Выставки кустарей

        В сорокатомном труде «Записки УОЛЕ» за 1871 – 1928 годы, газетах «Екатеринбургская неделя», «Пермские губернские ведомости» мне нередко приходилось читать о мастерстве земляков. Свидетельствуют об этом и каталоги выставок, проводившихся в разных городах Российской империи.
        Сибирско-Уральская научно – промышленная выставка, проведённая Уральским обществом любителей естествознания (УОЛЕ) летом 1887 года в Екатеринбурге, назвала новые имена любознательных и талантливых земляков – жителей Мраморского и Полевского. Но если мастеровые Полевского завода поделили славу, получив одну, общую, золотую медаль вместе с другими предприятиями горного округа – Сысертским, Северским, то кустари – мраморщики получили награды, как говорится, из рук в руки.
        Имея в виду количество представленных экспонатов одним лицом, нельзя не сказать о совладельце заводов округа Дмитрии Павловиче Соломирском. Действительный член УОЛЕ, страстный охотник, фотограф и краевед (с его портретом и многими его подарками можно познакомиться в Свердловском областном краеведческом музее), он представил на выставку более сорока фотографий, чучела птиц, принял активное участие в отборе экспонатов и составлении чертежей цехов и заводов Сысертского горного округа.
        Красногорское двухклассное, Кособродское женское, Мраморское, Северское начальное и Полевское городское женское народные училища представили на выставку ученические работы по русскому языку и чистописанию. А Полевское училище – ещё и рукоделие, за которое удостоилось, единственное, похвального отзыва УОЛЕ.
        Мастеровой Полевского завода Семён Николаевич Чирухин одним из первых сдал свои экспонаты – медные подсвечники, прессы для карточек, штемпели. Это произошло ещё в 1883 году, когда разговор о выставке только начинался. Его товарищи по заводу сделали это много позже.
        Как и Чирухин, Николай Захарович Потоскуев был награждён бронзовой медалью Министерства финансов. А выставивший на суд жюри вырезанные из дерева иконостасы и рисунки Василий Васильевич Лазарев, удостоился серебряной медали УОЛЕ «для содействия русской промышленности и торговли за очень хорошую, лёгкую и изящную резьбу по дереву».
Кстати сказать, судьба В.В. Лазарева очень интересует современных полевчан и членов Уральского общества краеведов.
        Просматривая документы о выставке 1887 года в Екатеринбурге, я поначалу не обращал внимания на сообщения об Иване Александровиче Попове. Потом узнал, что речь идёт о крестьянине из села Полдневая. Он экспонировал чурку с пчёлами и косулю, за которую был отмечен бронзовой медалью Императорского Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
        Неопределённость местожительства некоторых экспонентов делает перечень участников выставки-земляков, неполным. Например, не ясно, где жил Александр Иванович Петров, представивший десять экспонатов, среди которых карась и кальян с Карасьего озера, что близ деревни Макаровой, голавль и язь, выловленные близ села Курганово.
        Или другой пример. Заказы рабочих Сысертского, Полевского и Северского заводов на изготовление медных гранатных кофейников, ваз, подсвечников, самоваров выполнял некий умелец Василий Алексеевич с северской фамилией Стихин. Кто он? Откуда? Известно только, что своим ремеслом он занимался с 1877 года и тратил на него 15 пудов меди в год. А это более 200 кг!
        В естественно – историческом разделе выставки посетители восхищались «куском почковатого малахита из Гумёшевского рудника, замечательного по величине и красоте», принадлежащего екатеринбуржцу Петру Михайловичу Бурнашеву.
        Следует отметить, что изделиями наших земляков особенно был наполнен шестой отдел – «Произведения кустарной промышленности». Именно там размещались поделки В.Лазарева, В. Стихина, С. Чирухина. Но ещё больше - в том разделе, где экспонировались предметы гранильных промыслов, и среди них – множество каменных работ жителей села Мраморского.
        Мастеровой второй статьи Горнощитского мраморного завода (так именовался тогда нынешний завод мраморных изделий) Семён Панов в 40-х годах XIX века работал над дворцовыми каминами. С малых лет здесь учился у мастеров и его сын Сергей Семёнович, который готовил из мрамора различные украшения для памятников – ангелов, кресты, листья и прочее.
        В Екатеринбург, на выставку, С.С. Панов доставил бюст императора Александра Второго, отмеченный бронзовой медалью УОЛЕ.
        Неудивительно, что корреспондент «Екатеринбургской недели», комментируя результаты Сибирско-Уральской выставки 1887 года, писал: «Внимание свежего человека будет вполне приковано многими действительно выдающимися  по своей красоте, изяществу и трудности выполнения вещами, к числу которых нужно по справедливости отнести стол из мрамора Клевакина, стоящий 28 рублей, мраморные умывальники и вазы Комарова, две вазы Костоусова, стоящие 35 рублей (все – с мраморского завода)».
