Властилина и моя автомашина

     Прочитал воспоминания Виктора Некрасова «Как я автомобили покупал»
 http://www.proza.ru/2011/12/09/297  и вспомнилась мне своя история.



     В семидесятых годах ушедшего века приобрести легковую машину было большой проблемой. У северян существовала некоторая льгота — их ставили в очередь на получение автомобиля. Мой брат Лев стоял  в своей конторе, его жена Люся — в своей. Поскольку на Север они приехали в 1971 году, то к 1976 году успела подойти Люсина очередь. Лев на Тюменской базе по Люсиному талону выкупил новенькую, василькового цвета, «троечку» — «Жигули» Лада-2103. Когда гнал её «на землю»  (там у них был дом с гаражом, купленный ими немного раньше), то по пути заехал в гости к маме в Ермак. Для многочисленной родни, понятное дело, это стало громом среди ясного неба: «Лёвка купил машину!» В те годы ни у кого из родственников своих машин не было, кое-кто имел только мотоциклы.

     После приезда в Ермак Лев свою «голубую мечту» ставил у мамы во дворе. Ответственность большая, мама, помню, места себе не находила — не дай Бог, что случится. Даже ночью выходила посмотреть. Гостили Лев с Люсей дней пять. Собственно, в эти дни 1976 года Лев сказал мне: «Давай, брат, собирайся потихоньку на Север». Я тогда ещё не был готов к коренному изменению своей судьбы — не было хорошей специальности. Но «зерно» было брошено.

     Осенью 1979 года, это когда мы с женой уже жили на Севере, талон на машину получил и Лев. Как и в предыдущий раз, выкупил её в Тюмени, и там оставил у знакомых в гараже до весны. Эта модель была похуже, уступала прежней, её называли «копейкой», по номеру модели — «Жигули» 2101.

     Однажды, будучи в хорошем расположении духа, Лев сказал: «Ну, что, брат, забирай машину, деньги потихоньку отдашь». Не скрою, меня это предложение взволновало и растревожило. Естественно, я согласился. Уже тщеславно представлял, как пригоню беленький «Жигуль» в Ермак, как будем на нём «рассекать» в отпуске и тому подобное.

     После того разговора о машине, я тему не поднимал, но перед самым отпуском спросил у Льва по поводу «Жигулей» — не передумал ли он. Брат замялся, потом сказал: «Люся не согласна, сказала гнать машину «на землю». После я ещё раз поинтересовался у Льва: «Может, всё-таки вопрос с машиной можно будет решить, уж очень я настроился». — «Я Люсю убеждал, но она ни в какую», — ответил брат. Я понял, что вопрос исчерпан. Можно только догадываться, каким было обсуждение этого вопроса у них между собой. Может, Лев и корил себя за то, что тогда опрометчиво пообещал продать мне машину...
    
     Позже, размышляя об этом случае, я пришёл к выводу, что брат просто спас меня от трудностей, которые могли возникнуть. Появился бы долг, который одним махом не погасишь, это, во-первых, во-вторых, на земле у нас не было гаража, а на улице или во дворе у мамы машину не оставишь, в-третьих, отпуск у северян длится месяц-полтора, а остальное время года «ласточка» в ожидании хозяина где-то потихоньку ржавела бы (случаев для примера было предостаточно). Короче, отношения с братом у меня остались хорошие.

     Совершенно в другом ракурсе моя автомобильная эпопея продолжилась 15 лет спустя, в мае 1994 года. Там же, на Севере. В один из погожих дней, я случайно встретил на улице знакомого, с которым когда-то работал на одном предприятии. У Анатолия была личная автомашина ЕРАЗ-762, синего цвета, по форме похожая на «батон» скорой помощи. Когда мы разговорились, он сказал, что подыскивает покупателя, чтобы продать её. Цена приемлемая — 5 миллионов рублей (по тем деньгам 1.000 долларов), и отдать их можно было не сразу, а в течение полугода.
 
     Вечером о нашем разговоре я рассказал жене и, посоветовавшись с ней, мы решили автомашину ЕРАЗ купить. Позвонив Анатолию, сказали ему о своём решении, и когда сделка состоялась (оформили через нотариус и ГАИ), я несколько раз проехался на машине в присутствии хозяина — техника бегает вроде ничего, правда, прилично люфтил руль, довольно поношенным и грязным выглядел двигатель с другими деталями, но я посчитал это делом поправимым. Поездив некоторое время на этой крайне изношенной «телеге», я стал корить себя за самонадеянность — надо было до начала покупки всё-таки посоветоваться с опытными водителями.

     Есть такая присказка, в которой говорится, что автолюбитель бывает счастлив два раза: когда покупает автомашину и когда её продаёт. В июне 1994 года я был счастлив: у меня появилась машина, на ней я буду ездить сам и буду катать свою семейку, на этой же машине при желании будет ездить сын Игорюха, ведь у него есть водительские права, и он так любит технику!

