Репортеры в границах

Роль и значение России в истории человечества невозможно переоценить. Так уж угодно было Провидению, чтобы эта великая страна с ее огромными просторами и необычайно суровым климатом стала полигоном мирового отрицательного опыта.

Россия, переболев всеми мыслимыми и немыслимыми общественными болячками, в XIX веке показала окружающему миру гибельность затяжного рабства, а в XX-м спасла человечество от тоталитарной чумы, которую тоже сама же и придумала. И… напрасно драли глотки всевозможные Морисы Торезы и Пальмиро Тольятти, - дело их не выгорело, не удалось им построить мировой ГУЛАГ. Потому, что люди глядели в Россию как в волшебное зеркальце и в ужасе шептали: «Не пей, козленочком станешь»!

Россия, если применить анатомическую аналогию, это почки человечества, выводящие из организма ядовитые шлаки. Без нее мир давно бы умер в страшных корчах, отравленный всей этой гадостью – от пламенных идей мадам Салтычихи до всепобеждающего параноидального бреда недоучившегося студента Ульянова, плавно перешедшего в фашизм всех цветов радуги.

Вот и сейчас Россия демонстрирует всем, имеющим глаза и уши, как не надо жить. Мы только что совершили подвиг титанов: создали принципиально новый тип общественного устройства. И опять, естественно, угрожаем размазать эту прелесть по всему земному шару.

До сих пор человечество знало их всего два: диктатура и демократия. Первый тип подарил нам еще на заре веков безвестный вождь пещерного племени, ударив дубиной, утыканной зубами акулы, по башке своего соплеменника, сбондившего у него филе из останков другого компатриота. Демократию же придумали совсем недавно древние греки, спасибо им за это. А то мы до сих пор бы этим филе закусывали. Демократия. Демос – народ, кратос – власть. Власть народа получается.

Мы же практически чуть ли не вчера создали общество, стержнем которого является власть криминала. И, поскольку новой формации еще не придумали названия, я дерзну его предложить. Клептократия. Термин этот как никакой другой отражает сущность новорусского открытия.

Новация еще привлечет к себе тучи исследователей, которые испишут по ее поводу тонны бумаги, погубив тем самым половину сибирской тайги. Но все это еще впереди. Мы же поговорим пока о взаимоотношении новявленного общества, а точнее его государства, и того, что принято называть средствами массовой информации. Которые так легко превращаются в средства дезинформации, если информацию заменить пропагандой. Как было в достопамятные времена покойного «развитого социализма», когда между тем, что вещалось, и реальностью исчезла всякая связь. Как будто вещающий и внимающий ему жили в миллионе световых лет друг от друга. Чем кончилась эта астральная шизофрения, все знают. Не надо бы наступать второй раз на те же грабли. Но…

Международная организация Reporters sans frontieres («Репортеры без границ»)  -созданная в 1985 году международная организация со штаб-квартирой в Париже и отделениями в некоторых странах Западной Европы и в Канаде, а также представительствами в России, Японии, США, Таиланде и Кот-д’Ивуаре, - ежегодный «Индекс свободы печати в мире» который является неким барометром демократии,  опубликовала обновленный рейтинг свободы прессы в различных странах.

Россия в нем вновь помещена в самый конец списка.

Главным тезисом ежегодного отчета RSF о состоянии СМИ по всему мира является следующий: независимость и объективность прессы определяются не благосостоянием общества, а «духом демократии». И действительно, в бедном бантустане Белиз пресса много менее притесняется «элитой», нежели в сытой Беларуси. Демократия в журналистике со степенью  набитости кишечника если и коррелирует, то весьма не решающим образом.

В документе отмечается, что по сравнению с прошлым годом в ряде бывших республик экс-СССР наблюдалась тенденция к усилению независимости СМИ. «Катастрофической» по-прежнему остается ситуация в Туркмении, а Россия и Белоруссия прочно обосновались в конце списка, они занимают 141 (в 2007-м было 144-е, в 2006-м 147-е, а в 2005-м, однако, 138-е, в 2002-м аж 121-е) и 154 места соответственно. Вроде, есть прогресс, такими темпами мы лет эдак через 50 войдем в первую десятку. Если, конечно тренд сохранится. Хотя, вряд ли сохранится. Да и не тренд это вовсе, а временная флуктуация, гримаса истории, если хотите.

Возглавляющая департамент исследований стран Европы и СНГ головного офиса RSF в Париже Эльза Видаль указывает, что даже в бедной стране пресса может наслаждаться относительной свободой – если стабильно состояние общества и есть нацеленность его членов на продвижение к демократическим реформам. А вот в таких странах, как КНДР, у людей просто нет доступа к информации. Те же, кто пытается заниматься хотя бы ее сбором, подвергаются опасности как минимум тюремного заключения. «У нас нет информации ни об одном журналисте, убитом в Северной Корее, но, опять-таки, лишь потому, что официальный Пхеньян установил тотальный контроль над средствами массовой информации - ничем не ограниченный контроль со стороны одного человека, северокорейского лидера Ким Чен Ира. Нет просто никаких шансов, что в этом государстве могут существовать независимые журналисты - вся информация, которая появляется в КНДР, это голая примитивная пещерная пропаганда».