        Следует отметить, что ежемесячный заработок кустарей – мраморщиков, работающих на подрядчика, колебался от 15 до 25 рублей и от 30 до 70 – у самих подрядчиков.
         В марте 1887 г. правительство утвердило в селе Мраморском артель кустарей. Она объединила двадцать мастеровых. Некоторые из них были крупными подрядчиками, изготовляли памятники и по очереди продавали их в Перми, Томске, Ирбите и других местностях, где имели склады, лавки, амбары. Старостой, или председателем артели, был выбран И. Пермикин.
Кустари – артельщики охотно участвовали в ярмарках. Продавали они свои мраморные изделия и на Екатеринбургской выставке 1887г. Газета «Екатеринбургская неделя» сообщала, что мраморчане навезли на неё столько каменных памятников, что те ещё долго стояли на территории выставки даже после её закрытия не раскупленными и не вывезенными, доставляя организаторам мероприятия немало хлопот.
        Мне довелось встретиться с Марией Семёновной Пановой – женой Семёна Сергеевича. Она показала «Выписку из постановления жюри первой областной выставки художественных работ из камня» от 13 августа 1938 года. В ней сообщалось, что «за изготовление из мрамора бюста В.И. Ленина Панову Семёну Сергеевичу присуждена третья премия в пятьсот рублей». Эта работа находилась в областной картинной галерее.
        А ещё у Марии Семёновны я увидел висевший на бревенчатой стене низкой избы диплом второй степени, которым, почти месяц спустя, 23 сентября, выставочный комитет этой же выставки наградил Семёна Сергеевича за бюст П.П.Бажова и другие работы.
В 1926 – 1930 годы в селе Мрамороском существовала школа фабрично-заводского обучения (ФЗО), преподавателями в которой работали потомственные каменных дел мастера Проскуров, Титов, Никитин. Такие выпускники ФЗО, как В.В. Крылатков, изваявший многих героев сказов П.П. Бажова, своих родных, стали достойными продолжателями славных дел мастеров А.И. Комарова, А.А. Петровских К.И.Ларищева, А.В. Кляузова, И.Н. Костоусова и многих – многих других.
                5 и 29 мая 1990г.
        В 1890 году в Казани проводилась Всероссийская научно-промышленная выставка. Екатеринбургская уездная управа представила в ее школьный отдел брошюру «Краткий исторический очерк деятельности Екатеринбургского земства по народному образованию с 1870 по 1890 годы», а также «Азбуку комиссии учителей», протоколы педагогических курсов, каталог народных библиотек и прочее.
        Здесь же экспонировались рисунки и изделия учеников Мраморской школы искусств. О качестве их исполнения говорит такой факт: бывшего выпускника школы Николая Ивановича Пермикина жюри выставки наградило бронзовой медалью, а саму школу и четырех ее учеников – похвальными листами.
        10 февраля 1891 года еженедельная газета «Екатеринбургская неделя», в частности, отмечала: «Пермский кустарный отдел дал вполне ясное представление о местной кустарной промышленности. Что же касается гранильного промысла по отделу цветных камней, то они, как особенность Урала, занимали исключительное положение. Изделия же из мрамора – памятники – оказались хуже таковых из гранита Рыбинских кустарей».
        Обращая внимание на данное обстоятельство, Пермское губернское собрание, основываясь на заключениях жюри выставки, отметило: «Экспонаты профессиональных школ и классов показали, что Красноуфимское промышленное училище…Кунгурское техническое училище и художественный класс при земском Мраморском училище представляют серьезный материал для решения вопроса об организации профессионального образования кустарей», ибо кроме Мраморской школы, подобного образования будущим камнерезам нигде в Екатеринбургском уезде не давалось».
Много позже, по настоятельной просьбе членов Уральского Общества
Любителей Естествознания и по требованию жизни, управа вынуждена была с 17 октября 1898 года выступить перед уездным собранием гласных с проектом школы искусств, подобной мраморскому классу, при Екатеринбургской гранильной фабрике. Открыли ее лишь в 1902 году.
                ***               
        В 1976 году отмечалось 275-летие зарождения чёрной металлургии на Урале. В связи с этим была создана комиссия по восстановлению истории уральской металлургии, возглавляемая бывшим секретарём обкома КПСС, а позже – директором НИИЧМ В.И. Довгополом…
        8 апреля 1735 года канцелярия Главного заводов правления в Екатеринбурге издала указ об обязательном клеймении изделий из железа и меди на горных заводах Урала.
        Клеймом, построенного в 1739 году, Северского железоделательного завода стала, как известно, цапля. Долгим оказался век этой птицы.
        Развитие горной промышленности настоятельно требовало применения к заводчикам таких мер, которые бы способствовали этому развитию и повышали ответственность владельцев заводов за качество выпускаемой продукции.
Впоследствии, кроме клеймения, этой же цели служили и проводимые в государстве различные выставки.
