибудь да делает. Совсем помешался на гаражах, на третий материал заготовил… От тятиного дома гараж увез, так как мачеха покоя не дала: вроде бы из-за его гаража пустого (машину он все еще не купил) и их дом сожгут…
В наших магазинах нет ни конфет, ни печенья, а когда и выбросят, то покупатели хватают, как собаки. А мы не каждый день ходим в магазин, так ничего и не видим…»

16.01.1989 г. Первоуральск – Орел
«Тятя… болен уже третий месяц… Живет на одном молоке. Сейчас лежит в больнице на обследовании. Болезнь вроде не могут установить ни рентгеном, ни анализами…
Я езжу каждую неделю… Он все надеется выкарабкаться, но очень похудел. Не знаю, что будет. Все-таки возраст большой…»

2.02.1989 г. Первоуральск – Орел
«Тятю водим по больницам. В Новоуткинске пролежал больше двух недель, потом направили в Первоуральск. Саша на машине Ивана Ив. дважды возил в Свердловск. Там исследовали, делали снимки, а положить не нашли места… Тятя настаивал на операции. Сказали, что… возраст большой. 30 января он и молоко отказался пить… и, говорит, больше никуда не поеду. Все равно у меня рак, буду умирать…
Очень раздражительный, за всякую мелочь только матюки летят. Но по комнате ходит, пока на дом приходят ставить уколы, чтобы спал…
Через пару дней опять поеду. Если не заможет вставать, то буду там жить не один день. Все равно надо мачехе помогать. Она частенько плачет, а то, говорит, не дай Бог, если залежится надолго и такой нервный, ничем ему не угодит.
В магазинах мыла, … стирального порошка днем с огнем не найдешь, а спиртных добавили, видимо, от алкашей так и не избавиться».

11.02.1989 г. Первоуральск – Орел
«К тяте езжу часто, т.е. каждую неделю, и с Михаилом приезжали. Он в тот день после редьки чувствовал себя лучше, даже позвал поиграть в карты. 9 февраля снова навестила его… плохо ест и редьку… захотел пива…
Славка с Надей, вернее, всей семьей приезжали проведать. У Славика уже трое деток. Младший, в 9 месяцев, пошагал своими ножками. Так мачехе такое количество гостей не очень нравится. Много идут и едут. Надо накормить. Так, вроде, никто с пустыми руками не едет.
Ну и на деда задается без стеснения. Я, мол, согрешу с ним, но мы ей говорим, потерпи, пока он ходит на своих ногах. Галина ходят с Иваном П. через день, помогают: то воды принесут, то снег уберут.
Тятя нам говорит, не беспокойте Андрея, может, еще долго проваляюсь. Я его спросила: тятя, все неохота умирать? А он говорит, что нет ничего, теперь живешь ни к чему. Да и с мачехой тятя все спорят. Она ему никак угодить не может. Он – с матюка, и она не уступает. Просто неудобно слушать…»

10.03.1989 г. Первоуральск – Орел
«…Тятя опять в больнице в Новоуткинске с 6 марта… Коля с врачом сидели в кабинете, врач сказал, что у тяти рак…
Дед, сколько у него есть денег…на похороны, завещал на Сашу… Мачеха, видимо, сходила в сберкассу, и ей сказали. Так она с тятей, говорят, переругалась всю ночь, и он, вероятно, попросил Сашу устроить его в больницу…
Из больницы, думаю, сейчас зайду к мачехе. Наверное, на меня набросится. Но она сдержалась, не кричала, только говорила, что зря он завещал на Саньку, а не на Галину, а то, мол, он и так не просыхает каждый божий день. Я ей сказала, что Саша, если пьет, только на своё, а пока деда живой, с его книжки никому рубля не дадут…»

6.08.1989 г. Первоуральск – Орел
«Лето жаркое… в июне было 3 дождика… весь июль не  выпало ни одного… Нам все-таки сделали летний водопровод. Немного поливаем, а то бы все засохло…
В Новоуткинск ездила недавно. Никак не могла дозвониться до них. В Новоуткинске, оказалось, АТЭС вышла из строя… Галина с Иваном Петр. белили в избе. Много их задерживать не стала. Попили чаю, и я уехала…
Мачеху они не видели ни разу, но люди говорят, что домик хочет продавать. Пусть, дело ее, раз так поступила. Всем отказала и сорочины не дала справить в доме отца. Все равно подавится. Не два века будет жить. О тяте спросят ее, скучает или нет. Она отвечает, что ей скучать некогда…
Вася, сын, машину продал… купить надеются на закуп молока… Нам не страшно. Мы привыкли на «своих двоих», а им не очень, видать, нравится. Но у них еще бегает мотоцикл…»