И вообще, страна чучхэ является эталоном абсолютной несвободы. По сравнению с ней мы – просто Римский форум времен Цицерона по сравнению с тухлым сходняком в тюремной камере. Подданный «Великого руководителя» имеет единственную свободу: свободу шевелить пальцами ног в сапоге.

По меньшей мере 64 человека во всем мире посажены в тюрьмы за информацию, опубликованную в Интернете. Лидером в жестокости интернет-цензуры остается Китай, где за решеткой сидят 50 нарушителей установленных государством драконовских правил.

Что же касается России, то многие российские политики и общественные деятели, особенно из прикормленных правящей клептократией, не раз скептически отзывались о рейтингах «Репортеров без границ», что, впрочем, только укрепляло авторитет этой международной организации.

«Репортеров» обвиняли в предвзятости, подтасовке фактов и незнании реального положения дел. Однако рейтинги основаны на оценках «людей изнутри» - экспертам в исследуемой стране рассылаются пространные анкеты. Один из этих экспертов по России президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов полагает, что эта методика весьма научна и близка к оптимальной: «У них [в базе данных] есть несколько организаций и людей, которых они считают достаточно компетентными в этом вопросе, которым они высылают очень большой опросный лист: сколько сегодня государственных газет, сколько негосударственных, есть ли случаи введения цензуры, проявляются ли они через законы и на практическом уровне, есть ли они на федеральном уровне или существуют только на региональном, вопросы о регулировании в Интернете… У “Репортеров” есть люди, которые постоянно следят за развитием событий в России, за конфликтами, которые в ней происходят, периодически обращаются к нашим властям с различными заявлениями по поводу наиболее ярких конфликтов, и никогда не получают на эти заявления отзыва или ответа, - что не в последнюю очередь способствует низкому показателю России в рейтинге свободы слова. С другой стороны, они достаточно субъективны в том смысле, что не могут поднять такого количества информационных составляющих, которые бы позволили безупречно выстроить шкалу».

Олег Панфилов из Центра экстремальной журналистики так же не считает методику RSF полностью безупречной хотя так же согласен с общими выводами наблюдений: «Я еще несколько лет назад отказался участвовать в подобных экспертных опросах потому, что математическим способом довольно сложно определить истинное место России в рейтинге. Но 140-е место из 170-ти, по-моему, это именно то, что Россия заработала за последние 7-8 лет. Боюсь, она опустится еще ниже. Каких-либо предпосылок к тому, чтобы власти оказались от пропаганды и цензуры, я не вижу».

«Репортеры без границ» составляют свои рейтинги с 2002. В феврале с.г. организация обращалась к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на состояние свободы СМИ в стране.

Так или иначе, но хотя явной цензуры не существует, только «цензура изподтишка», уровень пропаганды, которая, как известно, повсеместно считается чем-то неприличным и даже отвратительным свидетельством нецивилизованности режима в стране, непрерывно нарастает.

Президент России Дмитрий Медведев на встрече в Берлине с ведущими представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии заявил, что свобода прессы в России нуждается в защите. Президент уточнил, что речь идет о защите в рамках законодательства. Несколько лет назад - от прямого порабощения корпорациями, сейчас - от посягательств административного аппарата разных уровней, - сказал он. «Однако по большему счету, - считает президент, - мы уже стоим на пороге полной свободы средств массовой информации, которую обеспечит им технологический прогресс, в первую очередь растущие возможности Интернета».

Но, в то же время, комиссия ПАСЕ по мониторингу высказалась против подготовки доклада о свободе прессы в России, сообщает РСН. На заседании в Париже, которое проходило за закрытыми дверями, комиссия признала нецелесообразным инициирование отдельных докладов по свободе прессы в РФ, сочтя, что эта тема должна обсуждаться в рамках подготовки очередного доклада по выполнению Россией своих обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы.

Об этом сообщил глава российской делегации в ПАСЕ, председатель международного комитета Госдумы РФ Константин Косачев. Он добавил, что решение комиссии носит «рекомендательный характер», а окончательное решение по данному вопросу будет приниматься на заседании Бюро ПАСЕ 16 марта.

Но было бы ошибкой думать, что свободу СМИ ограничивают только власти. Знаком того, что в России растет влияние «бизнес-элиты», можно назвать попытку одной мультимиллиардерши помешать выходу статьи в российском издании журнала «Forbes», на обложку которого попало ее фото. Данная попытка привела к отставке редактора российской версии «Forbes» и в очередной раз затронула вопрос о свободе прессы в России.

Американское издание «The New York Times» пишет о том, что адвокаты почтенной супруги мэра Москвы и хозяйки строительной бизнес-империи стоимостью в $1,1 млрд. Елены Батуриной пригрозили подать в суд на немецкую компанию, которая является издателем «Forbes» в России, обвинив журнал в искажении ее слов.

