Экзамен

    Этот рассказ создан по заголовку, любезно подсказанному учительницей истории.

    В советские времена экзамены в школах проводили сами педагоги. Я преподавал химию. Мне пришлось поставить двойку в выпускном классе Грише Глотову.
По завершению всех шести экзаменов в последней декаде июня  тогдашней традиции проводился выпускной вечер. Нарядно  одетые счастливые юноши и девушки выстраивались в линейку перед двухэтажным зданием школы. Родители этих, теперь уже бывших учеников, и толпа зрителей любовались ими. Вот-вот начнётся волнующее мероприятие. Я спохватился: фотоаппарат забыл в своём кабинете на втором этаже и поспешил туда. Когда я поднялся в коридор второго этажа, то увидел Гришу Глотова у простенка между окнами. Юноша прижимался спиной к простенку и украдкой, повернув голову, смотрел через плечо  сквозь  оконные стёкла вниз на своих счастливых бывших однокашников. У него было такое униженное и обиженное выражение на лице, что я вздрогнул, на миг остановился и почувствовал боль в сердце. На всю оставшуюся жизнь я запомнил печальный облик Гриши Глотова.

    Промелькнули годы. Я постарел. Мои дети выросли и завели свои семьи. Летом, потрудившись до приятной усталости в своём палисаднике, я готовился ко сну. Раздался звонок над входной дверью. Мы с женой насторожились: кто бы это мог быть? Я открыл дверь. На крыльце, тускло освещённом светом луны, стоял крупный мужчина. Нежданный гость улыбнулся, и я узнал давнишнего ученика Гришу Глотову, которому на экзамене поставил двойку. Поборов своё замешательство, я пригласил его зайти. Мы прошли на кухню, так как хозяйка уже спала. Ничего хорошего не предвещал его визит. Гость из лёгкой сумки достал бутылку дорого вина и поставил на стол, выложил коробку конфет и попросил:

— Я знаю, что вы, учитель, не употребляете спиртное, но, может быть, по случаю нашей встречи выпьете глоточек лёгкого вина, а я расскажу о себе.

    Я поставил на стол два бокала. Гриша уверенно, неторопливо извлёк штопором пробку из бутылки и налил в бокалы вино. Выпили по глоточку. Я тревожно смотрел на него. Ночной гость поставил бокал перед собой и приглушённым басом начал повествование о своей судьбе:

— После того, как вы мне поставили двойку на экзамене, я, конечно, забыл о поступлении в институт и устроился на завод, в механический цех шлифовщиком. Работа мне нравилась. Через полгода моя фотография висела на доске почёта. Потом меня призвали в армию. Служил я добросовестно, имею почётные грамоты  от командира дивизии  и командующего округом. Отслужив положенное, я продолжил своё пребывание в армии по контракту. Участвовал в боевых действиях в «горячих точка». Однажды попали под миномётный обстрел. В двух метрах от меня взрывом оторвало обе ноги сержанту, а меня слегка ранило. Я перевязал ему остатки ног, взвалил на себя и вынес из зоны обстрела. Далее сержанта доставили в прифронтовой медпункт, а затем — в госпиталь. Я воевал по контракту десять лет. Награждён медалями и орденами. Демобилизовался и вернулся на свой завод. Учился год в вечерней школе. Успешно сдал экзамены и поступил на заочное отделение института.  Сейчас — на четвёртом курсе. Я — один из лучших студентов  в своей группе. Женат. У нас — дочка. Супруга — кандидат физико-математических наук, читает лекции в институте. У нас хороший семейный заработок, трёхкомнатная квартира, машина, дача.

    Вспомним прошлое. Вы увидели меня на втором этаже школы во время выпускного вечера. Мне показалось, что Вам было плохо. Не переживайте и не беспокойтесь за меня. Спасибо Вам за принципиальность. Я понял, что ко всякому делу надо относиться серьёзно и старательно. Это мне помогло в жизни. Вот я заглянул на минутку, чтобы доложить лично Вам, что все испытания, которые выпали на мою долю, я с честью преодолел и жизненно важные проблемы успешно решил.

    Они ещё долго  душевно беседовали и расстались, сердечно уважая друг друга.


Рецензии
Как это по Божески:
Не таить злобу,
не держать камень за пазухой.
Оставаться Человеком,
несмотря на жизненные трудности.
Спасибо за хороший рассказ.
С уважением, М.К.

Маргарита Курникова   02.03.2012 12:28     Заявить о нарушении
Маргарита! Спасибо за положительный отзыв. Всего Вам доброго. Успехов. Леонид.

Леонид Аронов   02.03.2012 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.