15.10.1989 г. Первоуральск – Орел
«Картошка выросла хорошая… Ее хотели позже выкапывать, да заморозки ударили… С 26 августа температура ночами снизилась до 3-4 градусов, ботва погибла, стали копать…
29 сентября ездила в Новоуткинск на тятины полугодины. С Галиной посетили церковь. Она делала все, как положено. Я, конечно, стояла у того же столбика… Галина что-то совсем вдвое согнулась и ходить, говорит она, очень тяжело, даже в магазин больше ходит Иван П. Я ей, говорю, не стесняйся и ходи с палочкой, хоть на нее обопрешься и тебе будет легче ходить. Они овец и коз нарушили…
Мачеху летом никто не встречал. Видела ее Аннушка Изгагина в аптеке. Она сказала ей, что все делает сама и скучать ей некогда. Говорит, домик будет продавать…
В магазинах необходимые колбаса, сахар, мыло, моющие средства – по талонам. Виноградом и дынями по сей день кормят досыта…»

17.05.1990 г. Первоуральск – Орел
«Андрей, зачем уж так переживать за смерть родителей. Уж природой усмотрено: «Кто родится, тот обязательно должен умереть». И вроде до нас очередь доходит…
Я всю прошлую зиму проскрипела, гриппом проболела 10 дней. Не бывало такого, а потом кашляла. Чего только не перепила: и таблеток, и травы… Михаил уже не один год дохнет. Теперь я его поддерживаю…
Вот Вадика очень жаль. Ему совсем не повезло со службой. Разболелась его нога, оказывается, была «рожа» и пошла проломами. Никому не было дела. Вообще согнали их, как баранов, на выживание. Даже представить трудно, чтобы в наше время были вши в постели, а, значит, в белье. Солдаты, как Вадик, которые выросли и не видали этой нечисти. А в армии их кормят, и нельзя никому об этом сказать, «окончательно заклюют». Где искать правду и справедливость, хотя и пишут в газетах о «дедовщине» и «землячестве», а они процветают…
Погода у нас просто отвратительная. Снега было много, а воды большой не увидели. Все повымерзло… Утрами заморозки до минус 3о и больше. Не знаем, как и на огороде садить…»

11.09.1990 г. Первоуральск – Орел
«Целыми днями сижу у мебельного магазина. Покупаю для Зои кое-какую мебель. Зимой записывалась в тетрадь для очереди… Сначала отмечались, ходим, караулю, что привезут. Только доставят – один момент, и опять ничего нет… В нашем дворе целые мебельные баррикады образовались. Зое квартиру обещали в апреле…
На неделе ездила в Новоуткинск, ночевала у Галины… Иван П. лежит в больнице с раненой ногой… Галина копает картошку, носит ее из огорода одним ведром, больше не может. Ей говорят, что приедут ребята и выкопают за один день. Погода совсем сдурела: какой-нибудь день провернется и опять неделю-другую поливает. Картошка плохая…
Вадим, небось, приехал к вам?
Юра в конце июля гостил…
В магазинах совсем ничего нет. Говорят, что и хлеб будет ограничен, с яйцами большие перебои и куры тоже, вроде бы, будут по талонам… Без войны живем столько лет, и все, как сквозь землю, провалилось. Удивляемся, и никто толком это не может объяснить. Все же работают, кто-то бастует, а уральский народ – терпеливый, пока терпит. Вот что будет, если все сильно подорожает, как пенсионеры доживут…»

