Рассказы

Поворот

Начал  лить дождь. Сапарбай заругался и со злостью бросил топор. Ранним утром он не обратил внимание на то, что погода стала портиться . Если                бы он заметил это, он не пришел бы в эти тугаи,  где очень холодно. Проклятье… Он вспомнил про сына и повернулся к нему. Комилжон не обращал внимания на дождь, усердно собирал ветки. Рукава куртки и брюки ниже колен были уже в грязи.
Сапарбай в два счета догнал сына. Он сильно прижал его, не разбирая то ли дождь, то ли слезы текли по щекам.
- Иди ложись под телегу, дождь сейчас остановится.
-А вы?
-Мы оба поместимся.
Они кое-как расположились под телегой.
-Вы не беспокойтесь, папа,- сын пожал руку отца.
-Почему я должен беспокоиться, с чего ты взял?
-Вы всю ночь не спали.
-А, это от усталости .- Сапарбай печально посмотрел на сына.
Сделал бы бог его сыном какого-нибудь богатого везучего человека … Он с утра уходит в тугаи собирать дрова. Отец и сын, закинув дрова на телегу, едут на базар, продают и делают покупки. Вернувшись домой Комилжон забывает о еде и садится за уроки. Хорошо еще что занятия начинаются днем. Возвращается со школы поздно вечером. Кое-как поужинав, засыпает прямо за столом.
Вчера   Сапарбая  навестил одноклассник.
- Купите своему сыну сапоги. Ребята в классе обсмеяли его что его сапоги дряхлые и с николаевских времен. У Сапарбая словно в горле что-то застряло: наверное в мире нет такого отца как он -  Завтра на деньги с продажи дров купим новые сапоги – отец похлопал по плечу сына, делающего уроки.
Собираясь в тугаи, одевая сапоги, Комилжон посмотрел на отца. – Я всю ночь думал, папа сейчас мне не нужны сапоги, зима вот-вот кончится. Лучше купим подарки и навестим сестёр.
Сапарбай сильно обнял сына. Слава богу, что ты у меня есть… - Папа дождь утихает . может пойдем. Голос сына заставил его очнуться от раздумий - Давай подождем пока утихнет. – Тогда я опоздаю в школу. – Дождь…это ведь всего лишь дождь. – Не говори. Отец и сын начали работать. В сильный холод они сильно потели.
Наконец, телега наполнилась дровами. Теперь ни холод ни голод были ни почем, они не хотели думать об усталости, и что есть силы поплелись в сторону базара
Из-за дождя на базаре дров на продажу не было и поэтому покупатель быстро нашелся. – Хорошо что зимой газ отключают – загордился Сапарбай. В это время Комилжан прятал глаза, он стал думать как бы побыстрее забрать отсюда отца – Пап, пошли домой, я замерз. – Давай купим конфет ты же сам сказал. Завтра купим, а сейчас давай уйдем.
На самом деле Сапарбай и сам заметил злые взгляды  прохожих, но старался не обращать на них внимания. Но вдруг он услышал женский голос. – Ты что совсем дурак, посмотри на себя бесстыжий, лучше бы ты повесился. Сапарбай быстро посмотрел в сторону откуда доносился голос: это была Санам, хорошо одетая, с мужчиной лет 35 – 40.
- Это мой бывший муж, теперь ты понял, как я плохо жила,- обратился она своему другу.
Сапарбай сжал кулак. Комилжон дернул его. – Пойдемте, пожалуйста, не надо скандалить. Когда вы были в тюрьме, мне было страшно одному.
Сапарбай проскалил зубами. – А тебе, тебе не стыдно так ходить .Отец – то твой уже конченный человек – Санам обратилась к сыну. Затем открыла сумку и пересчитала деньги. – На купи себе что – нибудь. Или нет пойдем лучше со мной. Комилжон  попятился назад. – У нас есть деньги. – Негодяй, ты хочешь испортить жизнь сына, зачем ты оставил его, если не можешь прокормить. – Ну смотри, я лишу тебя родительских прав – с ненавистью посмотрела Санам на бывшего мужа. – Да пошла ты – выругался Сапарбай. Сын опять потянул за руки. Отец молча пошел за ним. – Передайте привет сёстрам, мама – обернулся Комилжон и помахал ей. Санам заплакала. – Пошли со мной сынок. Комилжон покачал головой и сильно сжал руку отца. – Сынок, у меня болит голова, иди купи бутылку водки – сказал Сапарбай, пройдя десять шагов. Они молча вошли в дом. Сапарбай разделся и  бросил вещи в коридор. Не умываясь, войдя в комнату, растянулся на кровати. Комилжон почистил лук, вымыл пиялу, с водкой поставил около кровати и вышел.
Ему не хотелось готовить уроки. Уныло он пробежал глазами по комнате. Стены рассыпаны, а купить занавески у них не было денег. Курпачи, растелянные на паласе были грязными. На ящике стоял старый телевизор. В середине комнаты старая скатерть, а на ней твердый хлеб и немытые две пиялы. Комилжану стало обидно и он принялся за уборку…
Сапарбай наполнил пиялу водкой и, закусив луком, залпом выпил….
Во всем виноват он, а сам он  неудачник. Иногда он даже не знает зачем живет. Я всё же услышал это от Санам « Лучше бы ты повесился . »  С удовольствием бы повесился, если бы не было Комилжана. Откуда он знает , какова доля сироты. У человека плохие ли, хорошие ли, слепые ли, глухие ли, но должны быть родители. Если бы он не был сиротой, он жил бы как все, счастливо.
Он в детстве как и Комилжан был внимательным и старательным. И в школе и в институте он учился наотлично.   Он мог бы окончить школу на золотую медаль, а институт- на красный диплом. Но его никто не поддержал. Если бы дядя, ему помог, он бы стал или ученым, или руководителём и ходил бы гордо с  поднятой головой. Однако он стал всего лишь агрономом.
Нет, он зря винит дядю. Ведь у него свои дети.  Кормил, одевал, женил. Сделал, всё, что смог. Ему помешал его самолюбивый характер. Человек не должен смотреть на себя снизу вверх. В детстве он повиновался  двоюронным братьям, считая себя второстепенным человеком. Когда был студентом, говорил что бедный. Он вбил себе в голову, что он никто и поэтому остался никем.
С Санам они жили неплохо. Построили дом, завели детей. Он остался без работы, попав под сокращение. Санам нашла себе другого. Он не хотел выслушивать упрёки о том, что он работает за счёт жены. Но сейчас понял, что сильно сглупил и мучался думая, как же тяжело расплачивается за это. Теперь уже поздно.
Он всё время находился дома. Случалось так, что он выпивал с друзьями о, развлекался. Вскоре и жена перестала его признавать. Каждый день по 10-15 раз она напоминала ему о том, что он дармоед, перестала стирать ему бельё, готовить еду, говоря что устаёт на работе. Постоянные упрёки жены надоели Сапарбаю.  В один из дней он сильно напился для смелости и здорово выругался. Да и жена не сдавалась. Со злости он ударил её. И в результате он просидел 15 суток.
Вернувшись из заключения, он увидел пустой дом. Развелись. Восьмилетний Камилжан остался с отцом. Санам вышла замуж и устроила свою жизнь. Двое дети, оставшиеся с нею, тоже живут хорошо.   
