Письма

                Строки из писем

Жена – Меньшикова Татьяна Александровна

3.10.1977 г. Александров – Краснотурьинск
«Доехала хорошо. В Москве меня встретили мама с Шурой, Татьяна, Валя и Людмила. Ну, ты, Андрюша, дал прикурить – всем разослал телеграммы. Не хватало только духового оркестра.
В Карабаново все страшно обиделись, когда не сообщили им об операции, сделанной мне в Краснотурьинске. «Именитые» медики наговорили родным всякой ерунды. Все напугались, задумались, как я жить буду без желчного пузыря, очень скоро умру. Мама с Шурой проревели 2 недели, до моего приезда. Дед тоже встретил меня со слезами.
Мое разъяснение разрядило обстановку. Они очень рады, что мы решили перебраться куда-либо ближе к ним. Я пока – в Александрове. В детской больнице встретили меня хорошо, и с 5-го я вышла на работу. По детству у меня полный завал, и я, конечно, очень скучаю о лоротделении. Но сейчас не смогу оперировать по состоянию здоровья. Да ладно, поживем – увидим.
Официально на работу меня приняли только с 16 октября, а потом эти дни разрешат отгулять. Я не возражала.
Живу у Татьяны Семеновой. Весь день на работе, встречаемся после 20-00. Домой в Карабаново езжу по выходным.
Андрюша, наш Валера, оказывается, курит и причем открыто. Когда мама мне сказала, я обалдела…
Бабка с Шурой собираются в Херсон, повезут грибы. Их, конечно, с нашими уральскими груздями не сравнить. Если сможешь, свои сбереги и привези. Захвати также сушеные.
Как учеба у Светланки?..»



22.10.1977 г. Александров – Краснотурьинск
«Папуля, я очень рада, что жизнь у вас понемногу налаживается. После твоего отъезда состояние было ужасным. Хотелось все бросить и ехать к вам, но я креплюсь.
Вечером нас ждали дома, купили бутылку, мама напекла пирогов к 11-00 вечера, но мы в Карабаново так и не появились. Надо было дурочкам поехать хоть на ночь.
В это время Люба Щербина жила у Татьяны. Представляешь, какое у нее состояние? Сейчас она вернулась в Загорск, вышла на работу.
В воскресенье приезжал милый сын. Но я всего два часа видела его. Это просто какой-то миг, т.к. он явился в 15 ч., а в 17-20 уехал. Его поезд из Москвы уходил в 20-20. Изменился, повзрослел, стал еще шире и выше. По-моему, даже поправился. Обиделся, что я не прислала телеграмму по поводу смерти Василия Щербина.
К бабке Валера тоже не успел. Оба мы в этот день в Карабаново не показались.
Приезжали братец Вовка с Тасей, погостили неделю и отправились в Херсон. Вовка ремонтировал мебель, в т.ч. табуретку. Так починил, что когда бабка попыталась встать на нее, то табуретка  разъехалась. Мама упала и сломала правую руку. Сейчас она в гипсе.
Галинку положили в больницу. Я тут с ней целую ночь не спала, был сильнейший приступ, боли в животе. Сейчас она лежит на обследовании.
Так что дома пока здоровы только мужики. Мне приходится ездить два раза в неделю. Вот в субботу поеду стирать белье, а также надо заняться уборкой к празднику.
Света, как твои дела? Как идет учеба?
Андрюшенька, Татьяна уже слопала грибочки твои...»