27.10.1990 г. Первоуральск – Орел
«Здоровье бывает всякое. Теперь лучшего ждать нечего. Природа берет свое. Михаил в магнитные дни совсем задыхается. Много лежит. Давит диван. Одна у него работа теперь: истопить печки и прочитать все газеты, но больше всего смотрит телевизор. Я спрашиваю у него: у тебя нет еще пролежней? Но пока по дому управляемся сами. Правда, дрова помогают заготовлять Степан с Зоей. Ягоды и грибы в лесу немного собирали… Погода мешала. В дождик домой возвращались или из дома не выходили.
Я писала тебе, что в августе в Новоуткинске была. Галина совсем согнулась, даже сумку держит за спиной. Она ездит в церковь, так дам денег, чтобы сделала, как надо. А я все еще не хожу, что-то не тянет меня и не знаю ни одной молитвы, и бабок около нас нет, таких, чтобы веровали. Подать милостыню некому. Раньше куплю конфет и печенья и раздам на улице играющим детям. А теперь они выросли, и никто не берет…
Наконец-то Зоя квартиру получила, не очень большую – 27,8 м2, но балкон хороший, если застеклят, то целая комната получится… За лето, вроде, все понемногу купила. Только на кресла записалась в очередь в мае, так все еще купить не могу, продолжаю ходить.
Из Старых Артей пишут, что все-таки, видимо, решили Вадима к вам отправить. Я, правда, против, так как время такое неспокойное и будет в общежитии голодовать. У нас-то в магазинах теперь совсем ничего не найдешь. Только выбросят и сразу все разбирают… С июня куры исчезли с прилавка… Так что варим похлебку, которую есть разучились…
Андрей, ты пишешь, что от Марии П. посылку получил. Так она с тобой, видимо, не теряет связи? Но ничего, куда ей деться. Зря ведь она…всем сразу отказала… Если ей напишешь, попроси прислать тятину похоронку, чтобы стать в очередь на машинку ножную…»

8.01.1991 г. Первоуральск – Орел
«Письмо твое давненько получила… Писать ответ все откладывала… У нас нет конвертов… Купила марок и буду вырезывать их. Кажется, дико, но, наверное, и к этому привыкнем…
На Новый, 1991-й, год справляли новоселье Маздровых… Набралось 16 человек. Отметили, вроде, неплохо, но, видимо, таких праздников долговато не будет, так как из-за продуктов совсем плохо, да и для выпивки талоны собирали тоже не с одного дома… Пожалуй, лучше всех отпраздновала Света. У нее теперь – своя комната. Она довольная… Правда, учится только на «тройки» в последнюю зиму. Пойдет в ПТУ…осваивать ремесло…
Как дела у Вадима? Я на его письмо отвечаю тут же: давай, дорогой мой внук, трудись и пробивай себе дорогу. Наверное, она не без трудностей будет. Да что поделаешь? Такая уж жизнь теперь… мир устроен так, что кто-то проживает «без сучка и задоринки», а кто-то всю свою жизнь «пашет». Говорят, кому какое наследство передадут, а уж нам-то какое наследство было? Так и мы своим детям тоже передали, чтобы работали и работали…
Андрей, я тебе писала насчет похоронки тяти. Так я тоже вперед знала, что она ее не даст. Ну, и не надо. Со старенькой машинкой перебьемся. Бог с ее жадностью…
Зима нынешняя очень теплая. На Рождество двое суток было до минус 30о, а сегодня, 8 января, опять минус 7о. Резкое колебание. К Новому году настряпали пельменей. Они чуть совсем не растаяли, рассыпали их на листки. Но все прошло, и ни одного пельменя не осталось. Понравились…»

13.02.1991 г. Первоуральск – Орел
«Большое спасибо за бандероль. Но с конвертами хоть и не очень. Я малость запаслась… А вот с Библией (Ярославского – А.М.) – пока сложно. Ничегошеньки в ней не понимаю. Видимо, крепко о нас позаботилась школа, т.е. советская власть. Буду заглядывать. Я тоже купила книженцию. Малость читала, так все кажется неестественным.
Ездила в Новоуткинск. Галина лежит в больнице… У нее держится давление, и горб болит. Просто, говорит, стягивает меня… Иван Петрович – хозяйка дома… У их дочери Нины сын из армии пришел… Ездили свататься. Наверное, в марте будет свадьба…
У Николая побывала… в первом часу. Они только позавтракали. Коля, говорит, ночь не спал, так утром дольше повалялись. Но он все еще халтурит около холодильников, т.к. подрабатывает. Машина ему нигде не маячит. Научился ножками бегать.
Сашу я встретила в автобусе. Немного поговорили. Его увидела, а к ним не пошла. Таня, вроде бы, стала от нас отказываться. Может, в самом деле мы в чем-то виноваты…
В Новоуткинске читала твое письмо. За Марию П. даже не удивилась. Она, наверное, надеется за счет еще одного старичка обогатиться, а то не думает, что у самой на плечах полгроба висит. Да, Бог с ней, делай она, что хочет, а в родне я этого совсем не желаю. Больше не стоит и вспоминать о ней…
В магазинах, совсем пустых, даже некоторые декабрьские и январские талоны не отоварены. Масла сливочного нет с октября, за февраль, говорят, на талон полагается 5 яиц, 5 коробок спичек… Все тянут или пугают этим рынком. Просто никто ни во что не верит. Болтают, болтают. Как послушаешь эти сессии ВС, даже слушать надоедает. Толку от них – никакого. Как говорит Горбачев, «мы двигаемся вперед, мы на правильном пути». Болтун…»