        Об участии Северского и Полевского заводов в одной из них, проходившей в 1898 году в Нижнем Новгороде, мне и хотелось бы рассказать.
        В горном отделе Всероссийской художественно – промышленной выставки большое место занимали экспонаты предприятий Сысертского горного округа – Сысертского, Верх – Сысертского, Ильинского, Северского и Полевского заводов.
        Северский завод прислал в Нижний Новгород двадцать один чертёж с изображением общих планов, продольных и поперечных разрезов, видов с фасадов и сбоку. Например, план Северского завода и железоделательной фабрики; мартеновской, сварочной, пудлинговой и кирпичеобжигательной газовых печей, прокатной машины с боковым видом прокатных станов; воздуходувных мехов с горизонтальными цилиндрами, с видом на воздуходувную машину и парового двигателя к ней на время маловодья; шеститонного парового молота и т.д.
        Семь чертежей (общие планы предприятия, корпусов фабрики и генераторов; разрезы, виды и планы двойной пудлинговой печи, сварочной и мильбарсовой машин) прислал и Полевской завод.
        Два фотоальбома знакомили посетителей выставки со снимками заводских устройств, зданий и механизмов всех пяти предприятий Сысертского горного округа.
        Из «продуктов заводского действия» северцы представили серый, половинчатый и белый чугуны, доменный, пудлинговый и сварочный шлаки; из топлива – сосновый и берёзовый угли, резной торф с Мисиловского и Казаринского болот; из материалов – кварцевый и шлаковый кирпичи, изготавливаемые на заводе, тальковый камень.
        Разнообразен и интересен сортамент экспонатов северского «железа» - круглое, полосовое, угловое, обручное, каретное, котельное, четырёхгранное, шинное, резное, переделочное, листовое кровельное, пудлинговые куски.
        Чтобы получить большое количество изделий, требовалось немало топлива, сырья -  необходимых для плавки руд, флюсов. Поэтому широко использовались местные ресурсы, также представленные на выставке вместе с подробным описанием их химических составов, определенных в результате анализов лаборантами Северского и Полевского заводов.        Например, марганцевая руда и бурый железняк – с Красногорского, Кособродского и Старо – Полдневского рудников; хромистый железняк – с Долгановской добычи (у села Полдневая) и с речки Шароглазки (с. Косой Брод). Последний, кроме зашлаковки почвы в печах мартена, шёл также на изготовление огнеупорного кирпича.
        Кроме названных образцов, недра села Полдневая представляли  на выставке драгоценные камни: аметист, хризолит – с речки Бобровки и асбест – с речки Каменки.
Мраморский карьер и Гумёшевский рудник прислали разноцветные сорта мрамора, используемые для изготовления изделий на Мраморском заводе и Екатеринбургской гранильной фабрике.
        Полевская дача, кроме вышеназванных экспонатов (из с. Полдневая, Мраморское и Гумёшек) прислала драгоценный камень раух – топаз (с р. Мочаловки), кварц – с берега Полевского заводского пруда, применяемый для зашлаковки подов в сварочных печах Полевского и на изготовление огнеупорного кирпича на Северском заводах.
        Северская дача представила образцы известняка, добываемого на берегу её заводского пруда, белую огнеупорную глину, что использовалась для цемента при постройке доменных и других заводских печей (добывалась близ деревни Кенчурки), драгоценный камень топаз (с Лазаревского золотого прииска), золотосодержащий кварц (с Никольского лога и Кособродского прииска), и т.д.
        Белую опоку, огнеупорные – горновой и тальковый – камни, доломит и другие местные и привозные материалы, добываемые в недрах Сысертского горного округа и используемые на Северском и Полевском заводах, увидели экскурсанты, дивясь богатству уральской земли.
        Обилие северских экспонатов на нижненовгородской Всероссийской художественно – промышленной выставке, сам факт участия в ней, свидетельствуют о немалом значении продукции северчан в развитии промышленности России в досоветский период, о высоком мастерстве работников предприятия.

Примечание.
        При подготовке данной статьи были использованы архивные материалы: «Всероссийская художественно – промышленная выставка, Нижний Новгород, 1896г.», «Сысертские горные заводы Соломирского и наследников Турчаниновых», «Каталог выставленных предметов. Пермь. Типография наследников П.Ф. Каменского, 1898г.».
                15 июля 1975 г.               


Рецензии
Урал - кладовая Земли, которую Бог доверил стольким талантливым
добытчикам-мастерам...
Есть чем гордиться.
С искренним уважением к автору статьи


Онучина Людмила   09.12.2011 21:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за отзыв. Урал действительно богат не только полезными ископаемыми, но и таланливыми людьми, что я и пытаюсь доказать своими публикациями. Всего Вам доброго. С искренним уважением -

Алексей Кожевников 3   10.12.2011 09:18   Заявить о нарушении