Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2

начало в http://www.proza.ru/2011/12/08/1790

«Русская борзая». Рассказ –потом фильм «звезда пленительного счастья»- борзых заставляли грудью кормить крестьянок- ах, сволочи!-мы возмущались, протестовали- и не знали почему- а Павич- так и сыплет нам отгадки. Вот зверюги- барычи -меняли крестьян на борзых. Меняли на борзых, потому что это было в традиции- продавать и покупать их считалось позором, поэтому и меняли. Такой был обычай- быт и жестокие времена, как и выкармливали грудью борзых. традиция перевешивала все человеческое,  убивало живое и чувствительное.  В любви герои несут большую долю ультимативности «русская борзая»-почувствовала, что разлюбила ушла-так в «вольноотпущеннике» и в «русской борзой».

 «Грязи» напомнило «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса- строит дом, держит хозяйство сильное –крепкое, «разводит порося». Напомнит «Дом духов» -фильме где  история про цветущее и пришедшее в упадок хозяйство.
Такой рассказ, как в одном из эпизодов в «игре в бисер» Гессе про эпизод про паломников, где один из них приходит к другому.
Неожиданный финал- неожиданна развязка, визитная карточка автора- которую угадываешь по величине абзацев и белому полю. отмеряющему конец страницы.

«Воспоминания- пот души»- вспомнил из «последней любви в Константинополе»-тут непременно напоминание и тайное знание – есть оказывается, и органы души -рассказанные в «корсете». Такие невесомые, как у картины Майкла Пакерса- неразгаданные сны, книги  которые нужно читать, имея под русской сонник с закладками на многих страницах, или большой мифологический словарь, освоить секреты гадания и духовные практики-чтобы уже «подготовленным» приобщаться к этой прозе. Пересмотреть все картины Дали, все фильмы Дэвида Линча, все основанное на снах и  иррациональных образах, приходящих в нем.

«Этюд с удом»- «одиннадцатый палец». Именно поэтому я заключил, что у Павича вдвойне больше яиц, чем у Вишневского. Многие приписывают авторство сочинений Вишневского женщинам. Это частое и морально неоправданное суждение, которое умаляет его литературные заслуги и достоинства. Несомненно, сильная сентиментальность и слезливость в его творчестве присутствует. Так чутко и тонко, пожалуй, многим не дано передавать в словах что творится внутри женской душевной организации, поэтому, учитывая явственность и преобладание женского начала в творчестве Вишневского, здесь, в творчестве Павича- оно преобладает. Проза не становится маскулинистой от количества описываемых половых актов, или больших размеров, не в половом лексиконе-а пожалуй, в том эрогипертексте, про который говорит его супруга. Его супруга говорит, что тексты Павича гипертекстуальны, а я добавлю эро-гиперсексаульны. Даже если Павич не пишет о вещах  ниже пояса, то, как мужчина, думаешь про секс раз в две минуты, все равно считаешь, что Павич имел ввиду именно это. Его проза настраивает на лад ожидания, предвкушения, сладострастия. И несмотря на механическое не-употребление «кодовых» слов в этом жанре- мы -то знаем -здесь оно подразумевается. Само собой разумеется.

 «Трехспальная кровать». Слишком «польский» рассказ, отдает ананасовым соском и устрицами, воспетые Вишневским, в такой манере «один поляк, который умудрился поцеловать ее во все места и дать имена всем частям ее тела,  дать имя каждому ее пальцу»- история о двойственности  начертанной на каждой столовой вилке -про простую зубчатую вилку  и так обыграть целый рассказ –ударившись в доморощенную философию.

Рассказы - малая и емкая форма, конечно, не пикульские Миниатюры исторические из- за пикантности там приведенных историй-но если взять к примеру, Лимонова в своих миниатюрах «книги воды», « книги мертвых» и «священных монстров» , «анатомии героя»-все «разжижает»- все освещая под разными углами односложность самоупоения и саолюбования-но не повторяясь в текстах, заново обыгрывая, у него не так насыщено,  и его описания после живой прозы Павича становятся одномерными-без философичности, без магии, без сказочности, без иносказательности, без вложенной ладонями тайны и приоткрытого занавеса –завеса правды, шутейной самоиронии- показывающей как Бог и судьба играют каждым человеком. Философичности и поэтики такой живой и  бескомпромиссной -ярко- красочной выразительной речи- «така дивна сумиш»,  которую может дать только столкновение культур и цивилизаций.