А он иногда оставляет Камилжона без крошки хлеба. Вот и напивается со злости, что в такое «сытное» время они бывают голодными.
Двор дома большой. Камилжон  каждый год уговаривает отца посадить саженцы, развести огород, напрасно: отец соглашается с ним, но не начинает. И всё покрывается янтаком. Бедный мальчик старается сделать что-то сам, но у него не получается. Предложение одного из соседей, ухаживать за огородом, а затем поделить пополам собранный урожай, понравилось Сапарбаю. Не подумав ни о чём, он согласился. Этот сосед каждый год даёт им мешками картошку, лук, морковь. Иногда в нём просыпается совесть, и он решается стать человеком, но ненадолго.
Сапарбай швырнул пиялу. Перед глазами встал невинный образ Камилжана. И ты ещё отец? Спросил он самого себя. Может действительно лучше умереть. В детдоме за сыном будут ухаживать лучше . Кем же станет Камилжан с таким отцом-негодяем. Все его мечты разрушатся, исчезнет интерес к жизни. Он станет таким же жалким, как и отец. Уж лучше, он убьёт себя.
Сапарбай встал,  пошатываясь вышел во двор. Пройдя немного, он споткнулся и упал. Открыв глаза он понял, что лежит в больнице. Камилжан сидел рядом. Не понимая, что произошло он смотрел по сторонам.
-Папа, -сын обнял его. - Вчера я вернулся с занятий и увидел, что вы лежите на земле . Я крикнул вас, но вы молчали. Испугавшись, я позвал соседей. Послушав сердце, они сказали, что вы живы.
Сапарбаю стало стыдно от слов сына.»Что же я за челочек? Человек ли я?» он крепко обнял сына.
-Есть новость,-прошептал Камилжон.
-Ну?
-Вы же агроном?
-Не напоминай мне об этом. Сынок.
-Вы же знаете биологию? -продолжал задавать вопросы Камилжон.
-Да
-Вы смогли бы преподавать в школе биологию.
Сапарбай засмеялся.
-Что ты говоришь? Какой из меня учитель?
-Получится. Вот увидите. В школе был один учитель биологии, да и он перешёл на другую работу. На этой неделе у нас не было урока ботаники. Вот тогда я вспомнил о вас. Я рассказал директору о вас. Он попросил прийти.
-О боже, ты сын мне или отец.
Через три дня его выписали.  Визиты соседей заставили Сапарбая задуматся по-новому. Он сказала себе «Хоть я забыл всех, люди меня не забыли, значит я имею право ещё надеяться на что-то в этой жизни».
Сапарбай ещё больше одухотворился, увидев чистоту в доме.
-Папа, посмотрите на это -Камилжон показал отцу, разложенные на кровать костюм и брюк. Это была его студенческая одежда.
-Где ты его взял?
-В кладовке, среди старых вещей. Сын уговорил Сапарбая одеть костюм. Смотрелось хорошо. В этот же день он встретился с директором. Его взяли на испытательный срок.
-Если одолеете, то вы переквалифицируетесь, - сказал директор.
Начало новый жизни воодушевило его. Обратно дороги нет…   
ЧУЖОЕ ГОРЕ
 …Правда это или нет, но мы в это верили.  Когда мы обижались друг на друга  говорили «Пусть ты будешь таким же проклятым, как дед Рахим», когда  мы клялись в правоте своих  слов, мы употребляли такое выражение «Если я вру, дай бог стать мне таким как дед Рахим». Когда мы встречали старика, мы боялись, что проклятье Рахима  перейдет  к нам.
 Дед Рахим это был старик старше восьмидесятилет.  Летом и зимой он ходил в черном чапане и на голове носил чугирму. Он  ходил по обочине дороги, опираясь на кривую палку. Наверно, незнакомец, увидевший его, назвал бы проходимцем. Мы, дети боялись его, потому что лицо его было черным, глаза маленькие, а бровей вообще не было. На шее у него висело что - то, но никто не знал что это. Но даже взрослые смотрели очень странно на него. Все это понимали как проклятье. Было очень много мнений по этому поводу. Одни говорили, что его проклинал отец, другие о том, что он избивал мать, а остальные говорили, якобы он украл что-то у муллы, за что и был проклят. Никто не говорил об этом что -то определённое.
 Старик, не обращая на это внимания, заходил в дом к людям, садился за стол. Хотя взрослые ненавидели его, они не могли прогнать. Старик не думал уходить, пока не поест. Он всегда затрагивал тему конца света.
 -Пришло такое время, когда отцы молчат, а дети говорят. Никакой грех  не останется без наказания.
 Сколько было разговоров на эту тему. Наши родители были вынуждены слушать это. Старик мог проклянуть того, кто выгонял или противоречил ему. «Мы не избавимся от этого старика до самой смерти»-говорили о нем люди. Они стали закрывать на ключ двери .
Видно судьба такая, но пришлось нам учиться с внуком старика. Он был очень хилым слабым мальчиком. За это мы прозвали его «мертвецом».Он не мог читать и писать, хотя был в 5м классе. Учителя пытались учить его и по- хорошему и по - плохому, но безуспешно. Он нам казался пришельцем из другого мира. Никто не говорил с ним и не садился за одну парту. Он и сам не пытался присоединиться к нам. Мы насмехались над ним, когда возвращались со школы домой.
–Дед Зарифа –грешник!- кричали мы ему вслед.
-Скоро и Зариф станет таким.
 Зариф плакал.
 –У моего деда нет грехов.
-А что такое у него на шее, гриб
-…
-Твой дед грешник, - толкнув Зарифа, кричал Шавкат.- Почему только у твоего деда во всей деревне есть на шее что-то.
И многие другие старались показать свои силы. Со слезами на глазах , Зариф убегал. И это продолжалось каждый день.
 … Шагая по длинным коридорам больницы, я почему-то вспомнил эти события. Какая-то сила грызла, что-то меня грызло изнутри.
 -Вы подождите здесь- сказал врач, закрыв дверь операционной изнутри.
-Папа,- сказал мой сын, протягивая руки.
 –Все будет хорошо, - шептал я сыну уже тридцатый или четырёхсотый раз. В голове у меня перемешивались какие-то события, душа была неспокойна. Перед глазами вставал образ Зарифа и его печальный взгляд.
 Вот меня окружили какие-то тени. Их взгляды пронзили меня, и я начал думать о том будто пятнадцать лет назад я был тем самым Зарифом.
 …Однажды Зариф привёл в класс свою мать. Она что-то сказала нашей учительнице. Та , покачав головой, со злостью встала с места и закричала.
- Кто вам сказал, что дед Рахим грешник
Наши головы поникли.
 Учительница ещё долго что-то говорила, но в конце прибавила
– Каждый из вас будет просить прощения у Зарифа .
Не знаю какое состояние было у других, но у меня внутри что-то странно вздрогнуло. Я проскалил зубами, но всё же попросил прощение.
 Уроки закончились. Хотя мы попросили прощение, но всё же на Зарифа мы смотрели из под глаз. По дороге домой Сарвар дёрнул Зарифа и плюнул ему в лицо.
