Перебрался дуб к рябине

     Когда в мае 1978 года мне предложили поучиться на курсах повышения квалификации в Ленинграде, я двумя руками ухватился за такое заманчивое предложение. Ещё бы! Пожить месяц в одном из красивейших городов мира, неспешно ознакомиться с его достопримечательностями и набраться ярких впечатлений.
     Для жилья я вместе с однокурсником Костей снял комнату у одной семьи в доме, расположенном неподалеку от института. Семья хозяев квартиры состояла из матери и двух сыновей.
     В институте я был занят до часу-двух, а остальное время было в моём полном распоряжении. Заранее наметил план, где мне следовало побывать и что увидеть. Так что домой возвращался только к вечеру, едва передвигая ноги от усталости. А Костя нашёл зазнобу и появлялся к ночи, если появлялся вообще. Постепенно я познакомился поближе с домочадцами квартиры.
     Мать семейства Ефросинья Платоновна, приятная женщина лет около сорока восьми, вдова, пенсионерка по инвалидности.
     Старший сын Фёдор, балагур и выпивоха, под тридцать лет, работает слесарем в котельной. По вечерам любит терзать гармошку, порой фальшивит, но получает от игры удовольствие. Если поддаст, то играет на мажорный лад, а в трезвом виде предпочитает минор. Иной раз сочетает мажор с минором, что может означать только одно – выпил, но недостаточно. Был женат, но сейчас, кажется, в разводе.
     Младший сынок Игорь, лет двадцати двух-двадцати четырёх, тихоня и скромняга, токарь на заводе. Редко подаёт голос и так тихо, что едва слышно. Увлечённо мастерит модели кораблей.
     В общем, обычная семья, мало отличающаяся от многих других. У меня с ними сложились лёгкие и приятные отношения без малейшего напряга.
     Один раз я пришёл домой и увидел, что у хозяйки в гостях дородная тётка, примерно её ровесница. Они вдвоём сидели на кухне, пили чай и о чём-то мирно беседовали. Феди дома не было, а Игорь занимался моделью крейсера «Аврора».
     Когда гостья ушла, Ефросинья Платоновна с загадочным видом спросила меня:
     - Кто, по вашему мнению, приходил ко мне?
     - Думаю, что это была ваша соседка.
     - Верно. Но кто ещё?
     - Может быть, ваша подруга.
     - И это правильно. А какие ещё предположения?
     - Могу добавить, что она – женщина, но это не смешно. Кто же она кроме названных?
     - Она – моя невестка и мать моей внучки, - сказала хозяйка с грустной улыбкой.
     Такой ответ изумил меня. Ровесница немолодой женщины родила ей внучку.
     - И кто же счастливый отец крошки? Наверное, старшенький?
     - Нет. Как раз младшенький, Игорёк.
     - Как это случилось?
     Хозяйка поведала печальную историю любви младшего сына. С самого детства он был стеснительным и застенчивым мальчиком. Когда другие парни стали гулять с девушками, Игорь просиживал дома. Тогда мать познакомила его с дочерью подруги Наташи. Эта Валя была скромной и серьёзной девушкой. Молодые люди стали встречаться, и Игорь возвращался со свиданий весёлым и довольным. Так продолжалось до тех пор, пока однажды Валя не заявила: «Тётя Фрося, скоро вы станете бабушкой». Хозяйка глянула на стройную фигуру девушки и сказала: «А по тебе это не заметно». На что та ответила: «А причём здесь я? Рожать собирается моя мама». Это известие потрясло женщину коварством подруги, которая отбила сына у своей дочери. Но, как порядочный человек, Игорь женился на престарелой любовнице. Потешно выглядела пара в Загсе: солидная беременная тётка и юнец, который годился ей в сыновья. Через пару месяцев Наташа родила прелестную внучку Юлю. Невзирая на большую разницу в возрасте, в их семье всё было ладно и уютно. Но счастье молодых длилось недолго: через полгода Наташа выгнала Игоря, приревновав его к дочери Вале. Причём выгнала с треском, запретив видеться с Юленькой. А потом подала на развод и алименты. Сын вернулся домой, отдав нерастраченную любовь моделированию. Скоро внучке исполнится три года, а она даже не знает – кто её отец.
     - Но вы по-прежнему дружите с невесткой.
     - Какая ни есть, а всё-таки подружка.
     - Может быть, Игорь ещё с ней помирится. Ведь у них растёт дочь.
     - Всё возможно. Но я в этом очень сомневаюсь. Если Наташа что-либо решит, то как отрубит.
     Дни мелькали как в калейдоскопе. Я не только облетал весь Ленинград, но и не миновал чудесных пригородов. По вечерам мне открывали двери театры и концертные залы. Для того чтобы тратить деньги на культурную программу, мне приходилось экономить на многом.
     Однажды вечером я застал хозяев за исполнением русской народной песни «Тонкая рябина». Фёдор наяривал её на гармони, а Ефросинья Платоновна пела задушевным голосом. Особенно старательно они исполняли третий куплет:

