Сокровища Востока окончание

Самарканд. Площадь Регистан. В центре ансамбля три медресе – Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари
www.vseturisty.ru

Ну а теперь немного о второй среднеазиатской жемчужине – Самарканде. Узбеки называют этот город «Римом Востока». Он действительно ровесник Рима. Самарканду примерно 2800 лет. С этим городом связаны судьбы четырёх великих правителей и полководцев древних и средних веков: Александра Македонского, Исмаила Самани, Чингиз-хана и Амира Тимура (Тамерлана).

 В период правления Тамерлана Самарканд был столицей огромной мировой державы, простиравшейся от Волги и Кавказа на Западе до Индии на Юго-западе. Но центр империи был в Средней Азии. Правитель постоянно заботился о процветании и придании возвышенного блеска своей столице. Тамерлан привозил из всех завоёванных земель строителей, архитекторов, ювелиров  и прочих мастеров-зодчих для того, чтобы обустроить города своей империи, и в первую очередь Самарканд.

И надо признать, немало с тех седых времён в очень приличном состоянии дошло до времени нашего. За 30 лет, истекших после моего двухдневного пребывания в Самарканде, многие исторические памятники восстановлены и реставрированы.

Но и тогда город меня поразил своим великолепием, монументальностью древних достопримечательностей  и гармонией, с которой она вписалась в современность. А что буквально завораживало, так это  голубые купола старинных мечетей. Самаркандские памятники старины давно уже считают подлинными шедеврами мирового зодчества. Не зря они внесены ЮНЕСКО в список Мирового Наследия.

Особо почитаются в этих местах эмир Тимур (Тамерлан) и его внук великий математик и астроном Улугбек. В Самарканде я видел несколько памятников этим правителелям. Именно при Улугбеке появилось уникальное искусство  украшения  зданий глазурованной и позолоченной облицовкой. Сегодня это  визитная карточка города.

Ну а главным духовным центром Самарканда бесспорно является площадь Регистан. Все улицы старого города ведут к этой площади. Её ансамбль начал формироваться в XV веке. Сегодня он включает в себя три мечети с минаретами и мавзолеями. Это медресе Улугбека, возведенное в начале XV века. Здесь великий учёный средневековья читал лекции по математике и астрономии.

 Рядом медресе Шер-Дор постройки начало XVII века. Собственно, это копия медресе Улугбека. И третье медресе – Тилля-Кари. Оно построено примерно на 50 лет позже.

Медресе Улугбека, стоящее в западной части площади Регистан, в XV веке стало одним из важнейших центров обучения мусульманского Востока. По углам медресе возвышаются минареты, а в его дворе находится мечеть. В средние века здесь размещались лекционные аудитории. Светлые, весьма просторные.

А вот скамейки не понравились. Но, возможно, в средние века была такая на них мода. В помещении рядом жили студенты. Должен сказать – жили неплохо. Довольно большие комнаты на двоих. Я, правда, в студенческие годы в общежитиях не жил. Но бывал там часто и хорошо помню, что комнат на двоих не было. По крайней мере, в студенческом городке БПИ.

 Медресе Шер-Дор стоит напротив медресе Улугбека. Его название переводится, как "Здание со львами". Медресе Тилля-Кари замыкает Регистан с севера. Помимо центра обучения здесь располагалась когда-то и главная мечеть города.

Тилля-Кари означает "отделанный золотом". Действительно внутренний декор медресе исполнен с обильным применением сусального золота. Под лучами солнца стены внутренних помещений кажутся золотыми.

Чуть восточнее медресе Тилля-Кари находится Мавзолей Шейбанидов. Дорогие читатели, пусть Вас не вводит в заблуждение слово мавзолей. Это не персональное погребальное сооружение, как у Владимира Ильича в Москве или товарища Хо Ши Мина в Ханое. Я бы назвал мавзолей Шейбанидов братским. Ну, нечто вроде братской могилы.

Впрочем, это даже не могила и не кладбище. Внутри мавзолея нагромождение надгробий. Самое старое относится к XVI веку. Династия Шейбанидов когда-то стояла во главе кочевых узбеков. В XV веке она покорила ослабевшую империю Тимуридов, и почти сто лет правила. Вот в этом мавзолее и были захоронены представители древнего рода.

Со временем их могилы в беспорядке завалили надгробьями. Похоже, эта династия у узбеков пользуется не очень большим уважением, если более чем за 400 лет так и смогли навести порядок. Правда, это было в 1981 году. Сейчас может быть там поаккуратней.

