об искусстве и религии

 ОБ ИСКУССТВЕ и РЕЛИГИИ

В сущности, не так уж важны отличия тех или иных обрядов различных ветвей одной и той же религии – тема, давшая обильную почву для бесчисленных споров рьянейших схоластов, - а то, как она удовлетворяет наши духовные запросы, дает ли она утешение душе и пищу для ума в суровой гонке будней.
Роль научного познания мира должны взять на себя точные науки – каждая в своей области. Философия же, как мать всех наук, как это не покажется странным, вручив своим дочерям в руки инструмент познания – диалектику, сама должна держаться от них как можно дальше, больше льня к осмыслению высокого искусства и религии как поднимающих человеческий дух к истинным высотам его бытия, ибо делаясь философией точных наук, она становится, по сути, теми науками, философией которых она назвалась.
Этим я вовсе не хочу сказать, что данные области точного знания не должны быть изучаемы или что они имеют меньшую значимость, нежели познание глубин человеческого духа, нет, они занимают в человеческом знании свое достойное себя место, без которого картина мироздания была бы не полной, но каждый должен заниматься своим делом – солист не должен прозябать на вторых ролях, иначе его дарование попросту полностью не раскроется.
Верно, что религия содержит в себе помимо эстетических целей и цели осмысления природы, но, все же, главная ее задача – дать утешение страждущей душе. Отсюда и тот громадный арсенал средств из области искусства, привлекаемый ею в служении человечеству – живопись, музыка, литература. Все эти виды искусства, их органичный сплав – псалмопения, хоры, фрески, иконы, сама Библия, - собственно, и составляют все содержание религии, без них она превратилась бы в свод застывших догм, сделавшись почвой для бесконечного резонерства.
На начальном этапе становления человеческой мысли, когда все человеческое знание собиралось в монастырях и там же скапливались и огромные художественные ценности, религия поднимала, действуя своими средствами, человеческий дух к новым рубежам в области науки и искусства. Когда же, наконец, человеческая мысль обрела собственную самостоятельность, укрепив себя в раскрепощенности художественных канонов, появились т.н. «светские» искусства, т.е. искусства, содержанием своим никак не обязанные религиозным сюжетам, черпающие свое содержание в себе самих и наслаждающиеся самими собой.
Трудно сказать, что выиграли от этого искусства. Во всяком случае, религия осталась тем, чем она была и ХХ веков назад. Искусства же теряющие духовную почву, неизбежно иссякают, оскудевают талантами, начиная вновь и вновь тиражировать самих себя.


Рецензии