Напряжение переживания времени в настоящем

«При не заполнении же переживаемого времени в переживании обычно создаётся томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом времени, которое в результате как бы удлиняется.» – С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» «Питер» 2010 стр. 251

Незаполненное переживанием время настоящего – есть пустое время. В пустом времени реализуется истинное одиночество субъекта. Часто его воспринимают как гнетущее одиночество. Гнёт этот преодолеваем, как бы ни высоко было напряжение его. Напряжение и заставляет разрушить гнёт, преодолеть его. Но наше терпение сказывается на том, как гнёт преодолевается. Нетерпение вызывает суетливость и пустое, шумовое информационное прерывание настоящего. Поэтому одиночество переходит в будущее, остается в прошлом и сокращается в настоящем и тем самым не меняет свою сущность, которая гнетущая, которая делает человека несчастным.

Терпеливое переживание одиночества в настоящем продлевает жизнь, делает человека истинно счастливым. Поэтому терпению следует учиться, следует учиться быть счастливым. Мы избегаем суеты, шума, чтобы наполнить одиночество пустотой, счастьем. Счастье, иными словами, - это пустота переживаний, их отсутствие, которое сопровождается душевным облегчением, лёгкостью, которая вместе с тем и телесная, ангельская.

До сих пор мы под переживанием молчаливо подразумевали негативное, гнетущее однообразие обязательного. Невыполненное обязательное гнетёт, исполненное обязательное прерывает настоящее. Чем чаще обязательное прерывает настоящее, тем сильнее ощущение текущего времени, мы воспринимаем жизнь наполнено при насыщении настоящего обязательным. Но это до той поры, пока напряжение одиночества высокое. Когда напряжение падает, уровень обязательного тонет в шумах суеты, так как частота невысоких требований возрастает.

Высокие требования возникают реже, чем невысокие, когда давление жизни постоянное. При изменении давления жизни вариации высоты требований могут меняться, и частоты разного уровня требований выравниваются. В этих условиях особенно важно внимание к настоящему. Прерывание одиночества в настоящем требованиями высокого уровня могут утомлять психику, сокращая длительность положительных эмоций восприятия жизни.

Учиться терпению – это значит при любых условиях реагировать на высокий уровень требований, выполнять обязательное выборочно, сравнивая требования по уровню. Чтобы сравнение не прерывало настоящее, оно должно проводиться  в одиночестве, в покое, т.е. мысленно, не выражаясь в символах речи, без афазии, которая становится неизбежной как только мы применим символ для выражения мысли.

Итак, мы приходим к символьной афазии, как тормозу на пути счастья в настоящем. Символьная (символическая) афазия – это нарушение логических законов реализации счастья в настоящем. Мы даём нестандартное определение Символической Афазии (СА), которая в настоящее время ещё только становится предметом наук. Наше определение претендует на философское, в рамках психологии творчества.

Таким образом, мы сделали набросок проблемы СА, которая будет решаться в рамках нравственного атеизма, исихазма. Здесь молитвенное молчание рассматривается как путь терпения в решении обязательного требования высочайшего уровня, уровня познания Бога.

Рублёвая поддержка через Яндекс 410011108187216
(идея указывать счёт для поддержки принадлежит Юрию Казакову, см. здесь http://www.proza.ru/2011/11/07/384 .  Суть её в том, чтобы «бросить» десятку-другую рублей на указанный счёт за понравившееся произведение и тем вдохновить автора. Кто откажется от поддержки?)

© C.A.Zhunusov 2003 Exclusive Re-mix 08.12.2011 06:00
© Черненко Л.П. 1946 Exclusive Re-mix 08.12.2011 06:00
© Буда Чернец 1999 Exclusive Re-mix 08.12.2011 06:00
© Travkine 1996 Exclusive Re-mix 08.12.2011 06:00
© Новый Бурбаки 2011 Exclusive Re-mix 08.12.2011 06:00


Рецензии