Роман Малиновый звон

Малиновый звон - первый роман Валерия Павловича Куклина, долгие годы плодотворно работающего в малых жанрах прозы, как художественной, так и документальной.
Герои романа поставлены автором в очень непростые жизненные ситуации. Проводя их через горнило страстей, он вместе с ними ищет ответы на главные вопросы: в чем смысл жизни? все ли грехи можно искупить? оправдывает ли благая цель дурные поступки человека? как сохранить душу, когда плотские искушения неимоверно сильны? в чем найти очищение?
Кому-то удается найти ответ хотя бы на некоторые из таких вопросов. Кто-то тонет в пучине страстей...такие разные характеры, такие разные судьбы...

Вот так начинается роман:

Зося была счастлива. В свой день рождения она, как и обещала, привела домой Стаса, чтобы познакомить его с родителями. Парень, видимо, понравился им, особенно отцу. Герман Борисович ни на шаг не отпускал от себя дочкиного ухажера. Они сидели за столом обнявшись и опустошали рюмку за рюмкой.
– Стасик, ты не переберешь? – забеспокоилась Зося.
– О тстань, девка! – притворно-сердито ответил за гостя хозяин дома. – В кои-то веки собрались за этим столом два мужика. Хоть раз дайте ваше бабье царство разбавить, отвести душу! Ну, зятек, давай выпьем еще! Ну их, баб! Мужики мы с тобой или нет? – И Стас с Германом Борисовичем снова дружно чокнулись.
В один из моментов Стас поднялся из-за стола и неожиданно заявил:
– Мы к началу сентября собираемся пожениться с Зосей, чтобы новый учебный год в институте начать уже семейными людьми. Ты не передумала, Зося?
Девушка не торопилась отвечать.

