П. П. Ш

Из серии рассказов о В.О.В. 1941-1945 гг. «Война глазами мальчишки» Посвящаю своему однополчанину ПАШЕ ШИШКОВУ.
П.П.Ш.
Нет, дорогие мои читатели, я не оговорился и не прославляю знаменитый автомат ППШ, который был в годы войны на вооружении нашей армии,
он и сам о себе всё сказал. Я расскажу вам о мальчишке, с которым
мне пришлось встретиться в том роковом бою в конце 1941 г.
А вывел в заголовок этого рассказа инициалы моего боевого товарища
ПАВЛА ПЕТРОВИЧА ШИШКОВА, или как его ласково называли
солдаты нашего полка—ППШ.
Паша прибыл в наш полк в первых числах июля-1941г. Отроду
ему было чуть больше 14 лет, но для меня он был взрослым, ну
совсем как взрослый, если считать разницу в 3 года, то для мальчишек
это была большая разница, и значила для нас очень много, в смысле
приоритета. Где-то в Карпатах погибла его мать и сестрёнка при
бомбёжке. Отец, командир пограничник, ушел в первые минуты начала
войны на передовую, и Паша остался совсем один, как меня, его
подобрали военные. Я не буду рассказывать всю его биографию, дай
собственно, какая биография могла быть у 14 летнего мальчишки.
Мальчишка и есть мальчишка. Жили в гарнизонах с папами и мамами,
учились в школе, играли в войну, может быть лишь с той разницей, что
одни штурмовали крепости, а Паша, как сын пограничника, ловил
шпионов. Ростом он был выше меня на целую голову, одним словом-
крепыш.
Назначили Пашу в роту связи нашего полка, где он носился то с
коробками полевых телефонов, то с катушками проводов. Проще говоря,
выполнял работу связиста. Иногда ему поручали дежурство на КП
полка, а это значило, что по приказу командира он вызывал то или
иное подразделение или службу полка.
То роковое утро было как обычное, с той только разницей что
наше командование ожидало наступления фашистов.
Наш противотанковый полк был развёрнут для отражения танковой
атаки. Батареи заняли позицию примерно на расстоянии трехсот
метров в глубину от окопов, где располагалась пехота. А что такое 300
метров ?, если пуля нашей винтовки имела убойную силу до одного
км Перед окопами простилалось пшеничное поле, как море, и только
воронки от снарядов и бомб, как язвы на теле, черными пятнами
покрывали это безбрежное желтое море неубранных хлебов.
Все, кто был в блиндаже, находились в тревожном ожидании,
начала наступления немцев.
 
Наш КП располагался на небольшой возвышенностью, которую и
возвышенностью-то не назовёт, может и была выше на 2-3 метра
полей, по которым должны были наступать немцы. Шла, как обычно,
подготовка к предстоящему бою. Проверка связи с батареями, уточнение
целевых координат, обеспечение боеприпасами, и, остальные «мелочи»,
которые решали исход предстоящего боя. Паша находился в нашей
командирской землянке с группой связистов, которые колдовали около
телефонов и проводов.
Мы ждали. Ждали налёта фашистской авиации. Как это уже не раз
бывало, немцы обрабатывали наш передний край перед своим
наступлением, или усиленной бомбёжкой, или артиллерийским обстрелом.
Но было на удивление тихо. Ничто не предвещало начало наступления
немцев, а эта неизвестность ещё больше заставляло наших командиров
нервничать.
И ВДРУГ! Словно небо раскололось и земля встала дыбом!
Вой снарядов, черные султаны вздыбившейся земли от разрывов,
превратили наши позиции в сплошной ад. И в этой смертельной
круговерти, прижавшись к стенке блиндажа, я молил бога, чтобы не
было прямого попадания в блиндаж, иначе, случись эта беда, не то что
человека, а и части его было бы не найти.
Длился артналёт минут тридцать-сорок, И также неожиданно, как и
началось- наступила ТИШИНА, да такая, что аж в висках заломило.
Первый приказ командира, проверить связь с батареями. « Лютик, Лютик
я Ромашка, как слышите» и т. д. К нашей огромной радости связь с '
батареями не пострадала, что после такого обстрела была редким
случаем. Теперь наступал самый решающий момент, это отражение
танковой атаки фашистов.
И вот кто-то крикнул ТАНКИ, даже не крик, а приглушенный
возглас, и все кто был в блиндаже кинулись к амбразурам. Я тоже
пробрался к амбразуре и взглянул в сторону пшеничного поля, что
простиралось перед нашими позициями, и сердце моё захолонуло от
увиденного. По желтому полю, как по морю, плыли немецкие танки
несколькими колоннами в сторону нашего переднего края.
Раздалась команда: БАТАРЕИ К БОЮ, и сразу эту команду
разноголосым хором начали повторять связисты, в том числе и ПАША.
ВОТ ТОТ РОКОВОЙ МИГ ИСТИНЫ!
Сумеют —ли наши « сорокопяточки» выстоять против этой
стальной армады, несущие смерть всему живому. Наши 45 мм снаряды
не пробивали» броню немецких танков, и единственно, что могли наши
пушки, это остановить танк, перебив его гусеницы, или ослепить его,
ведя огонь по смотровым щелям. А остальную « работу» по
уничтожению танков, принимала на свои плечи пехота, применяя «коктейль Молотова», это бутылки с зажигательной смесью, и
противотанковые ружья.
 