 –Всё равно твой дед грешник и это всё равно перейдёт и к тебе, девочка.
 Мы тоже еле сдерживали себя и наконец мы тоже начали издеваться над ним и плевать ему в лицо.
 …Почувствовав эти плевки на своём лице, вся моя душа перевернулась. Взгляд  мой… остановился на Зарифе. Что же он тут делает? А я? Я почувствовал себя идиотом. Мне показалось, что я умер, и словно мой дух  оказался среди стаи  демонов и будто бы они смеются надо мной.
 Кто-то меня дёрнул.
- Что с вами?
-Ничего…- прошептал я.
- Вам сделать укол?
Я покачал головой.
-Вы здесь работаете?
- Да, медсестрой.
- Как вы думаете, мой сын выздоровит?
Медсестра промолчала.
 -Сейчас я вам выпишу лекарство, быстро принесите, мне нужно занести в операционную.
 - Хорошо.
Я побежал в аптеку, взяв список с лекарствами.
Три лекарства из этого списка оказались дорогими.
-У меня сын на операции, поторопитесь пожалуйста,- поторопил я аптекаря.
Она очень странно на меня посмотрела. Этот взгляд напомнил мне взгляд Зарифа.
 …Так мы Зарифа и не приняли. Я очень хорошо помню тот день, когда умер дед Рахим. Все в кишлаке вздохнули с облегчением. Но до сих пор все избегают членов его семьи. Прошли годы. Мы повзрослели, стали различать хорошее от плохого, правду от лжи, но всё же наше отношение к Зарифу не изменилось. По окончанию школы все пошли своей дорогой.
Я продолжил учёбу. На каникулах после окончания второго курса я встретил Шавката. Лицо его было бледным, он был похож на больного человека.
 -Зариф умер, - сказал он с обидой.
- Какой Зариф? Это внук деда Рахима?
 – У него было больное сердце. Я очень плохо себя чувствую. Мы убили его. Проклятье на грех деда Рахима и на того, кто всё это выдумал,- сказал Шавкат со слезами на глазах.
Шавкат весёлый и сильный парень, не верит ни в какие приметы, да и обидеть его не так то легко.
Мне очень трудно смотреть на его нынешнее состояние.
-Ну хватит, откуда ты взял это- сказал я.
– Если бы мы к нему относились по-человечески, может бы этого бы не было.
 – Но это же всё было ребяческой игрой.
– Зло не может быть игрой. Мы его просто унижали. Нам нравилось это. Ой господи как же это низко.
-Ну хватит, ты что с ума сошёл?
Я хотел его успокоить. Я не мог ничего сказать, потому что сам попал под его влияние.
У меня было тяжело на душе, когда мы с Шавкатом  возвращались с кладбища, где лежал «виновник наших бед». Не уходил образ Зарифа. Иногда его взгляд был злым, иногда жалостливым ,а иногда он убегал, зажав ладонь в кулак. В этот день впервые у меня были слёзы на глазах. Дыхание перехватывало при мысли, что я тоже мог оказаться месте Зарифа. Неужели мы были такими бессердечными и бессовестными? Неужели в нас не было чувства гуманности? Кто же всё таки выдумал что дед Рахим – грешник? Даже дома мы обсуждали этот вопрос. Выражение «Рахим грешник» было самым тяжёлым для нас. В день мы по четыре пять раз слышали это.
Говорят же, всему есть предел. По- моему, мы не знали предела по отношению к Зарифу, мы даже не представляли себе, что эта шутка может стать жестокой.
В этот день впервые я решил подумать о мерах и степенях. И я вспомнил, сколько раз я нарушал их. Я вспомнил, как растоптал любовь  одноклассницы, обманывал одноклассников, мало-помалу воровал… Я почему-то возненавидел  самого себя. Я не мог вспомнить свою положительную сторону.
Каникулы не удались, и я вернулся в город. Мои друзья удивились, заметив,  как я « изменился в лице и в характере».
- Что случилось?- спрашивали меня.
И я не стал скрывать. Я признался, что я стал причиной смерти моего одноклассника. Они испугались. Я рассказал им события, но  они обсмеяли меня.
- Ты что с ума сошёл?
Друзья  отвлечь меня.
- Может Зариф был больным  с детства?
-Он сам виноват во всём. Он ведь был слишком слаб.
Сначала их успокоения мучили меня. Я стал думать, почему мы не смогли так позаботиться о нём? Прошло время – немного успокоился. И правда, что я его придушил или это я начал всю эту заваруху. Ведь вокруг сколько таких происшествий случается. Кто кого не обижает. Да и надо мной сколько раз пытались издеваться, но я не позволял этого. Сколько раз я становился жертвой, а ведь жив ещё. Вообще всё дело в Шавкате.
В конце концов я перестал об этом думать. Однако…В один из дней, услышав о неизлечимой болезни Сарвара, меня бросило в дрожь. А когда узнал, что  Шавкат оказался в тюрьме не по своей вине, я упал духом. Мне казалось, что дух Зарифа мстит нам. Так ли это на самом деле или нет, но эта мысль преследовала меня. Я потерял сон.
 Я больше стал тревожиться после того, как узнал об опухоли в гортани моего
Когда Сарвара завезли в операционную, мне почудилось будто Зариф присутствовал при этом.
 Приближаясь к операционной,  с коробкой лекарств в руках, моя тревога была ещё налицо.
Врач, который вышел оттуда, увидев меня испугался.
- Всё в порядке? Успокойтесь, операция прошла хорошо.
Но вначале я ничего не понял, а когда пришёл в себя вскрикнул. Затем обняв доктора, поднял его.
- Я же вам говорил нет ничего страшного. Кстати, что это у вас в руках?
Я протянул ему коробку и сказал:
- Медсестра просила лекарство.
Доктор покачал головой.
- Кто это вам сказал? Вашему сыну совсем не нужны эти лекарства.
- Не может быть,- сказал я растерянно.
Врач потребовал найти медсестру. Повернувшись, я увидел её бледную в десяти метрах от себя.
- Если сказать честно, я не помню её лица,- сказал я громко.
Доктор, покачав головой, зашёл в кабинет.
Медсестра подбежала ко мне и сказала:
- Спасибо вам…Я ошиблась…
На самом деле она ошиблась или нет, осталось для меня загадкой. Но было ясно, что в дальнейшем она не будет ошибаться.
Я прошёл в реанимацию, увидел сына. Он спал.
Я вышел во двор больницы. На скамейке сидела моя жена. Я сказал ей, что всё    хорошо. В это время мне хотелось горько плакать.

Плач.
В прошлый раз я положил письмо на могилу и впал в ужас. Что же я делаю, в чём смысл? До сих пор во мне разгорается непонятная сила. Я начал писать, чтобы погасить её в своей душе. Но её очень трудно преодолеть. Не помешало бы подумать о смерти. На самом  же деле я не хочу преодолевать её. Я всё понимаю и знаю о своём горе. Ищу дорогу назад, но не могу найти. Я всегда думаю и меня пугают мысли о себе, о своих выводах. Мне кажется, что я схожу с ума. Какой ужас.
Когда я пишу, ты стоишь передо мной, взгляд твой пронзает меня. Не осмеливаюсь взглянуть.