…Заурядная история. Компания студентов вскладчину сняла на сутки квартиру, чтобы отметить наступление Нового года. Зося и Стас оказались за праздничным столом рядом. Видимо, девушка сразу приглянулась парню, и он стал активно ухаживать за ней. К концу вечеринки они уже обнимались.
Вечером 1 января встретились вновь. Посидели в кафе, потом, взявшись за руки, гуляли по многолюдным праздничным улицам, шутили, смеялись…
Встречались часто, едва ли не каждый вечер. Бабушка Стаса занимала две комнаты в коммуналке. У нее-то и приноровились влюбленные от мороза прятаться. Евдокия Васильевна понятливая оказалась. Как парочка на порог, сразу засобирается:
– Я к соседке, чайку попить звала, а вы тут располагайтесь, меня скоро не ждите.
Зося начала подозревать, что Стас не случайно ее к бабке приводит. Не было у него денег на разные увеселительные заведения. Мать – преподаватель английского в школе, отец – конструктор на заводе. Бюджетники, одним словом. Вот у Зоси отец – предприниматель и денег для своей дочки не жалеет. Однажды, глядя, как Стас выворачивает карманы, чтобы наскрести нужную сумму за вечер в кафе, Зося предложила:
– Слушай, брось ты эти предрассудки. У кого деньги есть, тот и платит. Сегодня заплачу я.
Но парень был непреклонен:
– Нет, так не годится. Не думай обо мне плохо. Я временно на мели, но скоро начну зарабатывать.
И действительно, вскоре у него появились деньги. В первый же день он затащил ее в ресторан, заказал дорогущего вина, богатую закуску: «Что мы, беднее дру-
гих?»
С того раза и пошло. Рестораны, ночные бары чуть ли не каждый вечер.
– Клад, что ли, нашел? – шутила Зося. – Где деньги берешь?
– Знаем, где берем, но не скажем, – отшучивался Стас и шутливо грозил пальцем. – Ты особо не распространяйся. Это между нами... Клянчить у родителей больше не буду.
– Ты не передумала, Зося? – еще раз повторил Стас.
– Да согласна она! Согласна! – ответил за дочь явно перебравший Герман Борисович. – Такие парни на дороге не валяются.
Его жена, Надежда Егоровна, промолчала. Зосе не понравилось настроение матери. Всегда разговорчивая при гостях, любившая показать свою значимость в семье, она вдруг сделалась замкнутой и отчужденной, словно присутствие парня было сильно неприятно ей. Но не только это беспокоило девушку. Ее поразило странное сходство сидевших рядом мужчин. Оба блондины. Скуластые лица, зеленые глаза, полукружья высоко вздернутых бровей, родинка на шее... У отца, правда, две складки у рта и глубокие залысины. Но это возрастное…
Зося и раньше замечала, что Стас удивительно похож на ее отца, возможно, потому и предпочла этого парня другим кавалерам. Она тоже была очень похожа на отца. Ей все об этом говорили. А когда стала встречаться со Стасом, даже спрашивали: «Вы не брат с сестрой? Как две капли воды…» «Да, мы одной крови. Голубой...» – отшучивалась Зося. Но сейчас поразительное сходство Стаса с отцом вызывало в душе девушки почти мистический трепет:«Что-то за этим кроется… Но что именно?»
…Когда женщины ушли на кухню, Герман Борисович и Стас еще долго сидели за столом. Зосин отец был не настолько пьян, чтобы не насторожиться, когда Стас в разговоре назвал имя своей матери. В дочкином ухажере он сразу же увидел свое отражение в молодые годы. Это его сначала удивило (на какие только фортели природа не горазда), а потом насторожило. Захотелось выведать подробности появления парня на свет. Герман Борисович решил его подпоить. Но Стас оказался стойким на спиртное. И, по всему видать, темная лошадка. Скрытный. Балаболить горазд, а близко к себе не подпускает.
«Вера… Вера…» – повторял про себя Герман Борисович имя его матери.
– Твоя мама учительницей в школе работает? – задал он уточняющий вопрос (девушка по имени Вера училась тогда в пединституте).
– Да-а… Откуда вы знаете?
Чтобы не выдать себя, сказал, что спросил наугад:
– Вид у тебя интеллигентный. Чувствуется, что из хорошей семьи. Давай выпьем еще за нашу встречу.
…В молодые годы Герман, как и многие его сверстники, служил в армии, считая это мужским долгом. В непростые армейские будни солдата согревала мысль о любимой девушке, которая обещала ждать его возвращения. Переписывались... Потом переписка вдруг разом оборвалась без объяснения причин со стороны возлюбленной. Герман узнал, что она уехала в другой город, вышла замуж. Парень рвал и метал. Была даже мысль покончить с собой. Удержало только то, что тяжелобольная мать не пережила бы горя, узнав о безвременной кончине сына. Вернувшись из армии, он решил мстить всему женскому роду. Ему доставляло удовольствие, когда покинутые им девушки плакали и умоляли вернуться. Когда одна из них позвонила и сказала, что ждет от него ребенка, Герман не поверил ей, решив, что она просто хочет его вернуть, по-хамски обматерил и заявил, что ни она, ни ее ребенок ему не нужны, пусть сделает аборт. В этой круговерти ни к чему не обязывающих отношений незаметно пролетел год. Однажды Герман собрался в театр. Два билета на редкую постановку столичной труппы ему достала знакомая девушка в надежде, что он пригласит ее. Но парень позвал своего друга, который в последний момент почему-то передумал. Герман знал, что лишний билет у него оторвут с руками. В толпе у входа в театр он увидел знакомое лицо. Это была продавщица из продуктового магазина, с которой он хотел бы поближе познакомиться (тогда были большие проблемы со спиртным). Герман протиснулся к девушке сквозь толпу и предложил вместе сходить на спектакль. Она охотно согласилась. Так началась романтическая история, которая закончилась свадьбой. Герман не собирался жениться, но совсем сдала давно болевшая мать, и в доме нужна была молодая хозяйка…
