О феномене Владимира Высоцкого

. О ФЕНОМЕНЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

(1) Трагедия Владимира Высоцкого заключалась в том, что вся его личность, все его творчество противоречили советской системе, где все раз и навсегда разграничено и распределено. Если ты – певец, то должен только петь, если композитор – только сочинять, если актер – только играть. Ты не можешь быть и тем, и другим одновременно, но должен быть всегда кем-то одним.
(2) Всех раздражало то, что слава Высоцкого исходила не от системы, но от него самого, от его собственного таланта. Природа славы Высоцкого была принципиально противоположна природе системы. Он был в ней абсолютно инородным телом. Это раздражало даже близких ему людей, которые позволяли себе некоторое свободомыслие и дерзость в рамках своего статуса – режиссера, поэта, актера – т.е. опять же того, что дала им система.
(3) Ведь в рамках системы каждый занимает свое, раз и навсегда отведенное ему место. Не может не занимать. И раз я отдал часть себя системе, я вправе рассчитывать и на признание в рамках ее. А тут я вижу человека, который ничем не жертвуя ей, имеет славу на порядок большую, нежели моя! Гораздо проще сделать вид, что ни Высоцкий, ни его всенародной славы попросту не существует.
(4) Стереотипы социалистического мышления настолько прочно въелись всем в мозги, что Высоцкий, сохранив в себе внутреннюю свободу творчества, остался практически один. В этом его трагедия – будучи всегда на людях, которым было лестно общение с ним, он оставался все время один.
(5) Секрет поразительно стремительного взлета Высоцкого в том, что он сохранил в рамках системы чистый, незамутненный родник своего таланта, не идя в этом плане ни на какие компромиссы. Через него, через его песни люди отождествляли себя с его внутренней свободой, это была единственная отдушина в рамках тотальной закрепощенности, глоток свежего воздуха.
(6) Естественно, что это не нравилось никому, кто считал себя тоже причастным к творческому процессу, особенно, собратьям по цеху – поэтам. Ведь их официальный статус стал возможен лишь после своего рода демонстрации лояльности по отношению к системе, они могли проявлять свободу мысли лишь в рамках ее, что, в свою очередь, было смертельно для их творчества, ибо система предоставляла поэтам некоторую свободу мысли, лишь заручившись с их стороны обязательствами по отношению к себе. Это была работа на дьявола, ибо система была в корне своем античеловечна.
(7) Высоцкий, сохранив внутреннюю творческую свободу, навсегда останется наиболее полным и ярким выразителем своей Эпохи. Целая Эпоха говорила голосом Высоцкого и в этом его непреходящая заслуга в глазах последующих поколений.


Рецензии