«Мы поминаем человека только после его смерти». Это твои слова. Может это ты где-нибудь читала. Я злился, когда ты так говорила, а сейчас я повторяю это каждую минуту. Не могу понять, кого из нас мы поминаем.
 Ты никогда не хотела говорить о себе. У людей ты оставляла впечатление беспроблемного человека. «Какая же ты счастливая» - говорили тебе, завидовали. Мы учились в одной группе.
Было лето. Мы готовились к экзаменам. Илхам прошептал мне.
- Поздраю… Тебя, оказывается, любят…
Я обрадовался.
-Кто это тебе сказал?
- Не веришь. Смотри какие грустные у неё глаза, взглядом она тайком впивается в тебя.,- проговорил Илхом громко, будто читая строки из какого-то произведения.
Ты вышла из комнаты, ускорив шаг. Мы перестали кричать. Если честно, мы очень много говорили о тебе. Мы заинтересовались тобой, когда Фарход сказал, что твоя мать шлюха и неизвестно от кого родила тебя . Почему-то мы считали, что такие девушки бывают легкомысленными.
После слов Илхома я стал пристально наблюдать за тобой. И правда, ты часто смотрела на меня.
Однажды мы с друзьями написали тебе письмо, на которое ты не ответила. Второе третье…Но всё напрасно.
Ребятам это стало на руку. На переменах они подкалывали тебя.
- Признаюсь вам в любви, вы молчите.
- Сочиняя песни о любви, закончились чернила
После занятий, я собирал вещи, вдруг появилась ты.
- Поговорить надо,- взволновано сказала ты.
- Ну ладно,- закривлялся я.
Ты вышла из кабинета. На улице я догнал тебя.
-Ну, что?
- Я требую, чтобы вы меня не оскорбляли,- твёрдо сказала ты.
- Разве любовь это оскорбление.
- Пожалуйста,- глаза её заслезились.
В это время ты была так искренна и так по-детски невинна, что я не мог оторвать от тебя глаз. Руками я вытер твои слёзы и поцеловал их. Ты печально улыбнулась.
Мы гуляли по парку около института и беседовали до темноты.
- Может на самом деле я вас люблю, но оставьте меня пожалуйста, моё сердце изранено. Мне хочется опереться на кого-то, поверить. В мыслях я верю вам. Но если вы не поддержите меня, мне незачем жить.
-Конечно поддержу .
-Сможете ли?
Я пообещал тебе столько, что в то время я и сам в них поверил. Да и на самом  деле мои обещания были искренними.
С того времени ты стала избегать меня, а я преследовать. Я так привык к тебе, что ни на минуту не хотел оставлять. Расставались мы очень поздно, а  когда возвращался к себе, я очень скучал. Секунда за секундой я ждал рассвета.
Мне казалось, что такая умная девушка достойна счастья. Я решил жениться на следующие каникулы. Когда я сказал об этом ребятам, они посмеялись надо мной.
Вернувшись в кишлак, я сказал о своём решении родителям. Они призадумались, когда узнали о происхождении их будущей невесты.
Свадьба поставила точку на нашей счастливой жизни. Я никак не мог понять почему на тебе женился. Наконец додумался, что из жалости. Но и это не успокоило, поэтому я снова и снова мучил тебя.
Ты не возражала, терпела.
Но как же мне быть без тебя?
Знаешь, я ненавидел твои фотографии. Они напоминали мне твоё прошлое, я требовал их разорвать. Но недавно я начал их искать и  нашёл 3-4 фотографии среди книг Достоевского в книжном шкафу. Выпала ещё какая-то бумага. Знакомый подчерк. Всего строка: «Подарите ли вы мне один цветок». Я вскрикнул. Сегодня я на твою могилу положу больше цветов, чем вчера. И никогда не буду сожалеть об этом.
Помнишь, как часто ты повторяла строки из стихотворения, «Люди веселы, люди рады, разве мы не люди, Осима».
Я говорил  «ты не человек», ты молчала.
 Я уверял себя, что не люблю тебя, что женился на тебе из жалости. Я растерялся, услышав о твоей смерти. Когда тебя похоронили, я понял, что безумно люблю тебя.
Я был на работе. Брат вбежал в кабинет.
- Невестку сбила машина,- хлопая ресницами, сказал он. Почему-то я занервничал.
- Ну хорошо. Мне нужно было её раньше в психиатрическую больницу положить. Ходила наверно по дороге рассеяно,- я заругался, и в это время меня бросило в дрожь, я ослабел.- что умерла?
Брат поник головой и вышел. Какая-то злая сила стала душить меня. Как только я не старался сдержать себя, но я не смог. Стол заскрипел и вещи рассыпались.
Мама протирала твоё лицо. Вглядываясь, я увидел и почувствовал твою красоту и чистоту, что-то начало терзать и  меня изнутри.
На следующий день мне показалось, что песком  осыпают  меня.
С этого времени я растерянно ищу тебя. Часто вспоминаю наши ссоры с тобой.
- Ладно,- говорила ты. –Наругайтесь вдоволь. Придёт день, и вы останетесь со слезами на глазах.
- Иди,- я не сдавался.- Кому ты нужна?
- Ладно, в этой жизни я стерплю, но в раю я не останусь с вами.
- Ты надеешься попасть в рай?
Ты впадала в молчание.
«Знаете, почему сказки заканчиваются, когда достигается цель. Люди не могут удержать счастья» сказала ты однажды. Я пообещал тебе, что мы сможем удержать.
«Люди не знают чего хотят», сказала ты снова. Каждое твоё слово вонзается в меня как нож.
Знать, что ты виноват, и не найти оправдание, это так трудно. Даже самый злостный преступник может найти основание своему преступлению, а я? Я убил тебя… Почему? Почему? Почему?
Ты всегда понимала всё правильно. Даже оскорбления. Пожалуйста, пойми меня… Я пишу тебе каждый день. Хорошо я буду плакать столько, сколько ты хочешь на твоей могиле. Только не отворачивайся от меня на том свете…

ВИНА
 Он плотно закрыл окна, двери, опустил шторы. Он встал в темноте среди комнаты и не знал, что делать. Затем он стал ковыряться в ковре, глубоко вздохнул, лёг и стал как змея извиваться. Снова вздох. Ему казалось, что на самом деле он превращается в змею. Нет, змея хорошее пресмыкающееся. Она просто так никого не трогает… А я? Кому навредил я? Кому сделал плохо? Он лёг грудью вниз, погладил мягкий ковёр. Он будет лежать, пока не умрёт, пока бог не заберёт его к себе
Зазвонил телефон. Он разозлился оттого, что мысли его рассеялись. Всё равно не встанет. Телефон как назло продолжал звенеть. Не вытерпев, он поднял трубку. Не дождавшись «алло» в другом конце провода, он заругался:
- Эй ты, мерзавец, я тебе ещё покажу. Тебя господь накажет за это.
Ох… Как хорошо, как приятно. Вот бы не было конца ругательствам...
Ему стало весело и показалось, что он освободился от верёвки, которая связывала его.
- Эй, собака, говори. Что сбежал, сбросив трубку?
Он заволновался. А вдруг сейчас всё быстро кончится.
- Я… слушаю,- сказал он быстро.
- Алло, кто это? Извините, чей это номер?- сказал голос спокойнее.