31.03.1991 г. Старые Арти – Орел
«Потихоньку шевелимся. Страшное позади. Сколько было бессонных ночей, а теперь они еще – частые гостьи. Но, кажется, мы – на месте, и притом вовремя перебраться до бездорожья…
Приехали 23 марта, а тут снегом раздавило крышу, шифер переломало и преградило путь в баню, и, думается, пока спрессованный снег сам не растает, ничего не сделаешь… В баню ходим к Васе. Хорошо, что наш дом рядом с сыном.
Вася каждый день после работы помогает: то снег сбросить, то антенну сделать. Вот и смотрим телевизор. В общем, все еще роемся в ящиках и узлах. Чего-либо надо, и снова роемся. Вроде знала, куда положила, а найти трудно…
Сложнее – капитальный ремонт… Хочется сделать на кухне очаг-плиту, чтобы можно было где посушить носки и варежки… Главное – варить корм для поросят… Из Первоуральска привезли пару поросят и кота Тишку, который сразу по приезду нашел себе невесту. Большого ремонта потребует потолок… Так что надолго ремонт затянется…
От Галины уехала далековато. Она очень плакала, говорила, что теперь ты будешь ездить совсем редко. Из Первоуральска я бывала у нее раз в один-два месяца. Она вроде совсем духом упала… Говорит, надо как-то умирать. Я же ей отвечаю, что придет смерть – хоть брыкайся, хоть не брыкайся, она нас не спросит. Вон, лежкой лежит человек, да и то говорит, что умирать не хочется. Не нами природа создана и не стоит с ней спорить. Сам собой все сделается. И утешаю сестрицу: мол, на пути, как поедешь к дочери Вере в Широкий Лог, и у нас на пути погостишь…
Через пару дней будет два года, как тяти нету с нами…»

26.05.1991 г. Старые Арти – Орел
«Письмо, Андрей, давно получила, а вот ответила ли? Ну, сегодня у меня день писем. Ничем больше не хочу заниматься, так как праздник «Троица». Вот и заглаживаю долги…
У нас небывалая весна… Весной один дождик, 13 мая, тихий, без грозы… Потом в сенокос – плюс 30о. Огороды тоже вспахали рано по-нашему, 20 мая вечером, а 21-23 мая все посадили. Мелочи я насадила от души, такая раздоль – после 3,5 соток в Первоуральске 12 здесь... Ну, а жуков, наверное, будет видимо-невидимо…
Только загородили огород и заготовили на зиму дров – гвозди из старья, так как им была завалена одна ограда, куда было ни зайти, ни заехать и кругом – бурелом, крапива, репей, гранатка и всякая годная и негодная заросль. Вот и порхаемся во всем этом, как только все вытаяло…
После праздника будем разбирать голландку в сенках и готовить кирпич в первую очередь для очага-духовки, а потом – все дыры заштукатуривать…
И ты знаешь, Андрей, я все еще не наслушаюсь кукушки, как она тут кукует. Я ведь ее не слышала 19 лет. Наверное, из-за загазованности их в городах нету, не живут. Вот и слушаю ее…
Галина пишет, что ее день рождения отмечали очень бурно…
Изредка вести поступают от Вадима. Я по нем очень соскучилась. Кажется, целую вечность не видела его, он же мой первый внук.
В магазинах у нас почти ничего нет. Я и не хожу, кроме продуктового, а он рядом – все по спискам и дорого… Берем по 2.60 – 3 руб. яйца за десяток. Очень кусается, но все равно берем… Нарастим свой скот, птицу, то легче будет…»