Надежда долго не ложилась, поджидая дочь. Ей надо было о многом с ней поговорить. И в первую очередь – о кольце с бирюзовым камешком, которое Стас подарил Зосе на день рождения. Накануне воры побывали в их квартире. Забрали украшения (в том числе и колечко с бирюзой) и немного денег (основные сбережения Герман хранил на банковском депозите). По логике, обворовать их среди бела дня мог только кто-то из знакомых. Вначале подозрения Надежды пали на Александра Бахтиярова, ее знакомого по фитнес клубу. В день ограбления его на занятиях не было. Саша сразу запал ей в душу. Любезный, предупредительный, умный. Острослов, всегда дающий точные характеристики людям. Шутник и балагур. А главное – молодой.Женщине, у которой взрослая дочь, чрезвычайно льстило, что за ней ухаживает такой парень, значит, у нее еще не всё потеряно в жизни. Они встречались в шикарно обставленной квартире Бахтиярова. Александр уверял, что у него за рубежом есть родственники, которые зовут его к себе, но, чтобы обосноваться за пределами страны, нужны большие деньги.Надежда тоже давно мечтала о загранице. Ей, бывшей сельской девчонке, да вдруг выпало бы счастье жить в Лондоне или Париже! Она представляла, как однажды приедет на сверкающем лаком лимузине в родную деревню. Машину окружит толпа восхищенных односельчан. А она выйдет из обитого кожей салона в шикарном платье от кутюр. И все разом пораскрывают рты от удивления: «Это наша Надька-то! Беднота-беднотой, а как взлетела. Везет же людям!» Но, чтобы эти мечты стали реальностью, требовались
деньги. Как их достать, подсказал Саша:
– Дело у твоего супруга в гору идет. Грузопассажирские перевозки – перспективнейшее направление. Твой муженек станет богачом первой руки.
– Мне-то что от этого светит?
– Надо, пока не поздно, прибрать его бизнес к своим рукам.
Надежда недолюбливала мужа, считала его несусветным жмотом. Он постоянно ограничивал ее в расходах,укорял в транжирстве. Может быть, Надежда и была транжиркой, но в детстве она многого недополучила,да и соблазны сейчас уж очень велики. Зайдешь в магазин – глаза разбегаются от обилия всевозможных товаров. А она в детстве и юности годами не видела обновок. Последний ребенок в большой многодетной семье,довольствовалась в основном обносками, которые доставались ей от старших. Этот комплекс детского неутоленного желания и заставлял ее, уже взрослую женщину, хватать в магазинах всё подряд. Купит одно платье – другое покажется лучше, потом третье, четвертое… Ей постоянно казалось, что у нее мало модных, красивых вещей.
– Как можно прибрать бизнес к рукам при живом муже?
– Сегодня – живой, а завтра – нет. Соображаешь?
Саша лежал на кровати, его голова покоилась у нее на груди. Когда Надежда запускала пальцы в смоляные кудри любовника, у нее перехватывало дыхание от счастья обладания этим красавцем. «Он мой, – думала она,испытывая то же волнение, что и при посещении модного магазина. – Я никому его не отдам. Он всегда будет моим». Надежда понимала: чтобы сохранить любовь такого мужчины, нужны жертвы. И немалые. Но решиться на тот отчаянный шаг, на который намекал любовник,было выше ее сил.
…Зося явилась далеко за полночь. Хотела незаметно прошмыгнуть в свою комнату, но встретила на своем пути преграду.
– Мама! – удивилась она, увидев в коридоре Надежду. – Почему не спишь?
– Покажи колечко!
Зося сняла с пальца кольцо, подаренное Стасом, подала матери. Надежда сразу же заметила на колечке едва заметную щербинку (ударила как-то себя по руке ножом,разделывая мясо. Удар пришелся аккурат по колечку,которое и сохранило ей палец). В душе она ликовала:
«Слава Богу, мой Саша тут ни при чем!» Но как это колечко попало к Стасу? Надежда решила пока ничего не говорить дочери о своих подозрениях. Нужно сначала во всем разобраться.
Зося долго не засыпала, хотя вроде бы и устала. День выдался хлопотным. С утра помогала матери на кухне,потом накрывала на стол. Волновал ее и подарок возлюбленного: «Где Стас
взял деньги на дорогое колечко? Откуда у него деньги на рестораны и бары?» Она спрашивала парня об этом, но он твердил одно: «Заработал. Можешь в этом не сомневаться». Однако сомнения оставались.И потом… Это поразительное сходство возлюбленного с ее отцом. Случайное ли оно?
Короткая летняя ночь таяла на глазах. Небо на востоке посветлело. Зося сбросила одеяло, встала. Долго глядела через оконное стекло на занимающийся рассвет,потом распахнула створки. В лицо повеяло свежестью утренней прохлады. «Как хорошо!» – воскликнула она
и вспомнила добрую деревенскую бабушку по материнской линии, которая вставала утром затемно, топила огромную русскую печь, занимавшую пол-избы, и на весь день готовила еду для домочадцев и многочисленной скотины. Особенно удавались бабушке пироги с капустой. Их дурманящий запах разносился по всей избе и проникал даже на сеновал, где Зося обычно устраивала себе постель, гостя у бабушки. Учуяв этот запах еще во сне, она вставала и под крик петуха и кудахтанье кур шла в избу, где хозяйка уже ждала ее, сидя на широкой лавке.
– О тведай-ка, милая, пирожка, – предлагала бабушка, убирая под темный платочек растрепавшиеся седые...


Рецензии