Затем пошли короткие гудки.
    У него перехватило дыхание, глаза заслезились. Кошки скребли на душе. Странная… очень странная тишина. Обидно люди всю жизнь расплачиваются  за маленькую вину. А почему он не должен расплачиваться за такой большой грех… Все молчат и бог молчит. Это несправедливо. Почему? Ну почему?... Он не должен понести наказание за это?!
     Он нагрешил, его охватила беспокойная дрожь. Всё, думал он тогда, теперь всё кончено. Дела пойдут назад, удача отвернётся, родные отвергнут, и люди будут указывать на  него пальцем как на прокажённого. Какой ужас. Как он выдержит всё это? Хватит ли сил? Ожидая наказания, он начал бояться. Стал беспокоиться о том, как он перенесёт его, как будет бороться с ним, как будет оправдываться. Он усердно стал готовиться. Составил план. Он оправдает себя, всё равно оправдает.
 Но ожидаемого наказания не было. Друзья стали больше уважать его, дела пошли ещё лучше, а он старался быть безразличным  к своим успехам. Он говорил, что всё это для того, чтобы отвлечь его. Его беспокоила бессонница. Он впал в раздумье и мысленно представлял себе наказание.
     Вот он пришёл на работу. Все как-то странно на него смотрят. В этих взглядах присутствовали искры ненависти. Он здоровается с коллегой, а тот вместо «Здравствуйте» кривит ртом. Он умоляюще смотрит на коллегу, как бы спрашивая, в чём дело, всё ли в порядке. В данный момент у него перехватило дыхание, и он не знал что сказать. Коллега смотрит на него с ненавистью, как будто ему противно находиться с ним в одном кабинете. Не решаясь сказать это вслух, он говорит глазами: «Какая же ты низкая личность. Да гореть тебе в аду. У тебя нет ни совести, ни чести. Я презираю тебя. Я не могу смотреть на тебя, находиться с тобой в одном кабинете. Я не могу дышать с тобой одним воздухом». Он не выдерживает эти нападки, глаза его наполняются слезами, и он выбегает на улицу. Бежит, бежит... Пока силы не иссякли…И он падает…
      В больнице один из докторов услышит о нём. Он рассказывает об этом другим. И здесь на него смотрят с презрением. Он готов убить себя.
      Он начал горько плакать. Когда же придут эти дни? Каждый день его на работе встречают с улыбкой. О нём говорят как о самом  безгрешном, честном человеке. Ох…
   А в голове у него встала другая картина.
Он идёт навестить мать. Мать, которая всегда ждёт его, увидев, отворачивается и уходит. Он остаётся с протянутыми руками.
-Уходи,- говорит мать. – Ты опозорил нас. Не хочу тебя видеть. У меня нет такого сына. Я проклинаю тебя.
     Он плачет. Небо сливается с землёй. Слышится душераздирающий звук и не слышен голос с мечети. Его грех…его грех раздавит восемнадцать тысяч миров.
     Когда настанет этот день. Он бросил пиялу, даже не разобьётся.
     Они должны ужинать, но почему-то вокруг стола никого нет, и даже в его комнату никто не входит. И тогда он удивившись выходит сам к детям. «Уходите – говорят они.- Нам стыдно, что мы ваши дети».
      Он хочет плакать, но слёзы не смоют его грех.
       Он сидит, опустив голову. Он вспомнил тот день, тот случай, который заставил его жить в страхе.
       
        Проснувшись, он удивился, что жена не приготовила завтрак.
      - Как же я приготовлю завтрак, если дома ничего нет, почему я встретила именно вас такого неудачника, - так начатые жалобы жены продолжались полчаса. Он не произнёс ни слова. Недовольства жены закончились слезами.
        Кое- как найдя свои вещи, он собрался на работу.
       Будь всё проклято, и правда почему он такой неудачник?
       Он работает бухгалтером на предприятии. Даже уборщицы уже разбогатели, а он довольствуется зарплатой в сто сумов. Всё - пообещал он себе. -Я тоже буду жить как все. Почему я не могу сделать то, что могут  другие?
        В этот день нагрянула комиссия.
       - Послушайте, - сказал председатель комиссии откровенно. – Если расскажите о проделках в канторе, долю мы поделим на две части.
       Он поначалу испугался, но затем он понял, что это то, что он желал утром.
        - Всё, - сказал он спокойно.
        Они пожали руки. Нетрудно было найти ошибки главного бухгалтера и начальника. Можно было открыть на них уголовное дело и даже засадить их. Но председатель комиссии сделал «хорошее». Он дал ему обещанную долю, как договорились. Он испугался при виде денег, так как половину этой суммы он не заработал бы за десять лет. Деньги он взял, но страх овладел им. Он думал, что начальник узнает о предательстве и уволит его с работы. Но наоборот его назначили главным бухгалтером. Страх его усиливался. До сих пор его терзает этот страх. Каждую минуту, каждую секунду  он ждёт искупления своей вины. Но этого не происходит.
       Почему ты его не накажешь, о всевышний? В чём же он провинился?
               

                ГРЕШНИК
     День рождение моего друга обернулось праздником. Ну и напились же мы. Друзья меня так поторопили, что я забыл, что за рулём.
    - Ничего не будет, нет такого шофёра, который не пил бы за рулём, - сказали они
      Если так посмотреть, это правда. Я сам сколько раз ездил выпивши. Авария здесь ни причём, это просто совпадение.
      Мы вышли из ресторана в два часа ночи. Сидели бы до утра, да хозяева ресторана не разрешили. Они настаивали на том, что им пора закрываться.
      Мы разошлись.
      Я старался держаться осторожно.
   На большой дороге меня остановили.
  - Куда вам? – на этот мой вопрос женщина пожала плечами. Затем она начала плакать. Увидев это, я отрезвел, занервничал. Выключил мотор.
 - Пошла вон.
 - Пожалуйста, не оставляйте среди ночи на улице. Вы кажитесь хорошим человеком. Пожалуйста. Я готова даже до утра переспать в машине. Только…
  - Ну что с вами случилось?
  - Меня… меня…изнасиловали.
    Мне стало не по себе. Не пьян ли я, стал осматривать женщину с головы до ног. Она не так уж красива и не молода. За что же её изнасиловали – подумал я. Удивляюсь мужикам…
    Женщина дрожала. Мне стало как будто жаль её.
    - Почему? – пробормотал я.
   - Не … не знаю, - женщина всё время плакала.
  - Замолчи-а, уже голова болит.
   Она испугавшись, прикрыла рот, но не переставала плакать.
   Внезапно я подумал, а вдруг она завтра и меня оклеветает, может она мошенница, и отрыл дверь машины. Я подошёл с её стороны и потянул за руки.
   - Пошла прочь.
   Она вцепилась за мою руку. Я оттолкнул её, она упала.
    Я сел в машину и поехал дальше. Я был трезвый. Настроение всё ухудшалось. « Негрешила, мало тебе…. Правду она говорит или нет… Бесстыдница…»
   До дома я ругал её, разболелась голова. Как зашёл домой бросился на диван.
   Жена полчаса будила меня, говорила, что меня спрашивают, но я не мог поднять голову.
   - К…кто? – спросил я наконец.