4.06.1991 г. Старые Арти – Орел
«Теперь, вроде, мне стало получше. Меньше лежу, занимаюсь домашними делами. Огород посадили. Второй год в нем не кошу. Совсем такую работу делать не могу. В огороде занимается Михаил сам, причем в невиданную жару. Выкосил в огороде участок, так помаленьку дважды помочило. Вчера тоже межу скосил, посмеялись, опять дождик соблазнит. Так и есть: в 5-00 утра пошел дождик. Малость капнуло, и то радешеньки.
Сейчас Миша с Васей копошатся около трактора, к сенокосу готовятся… То точат, то варят, и никак не заводится. Теперь завелся… Я ведь в этом не разбираюсь, но в душе порадовалась, когда завели и поехали по меже.
Потихоньку техникой обзаводимся. В прошлом году на покос ездили на машине, тоже не из добрых, но сено на ней перевезли, осенью – дрова… Наверное, Вадим рассказывал об этой горе-технике. Люди-то не зевали, совхоз растаскивали, а Вася все думал, что ему кто-то что-то предложит. Но не тут-то было: кто смел, тот дважды съел. Вот теперь и собирает рухлядь. Ему и этого не достать было бы. Заслуга-то больше не его, а Анфисы. Женщина – молодец. Не там, так в другом месте добьется.
Андрюша, не раздумал к нам приехать? Вадим обещает в августе, у Юры последний экзамен 26 июня… Зоя со Светой приезжают в сентябре картошку копать…
Получила от Галины письмо. Она что-то на кухне взялась покрасить, встала на табуретку, и закружилась ее голова. Галя упала и сломала левую руку и ногу. Малость оклемалась и мне написала, но поехать к ней боюсь…»

11.10. 1991 г. Старые Арти – Орел
«Вроде дела идут чередом… С картошкой за полторы недели управились и накопали 300 ведер, каких я не видела лет 17. Теперь не оглядываюсь, варю поросятам… Обзаводимся «бесовой скотинкой». Еще купили пару козлят, т.е. козочку и козленка, чтобы им не было скучно. Впоследствии, может, и молочка…дадут. Одной козы маловато. Летом она давала пару литров… теперь около литра.
Овощей солидно набрали без всяких нитратов, жуков ничем не обрабатывали, собирали вручную. В погреб натаскали, кроме картошки, морковки, свеклы… В духовке готовлю кастрюлю «паренок», съедаю в холодном виде, и кишечник работает лучше. Миша их не употребляет…
Ремонтные работы продвигаются. Вот уже Миша переделал палисадник и калитку, обустроил туалет, а то в него невозможно было нормально заходить, а зайдешь – носом упираешься в дверь. Теперь сделан с таким простором, хоть раскладушку ставь. Осталось утеплить подполье и вставить двойные рамы, чтобы улицу не топить…
У нас на удивление установилось «бабье лето», какое бывает очень редко. Стоит сухая погода. До сих пор можно копать картошку. Мы же боялись, что ранняя весна была, так и осень выдастся ранней… Вышло все наоборот. Не пролетело еще ни снежинки, хотя проживаем половину октября…
В магазинах у нас, кроме списков покупателей, покупать нечего. Но хлебом кормят сносно. Если будет так, то голод нас обойдет. Но поживем, увидим…»
23.02.1992 г. Старые Арти – Орел

«Весной еще не пахнет, снегу подсыпает, но меньше прошлогоднего. Может, наверстаем мартом. Ведь в прошлом году вон сколько за март его насыпало. Холода большого не было – где-то до минус 35 и не больше…
Наша не очень приятная новость. На ночь 13 февраля зверек «скушал» пять курочек, так что осталось ровно пять штук, и те что-то похварывают… Очень жаль курочек. Они неслись всю зиму. Я говорила, наверное, летом будут отдыхать, а вышло так, что раньше срока ушли на вечный отдых… Михаил с Васей пять дней и ночей охотились за этим зверьком, и все-таки на пятую ночь попался он в капкан…
Вадим гостил без молока и для тебя гостинцы не взял… Телочка еще гуляла. У нас тоже коза не объягнилась. Еще ждем двух молодок. Вот и копошимся, как навозные жуки.
Был за твоей посылочкой Саша. Все еще не работает, гуляет. В Новоуткинске за это его сестрица Галя пробирает. Так он мне говорит: «Я не лежу, помогаю другу баню рубить, да у Колиного Саши дрова пилили да кололи». Я свое: «Ходи, чужую работу делай, а о себе не думаешь». А ведь наш Саша – человек деловой. У него все «7 коров доят»… Я на него обиделась…»