27.10.1977 г. Александров – Краснотурьинск
«Очень скучаю и решила поговорить с вами, папочка. У меня все по-старому. Только вот совершенно нет настроения. Плохо мне без тебя. Раньше ведь как-то жила, а сейчас просто не могу. Не знаю, когда этот год закончится. Хоть бы скорее 1-ое января, чтобы увидеть вас на несколько часов.
Здесь работать очень спокойно, ночами сплю, как сурок, никто не беспокоит. Первое время меня беспокоили слуховые галлюцинации – все казалось, звонит телефон.
Правда, скучаю по хирургии, но думаю, что и себя надо пожалеть. Хватит этих ночей. Завтра пойду прохирургирую гайморит нашего доктора. Бурыкин дал местечко в хирургическом отделении.
В субботу ездила домой. Там с Шурой стирали белье. А в воскресенье с ней случилось несчастье. Пришел к Славику приятель занять 5 рублей на бутылку и ушел. А соседка по квартире спрашивает: «Это племянник или нет?» Шура задумалась и давай считать, сколько у нее племянников. А в это время соседка, открыв подвал, не предупредила Шуру, и ушла с общей кухни в свою комнату зажигать свет. А Шура стояла спиной у стола. Как повернулась, так и нырнула в подвал! Даже нигде не зацепилась. Упала прямо затылком, переломов нет, но вся –  в огромных синяках. Ну и, конечно, сотрясение мозга легкой степени. Сплошные несчастья.
В воскресенье я пришла к Татьяне, и в 21-30 она повела меня гулять. Ну, ладно, она чокнутая, а я-то старая дура. Привела она меня в дубки (роща есть такая), а на улице уже стало темно. Пошли обратно, и возле садов раздался свист. Мы с ней –  в кусты, а затем мчались по всему полю по грязи. Я молча пыхтела позади нее, бежали и отдыхивались всю дорогу. Забыли про все болячки. Когда добрались до первого дома, рассмеялись на темной улице. На работе ее оборжали и сказали, что она, дура, ищет приключений на свою шею. Я же зареклась в такую даль да еще поздним вечером ходить. 
25-го у бабы был день рождения. С Татьяной мы съездили в Карабаново, поздравили ее, выпили по рюмочке, обыграли деда с братцем Михой в карты на 40 копеек и уехали в Александров.
Галину выписали из больницы, так и не поставив никакого диагноза. Теперь будут обследовать ее амбулаторно.
Сегодня Танину дочку Елену принимали в комсомол…
Как там у вас дела, как Света?..»

7.11.1977 г. Александров – Краснотурьинск
Здравствуйте, мои дорогие, дочурочка и Андрюшенька!
Света, получила от тебя письмо. Умница, пиши и дальше. Очень расстроилась, что ты замерзаешь. Света, никак не могу купить тебе шубу. Уже где только не заказывала, и пальто хороших нет… А пока я тебе высылаю, хоть и неновый, но теплый свитер и кофту. Как-нибудь потерпи, Света...
Балун-Вовка, находясь в Херсоне, очень жалеет, что хохлушки (тебя) нет дома, а то он из тебя все бы выдавил. Твоего братца Витальку замучил окончательно. Учится он не очень-то, а за тебя я рада, что ты на курсах занимаешься пока неплохо. Старайся, дочечка. Это в жизни очень пригодится…
Света, твоя кошечка Катька в Карабаново повзрослела. Первое время о тебе очень скучала, и сейчас, как заходит в твою комнату, так ищет свою любимицу, лезет на шкаф, нюхает все и мяукает. Как здорово ловит на улице мышей и лягушек. А как захочет мяса, ложится на свою газету и возмущенно мурлычет.
Виталька, когда находился в Карабаново, нашел твою фотографию, целовал ее и приговаривал: «Сестричка моя, родненькая, как я по тебе скучаю, даже не с кем подраться…»
Андрюша, ты Свету за учебу почаще гоняй и заставляй, чтобы в квартире уборкой занималась и есть тебе готовила, а то ведь с голода умрешь. Ты же у нас худенький, маленький. Как у тебя дела с диссертацией?..»

20.11.1977 г. Александров – Краснотурьинск
«Праздник прошел без особого веселья и настроения. Единственное, 7-го вечером сходили в лосевский сад. Посидели, выпили бутылку «Старого замка», в 0-00 пришли домой.
Ребята дома смотрели телевизор. Бабка даже не успела как следует увидеть Валерку. Он вырос, стал еще здоровее. Видимо, соскучился о тебе, хочется ему и ребят-одноклассников увидеть.
Валера с ребятами уже знает, как зарабатывать деньги: иногда разгружают вагоны. Я боюсь, чтобы учеба не прошла стороной. Думаю, в течение декабря съездить к нему и проверить. Как ты советуешь?
Да, папуля, можешь радоваться, что сын пошел не в меня, а в тебя: за бельем не следит, приехал в рваных трусах. Но главное – усердно занимается историей, на занятиях даже поднимает руку и имеет очень тесную связь с историчкой…
Папуля, я начинаю приобщаться к культуре. В воскресенье с Галинкой на автобусе ездили в Электросталь во Дворец спорта, смотрели балет на льду. Я, конечно, в восторге. 27 ноября думаем поехать в музей Пушкина… Может, время быстрее пройдет?
Работы у меня что-то стало много. В Карабаново бываю только в субботу и воскресенье. Дед чувствует себя неважно, видимо, из-за погоды. Здесь идут дожди днем и ночью. Снега еще не было…
Волнуюсь за тебя. Как идут твои дела? Неужели могут забраковать диссертацию? Ведь потрачено столько лет и сил. Да и для чего тогда эту тему утверждал ученый совет? Уж скорее бы декабрь. Хоть бы одним глазком посмотреть на вас. Соскучилась.
Татьяна весь день на работе, приходит в 20-00. Однажды пришла в 5-00, так я думала: уж не впустить ли ее по данному случаю? Жаль, что мои генеральские способности, как всегда, не пригодились.
16 ноября ездили в Загорск, отметили сорочины. Люба, конечно, все время в слезах и переживаниях…
Светочка, как идут твои дела? На мать не обижайся, т.к. у нее были дядя Володя и тетя Тася. Они уехали только 9 ноября. Поэтому она, наверное, никак не очухается».

