Цепь

«ЦЕПЬ»
«Самый глухой тот,
 кто слышать не хочет».
(Финская пословица).

Я хочу рассказать вам три небольших истории, которые, как мне кажется, связаны между собой толстой цепью человеческой ограниченности и непонимания.
Если человек идёт сосредоточенным по жизни, каждая ситуация чему-нибудь учит. На духовном пути познающего такие эпизоды толкают идти дальше.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Когда нам становится невыносимо тяжело, когда мы чувствуем душевную усталость, каждый из нас старается найти такое место, где он сможет набраться сил, получить ответы на терзающие вопросы, успокоиться. Кто-то бежит к друзьям (с бутылкой водки или без), кто-то – в книги… Но есть такие, как я, которые находят время для того, чтобы в одиночестве уехать поближе к природе: на дачу, в село или в лес.
Мои давние друзья получили в наследство дом и садовый участок в селе. Зная мою страсть к природе, они великодушно разрешили мне пользоваться домом.
В первую же поездку со мной произошёл такой вот эпизод.
Я вышел в сад. Погода стояла солнечная, но шёл небольшой дождь. Тёплый ветер обдувал на моём лице сброшенные с неба капли. Три частички разных стихий соединились со мной в настоящем моменте. Каждая капля напоминала человеческие мысли, которые, падая на благодатную почву, дают великолепные ростки красивых и сочных плодов. (Конечно, большую часть этих капель просто высушит солнце). Каждый человек, попавший в такой вот перекрёсток погоды, наверняка ощущал благодать неба и своё величие – возможно, увидев главное: что он сам является указателем, связующим с огромным и непостижимым миром Вселенной. Как было бы хорошо, если бы это чувство длилось вечно!
Вспомнившиеся строки Есенина добавили к моему настроению светлую грусть.
Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля.
     Широки леса и воды,
     Крепок взмах воздушных крыл.
     Но века твои и годы
     Затуманил бег светил…
Понимание таких моментов, возможно, удаляет нас от счастья других людей, но мне кажется, что именно оно приближает к счастью личному.
…Неподалёку от сада находился соседний огород. Крупная женщина и двое детей сажали картошку. Женщина, очевидно, мать мальчика лет двенадцати и девочки, которой едва ли исполнилось девять, время от времени подымала голову и поглядывала в сторону детей: не отвлекает ли их что-нибудь от работы. И я мог слышать, как она ругает ребят, напоминая, зачем они здесь.
В небе внезапно расцвела радуга, и картину прекрасного дополнила гамма прозрачных цветов. Символ мироздания!
Девчушка, на миг оторвавшись от земли и подняв голову, случайно увидела её да так и замерла, забыв о том, что гонит всех людей жить на этом свете. На её перепачканном личике засияла улыбка, и, вдруг вспомнив о старшем братишке, она обернулась к нему с восклицанием:
- Дивись, яка райдуга!
Он, не подымая головы, отозвался:
- Я що, маю час?!
Прекрасный момент созерцания был прерван, и я, так больше и не взглянув в сторону этих людей, направился к своему дому. Меня немного шокировало увиденное в саду. Неужели ЭТО может быть человеческим СЧАСТЬЕМ?! Быть может, оправдывая перед самим собой ограниченность этих людей, я понял то, что это – ограниченность не столько сознания, сколько времени.
Ведь каждый человек, живущий на земле, создан для чего-то конкретного. Один – для прекрасного, другой - … (для чего-то ещё). Счастье же таких людей остаётся для меня загадкой.
Лично я бываю счастливым в минуты одиночества, когда могу остаться наедине с природой. Когда могу почувствовать себя её мыслью. Ведь если рассматривать Вселенную как целостное сознание, значит, человек – это мысль природы. Просто мысли бывают разными, как и люди.
Но я уверен, что ни они, ни я ни за что на свете не захотели бы меняться местами.
Человеку образованному длительное пребывание в кругу невежд приносит муки и страдания. Так же, в свою очередь, и крестьянин будет мучительно чувствовать свою неполноценность в обществе интеллектуала. Но и тот, и другой могут быть по-человечески счастливы, находясь каждый в своей стихии.
…Проходя мимо одного из домов, я увидел светловолосого мальчугана лет пяти – он сидел на траве у забора и плакал. Из дома вышла сгорбленная бабка и, потрепав мальчонку за волосы, тихо сказала:
- Чого ти киснеш? До роботи! Всі люди роблять!
На следующий день в автобусе, которым я собирался вернуться домой, в Киев, разыгралась такая сцена. Рядом со мной сидели две девушки, уезжающие учиться в город. Их многочисленные родственники со слезами на глазах просили написать сразу же, как только они устроятся. Молодые, слегка завидуя, радовались, что девчонкам наконец повезло и они могут покинуть это Богом забытое место. А старики плакали от неизбежного горя потери…
…Почему людей, живущих в городах, так тянет на природу? Их толкает наше естество, природное начало. Крестьян же влечёт в город погоня за престижем, чувство собственной неполноценности от пребывания в сельской местности. Вроде бы у них есть всё: и кров, и одежда, но они не могут удовлетворить всех своих человеческих потребностей. Однако те из них, кто попадает в город, всё равно не испытывают удовлетворения – их тянет обратно. В этом и проявляется противоречивая сущность человека. Зимой он хочет лета, летом – зимы.
…Когда мы приехали в Киев, моё внимание привлёк такой вот эпизод. Неподалёку от автобусной остановки стоял длинный серый дом. Перед первым подъездом на маленьком клочке земли молодой парень выгуливал собаку. Отстегнув поводок на шее овчарки, он бросал ей резиновое кольцо с командой: «Апорт!». Собака послушно бросалась за кольцом, пробежав несколько метров, брала его в зубы и несла обратно хозяину, виляя хвостом от радости наступившей минутной свободе.
Молодой человек не мог бросить кольцо дальше – участок был крошечным в сравнении с застройками вокруг. Сам клочок земли выглядел маленьким островком, чудом уцелевшим в этом уничтожающем всё живое океане бетона. Он был огорожен небольшими красивыми столбиками с такой же красивой толстой цепью между ними. Как будто огромный мир сохранил право на жизнь для побеждённой природы на этом краешке земли.
Эта оградка, сделанная руками человека, - свидетельство для всех нас о границах нашего сознания, наших чувств и эмоций.
…Несколько дней спустя я был приглашён в гости к своему коллеге. Он жил на третьем этаже многоэтажного дома. Когда после застолья мы вышли на балкон «раздавить» по сигарете, я случайно увидел необычную картину. Посреди домов, тротуаров и автостоянок росло чудом уцелевшее одинокое дерево. Под ним сидел старик в одних трусах. Он смотрел себе под ноги и чему-то улыбался. Мимо, не обращая внимания на старика, проходили люди. В основном это были люди в дорогих костюмах, оставлявшие на стоянках свои дорогие авто. Лица прохожих выражали безразличие или не выражали вообще ничего.
Станиславский когда-то сказал: «Понимать – значит чувствовать».
Сегодня человечество стоит на пороге, когда искусственный мир, рождающий мёртвую моду из стекла и бетона, поглощает всё живое вокруг, принуждая нас сменить любовь на равнодушие.
Наверное, старик нашёл единственное место, где смог вновь почувствовать жизнь по-настоящему. А может, сидя под этим одиноким деревом, он ждал своей кончины, чтобы слиться с возлюбленной природой навсегда…
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Мне не важно, какие эмоции я вызвал у читателя. Не ожидаю ни похвал, ни хулы.
Я беспристрастен.
Что на самом деле означали символы, описанные мной, решать не мне…


Рецензии