Газета отмечает, что издательский дом «Axel Springer» в Берлине согласился, что некоторые из возражений супруги мэра резонны. Но декабрьский номер журнала появился в продаже только в пятницу, на день позже обычного, а перед этим, в четверг, главный редактор Максим Кашулинский подал в отставку в знак протеста. Он обвинил своих издателей в том, что они пошли на уступки влиятельной фигуре российского бизнеса.

В статье говорится, что «данный эпизод подчеркивает риск для американских издательских компаний, которые выпускают свои издания в странах, где существуют ограничения свободы слова, в формате объединения местного и международного содержания». Надо сказать, что по такой модели выпускаются очень многие глянцевые журналы, а именно «Newsweek», «Wallpaper», «Esquire», «Cosmopolitan» и другие.

Для журнала «Forbes» отстаивание права писать о представителя крупного бизнеса на политическом сложном рынке России является особенно щекотливым. Так, предшественник М.Кашулинского - Пол Хлебников - был расстрелян на улице 2 года назад. Власти связали это убийство с его журналистскими расследованиями, и дело застопорилось.

В статье речь идет о планах Е.Батуриной приспособить свои деловые соглашения к ожидаемому уходу ее мужа Юрия Лужкова с поста мэра столицы РФ. Статья якобы возрождает давние критические выступления по поводу того, что Е.Батурина обязана своими успехами в бизнесе положению мужа. На сегодняшний день Е.Батурина является самой богатой женщиной в России и одной из богатейших в мире.

В свою очередь издательский дом «Axel Springer» говорит, что статья вышла в печать без изменений и дискуссия, которая вызвала задержку номера, была связана с изображением на обложке. Так, обложка будущего номера появилась в рекламе в российской версии «Newsweek». На обложке была фотография Е.Батуриной и цитата: «Мне гарантирована защита». Адвокаты Е.Батуриной возражают против подразумеваемого здесь значения особых привилегий, связанных с неприкасаемым положением ее супруга. Полностью ее цитата звучала как: «Мне, как и любому инвестору, гарантирована защита моих прав». В общем, не только власти, не только…

А вот напоследок совсем уж оригинальная точка зрения, опубликованная интернет-ресурсом КМ.RU. Один из самых влиятельных издателей в России, голландец Дерек Сауэр недавно выступил с интервью в газете Financial Times, основная тема которого была - свобода СМИ в РФ. Дерек Сауэр – основатель и генеральный директор российского издательства Independent Media, выпускающего 30 изданий, в том числе англоязычную газету Moscow Times, а также Russia's Cosmopolitan, Men's Health и Playboy.

Когда журналист спросил его о том, как обстоят дела со свободой прессы в России, Сауэр, проживший в Москве уже 16 лет, ответил: «Российские власти решили эту проблему очень находчиво. Они сказали, «что ж, мы возьмем под свою опеку только телевидение, а газеты и журналы пускай будут свободными». Таким образом, мы, да и большинство остальных печатных изданий, можем писать все, что угодно».

По мнению Сауэра, российское руководство «поступило очень практично. Дело в том, что свобода прессы в России существует только для думающих и интересующихся. Для не думающих и не интересующихся ее нет. Интересующиеся - это те, кто читают основные газеты, смотрят спутниковые телеканалы и Интернет-издания. Эти источники информации никто не пытается ограничивать. Проблема в том, что пресса в России совсем не такая влиятельная, как на Западе. Содержащаяся в ней критика, как правило, не оказывает на широкую общественность никакого эффекта, люди просто принимают ее к сведению».

По-моему, очень мудро подмечено. Думающим высочайше дозволяется знать правду, потому что они до нее и так докопаются, Интернет-то не заткнешь. А не думающим – пропаганда. Пусть и дальше соображают только в контексте «на троих». Вот грядет новая монетизация, а им говорят, что в их кошельках ничего не изменится. И они верят, несмотря на то, что уж прошлая-то монетизация, слава Богу, научила, что верить нашей власти может только полный идиот. Те же «головы в телевизоре» говорят им, что они живут все лучше – и они кричат ура и в воздух чепчики бросают. Вернее, бросают в урны бюллетени за всевозможные «партии власти», жириновцев и зюгановцев. Вообще – пропаганда страшная сила. Однако, она есть и вернейший признак нежизнеспособности государства. Все правители, практиковавшие пропаганду, сиречь преднамеренную и целенаправленную ложь, называемую еще «промыванием мозгов», неизменно оказывались у разбитого корыта.

Слава Интернету. Будем надеяться, что умных, думающих и интересующихся не только ценами на водку год от года у нас будет становиться все больше. И покидать родину они не будут. Боже, дай нам такое чудо!

Вот так и завершим на этой благостной ноте. Надежда еще есть, сказал падающий со 102-го этажа, пролетая мимо рекламы памперсов. И надо всем уяснить все-таки, что увлечение пропагандой чревато: альтернативой свободы прессы является только чучхэ и ГУЛАГ. Для всех без исключения, независимо от того, «интересуешься» ты или нет, чиновник ты класса «А» или совсем наоборот. Все там будем.

Валентин Спицин.


Рецензии