Плач над Крымом
Бессмертный Александр Солженицын в своей столь же бессмертной эпопее «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» так написал о выселении татар из Крыма 18 мая 1944 года :
«Наверное с воздуха , с высоких гор , это выглядело величественно: зажужжал моторами единовременно весь Крымский ( только что освобождённый , апрель 1944 ) полуостров , и сотни змей-автоколонн поползли , поползли по его прямым крученым дорогам »
Таким «увидел» этот великий писатель- трагик этим солнечным майским днём Крым с высоты птичьего полёта .
А если спуститься с небес поближе к грешной земле , то услышишь стоны и рыдания , услышишь великий плач , охвативший сразу весь благодатный край . И услышишь через десятилетия вновь рожденные песни . Грустные и печальные как сама жизнь.
Остались наши дома высоко в горах
Остались на окнах занавески чёрного
Цвета
Ох , как трудно расставаться с
Родиной
И остаётся нам только
Плакать , плакать , плакать …
Как же случилось , что без суда и следствия целый народ был причислен к предателям !?
Крымский татарин ( мог бы записаться и по отцу – ЛАКЕЦ , но в паспорте у него ТАТАРИН ) дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан писал , обращаясь к правительству , писал :
« Народ мой унижен , оскорблён тем , что безвинно , без нужды и основания выслан из родного края . Верните его в родной край – Крым » .
Амет-хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать — крымская татарка.
В 1940 году, по окончанчил 1-ю Качинскую Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова , что была под Севастополем .
Уже 22 июня 1941 года - первый день Великой Отечественной врйны -младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе … на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону…
Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта. Он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт.
Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.
Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.
В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.
За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
Жил прославленный лётчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем легендарного лётчика названы улицы в Алупке , Волгограде , Жуковском , Махачкале , площадь и аэроклуб в Симферополе , горный пик в Дагестане. Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник — лётчик, стоящий на крыле Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке , а также в Махачкале. Аэропорт Махачкалы имени Амет-хан Султана . На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-хан Султан . Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан
Его обращение-стон дошло до российских старцев-руководителей через несколько десятков лет . Но сам Амет-хан Султан об этом не узнает : он погиб при испытании очередного истребителя .Только через двадцать три года был обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года . Указ , снимающий обвинение с целого народа .
А ещё позднее – Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года – было провозглашено равноправие .
Впрочем , будем честны перед собою , полного равноправия не наступило до сих пор !
Севастополь и его окрестности тоже пострадали от геноцида . Вот какую историю поведал нам на Севастопольском городском литобъединении бывший первый секретарь Балаклавского райкома партии коммунистов Александр Трифонович Кудланов
( ныне – покойный – М. Л. ) , принимавший самое непосредственное участие в выселении :
« Конкретной работой по выселению татар занималась « могучая тройка »: начальник отдела НКВД Роман Приходько , начальник милиции Оскар Цирюльников и начальник КГБ Павел Рындин ( И , конечно был и четвёртый - сам рассказчик Александр Кудланов , о чём он скромно умолчал - М.Л. )
Рындин , Цирюльников и Приходько вошли в кабинет первого секретаря Балаклавского райкома , а секретарём был татарин - фамилию его не помню ( Фамилию ЕГО краеведам Балаклавы нужно установить , хоть тот , наверное , сгинул в огромной стране под названием ГУЛАГ ? Иначе давно бы подал голос ! - М. Л. )
- Оружие имеется ? – спросили у секретаря .
Татарин-секретарь , почуяв недоброе , насторожился , насторожился .
- Оружие сдайте немедленно ! – приказал начальник КГБ .
Секретарь понял - дело неладное , схватился за оружие , намериваясь , по-видимому , хотел отстреливаться .
Но работники милиции и КГБ быстро скрутили ему руки . И , не помню кто , сказал ему :
- Слушай внимательно , если не хочешь получить пулю в лоб! Пока не будет завершена эвакуация , ( слово какое мягкое подобрали «эвакуация» - М.Л.) всех лиц татарского происхождения , сиди и не рыпайся .
Но , поняв , что секретарь-татарин не будет молчать - буйный очень! - мы отвели его на третий этаж , заперли в кладовой и выставили охрану .
А сам процесс выселения происходил так : вооруженный солдат входил в дом и объявлял :
«По решению Правительства вы подлежите отселению . Срок на сборы - два часа! С собою можно взять на семью 250 килограммов груза . – тёплую одежду , обувь , посуду . Пилу и топор захватить обязательно !».
Сложилась трагедийная ситуация: стоны , крики , рыдания над Балаклавой и над всей Байдарской долиной . Вчерашние партизаны и красноармейцы особенно выделялись , не хотели никуда ехать , показывая документы , ругались сразу на двух языках русском и татарском !
Но таких строптивых просто брали под руки и силой заталкивали в машину . Туда же летел их жалкий скарб . , - малая часть вещей , накопленная за годы жизни .
Чтобы не сбежали по дороге , каждую машину сопровождали несколько солдат , вооружённых автоматами , - в случае чего , патронов не жалеть! - и машины с татарами одна за другой прибывали на станцию Сюрень ( ныне это крымский посёлочек-деревушку называют Сирень - М.Л. ) , а уж оттуда , в товарных вагонах ( эти теплушки назовут 500-весёлыми - М.Л. ) отправляли в дальние холдые края .
В одну из последних теплушек , была посажена семья первого секретаря Балаклавского райкома партии и он сам был привезён под усиленным конвоем и втиснут в эту теплушку !
И вот результат : 26 колхозов и два совхоза «Профинтерн» , известный сейчас как «Золотая балка » и «Байдарский» - «Красный Октябрь» была разорены начисто .
В некоторых колхозах вообще не осталось ни одного человека, а в других - русские и украинские женщины , дети , старики и старухи … А в самой Балаклаве насчитывалось всего двадцать семь семей … Я готовил отчёт и поэтому всё хорошо знаю ! ( Это Кудланов парировал реплики литобъединенцев ! – М.Л. ) »
Мы не знаем фамилии выселенных , изгнанных с собственной земли , но некоторые мне известны. Во время своих путешествий по Байдарской долине , я познакомился со старой учительницей Ольгой Фёдоровной Кирилловой , в девичестве и во время своей педагогической работы она носила фамилию Борзоли .Ольга Федоровна давным-давно преподавала в Скелькой школе русский и татарский языки . Она подтвердила картину выселения татар. Более того , она подарила мне фотографию 1-го выпуска Скельской средней школы , - я бы добавил : и ПОСЛЕДНЕГО! – где сть некоторые татарские фамилии . Она просила опубликовать это фото, но я не мог выполнить её просьбу – фотографию не хотели печатать. Но через много лет , когда я на несколько месяцев устроился в газету
« Севастопольские ведомости » , я её опубликовал .
В « Севастопольских ведомостях» я писал:
Вот такая печальная история . Тут не убивать , ни прибавить . Хочу только сказать : когда будет создан Музей депортации крымских татар , я не стану держать эту фотографию у себя .
Я уехал раньше из Севастополя и сдал эту фотографию в Городской севастопольский государственный архив .
Свидетельство о публикации №211120900708
Карелов тоже идея была выселить (ещё бы лопарей куда выслали ))
Ивва Штраус 10.12.2011 00:56 Заявить о нарушении
Спасибо , что читаешь сегежского пацана , ставшего стариком .
Дед Ведьмедь .
Михаил Лезинский 10.12.2011 01:10 Заявить о нарушении
Бюст героя - на бульваре Славы в Феодосии.
Александр Сахаров 2 10.02.2014 01:16 Заявить о нарушении