13.05.1978 г. Александров – Краснотурьинск
«Вот поговорила с тобой по телефону, только еще больше расстроилась, решила написать письмо.
Что-то уж очень тяжело. Мне все время кажется, что что-то должно случиться. Не знаю, что происходит со мной, но такого состояния не было давно. Сплошные черные краски. Наверное, мы вновь сделали глупость, что я уехала без тебя. И тебе очень трудно, и мне. Может, мне приехать на несколько дней, а? Все же какое твое твердое решение: уезжать из Краснотурьинска или ты хочешь там еще поработать? Тогда, вероятно, ни к чему все эти наши мучения, и мне возвращаться на старое место. Моя голова идет кругом. Может, обождать, положиться на время? Моя симпатичная хирургическая сестра все беспокоится, что я уеду…
Валера приехал 23 апреля и уехал 2 мая. Три дня кормили его на убой. Взял с собой консервы. Если нормально сдаст экзамены, то на июль и август поедет в стройотряд, а в сентябре будет отдыхать.
Папуля, я очень соскучилась. Если у тебя появится возможность приехать, приезжай…
Как там Светлана?»

Тятя – Меньшиков Михаил Егорович

10.08.1976 г. Билимбай – Краснотурьинск
«Мы купили холодильник…
6 августа ездили в Первоуральск на свадьбу к Вере и Михаилу. Они выдали замуж Нину, а 9 августа были на именинах у Ани…
Валя обещает приехать в гости 25 августа. Им дали трехкомнатную квартиру. Толе с Надей тоже дают трехкомнатную квартиру в Артях. Толя там работает. Надя все еще живет в Ревде. Ждет отпуск!»

13.12.1977 г. Билимбай – Краснотурьинск
«Ты потерялся, а говорил, что мяса надо. Мы свинью зарезали еще до октябрьского праздника. Приезжай, увези. Денег не надо. Зачем они нам? Таня устроилась на работу или нет?
Галина в Кургате болеет. Две недели лежала в одной больнице, уже с месяц – в другой. Говорят, получше становится. Скоро выпишут.
Павлик женился. Живет в Турышевке с Нинкой в одном доме, но в разных квартирах. У него есть пасынок. Свекровь работает на ферме дояркой.
Веру давно не видели.
Коля был не так давно».

Сестра – Изгагина Галина Михайловна
11.11.1972 г. Кургат – Краснотурьинск
«Была в Ревде, погостила всего лишь 3 ночи. Попроведала маму, здоровье у нее неважное. Коля с Зоей уехали гостить к Саше. В праздник 1,5 часа была Вера, привозил ее Вася на машине…
Мне до пенсии осталось полтора года».

21.12.1976 г. Кургат – Краснотурьинск
«Сейчас мы с Ваней живем вдвоем. Правда, Вера вышла замуж в свою деревню и частенько к нам ходит. Они живут с большаками – матерью и отцом. Словом, семья у них четыре человека, но в предстоящем месяце еще кто-то родится.
Ваня на день рождения ездил к деду в Билимбай, немножко отметили. Живут они с мачехой хорошо, но и пусть. Ведь ему одному было бы скучно.
В этом месяце пополнение должно быть у Ивана с Аннушкой. Живут они в Новозлатоусте. Он работает управляющим отделением, а Аннушка, хотя и выучилась на экономиста, но пока занимается детьми. Но они подрастут, и родители наработаются.
Нина с Колей уехали в Сажинский совхоз исключительно из-за отсутствия в Кургате детяслей. Там она работает поваром в садике, Коля – на тракторе. Живут в совхозной квартире.
Паша проживал в Ревде, закончил курсы шоферов… Не знаю еще, где и как устроится.
На днях пришло письмо от Саши. Он устроился в Краснодарском крае. Осенью, как ему обещают, получит квартиру и перевезет свою семью.
Коля с Зоей, сыном Сашей летом приезжали и погостили дня четыре».

