Евгений Стеблов

Грани и кадры

Недотепистым и глуповатым - по аналогии с персонажами - полагал я его, когда сам был, каюсь, сильно глуповат (так будет честней и короче «юношеского максимализма»).
 
Две передачи с участием Евгения Юрьевича перевернули мое представление об этом человеке. Раньше я снисходительно «знал и оценивал» «его» как милого рохлю, а вернее недопонятого одарёныша из класса «белых ворон»: «Я шагаю по Москве», «Когда играет клавесин», «Культпоход в театр»…

Помнил и его нестандартную фактуру в фильмах Никиты Михалкова («Раба любви») или Алексея Коренева («По семейным обстоятельствам»). Ну и, конечно же, феноменально странного доктора Мортимера из «Собаки Баскервиллей» - самой гениальной главы из гениальной эпопеи Игоря Масленникова, где достигнуто то классическое совершенство уюта при уюте совершенства, которое чаровало мальчишеские (и, наверное, девчоночьи) сердца, припавшие в свое время к литературному источнику под вывеской «Шерлок Холмс»…

По-настоящему сразил недавний Стеблов в нашумевшем «Дне выборов». Далеко не юный мастер оторвался тут с таким азартом и… таким пародийным фонтаном (на как бы Табакова и иже), что даже трудно поверить: именно этот Женя 45 лет назад начинал с амплуа пай-мальчиков. Не в пример его ровесникам – безнадежно закренделевшим «мэтрам» около-голливуда… etc.
Короче, классный стеб!

Теперь познакомился с другим Евгением Стебловым. Отнюдь не вечным юношей с давней сединой, а человеком… Образованным, умудренным, тонким, глубоким, честным. Живой ум, ироничность и самоирония с отважной долей – что редкость – самооценки.

Увлекла импонирующая искренность - без натуги и бессмысленных «ёров». Которыми частенько грешат и самые крутые лицедеи. Зачем? Ради дешевого стеба, прикола, куража под КВН и Комеди клаб?.. В то время как это всего лишь симптом (и его же прикрытие) человеческого и творческого климакса. Выпендреж как самоцель. Как самообман (ибо другим все еще видней) при улете в тираж. Как способ покрасоваться, дескать, есть еще порох в пороховницах. Чем молодежь вряд ли купишь: «перечница ты старая, а туда же»…

Интересны стебловские оценки. Без традиционного холуяжа или, напротив, хамства, больших учителей и партнеров, например, Алексея Коренева, Андрея Попова и, что ценно, своего места, своей роли…
 
Потряс рассказ актера про то, как бесспорный мастер кинокомедии Алексей Коренев, чьи фильмы украсили биографию Стеблова (как и обратно), еще 13 лет назад простудился и замерз в подземном переходе. Он там торговал… газетами. Не нашлось, видите ли, места недавнему мэтру в новом Кино.ру. Сам рассказчик (Е. Стеблов) на похороны не попал – узнал о трагедии, спеша на спектакль. Отсюда двойственное отношение и к нему самому. Плохо, что не попал, что поздно узнал. Впрочем, и повинился, и извинился. И правила игры не им установлены. Примета времени – спешка. А то неровен час опоздаешь/прогуляешь - и уволят, чего доброго.

Стыдно должно быть родным. И всем нам. Ведь вот оно ярчайшее проявление шизо-демократии (или демо-шизофрении) с ее «новыми ценностями и кумирами». Помните? - «Рынок все объективно (думалось-то: справедливо) устаканит (и устаканил – сухой чернушкой по ободку стопаря)! Бездари, партийные конформисты и весь этот коммунистический отстой, весь этот устарелый, отживший хлам отфильтруются. И поделом»…
 
Стоп, стакан. Это кто же, Коренев – бездарь, конформист и хлам? Тогда что его «Вас ожидает Таймыр», «Большая перемена», «3 дня в Москве», «По семейным обстоятельствам»? И кто тогда те, что на коне? Да и даже если б «отжил и устарел», - разве былые заслуги, имя коим радость миллионов в трех уже поколениях, не стоят большего? И чего после этого стоят все «народные артисты», вся эта «демократия»? Демократия без справедливости – бардак!

И «кино» в таком случае происходит уже от греческого «собака»…
Отрадно, что еще есть, пусть и в прайм-тайм, и не на головных каналах, такие островки культуры, такие образцы искусства и «каналы» памяти о Ценностях человечества. Дай бог здоровья артисту, а зрителям – благоразумия при отборе своих кино-теле-предпочтений. Лучше быть кино-зрителем, чем «кино-логом». Тем более в роковых условиях високосного беспощадного и безвозвратного Звездопада*.

Родился 8 декабря 1945 года. Народный артист России (1993). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н.Крупской (1984 - за участие в фильме "Не хочу быть взрослым").

* Постировалось 11.04.2008 15:57 (портал «Кино-Театр.Ру»), тот високосный 2008-й открыл актерский мартиролог смертью Александра Абдулова.


Рецензии
Владимир!
Как всегда держите градус своей работы на высоте:
"классическое совершенство уюта при уюте совершенства" ( блеск!!!)
Пост о Великом Актёре играючи превращаете в Гимн-притчу о Добре и зле, мастерски жонглируя и словами и смыслами.
Стеблов мне нравился всегда - Актёр. Его уютный образ Мужчины в "По семейным обстоятельствам" легко соседствует в моём сердце с грустным очаровашкой доктором Мортимером.

С уважением и приветом

Дарина

Дарина Сибирцева   09.12.2011 10:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Дарина, за высокий градус доброжелательности!

Мой привет и ответный визит в ближайе

Владимир Плотников-Самарский   09.12.2011 14:27   Заявить о нарушении
...в ближайшее время!

Владимир.

Владимир Плотников-Самарский   09.12.2011 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.