Глава из новой книги

Правильный… Вот какой смысл мы обычно вкладываем в это слово? Что значит правильно? Вы когда-нибудь задумывались об этом?

Я смотрю вокруг и с огорчением замечаю, что, как правило, люди понимают слово «правильно» слишком математически. 2х2=4. И точка, других верных вариантов нет. «Не ешь мороженое зимой, заболеешь». То есть, насладиться мороженым зимой – это неправильно. Выходит, в любой ситуации существует одна правильная стратегия поведения, шаг влево, шаг вправо – и всё, мы автоматически засчитываем поражение. Вы же согласитесь со мной, такое на каждом шагу бывает! А почему? Ну, то, что 2х2=4 – с этим спорить я не возьмусь. Но ведь жизнь это не сплошная математика! Человек ведь – существо, рождённое мыслить абстрактно, почему же мы уделяем столько времени фактическому, точному, математическому?

Лично я придерживаюсь другого отношения к слову «правильный», более, если можно так сказать, поэтического. В моём понимании правильно – это максимальное количество плюсов при минимальном количестве минусов. В любой ситуации можно повести себя по-разному и каждый из этих возможных путей имеет свои плюсы и минусы. Дело в том, что разные люди ставят в приоритет разные вещи. Таким образом, то, что для меня плюс, для моего друга минус, а сестра жены вообще не обратит внимания на такую мелочь.

Например, ситуация. Отношения парня с девушкой доходят до стадии, когда они хотят жить вместе. Родители обоих настаивают, чтобы молодые жили с ними. Молодые решают снять квартиру и попадают под шквал эмоциональных (а порой и физических) атак. Родители считают это неправильным. Зачем платить чужому дяде, когда можно жить в семье, где накормят и обогреют? Вот что важно родителям. Иногда к этому плюсуется нежелание отпускать чадо, и положение становится почти критическим, но в нашей гипотетической ситуации мы не будем это плюсовать. Молодые же смотрят на это с другой стороны. «Платить чужому дяде» для них не является минусом, отнюдь! Ну, может, и является, конечно, но ведь у них появляется шанс жить самостоятельно – а это перекроет любой минус. Вот такой пример. Почти всегда такая ситуация заканчивается громкими скандалами либо, что ещё хуже, вообще никогда не заканчивается. А всё потому, что люди не могут понять, что их ближним важны совершенно другие вещи, но важны с такой же силой. Да, не совсем понятно сказал. Объясню.

Я схожу с ума от мороженого. Просто жить без него не могу!! Могу по три пачки каждый день поглощать, независимо от времени суток и года. А моя жена не любит мороженое. Она любит молочный шоколад, от которого меня почти тошнит. И каждый раз, когда она покупает шоколадку, первой моей мыслью будет: «Господи, как это можно есть!». Но тотчас же представляю, что она хочет эту шоколадку так же сильно, как я хочу мороженое!! И ничуть не меньше. И тошнота тут же проходит. Точно также я стараюсь поступать в любой жизненной ситуации. Мой друг хочет пойти в кино также сильно, как я хочу упасть и проспать часов 16. Моя мама хочет посмотреть «Культуру» также сильно, как я хочу порубиться в «Counter Strike». Мои сосед по парте… Примеры можно приводить до бесконечности. Смысл в том, что осознание важности для окружающих людей вещей, которые для нас представляют, прямо скажем, нулевую ценность помогает избежать конфликтов в 90 % потенциально конфликтных ситуаций.

А стоит Вам осознать, что для человека, с которым Вы говорите (общаетесь, живете) важны совершенно другие детали, и плюсы он видит в абсолютно других вещах (равно как и минусы), Вы осознаете и то, что нет правильного пути и неправильного. Есть подходящий для конкретно взятого человека и неподходящий. Подходящий путь он и назовёт правильным. Для меня правильный путь – музыкальный. Но правилен он относительно неподходящего мне пути, а не относительно любого из возможных.


Рецензии