   -  Милиция.
   Тут же голова перестала болеть. « Случилось так, как я предполагал. Та женщина оказалась мошенницей, запомнила мой номер машины». Такие мысли кружились у меня в голове, но я старался держать себя так, что я ничего не знаю.
   - Я вас слушаю.
   - Вы узнаёте эту женщину? – парень протянул фотографию.
   Это была она.
   - Нет,- сказал я хладнокровно.
   Парень покачал головой.
 - Это ваша визитка?
   Я удивился. Неужели это мошенница успела вытащить из кармана. Браво!
   -Да, - у меня не было другого выхода.
   - Вам необходимо пройти со мной.
   - Почему?
   - Вы обвиняетесь в убийстве.
  - Кого же я убил?
  - Вот эту женщину.
   Я вздрогнул. Я  постарался вспомнить вчерашнюю ночь.
    - Нет, она была жива, - внезапно  сказал я.
   - Значит вы знакомы?
   - Нет не знаком. 
   - Это мы выясним
   На руки надели наручники.
   Я покрылся холодным потом, который приводит в ужас и сейчас.
   Сначала я подумал, зачем же она мне встретилась. Да будь ты проклята. Умерла бы себе спокойно, не ломая чужую жизнь. О господи, за какие грехи ты наказываешь меня?
    В О. В. Д. я три часа давал показания. Никто мне не верил. Я заплакал, несмотря на то, что по природе я очень сдержанный. Сказали, что  мы поедим на место события. Я никак не мог вспомнить.
    Оказалось, что женщина умерла у дороги. Наверное, я останавливался там же.
   - Почему вы не в трезвом состоянии сели за руль, - спросили они.
Что за вопрос. Я не ответил.
   Взяли отпечатки пальцев на экспертизу.
  Я должен был быть под арестом до получения результатов экспертизы. Неужели я буду без вины виноватым? Или может когда я её толкнул…Нет не может быть. Женщина размахивала руками за мной.
  - Да будь ты проклят, - у выхода О. В. Д. пятнадцатилетняя девочка схватилась за меня. – Кто будет воспитывать моих двух братьев? Кому мы нужны?
   Я испугался. Видно это её дочь. Милиционеры увели её.
    - Два года назад умер их отец, а они остались сиротами,- покачал головой следователь.
    - Чем занималась эта женщина? Что же она делала среди ночи?
    - Она вышла просить долг у своей знакомой.
   - Так значит она не плохая женщина, а я…
   Я ударил себя по голове. Я был виноват. Если бы я посадил  её на машину, может этого бы не случилось…
   Мне пришлось просидеть под арестом три дня. Результаты экспертизы доказали, что я был непричастен к убийству женщины. И вскоре нашлись парни, которые изнасиловали её.
   Я всё равно чувствовал свою вину. Мысль , что я мог бы спасти её жизнь, не покидала меня. Чтобы искупить свою вину я взял на себя расходы её поминок. И сейчас я часто навещаю её детей. Но простить себя не могу…
 
ЗОНТ
    Опять пошёл проливной дождь. Несмотря на крики матери, я поспешила на улицу.
    Я люблю дождь. Мне нравится гулять под дождём, ни на что бы не променяю запах влажной земли.
     Из-за этой привычки я несколько раз простужалась, поэтому мать старалась не отпускать меня на улицу в дождливую погоду. Это невозможно объяснить.
    Весну я люблю за дожди. В апреле прошлого года он подарил мне одну из волнующих моментов в моей жизни.
    В ту пору я заканчивала университет- я готовилась к государственным экзаменам. Когда я возвращалась из библиотеки, начался сильный дождь. От радости я запрыгала как ребёнок. Усилившись, дождь перешёл в ливень. Люди начали искать прикрытия. Я не обратила внимание, но через некоторое время меня начало бросать в дрожь. Ведь, ведь если заболею я не смогу подготовиться и сдать как надо экзамен. Я не знала ,что делать. Да ещё денег не взяла с собой, чтобы поехать на транспорте, так как дорога была дальняя.               
    И вдруг как в сказке случилось чудо.
    Кто- то подставил мне зонт. Я обернулась, чтобы отблагодарить своего спасителя. Передо мной стоял высокий, плечистый, прилично-одетый молодой человек лет тридцати. Когда встретились наши взгляды, моё сердце беспорядочно забилось. Я отвела взгляд.
    - Спасибо, - тихо сказала я.
   - Не за что, - так же тихо ответил он.
    Я стала ждать, когда он спросит как меня зовут, где живу, чем занимаюсь. Прошли полпути, но он молчал, а я не осмеливалась начать сама.
   - Я уже пришёл, - сказал он улыбнувшись, когда подошли к многоэтажному дому.
   - Да, неужели? Ну ладно.
   - Вы заберите зонт, не то простудитесь.
  - Нет, нет да что вы.
      Не выслушав моих возражений, он сунул мне в руку зонт и ушёл.
      Я долгое время стояла и не знала, что делать. Увидев, как за мной наблюдают любопытные, я поняла, что мне надо уйти.
     Мои глаза наполнились слезами. Почему он мне ничего не сказал? Может я некрасивая девушка? Почему я ему не понравилась?
     Придя домой, я подошла к зеркалу. Волосы были собраны для того, чтобы они мне не мешали читать. Мне это было не по лицу. И одежда простая. Из - за сутулости и фигура поменялась. Уф...
    На следующий день после экзамена я пошла в салон красоты. Мне сделали причёску. Затем я  пошла на шейпинг. Через неделю изменился мой облик
    В связи с удачной  защитой диплома, мама подарила мне платье по последней моде.
    Я начала искать хозяина зонта, когда была уверена, что могу привлечь любого молодого человека. Я несколько раз стояла у многоэтажного здания, но так его и не встретила.
    После шестой седьмой раз попыток, разъуверившись, я вернулась домой и увидела,  что зонтом играет мой трёхлетний племянник. Я чуть не вскрикнула. Я выдернула у него зонт. Он начал громко плакать, но я не обратила на это внимание.
    - Это всё из-за старого зонта? – обиделась на меня сестра.
    Эх, я ведь не могла ей объяснить того, что происходит у меня в душе.
     В этот день дома я была темой для разговора. Заметив изменения во мне, родители сказали, чтобы я нашла работу, так как безделие не приведёт ни к чему хорошему.
     И правда, прошло два месяца с тех пор, как я получила диплом, а о работе ещё даже и не думала. Ведь родители, как они сами говорят, платили контракт не для того чтобы я бездельничала.
     Я созвонилась с однокурсниками. Большинство из них уже работали.
    - Я устроился на работу в С. П. , есть ещё одно место, но начальство очень требовательное,- сказал Сарвар.
     Я направилась туда, чтобы попытать счастье, да ещё и дождь пошёл. Я взяла свой любимый зонт.
    С уверенностью я открыла двери начальника, а открыв растерялась. В кресле начальника сидел … он. Я не знала что делать.
    Он жестом попросил меня сесть. Не говоря ни слова, я села. Он обратился ко мне с вопросами, которые я ждала четыре месяца назад. Мои ответы были беспорядочны.
    - Я не думаю, что вы справитесь. Надо меньше стоять у зеркала, больше читать книг, - он вернул мне документы.