Да простите меня, мои дорогие читатели за то, что я отклонился от темы. Ведь герой этого рассказа-Паша. Нои не описать обстановку боя, в котором принимал участие П.П.Ш., было - бы непростительно.
Бой был в самом разгаре. Немецкие танки сходу обстреливали наши батареи, и вполне естественно, связь с батареями прерывалась. Наши связисты, накинув через плечо ремень с катушкой, и взяв коробку с телефоном, уходили на линию устранять повреждение. В блиндаже остались мы с Пашей, и командиры.
Командир полка стоял у амбразуры и в бинокль следил за ходом боя. И вдруг: Паша вызови вторую батарею- Паша начал накручивать ручку полевого телефона, пытаясь дозвониться, но связи не было. Где связисты,? Мне нужна вторая батарея- в сердцах закричал комполка. Немецкие танки обходят батарею с правого фланга, Надо развернуть орудия. Связь! Немедленно связь!- кричал командир. И вот тут поднялся Паша. «Разрешите мне, я быстро проскочу на батарею и передам Ваш приказ»-сказал Паша. Командир с удивлением и, с горечью посмотрел на Пашу, но там решалась судьба боя, там гибли люди и бой есть бой. «Иди сынок, осторожно, да береги тебя фортуна, туда и назад» Он что-то быстро написал в блокноте, вручил Паше. Паша моментом под хватив катушку с проводом выскочил из блиндажа. « Гринек, иди к телефонам, и вызывай вторую»- сказал командир мне.
Прошло минут пять, от силы десять и связь с второй наладилась. Я передал трубку командиру, он отдал приказ, а у меня в голове, что с' Пашей? Где он? Почему сам не соединился с КП? Обычно, связисты восстановив линию, сначала сами звонят докладывая о восстановлении связи. Но Паша на связь не выходил. Я отбрасывал мысль о самом худшем, что могло с ним случиться, молил бога сохранить его.
В наш блиндаж вошли два человека, лейтенант и солдат с рацией, это пришли корректировщики, корректировать огонь дивизионной гаубичной артиллерии. Развернув рацию, они начали передавать координаты целей. И вот над нами загудело и наши снаряды стали молотить немецкие танки. А те что уцелели, развернувшись уходили по когда-то желтому полю за горизонт.
Бой закончился. И я с разрешения командира выскочил из блиндажа и помчался на вторую батарею искать Пашу. Подхватив провод полевика в руку побежал в сторону второй батареи, зная, что Паша тоже должен был идти по этому проводу, чтобы найти обрыв. Пробежав метров сто пятьдесят, я внезапно остановился как вкопанный. Перебирая провод я увидел, что на проводе ВИСИТ РУКА ЧЕЛОВЕКА(!), СЖИМАВШАЯ ПУЧОК ПРОВОДОВ! Я сразу узнал эту руку! Это была рука ПАШИ! Вот почему он не вышел на связь! Видимо, найдя обрыв провода, он соединил их, и для верности зажал в кулак. Я не берусь утверждать правильность этой
версии, но факт остаётся фактом! Когда я пришел немного в себя от увиденного, осмотревшись, метрах в трёх, на краю воронки от снаряда я увидел изуродованное тело нашего П.П.Ш!
Что я могу сказать вам дорогие мои читатели после того что Вы уже знаете о безвестном мальчишке, отдавшего свою молодую жизнь, защищая нашу РОДИНУ!
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ ШИШКОВУ!


Рецензии