               Как бы мне, рябине, к ду-убу перебраться,
               Я б то-огда не стала гнуться и качаться.
               Тонкими ветвями я б к не-ему прижалась,
               И-и с его листами день и ночь шепталась.

     После короткого перерыва они повторили себе на бис. Заметил на столе бутылку вина и две рюмки.
     - По какому поводу банкет? – полюбопытствовал я.
     - Сегодня дуб перебрался к рябине, - отозвался Федя.
     - Не понял.
     - А что тут понимать? Наташа помирилась с Игорем, и он вернулся к ней.
     На мгновение я представил щуплого Игоря рядом с пышнотелой Наташей, которые никак не увязывались с дубом и тонкой рябиной, и мне стало необыкновенно смешно. Но не подал вида.
     - Давно бы так. Что её подвигло на это?
     - Валя уехала в Москву, так что ревновать стало не к кому. Поэтому Наташа снова прибрала к рукам Игорька.
     На следующий день принимали гостей. Всеобщее внимание привлекала шустрая и озорная малышка Юля. Игорь ни на минуту не отходил от жены, глядел на неё влюблёнными глазами и нежно обнимал её дородную фигуру, несмотря на предупреждение Козьмы Пруткова, что нельзя объять необъятное. Юля забралась Игорю на руки и о чём-то лепетала ему на ухо, совершенно не догадываясь, что этот новоявленный мужчина её папа.
     Пришло время возвращаться домой. Курсы вопреки названию мою квалификацию не повысили, разве что дали некоторые новые сведения. Я получил корочки об окончании курсов, никому не нужные кроме меня. Накупил подарков для родных, какие позволила скромная зарплата инженера. Когда укладывал чемодан, ко мне подошла хозяйская внучка Юля и увидела купленного для дочери плюшевого мишку. Она глядела на игрушку как завороженная. Без колебаний я протянул малышке подарок. Она нежно прижала мишку к себе, молча улыбнулась мне и выбежала из комнаты с радостными криками. Я знал, что на этот раз дочка останется без подарка, так как денег у меня оставалось в обрез, но нисколько не пожалел о своём поступке. Я как бы сделал подарок всем добрым людям, с которыми мне посчастливилось встретиться в этой командировке.

     Немного позднее я подарил и дочке плюшевого мишку, и он стал для неё лучшей игрушкой, о которой она помнит до сих пор.


Рецензии
Я - зимняя Миля… Миля – рябина, так имя мое звучит на родном татарском.
Я - дитя севера, ветров холодных, метелей …
Я - спасение всем птичкам в холодную пору…
Я - рябина, такая манящая, но неуловимая
Я – любящая, любимая
Я – сердцу милая, как и имя мое…

И я встретила свою любовь, сердце открылось вновь!
Скоро приедет, к сердцу прижмет...
С нежным теплом, Миля - рябина

Миля Харченко   22.02.2012 18:28     Заявить о нарушении
Миля-рябина! Очень поэтично ты раскрыла суть своего имени. Давно подмечено, что характер человека тесно связан с его именем.
Уверен, что твой любимый, который скоро приедет, согреет тебя от ветров холодных, метелей.

С симпатией. Олег.

Олег Маляренко   22.02.2012 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.