    Что? Я не поверила своим ушам. Я прикусила губу, чтобы не заплакать.
     Выйдя в приёмную, я выдернула из рук поджидавшего меня однокурсника зонт, и вернулась обратно.
   - Что ещё?
   - Возвращаю вам ваш старый зонт.
   Я выкинула вещь, которую хранила четыре месяца.
   Начальник широко раскрыл глаза, а я быстро вышла из кабинета.
   Мой однокурсник, ничего не понимая, говорил что - то, но я не хотела его слушать. Мне было обидно. 
   Я хлопнула входную дверь здания.
   Он позвал меня, когда я вышла к дороге.
   Я остановилась и не могла обернуться.
  - Я заметил, что вы дурочка, когда вы бегали под ливнем, - он протянул платочек.
  - Пойдёмте, поговорим.
  - Только верните мне зонт.
  - Хорошо, я бы всё равно выкинул его.
  Я была рада, что он меня вернул, и старалась не прекословить ему, что бы он не говорил.
   Так были открыты двери в новую жизнь.
  Я очень старалась быть хорошим сотрудником и хорошей девушкой. Но он не говорил того, что я бы хотела услышать.
  Снова пришла весна. В дождливый день я пришла со своим любимым зонтом, который никому не нравился.
  На моём столе лежал какой - то свёрток. Я  с любопытством его раскрыла. Это был новый, красивый и дорогой зонт. Конечно от него. Да ещё и записка. Неужели он мне признаётся в любви… К сожалению, прочитав записку моё волнение исчезло. «Если я так не сделаю вы не избавитесь от своего старого зонта». Глаза наполнились слезами, я почувствовала себя униженной. Мне хотелось разорвать оба зонта и выбросить их в мусорное ведро. Я решила начать с нового. Внутри был ещё один лист. Это был билет на концерт. Он хочет свести меня с ума.
   Расположив подарки на полку стола, я стала мечтать. В это время мне сказали, что вызывает начальник. От радости я хотела кричать.
  Я вошла к нему, не постучавшись.
  Я ждала, что он встретит меня с улыбкой, но он, нахмурившись, копался в своих бумагах.
  Я прямо подошла к нему и отложила его бумаги в сторону.
  - Вы в своём уме? – этот вопрос заставил меня остановиться.
 - Из - вините, вызывали?
  - Садитесь. Вот эти документы необходимо срочно перевести.
  Листов протянутых мне было около двадцати.
  - Сегодня?
  - Да, пока не закончите работу не уходите.
 - Ч- что?
 - Всё, идите.
 Или он дурак или я.
  Какова его цель? Что же это за необходимый документ?
 Просмотрев бумаги, я удивилась
 «Я удивлялся, когда мои друзья говорили, что любят своих девушек. Что же это за чувство? Каждый из моих одноклассников однокурсников по несколько раз испробовали из чаши любви. Но я не испытал этого даже к тридцати годам.
  Я единственный сын у родителей после семи дочерей, поэтому я уважаю девушек. Я никогда не хотел обманывать девушек, обижать их. А влюбиться я мечтаю вот уже шестнадцать лет. Каждый раз, когда я встречаю незнакомую девушку я думаю может это  та самая, но сердце молчит. Не могу передать, как вздрогнуло моё сердце, когда я увидел девушку, которая гуляла под дождём. Оно так застучало, что я испугался, поэтому я не осмелился познакомиться с ней. Но потом я упрекал себя целых четыре месяца. Я даже не мог себе представить, какой же я дурак. Я  возненавидел себя за то, что не взглянул ей в лицо. Даже если и так я бы мог её найти. Когда в кабинет вошёл молодой специалист, моё сердце вздрогнуло второй раз. Как может угасающее сердце разгореться снова. Это стало причиной того, что я не смог достаточно пообщаться со специалистом. Мой страх усилился, когда девушка бросила зонт на стол. Это было то самое чудо, которое я ждал. Но чтобы по настоящему поверить в него я должен был взять себя в руки, не поддаваться чувствам, так как она была самой красивой из тех, которых я встречал. Разве можно не влюбиться в такую красавицу. Может ли влюбиться девушка, подобная ангелу в такого истукана как я. Если я признаюсь, не разобьётся ли моё сердце. Шесть месяцев я искал ответы на эти вопросы. По моему, я нашёл ответы на эти вопросы и теперь у меня хватит сил преодолеть этот страх. Может я и не принц на алых парусах, но пощедрее его. Ведь я же подарил старый зонт».
Читая длинные сердечные признания, сердце моё сильно трепетало. Есть ли на свете другой такой ненормальный? Что же с ним можно сделать? Задумалась; с одной стороны о сладких стремлениях, с другой – переводить ли «документ». Ведь от него можно ожидать чего угодно. Однако переводить нетрудно, наоборот интересно – с такими мыслями начала работу. Если честно, никогда не была удовлетворена так своей работой и никогда не подходила к своей работе с таким желанием. В таком темпе я выполнила свою работу до конца рабочего дня. А значит у меня будет время привести себя в порядок, чтобы пойти на концерт.
Держа в руках бумаги, я смело вошла в кабинет.
Спокойствие было видно на его лице.
- Не давайте мне больше переводить ваши личные записи, - сказала я как можно серьёзно.
- Ах так, тогда я вам дам другой документ.
- Нет,- почти вскрикнула я. – Сегодняшнее задание я выполнила, а теперь мне надо идти домой. Меня пригласили на концерт.
- Какой же дурак вас пригласил на концерт.
- Есть такой дурак.
 -Ну смотрите вы за всё ответите,- сказала я про себя.
При выходе из кабинета он снова заговорил.
- Я думаю вы оставите дома свой старый зонт.
- Я сама знаю.
Придя домой, я переоделась. На остановке увидела его машину.
- Извините, - он наклонил голову.
Я не знала, что ответить, а он снова стал придираться.
- Да ладно вы всё равно не умеете обижаться.
- Да идите вы.
Мы оба засмеялись. В этот день он подарил мне большого зайца. Белого. Да ещё нового. Я его берегу также как старый зонт.
Я не ожидала, что наша свадьба будет так скоро. На следующий день к нам пришли сваты. День свадьбы был назначен на день нашей первой встречи.
Вот сегодня этот день. Сейчас я дрожу от волнения. Опять идёт дождь. Чтобы выразить свою признательность, я спешу к нему…

ПОРТРЕТ
- Нилу, подойди, сядь рядом.
Женщина, убиравшая посуду со стола, с улыбкой обернулась. Медленно она подошла к дивану, где сидел её муж.
Рустам, взяв за руку жену, прошептал:
- Сядь.
Он погладил её волосы, дотронулся её лба, бровей, ресниц, глаз.
 Нилуфар вздрогнула.
- У меня для тебя есть подарок, - сказал Рустам шёпотом.
- Да, а где?
- Тебе нужно будет немного подождать.
- Ну, тогда я займусь своими делами.
- Пожалуйста, включи магнитофон.
 - Что вы хотите послушать?
- Классику.
Медленно зазвучала мелодия. Рустам замолчал, взяв в руки бумагу и карандаш. Через несколько секунд карандаш поплыл по листу.
- Что ты делаешь Нилу?