21.01.1978 г. Кургат – Краснотурьинск
«Я немного приболела, но сейчас нахожусь дома. Полегче стало.
Ваня в отпуске. Праздник собирается провести в Ревде и у деда».

22.07.1978 г. Кургат – Краснотурьинск
«Да, что-то ты молчишь. Мы забываем друг друга. Я бы давно написала, да адрес потеряла. Вот тятя прислал дак пишу письмо…
Ваня все бригадирит, а я – пенсионер. По дому работы хватает. Сейчас за ягодами хожу, да из внучат кто-нибудь да живет. Скучать не приходится. Теперь у нас с дедом пять внуков и четыре внучки.
Вася обещался в августе приехать в гости. Не знаю, если Вера зимой отгуляла, дак, наверное, один появится.
Деревня наша заметно пустеет. Люди уезжают туда, где есть школы, а то ведь они от нас далеко…
Погода плохая. Сегодня воскресенье, дак весь день мочит. Вообще совхоз косит, сено метает…»

Сестра – Кузнецова (Зыкова) Вера Михайловна
7.10.1972 г. Ревда – Краснотурьинск
«Я сейчас нахожусь в Ревде. Приехала проведать маму. Она упала в огороде и ушибла руку. Вот уже сидит три недели. Перелома, видимо, нет, а вся рука распухла, и она плохо спит. Растирает ей тятя днем и ночью. Она даже лечь не может, так и спит на диване, говорит, что если лечь, то руке еще больней.
Все время сидит, и ноги ее опухли, и их тоже заставляет растирать. Вот теперь и работа у тяти, но он, вроде бы, пока не ворчит, все делает, чтобы было лучше. А она говорит, наверное, уж придется умирать. Я говорю ей, что от руки никто не умирает. Вот рука отойдет, и еще Бог знает, поживешь сколько…
Приезжайте навещать, а то мама обижается, что никто не проведывает».

Брат – Меньшиков Николай Михайлович
15.01.1973 г. Новоуткинск – Краснотурьинск
«Решил написать тебе письмо с просьбой. Нужда настигла, продал машину, а теперь надо брать, а где? Хочется взять «Волгу». Я согласен взять нового выпуска за девять тысяч рублей, но это сложная проблема. Их мало продается. Такую, конечно, не купить. Хотя бы старого выпуска… Будут продавать, смотри, чтобы выглядела хорошо, без вмятин и царапин. Сейчас ездить не на чем…
Живем по-старому на старых местах. Сашко учится по-среднему, «пятерки» редко проскакивают. Мать все болеет. Вера ездит через два воскресенья, моет ее, стирает им.
В этот выходной все собираемся ехать к ним, если будет тепло…»

Брат – Меньшиков Александр Михайлович
20.01.1973 г. Алмалык – Краснотурьинск
«Спасибо за поздравление. Андрей, я не буду перед тобой извиняться, потому что это бесполезно. Благо, что Бог разрешил нам долго жить, поэтому мы, т.е. я, постараемся своевременно исправиться… Я уже много раз писал тебе отсюда, но ни разу письма не отправил. Просто думал, что написал достаточно мало или много, а, может быть, и неправдоподобно… Чтоб полностью описать мои здешние впечатления (некоторые впитались, внедрились в мое существо), для этого мало и общей тетради. Очень было бы хорошо, если бы мы сидели с тобой в первой, ближней из десятка пивной, ели шашлык из сухожилий, манты, где много лука (но не один лук)… Научился я малому, но могу угостить узбекским пловом, шурпой, моставой и в лагманной кишлачной – лагманом настоящим. И при этом смог бы тебе очень многое поведать…
Когда Николай с Зоей приезжали, нам все и вся препятствовало и неблагоприятствовало… В общем, просидели мы дома, дули ром, коньяк, водку и портвейн. Иной раз Бог небес прижимал руки к груди, и мы пили пиво с шашлыком и ни о чем толком не поговорили как с братом. Здесь даже в разговоре с названными товарищами (я не говорю с друзьями, потому что это понятие здесь довольно неопределенное) нужно, в первую очередь, быть дипломатом, а жена – дипломатический представитель какой-либо заинтересованной стороны…
Рыбалка здесь, в сравнении с уральской, не идет, чебачков не знают на вид, что меня кулаком по теме задело. Танька – в стенку лбом – или рыбалка, или семья. Вообще, просто говоря, «тяжелые дни переживает Одесса-мама». Правда, планы у меня гомеровские, несмотря на сгущение туч на горизонте квартиры…
Наташа стоит в углу, клянется собрать игрушки, смотрит телевизор. Не очень удручена, но имеет признаки раскаяния. Пытается плясать по-узбекски и чарльстон, но грозный маманин глас заставляет поставить пятки вместе, носки врозь…
Город наш очень молод как по созданию, так и по облику. Город современного будущего. Расширяется очень. Для кого? Неизвестно…
Работаю по ремонту кранов грузоподъемных и металлообрабатывающих станков. Об учебе только думаю, но не заикаюсь – карман у меня пошит узко и коротко…»