     Ездил я на этом ЕРАЗике всё лето, некоторое время по выходным дням даже пытался таксовать, но большой выручки не было. Один раз какой-то пьяный мужик выскочил на дорогу и ударился головой об мою машину. Хорошо, что я ехал медленно, поэтому сразу остановился и вышел к лежащему человеку. Тот оклемался, встал и пошёл дальше, приговаривая: «Извини, мужик, я виноват... извини...» Могло быть и хуже. Я же получил тогда приличный психологический стресс.

     Гаража у меня не было, и с наступлением холодов машину на зиму я поставил прямо на улице рядом со своей пятиэтажкой. Как оказалось, надолго. Зимой несколько раз вокруг ЕРАЗика приходилось откапывать глубокий снег, чтобы совсем не занесло. В 1995 году мы на машине из-за её крайне плохого состояния не ездили, а перед отпуском в 1996 году я продал её одному любителю поковыряться в технике по той же цене, что и купил. Новый хозяин утащил своё приобретение на буксире.

     И вновь я был счастлив — избавился от «головной боли», стоящей на улице под открытым небом. Покупая старую машину, мы сделали ошибку, но это помогло нам осенью 1994 года избежать ещё более серьёзной ошибки. О ней сейчас расскажу.

     Как-то жена пришла с работы и сказала, что у неё в конторе некоторым сотрудникам, включая и её, выдали ссуды по 9 миллионов рублей на приобретение автомашин «Волга» — именно по такой цене, через организованную где-то под Москвой, кажется, в Подольске, фирму «Властилина». Автомашины «Волга-31029» в это время стоили по 18 миллионов рублей, но вот пошёл не только слух — многие автолюбители уже ездили на приобретённых там по дешёвке машинах.

     Главным идеологом по рекламе «Властилины», а затем сбору денег с сотрудников и поездке за машинами был личный водитель начальника конторы — Юрий. Ссуду получили: сам начальник, его заместитель, главный бухгалтер, начальник планового отдела, ещё какие-то два сотрудника (наверно и Юрий) и моя жена (начальник отдела кадров). Когда деньги оказались у нас дома, мы стали размышлять — отдавать их на приобретение «Волги» или нет? Над всей этой затеей висела тень какого-то шулерства, и это беспокоило нас.
 
     Через некоторое время после получения ссуды, Юрий на работе подошёл к моей жене и сказал, что все сотрудники, взявшие ссуду, отдали ему деньги для приобретения машин, и что осталась только она. Жена ответила, что ещё раз на эту тему посоветуется дома с мужем, то есть со мной. Целый вечер мы ломали с ней голову, как поступить, наконец, рассудили так: одна машина, хоть и старая, у нас есть, да и та находится на улице под открытым небом, и ставить рядом вторую машину в таких же условиях не хотелось бы, — значит, покупать не будем.

     Этим же вечером Юрий пришёл к нам домой и долго убеждал нас в том, чтобы мы вложили деньги в приобретение машины, но уговорить нас так и не смог — мы остались при своём мнении. Юрий ушёл, как мне показалось, обидевшись на нас, и вскоре с деньгами доверившихся сотрудников уехал в Подольск.

     Вся эта история с машинами закончилась громким скандалом: руководитель «Властилины» Валентина Соловьёва, оказавшаяся мошенницей, с огромной суммой денег куда-то неожиданно исчезла, а сотрудники нашей северной конторы, как и тысячи других обманутых  жителей страны, обещанных им машин так никогда и не дождались, и денег своих тоже. Иногда нет-нет, да и вспоминаем с женой этот случай с дешёвыми машинами от «Властилины» — ведь удержались от ошибки, которую могли допустить...

     В заключение скажу, что уже будучи на пенсии, в 2008 году мы с северов уехали жить «на землю». Понимая, что водительский навык мною полностью утрачен (к тому же закончился срок «годности» моих водительских прав) от покупки машины мы отказались. А если и надо куда съездить, сын со своей машиной всегда рядом.

     *****


Рецензии
С удовольствием окунаюсь в прошлые времена - тяжелые подчас они были....
Сегодня под воздействием Ваших мемуаров во сне Лангепас, где мы 10 лет прожили, видела.)
Там у мужа кроме легковушки крытый УАЗик был, вот где настоящее сокровище для северянина. И сейчас о нем мечтаю, да супруг отнекивается.
С улыбкой,

Лариса Малмыгина   07.02.2014 12:14     Заявить о нарушении
А мы на севере охотку с машиной сбили, теперь нет желания рулить.
С улыбкой -

Леонид Николаевич Маслов   07.02.2014 13:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 60 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.