29.04.1992 г. Старые Арти – Орел
«В Новоуткинск съездила. Съездили с Зоей Меньшиковой, сходили на кладбище, проведали деда… Потом пошла к Галине. Она меня совсем не ждала и с Иваном П. в погребе перебирала картошку. Говорят, осенью раз сортировали, и снова много гнили.
У Галины, вроде, настроение получше. Меня проводила до остановки, конечно, с палочкой. Я ей давно говорила, чтобы ходила с ней, ей легче будет. И верно, говорит, я на нее опираюсь и лучше, а то все ссылалась на свое «стыдно».
Саша куда-то устроился через Первоуральск ездить вахтовым методом… И Иван Ив. , который тоже нигде не работает, туда тянет… Жизнь-то у него с Аннушкой – теперь дед и бабушка. Лена в 16 лет родила сына.
Коля чего-то строит, опять затевает гараж, внутри которого, как в крепости, - конюшня для поросенка. Это чтобы животное не стащили… Все нормально. Планы большие.
Дома занимаемся дровами и огородом. Заготовили дровишек на зиму. Правда, тянули их транспортом  с  выкупом с декабря до конца марта. Пришлось рубить по глубокому снегу, а вывозили по грязи…
В огороде все еще ничего не посадили. Земля мерзлая, но на неделе, думаю, хоть морковь посеять и чеснок летний посадить.
«Бесятики» развели 3 козочки и 5 козлят. Так что молоком обеспечены и даже сметану для себя делаем…
В магазинах с каждым днем цены растут: хлеб черный – 4 р. 75 к., белый – 6 р. 86 к., мука – 16 р. за 1 кг, сахар – 73 р. был, теперь его нет, а в Новоуткинске – 87 р. Дорожные билеты возросли от 3 р. 60 к. до 27 р. 50 к., по городу абонемент – с 0,5 к. до 30 к., говорят, будут по рублю. Все ждем лучшего, а под гору катимся без оглядки. До чего докатились или, вернее, докатились хуже некуда. Все умники куда-то попрятались, а остались одни дураки с «Боржомом». Даже мутит. В газетах и по телевизору – одна реклама. Кому все это надо? Просто все как чокнутые…»

4.11.1992 г. Старые Арти – Москва
«Потихоньку шевелимся. Думаем, это сделаем, будем посвободнее, и все какие-то дела. Так, наверное, будет по народной присказке: «Дом невелик, да лежать не велит». Весной возились с дровами и снова их выкупим. Надо опять рубить, возить и разделывать. Конечно, основная работа – на Васю. Вся надежда на него.
Шлепаем со своими козочками. В Покров выпал снег, и пасти их прекратили. Но сегодня растаяло. Наверное, снова будем пасти по очереди. Уж кому какой денек улыбнется. А нас с дедом на пастбище встречал дождь…
Хорошо, из города выбрались. Здесь с дровами, продуктами, прежде всего молочными, хлопотно, но проще, не бегаем. Да и как мы смогли бы купить на пенсию Михаил – 1300 р., у меня – 1200 р. В магазинах совсем одурели: пряники – 100 р. за 1 кг., сахарный песок – 108 р. и то не лежит, хлеб белый – 20 р. 50 к., черный – 17 р. Газ был 2 р. 40 к., а теперь – 100 р., 1 куб. метр  дров – 440 р… Хорошо, что Михаил не пьет и не курит. Пачка сигарет стоит 50 р. Многие стали садить свой самосад…»



Брат – Меньшиков Николай Михайлович

21.12.1988 г. Новоуткинск – Орел
«Не люблю я письма писать, но пришлось, хотя бы тебе написать. Давно думаю, может, поможешь моей мечте приобрести машину «Ниву»-2121. Можно бы и «Волгу», да старая не соглашается, мол, все деньги уйдут на нее.
У тебя есть возможность сделать это. По-моему, пора старшему помочь. Не прошу от тебя расходов. Оплачу сам. Не забыл, наверное, тебе посильную помощь оказывал, когда еще мать жива была, когда учился ты. Так или не так? Извини, старое прошлое вспоминаю. Не обижайся, Андрей. Машину мне надо.
Живем по-старому. Зоя работает, а я дома сижу. Но бывает, что-нибудь химичу. Иду на завод, конструирую на фрезерном станке.
У стариков дела плохие. Отец говорит, что ничего не болит, а есть не хочется, только молоко пьет. Рассказывает, что ходил за пруд к Изгагиным, упал на спину и головой ударился о плиту… Вначале думал, что надсадился. Вот и пытался лечить руки, ноги, живот и голову у разных «знатоков»…»