29.03.1974 г. Ревда – Краснотурьинск
«Приехал сегодня в отпуск. Нахожусь у мамы с папой. Таня с дочкой сюда собираются в июле. К тебе приехать не смогу: финансы не позволяют и надо получить багажом холодильник… У папки надо побелить и прочее. Мама совсем плохонькая. Папка еще что-то прирабатывает у соседей. Уезжать буду 23-го или 24-го апреля…»

29.10.1976 г. Белореченск – Краснотурьинск
«Мое величество соизволило написать вам письмо. По адресу на конверте вы, конечно, обратили внимание, что я изменил свое место жительства, т.е. перебрался на более прохладный климат с отголосками моря. Живу пока в общежитии, так что времени на письма достаточно.
С Алмалыка подобных мне «товарищей» здесь предостаточно, такие у меня есть на новом месте. Пускаем здесь жилкомбинат. Мое непосредственное участие заключается в наладке и ремонте металлообрабатывающих станков. Все строится на пустом месте, начинаем почти все с начала. Параллельно возводится жилье. Так что в ближайшем будущем есть намерение получить квартиру.
Город Белореченск по существу большая станица, где 90 % площади занимает частный сектор. Мест для отдыха в свободное время достаточно. Через городок проходит две реки: Белая и еще какая-то (забываю название). Можно ходить в лес за грибами. Сейчас у нас прохладно - +10, + 12о днем. Ходим в плащах. В городишке пока грязновато, а на площадке вообще болото, тундра.
Татьяна с Наткой остались пока в Алмалыке, скорей всего, до весны, пока не закончатся занятия в школе…»

26.12.1977 г. х. Долгогусев – Краснотурьинск
«У меня наконец-то выдался свободный денек, решил всем написать что-либо. На улице морозец 15-20о. Хотели с соседом сходить на рыбалку, но мне что-то расхотелось, к тому же я уже забыл, что такое подледный лов.
Наташка бегает, на санках катается, в школу не пошла; автобус не пришел за нашими школьниками. Учится она пока не прежнем уровне – хорошо. Мне кажется только, что знаний поменьше в голове у ней остается. Преподавание не то.
Квартиру к Новому году нам не сделали, будем ждать весны. Жить здесь, в деревне, намного лучше. К тому же город мне надоел. Один недостаток – далековато от школы, а в остальном я очень доволен. Есть чем занять свободное время. Вечерами сижу над Джеком Лондоном, в свое время не прочитал, решил сейчас с ним познакомиться. Библиотека у нас небольшая, но литературы, мне симпатичной, достаточно. В Белореченской библиотеке мне не понравилось, потому я там читал без разбора, что попадется. Здесь достаточно различных изданий в полном объеме.
Татьяна уехала сегодня в Белоречку, т.е. Белореченск, в парикмахерскую – готовится к празднику.
В прошлую субботу знакомился с участком в лесу, где мы будем выращивать картофель и овощи. Место мне понравилось, красивое. Участок соток 5-6, обрамленный орешником и грушами. Посреди участка то там, то тут стоят яблони и акации. Думаю сделать там что-либо типа домика, будет чудная дачка, даже если получим квартиру. В общем-то посмотрю, как получится. Не успел я только осенью вспахать, придется в феврале пахать и садить сразу. Этим участком пользовался года три мой сосед, потом от избытка отдал его мне. Весной придется за него бутылку ставить, когда закуска подрастет. Такой с соседом уговор. Как видишь, я становлюсь хозяйственным человеком – колхозником…»


Рецензии