Рейли М. В. Истоки жизни Нити судьбы

Рейли М. В. Истоки жизни Нити судьбы

НИТИ СУДЬБЫ

Если женщина долго мучается родами, то бабушка-повитуха говорит о ребенке: «Верно, Бог судьбу ему ишо пишет». Чем дольше роды, тем больше событий, приключений, испытаний будет в жизни будущего человека.
Как пишется эта судьба? Представления о судьбе человека во многих мифологиях связаны с образом нити, пряжи (нить судьбы). Качество этой нити говорит и о качестве жизни человека.
В восточнославянской мифологии сохранились сведения только об одном верховном женском божестве — Мокоши (в переводе — «мокрая» или «прядущая»). Этот образ сопоставляется с образом матери - сырой земли, то есть земли в единстве с водой. Она распоряжается влагой, плодородием, женским домашним хозяйством. Но в первую очередь Мокошь — божество-пряха, от нее зависят судьбы обитателей дома. По народным поверьям, это женщина с большой головой и длинными руками. Появляясь в избе по ночам, она прядет оставленную без благословения кудель. Кроме того, она стрижет овец, а будучи недовольной чем-либо, выстригает немного волос и у хозяев.
Позднее образ верховного женского божества Мокоши, Великой Матери, трансформировался в образы Параскевы Пятницы, Покровы, Богородицы и послужил основой для формирования представлений о целом ряде женских мифологических персонажей, облики и занятия которых во многом похожи.
С этими персонажами связан ряд поверий и запретов. Так, простым смертным нельзя прясть в день, принадлежащий мифической рукодельнице. Считается, что в такие запретные дни и часы истончается граница между миром живых и миром духов или предков. Вмешательство смертных нарушает равновесие между мирами в пользу хаоса. Последствием этого становится, например, уродливое, искалеченное потомство у людей и домашних животных (младенцы рождаются слепыми, ягнята — кривоногими и т д.). В одном из рассказов о Параскеве Пятнице читаем: «[...] вдруг отворилась дверь и входит, вишь, матушка Пятница в-очью всем, в белом шушуне, да сердитая такая! И шмыг пряма к бабе, что пряла-та. Набрала в горсть кострики с пола, какая отлетала-то от мочек, и ну посыпать ей глаза, и ну посыпать! Посыпала да и была такова: поминай как звали! Ничего и не молвила, сердешная». Единственный способ восстановить нарушенное равновесие — рассечь на куски изготовленные в запретное время вещи.
Если поискать аналогии в наших сказках, то можно заметить множество любопытных деталей, о которых мы обычно не задумываемся. Вспомним «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком...» Чем не три мойры, древнегреческие богини судьбы? А наша Баба Яга, которая сидит в избушке на курьей лапке, на веретенной пятке «за пряслицей, прядет шелкову кудельку на золотое веретенце...» и указывает герою или героине путь к цели? Такая Баба Яга является хозяйкой всех зверей, птиц и морских животных. К тому же в сказках часто встречаются три сестры Бабы Яги, из которых каждая младшая посылает героя к более старшей сестре за советом: «Впереди по дороге живет моя большая сестра, может, она знает; есть у ней на то ответчики: первые ответчики — зверь лесной, другие ответчики — птица воздушная, третьи ответчики — рыба и гад водяной; что ни есть - на белом свете — все ей покоряется».
А если мы вспомним путеводный клубочек бабушки-задворенки и нить Ариадны, которая помогла Тесею найти выход из лабиринта Минотавра? Или Василису Премудрую, за одну ночь выткавшую ковер, на котором уложилась «вся красота поднебесная», и Пенелопу, которая в течение трех лет в ожидании Одиссея распускала натканное ею за день полотно, постоянно возвращая тем самым время к исходной точке?
Кстати о времени: слово «сутки» означает «то, что соткано». Так что пряха, ткачиха не только создает форму, то есть пространство, но и увязывает пространство со временем. В поэме Фирдоуси «Шах-Наме» читаем:
Да будет вечен дней твоих поток, Покуда есть основа и уток.
Нити использовались и в святочных гаданиях. В одном из них берут две спряденные «наопак» (наоборот) нити и пускают их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковородку или на блюдо, задумывая жениха. Если нити сойдутся вместе и «завьются» — быть свадьбе, если разойдутся — свадьбе не бывать. Может быть, отсюда и пошло выражение «связать свою судьбу»?

Беременная считается опасной для окружающих, являясь проводником для сил мира мертвых, мира предков. Ведь новая душа, новая капелька жизни и осознания, по народным представлениям, приходит именно оттуда, вселяясь в тело будущей матери. В беременной женщине присутствуют две души. Существует поговорка: «С брюхом ходить — смерть на вороту носить».
В традиционной культуре женский образ отождествляется с мистическими силами природы, рождающей жизнь (мать-сыра земля). Главное предназначение женщины — рожать детей — воспринималось с древности как особенное, важное явление, нечто на грани чуда. Все, что было связано с плодоносящей функцией женщины, было окутано тайной, запретами и мистикой. Отсюда и отношение к женщине как к загадочному, необъяснимому существу. Отсюда и страх перед ней, который мы встречаем во многих культурах и религиозных культах.
По народным представлениям, мир состоит из противоположностей: свет — тьма, добро — зло, свое — чужое и т.д. Для безопасного существования необходима стабильность, устойчивость, принадлежность «своему» пространству и времени. Любая неопределенность, неустойчивость, свойственная переходным состояниям, содержит в себе угрозу вторжения чужеродных сил, хаоса. Не случайно существовало так много запретов и мер предосторожности и для самой беременной женщины, и по отношению к ней.
Кстати, знаете ли вы, что означает слово «беременность»? Сообщаю для тех, кто не знает слово «беременность» происходит от слова «бремя», что означает «ноша», «тяжесть».
Из глубины веков дошли до наших дней молитвы и заговоры на зачатие и рождение ребенка, знания, как зародить мальчика или девочку с определенными задатками и характером; как беременной женщине вынашивать ребенка и определять, кого она носит; что должна делать роженица, как вести себя, чтобы родился здоровый и красивый ребенок.
Очень важен был сам момент зачатия: «В какой день зачать ребенка, в какую пору-время, ти в счастливое, ти не в счастливое — мы не гадали, а знавали. Вот на Купалу в Иванову ночь зачнешь, богатырь будет, а в Святую Троицу — богобоязнен станет. На ущербе молодого месяца зачнешь, болезен будет, а при полной луне — здоров и богат. И на небо на частые звёзды взглядывали и зори высчитывали. На вечерней заре зачнешь, дите угрюм и зол родится, на утренней — весел и добер будет. В полдень зародится, будет ленив, а в полночь — работлив».
Будущая мама в период беременности является посредником между окружающим миром и ребенком. Через нее он получает первые ощущения и сведения о мире.
Хотя к беременным женщинам относились с уважением и опаской, но домашних обязанностей с них, как правило, не снимали, и они до самых родов несли полноценную физическую нагрузку. До родов женщина и танцевала, и на скирду сено бросала. Следили лишь за тем, чтобы не надорваться, не удариться, чтобы не повредить ребеночка в утробе.
Как только женщина беременела, она тут же сообщала об этом своим близким. И с этого времени пользовалась в доме особым вниманием, сбережением и уважением. Выполнялись все ее желания, что она брюшком захочет — поесть или попить, — в том ей старались угодить. Считалось, что все прихоти эти исходят от младенца в утробе, и не исполнять их было делом греховным.


Рецензии