А вот мавзолей Тамерлана Гур-Эмир мне очень понравился. Здесь погребен не только сам эмир Тимур, но и его сыновья и самый знаменитый внук - Улугбек. Мавзолей Гур-Эмир представляет собой однокупольное здание. В нем, как и в усыпальнице вождя мирового пролетариата, есть склеп. И с надгробьями там полный порядок.

Ну а кроме того мавзолей красив. Снаружи и изнутри. Его внешние стены украшены бело-голубыми мозаиками, а панели внутренних стен выполнены из жёлто-зелёного мрамора. Они расписаны яркосиней краской и отделаны позолотой.

Над могилой Тимура ещё во времена правления Улугбека была установлена надгробная плита из великолепного тёмно-зелёного нефрита. На плите высечена надпись: "Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет". Это роковое проклятье, вроде бы,  подтвердилось. Кое-кто утверждает, что Германия напала на СССР исключительно по причине вскрытия гробницы Тамерлана учёными в 1941 году.

Мавзолей Гур-Эмир окружён и другими священными строениями. На их посещение у меня времени не хватило. А потому приведу лишь несколько хорошо известных на Востоке легенд.

Одна из них гласит, что в мавзолее Рухабад хранятся волосы самого пророка Мухаммеда. Есть там и мавзолей иудейского пророка Даниила, известного в исламе, как Ходжа Данияр. По преданиям Эмир Тимур перевёз в Самарканд руку потомка царя Соломона. Её захоронили, и над местом её захоронения построили мавзолей.

Этот мавзолей уже давно стал местом паломничества. И так получилось, что рядом с ним находится источник со святой водой. Так что народ валом валит сюда не только с Востока, но и из других частей света тоже.
 
Пожалуй самое интересное я увидел в музей Улугбека. Он расположен на  холме Кухак, где ещё в XV веке Улугбек построил свою знаменитую обсерваторию. В средние века она являлась одной из самых грандиозных обсерваторий Востока. Именно здесь великий учёный впервые в мире составил знаменитый каталог звёздного неба, получивший название "Зиджи-Гургани". В нём Улугбек привёл описание 1018 звёзд.

Из обсерваторского оборудования тех далёких времён сохранилась лишь часть измерительного инструмента. Это секстант с более чем внушительным радиусом - 40 м. Зато в музее много других интересных экспонатов: выдержки из "Зиджи-Гургани", коллекции астрономических инструментов, фотографии раскопок и др. В общем, в этом музее о великом учёном и не менее великом правителе средневекового Востока Улугбеке я многое услышал впервые.

Современная часть города, в отличие от Бухары, выглядит не так серо. Возможно, потому, что до 1930 года Самарканд являлся столицей Узбекистана. На следующий день после знакомства с главными достопримечательностями Самарканда я совершил трехчасовую автобусную экскурсию по городу.

Так сказать, галопом по Европам, т.е. по Азиям. Остальное время бродил самостоятельно. Конечно, чтобы даже бегло познакомиться с одним из древнейших в мире городов времени было явно недостаточно. Тем не менее то краткое знакомство с изумительным старинным и одновременно современным городом оставило в моей памяти яркий незабываемый след на всю жизнь.

Приятные воспоминания сохранились у меня и от пребывания в отличной гостинице, которую заказали для меня партийные чиновники Нукуса. Так что к коммунистам Каракалпакии, в отличие от их белорусских товарищей по партии, у меня нет абсолютно никаких претензий. Скорее наоборот. Я был благодарен им за интересно проведенную командировку.   


Рецензии
Как жаль, что не имеется ни грамма презренного металла на билет в Израиль и на три-четыре бутылочки доброго коньяка!.. Выпили бы с Вами за многие перекрестки двух дорог, вернее - Дорог! Бывал я и в Кзыл-Орде, и в Ташкенте, а сейчас чуть не расплакался, глядя на цитадель Арк, на мечеть и минарет Калян. Был в мечети, стоял под минаретом, была даже, но затерялась, фотография, где некий гяур красуется на стене цитадели прямо за ее "кремлевскими" зубцами. Не знаю, как и благодарить Вас за огромный и неведомый мне ранее материал, помещенный Вами на Прозару. Ну а Прозару - это Прозару: клуб любителей изящной (и не очень!) словесности. Композитор Арнольд Шёнберг, с которым у Томаса Манна были трения из-за "Доктора Фаустуса", говаривал: "Если это искусство - то это не для многих, а если это для многих - то это не искусство!"
С уважением и благодарностью - Николай.

Николай Аба-Канский   07.01.2012 22:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай! А металл, и не такой уж презренный, если верить бодрым словам руководителя нашего сайта, скоро зазвенит. Так что выпьем пока порознь. Будьте здоровы!

Лев Израилевич   08.01.2012 07:39   Заявить о нарушении