Суть- схема любого приведенного в сборнике произведения -матрешка («китайская шкатулка»-как в «Коллекционере» у Фаулза)- одно время, спрессованное и развернутое, как бросок бумеранга- возврат и удар по башке -неожиданным концом  который удивляет плохим итогом-в котором сразу запрятана мораль рассказанной басни-одни герои превращаются в других- женщина превращается в мужчину, как в «шляпе из рыбьей чешуи», неожиданные перевоплощение в мать героя, как в «корсете»- как нож в спину в «отглаженных волосах». Неожиданная кульминация- внезапная развязка-вот о чем нам поведала сказка -притча, сказка-басня-так могу охарактеризовать каждую историю-если взять ее композиционное построение-если отбросить все детали-всей своей иносказательностью-такой местечково нарочитой абсурдностью образов Павич говорит нам- и мы чувствуем, что « в теме», да, в одной с ним теме, понимаем, его, как собаки-только уже не можем передать своими словами.

Женственность и чувственность проявляется в использованных образах- мизинцы и пальцы, которые носят по нескольку колец- вино, которое можно выпить с груди, не расплескав, волосы цвета воронова крыла, которыми можно укрыться, как одеждой, гениталии, которым даются имена, которые можно кормить явствами- «последняя любовь в Константинополе».

Герои не живут обычной будничной жизнью. Герои не живут бытом, своей будничной жизнью, они где-то над, где-то в стороне. Такие оригиналы, испытывающие только что- то из набора сильных чувств, что можно дышать только полной грудью и любить на грани, на краю, на пределе сил и возможностей, проживающие по несколько жизней за один раз. Гиперсексуальность «Долгое ночное плавание» завораживает –сексуальность в рассказах Эдуарда Тополя –она другая- в этой балканской прозе чувствуется натуральность и душевность, поиск компромиссов, у Тополя- игра на публику-на коммерческий эффект, искусственность, банальная дразниловка, чтобы стать русским Генри Миллером или нео-Набоковым в похотливой прозе- про пьяные зачатия, и дикие оргии- читаешь про русский разврат и сразу чувство-что тебя самого вымазали грязью и вываляли в перьях- это только раздражает -народ щедро пускающий семя и производящий дикое племя. А в прозе Павича этого нет-нет свального греха, описанного Тополем жирными красками больше, чтобы обидеть, чем показать  как надо, и иметь снисхождение к маргинальной площадке, описанной в прозе, где живут отщепенцы и психи, для которых любовь не болеутоление-это выходящие сопутствующие газы.  Читая Тополя, чересчур личное впечатление, испытываешь отвращение к себе, своей стране и себе подобным, самоуничижение. Павич учит принимать не чураясь, не стыдясь, не тыча пальцем, не оскорбляя и не унижая чувство национального достоинства, топча самосознание-угнетая его ядовитым и едким словом. Высоцкий ведь тоже писал о маргиналах и проститутках, промышлявших для иностранных клиентов за СКВ-но он не описывал их с такой брезгливостью-он писал о них, не деликатней-но «лишний раз не пачкая».. Удивляешься, как люди знают свое родство, генеалогию и происхождение, и могут проследить ее от глубины веков и преданий от  тринадцатого -четырнадцатого века, когда в «жила -была одна баба» мы не можем понять правда там было, или нет, хотя было всего сто лет назад-даже века не прошло-как будто мы «без роду, без племени» -Иваны, не знающие родства и отцов.

 В начале своего «автопробега» по произведениям Павича я написал «папа может!»-строка из детской песни, что папа может «все, что угодно»- учитывая маскулинность его прозы- Павич, действительно – «папа».

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171


Рецензии