- Я тоже готовлю тебе подарок.
Рустам встал. В это мгновенье он так себя легко почувствовал, что мог бы твзлететь в небо.
 Он сел на колени перед женой. Нилуфар, улыбнувшись, спросила:
- Сегодня вы в другом расположении духа?
-Да, сбылась моя мечта.
- Какая мечта?
- Ты помнишь день, когда мы с тобой познакомились? Я настоял на встрече с девушкой, несмотря на упрёки матери. «Обязательно ли идти на свидание сынок, родители девушки не хотят отдавать замуж далеко». Но в конце концов, мать вынуждена была поехать со мной в Ташкент. Помнишь, как я забросал тебя вопросами.
- Да, замучили вы меня тогда своими вопросами. Когда мне подруги говорили, что хорезмийцы зануды, я не поверила, но после ваших вопросов я удостоверилась в этом.
- А ты что тогда обиделась на меня?
- Почему. Если бы я обиделась меня бы сейчас здесь не было. Наоборот я позавидовала вашей настырности.
Рустам сильно сжал руку своей жены.
- Увидев, тебя я поверил в то, что ты моя половинка, что ты создана для меня. Я решил начертить твой портрет. И вот три года ушло на то , чтобы сбылась моя мечта.
Нилуфар взяла в руки свой портрет. От волнения задрожали кончики её пальц.
- Вы пока обвяжите шарф, а я покажу этот портрет Шохисте.
- Хорошо.
Нилуфар направилась к двери. Она взволнованно забежала в дом своей соседки.
Увидев свёрток бумаги в руках своей подруги, Шохиста подумала, что это письмо. Она трепетала от волнения, протягивая руки к свёртку.
-Нилу, а кто это начертил?
 Рустам.
- Да, ну, - сказала Шохиста взволнованно.
- Я говорю тебе правду. Ну как похожа или нет.
На глазах Шохисты выступили слёзы.
- Очень, очень похожа.
- Я и сама не сомневалась.
- Сейчас подожди, - сказала Шохиста и позвала свою мать.
- Мама, смотри, Рустам начертил портрет Нилуфар.
- Да ладно, дочка, хватит врать, - послышался голос Замира опы.
- Не верите, посмотрите сами.
  Замира опа удивилась, увидев портрет. Она долго не могла вымолвить слова.
- Ой, боже, это же чудо, чудо, - прошептала она, наконец.
- Посмотрите здесь ещё кое - что есть. Вы посмотрите на это облачное небо, посмотрите на птиц. Как это всё естественно. Ой, вы посмотрите, как изобразил он образ тёти Рахилы, когда она печёт хлеб. Ой боже боже, - восхищалась Замира опа.
Наконец, вытерев слёзы, она поцеловала Нилуфар в лоб.
- Будь счастлива, дочка.
Шохиста всё ещё не могла прийти в себя от волнения.
- Я эти произведения заберу на работу и отправлю в журнал, напишу письмо на телевидение. Пусть увидят все.
- Ну хватит, это я чертил для души, - сказал Рустам, которого они не заметили.
- Всё равно….
Нилуфар направилась в сторону мужа, который стоял с распростёртыми руками.
Замира опа, покачав головой сказала
 - Ну кто скажет, что они слепые…

Наказание
Звонок в дверь показался странным. Фарида опа бросила веник и почти выбежала во двор. У двери стоял почтальон, который не мог скрыть тревогу в глазах, хотя старался улыбнуться.

 - Всё в порядке? – спросила Фарида опа.
- Подпишитесь вот здесь.
Почтальон протянул другую бумагу, повернувшись, быстро ушёл. Женщина пробежалась глазами по бумаге и призадумалась. Платок спал с головы, и по щекам побежала слеза. Она прикусила губу, чтобы скрыть то, что у неё хотело выплеснуться изнутри. Всё вокруг стало покрываться туманом. Ничего не было видно и слышно. Маленькая женщина с грохотом так рухнула на землю, что зазвенели стёкла окон, и птичка перестала петь.
 Чуть позже стали заходить соседи. Кто-то брызгал женщину водой, кто- то вызывал скорую помощь, а кто-то взял веник…
Алишер ака собрался проведать своё предприятие в области. Когда он летел в самолёте, у него сжалось сердце. Такого никогда не было. « Видно старею» подумал он и не обратил на это внимание. На предприятии всё было в порядке. Но увиденное не рассеяло его душевную тревогу. Отчёт директора пролетел мимо ушей. Отказавшись от одного-двух дневного отдыха на природе, он вечерним рейсом вернулся обратно. Он позвонил домой ,что бы до его приезда приготовили горькое мастава, но ответа не было. Из головы не выходили слова жены «вот уже два дня мне не по себе вижу какие-то странные сны».
Он вернулся домой, когда стемнело. Страх его усилился, увидев людей  во дворе дома. Соседи, увидев его растерялись, они прятали глаза один за другим. Мёртвая тишина заморозило его сердце.
- Что случилось? – он не разобрал, крикнул ли или просто прошептал.
- Примите мои соболезнования, сынок, - сказала пожилая женщина, обняв  Алишер ака. Он ужаснулся « Фари….Фари….не может быть…Почему?...почему?... Ведь утром…».
- Фариду забрали в больницу, - прошептала старуха.
Алишер ака вроде бы немного успокоился.
- Э… вы испугали меня. В какую больницу?
- В первую.
Ничего не говоря, Алишер ака повернулся и завёл машину.
- Что случилось? – умоляюще посмотрел он на врача лет сорока.
- Скоро она придёт в себя, - в голосе врача чувствовалось волнение.
- Пожалуйста, скажите правду.
Доктор вынул из кармана бумагу.
Алишер ака читая, почувствовал, что всё вокруг завертелось. Врач протянул какое-то лекарство и что-то сказал.
Алишер ака начал истерически смеяться.
- Посмотрите доктор, вот это наказание, такое справедливое, такое обдуманное…
Врач попросил медсестру.
- Быстро сделайте укол.
После укола Алишер ака долго спал. Придя в себя, он увидел сидящую рядом бедную жену. Наполненные горем взгляды, встретились. Не было надобности плакать и успокаивать, так как в их душе была одна и та же боль…
Они были на последнем курсе, когда они женились. Семейная жизнь оказалась другой. Сама собой закончилась мирная жизнь в общежитие. Этому способствовали посещения родственников. Наконец, они сняли квартиру. Через два месяца дом решили продать, пришлось переезжать в другой. Затем опять в другой и наконец они нашли приют в доме одинокой старухи. Алишер решил попытать своё счастье в столице. Кое- как устроился на работу.
Фарида сдружилась со старушкой. Они разделяли и радость и горе, отвлекали друг друга. Единственный сын Фариды Аброржон родился в этом доме. Старуха ухаживала за ним лучше матери, поэтому, оставив ребёнка с ней, Фарида вышла на работу, так как они должны купить квартиру до того как вернётся сын старухи, который сидел в тюрьме. Он был осуждён к шести годам лишения свободы за воровство. Она часто проведывала его. Чтобы женить сына после возвращения она собрала приданое. Может быть у неё не было родных, а может не было взаимопонимания между ними, никто её не навещал.
В один из таких дней пришла весть о смерти её сына
               


Рецензии