Брат – Меньшиков Александр Михайлович
11.04.1979 г. х. Долгогусев – Орел
«Получил ваш адрес от отца. Вам не кажется, уважаемый ученый муж, что вы заелись? Пару строчек с нового места даже не начеркаешь. Скорей всего, у тебя плохое настроение и неустроенность. Все, больше не ругаюсь, потому как писать я огромнейший лодырище.
Я немного сменил род своих занятий на производстве. Работаю в другом цехе по ремонту аппаратного оборудования, оборудование полностью французское. Французы следят за монтажом и наладкой. Мы, по мере возможности, учимся.
Две недели назад посадили картошку, лук, чеснок и т.д. Нам выделили участок в Белореченске 2,4 сотки, дачи не дают. Огород, гараж в Белореченске, мы – в деревне. В следующем доме обещают дать квартиру. Отделку его заканчивают. Появился вариант перебраться в свой угол.
Татьяна в феврале провела отпуск на побережье. Мы с Наткой вдвоем воевали. Учится она пока хорошо.
Погода у нас теплая. Все вокруг цветет, аромат медовый по всему хутору. Весна в полной своей силе…»

27.04.1979 г. х. Долгогусев – Орел
«Михайлович, получил твою депешу, с ответом задержался… Одним могу отговориться – настроение. Очень жалею, что нет во мне той доли внимания ко всем близким и родным, какое подобает настоящему нормальному человеку. Вместе с тем испытываю огромное удовольствие, испытываю что-то необъяснимое в связи с твоими успехами на учебном поприще. Ведь в этом заслуга не только твоя, но всей вашей семьи… Татьяне твоей – поклон, от всей моей душонки. По поводу вашего жилья (вернее, коммунальной устроенности) могу одно заметить: больше забот, меньше – хандры, да и в общем-то явление это временное. Чуток о себе.
Тружусь сейчас с увлечением, учусь приемам работы тружеников капитала. Много поучительного и полезного – особенно в новизне. Чуть прихвастну. У меня уже есть достаточно учеников, которых я научил своим методам работы. Здесь, т.е. в Белореченске, они уже тоже есть. Одного сейчас хочу – самому быть грамотным специалистом, таким, как ты историком… Мне учиться придется до гробовой крышки. Наука металлообработки также имеет огромное количество белых пятен на черном фоне. Хоть и буду я в низшем звене, но обладаю тем преимуществом, что многие только думают, а я изучаю руками и изображаю на деле. Ко всему этому мне пока гордиться нечем.
Натка учится хорошо, чтоб не сглазить. Приходим с работы, она уже сама подогрела, покушала, сделала уроки (на черновиках), помыла посуду и носится с ребятней на улице или во дворе. В общем-то это все неплохо, но и плохо – глаза за ней старшего нет за время нашего отсутствия. Дед зовет ее в гости. Она собирается. Я взял отпуск с 4 июня… Так что есть намерение оказаться в Билимбае…
Погода прекрасная. Недели две перед этим лили дожди, было прохладно. Один раз даже ночью заморозило до минус 2о. Картошка немного почернела, сейчас выправляется…»

2.03.1989 г. Новоуткинск – Орел
«Вчера, т.е. 1 марта, в очередной раз возил отца в Свердловск в областную больницу. Сделали обследование кишечника. Требуется операция, но врачи категорически против нее. Ссылаются на возраст. С одной стороны, они правы, т.к. он сильно ослаб. Живет второй месяц на молоке и ничего более. Предлагают лечиться народными средствами. Короче, дело швах. Папка пока передвигается сам, даже картежничать встает, в основном лежит. На днях повезу его в Первоуральск, рекомендовали обратиться к урологу…
Я с ноября прошлого года работаю на заводе старшим мастером цеха № 8. Кооперацию забросил из-за мотоцикла, потому как спиной маяться начал. Работа сейчас хлопотная, коллектив небольшой – 86 человек, острая нехватка мастеров, приходится самому крутиться…
Витька, сорванец, учится нормально, пока не болеет. Наташа – на сессии. Татьяна работает на прежнем месте. Иван Петрович с Галиной «скрипят» потихоньку, по-стариковски. Две недели назад приезжали Надя, Славик со всей семьей из Артей. Приезжали навестить деда, три дня у нас побыли. Надя сейчас – пенсионерка-нянька. Располнела, как колобок. Вслед за ними приезжали Зыковы. Вадик у них призван в армию, так что были втроем…»

17.08.1990 г. Новоуткинск – Орел
«Приезжал в командировку в Ливны, плюс отпуск. Перед выездом позвонил тебе – никто не ответил. Я не подумал, что вас нет дома… в отпуске…
В канун августа – начале сентября будет Саня, т.е. я, дедом. Наталка нынче заканчивает учебу…»

25.12.1991 г. Новоуткинск – Орел

«ИТРовскую работу я бросил, ушел в малое предприятие работягой… С середины мая до 6 ноября работал в Казахстане, в 100 км от Кустаная. За это время снял с себя все стрессы, втянулся в физический труд.
С 6-го отдыхаю, работать начну с Нового года. На днях ездил по деревням: Арти, Ст. Арти, Усть-Кишерть, Широкий Лог. Побывал у крестной в их новой обители в Ст. Артях. Дом хороший, живут прекрасно. Мне очень понравилось, что из первоуральской окраины выбрались… За время своего отдыха переколол всех поросят у племянников (кормов нет)…
Вчера стряпали пельмени у Ивана Ивановича на свадьбу Леночки. Она замуж выходит…
Наташа моя второго внука преподнесла… Мужик по виду, говорят, - копия дед. Имя еще не утвердили…
Вадим хочет в январе домой приехать… Мы с ним говорили, когда я у тебя был…»

2.05.1992 г. Нягань – Орел
«Работаю сейчас в Тюменской области в качестве начальника по ремонту и обслуживанию технологического оборудования и холодильников – объектов соцкультбыта в п. Талинский, п. Каменный на Дне – всего 38 единиц. Приходится ездить машиной и летать вертолетом. Скучать не приходится…
Команда у нас со всего бывшего СССР. Много ребят с Краснодара и Украины, Молдавии и Урала и т.д. Живем в общаге, готовим сами, питаемся чаще в комнате, реже – в столовой…
Погода у нас пока холодная: утром – минус 15-20о. Сегодня, т.е. 2 мая, первый день, тепло по-весеннему. 1 мая всей вахтой ходили на реку Ендырь, обжирались шашлыками с водкой. На реке местами промоины. Обь еще скована льдом. Машины по льду шастают.
Но скоро начнется лов рыбы, работы добавится. В нашем акционерном предприятии есть бригада рыбаков, участок Оби, и наша задача – рыбу заморозить, закоптить и реализовать. Как это будет выглядеть? Посмотрим после ледохода на Оби…
Работаем вахтовым методом. Месяц – на работе, месяц – на отдыхе…»

23.12.1992 г. Нягань – Орел
«Очень виноват перед тобой, не поздравил с Днем рождения… Хотел дать телеграмму – не смог по разным причиним. Прибыв сюда, в Таменский, я уже физически не сумел ее послать…
Работа у меня идет нормально, но бывают огрехи и «запорки». Не без этого. Особенно досталось в октябре. Директор уезжал, получилась неудача с заменой вахты из-за самолетов, и я остался один без холодильников с горсткой электриков и КИПовцев. Заявки посыпались, как снег. Пришлось вкалывать самому с ребятами. Работаем с 8-00 утра до 20-00 вечера. С утра разгоняю кого куда, сам – на вертушку или машину и – вперед! Работа интересная, разнообразная с импортным оборудованием. Команда с ним справляется: 90% инженеры, остальные – техники. Один я – недоучка-командир. Вот только зарплату выдают нерегулярно. Вчера приехал и получил только за октябрь. Неустроенность быта. Живем впятером. Шеф на днях обещал отдельную комнату со сменщиком моим, тогда, конечно, будет жить проще. Сами готовим пищу, с продуктами плохо и дорого.
На днях на работу подъедет Иван Иванович…
Как прошла свадьба Вадика?..
У меня что-то «мотор» временами пошаливать начал…»


Рецензии