Чудо-озеро

 На фото: озеро Иссык-Куль
               
 За пятьдесят лет жизни в СССР мне удалось кроме пяти морей повидать ещё и два уникальнейших озера: Байкал в Сибири и Иссык-Куль в горах Тянь-Шаня. О Байкале я уже писал: http://www.proza.ru/2011/11/11/1900

Теперь небольшой рассказ ещё об одном чуде природы - высокогорном озере Иссык-Куль в горах Тянь-Шаня.

В небольшом городке Кант, километрах в тридцати от столицы Киргизии Фрунзе (теперь это город Бишкек) находилась Киргизская машино-испытательная станция. Здесь проводились испытания горных модификаций тракторов «Беларусь». Городок небольшой в восьмидесятые годы там проживало не более 15 тыс. человек. Как ни странно, в основном азербайджанцы.

Ничего интересного об этом городке и испытательной станции рассказать не могу. Впрочем, о столице Киргизии тоже. Город Фрунзе (Бишкек), несмотря на свой столичный статус, выглядел в восьмидесятые годы, как обычный захолустный городишко где-нибудь в России или Белоруссии. Сплошные типовые пятиэтажки. Из достопримечательностей мне запомнилась только очень красивая русская православная церковь.

 Всего лишь однажды довелось побывать в Киргизии. Но мне повезло – посчастливилось полюбоваться необычным творением природы, высокогорным озером Иссык-Куль. Вместе, с пригласившими меня работниками МИС, я провёл в этих чудесных местах несколько выходных дней, но запомнились они на всю жизнь.

От Канта до города Рыбачье, центра Иссык-Кульского района около 180 км. Это расстояние наш УАЗик преодолевал часа четыре. Дорога изумительной красоты. Примерно 60 км мы ехали по шоссе вдоль обрывистых склонов Боомского ущелья. С другой стороны шоссе, на некотором отдалении,  навстречу нам бежала порожистая река Чу. Неширокая, но довольно быстрая. Посреди ущелья через реку Чу переброшен, как его называют, Красный мост. По нему проехали на правый берег.
 
Из Канта выехали очень рано. Ещё затемно. Рассвет застал нас уже в скалистых горах Боомского ущелья. Горные скалы, сложенные из каких-то твёрдых гранитовых пород, в лучах восходящего солнца смотрелись божественно красиво. Дорога, раскручиваясь  серпантином, неуклонно скользила вверх.

По мере того, как наш УАЗик, натужно гудя, подымался всё выше природа на склонах ущелья заметно менялась. Великолепные пышные леса из реликтовой тянь-шаньской ели сменялись изумрудными горными лугами, над которыми парили, закованные в лед высочайшие в мире пики и вершины.

 При каждом повороте серпантинной дороги ущелье открывало свои новые картины. Это было потрясающее по красоте разнообразие крутых склонов, покрытых лесами, скал, ледников, прозрачных горных рек в кружеве пены и водопадов разной величины.

И вдруг Боомское ущелье разом кончилось. Горы раздвинулись. Впереди как-то совершенно неожиданно, насколько хватало взора, под лучами солнца заблестело синева озера Иссык-Куль. Чудесное явление природы. А за озером чётко просматривалась непреступная стена двух самых высоких горных хребтов Тянь-Шаня: Кунгей Ала-Тау, на севере и Терскей Ала-Тоо на юге. Они широкой дугой огибают озеро Иссык-Куль.

Мы вышли из машины. Я тут же раскрыл рот от изумительного восторга. Впрочем, мои коллеги, не раз бывавшие в этих местах, поступили также.  И было от чего. Перед нами предстала божественная картина. Рискну предположить, что рай, если он где-то существует, выглядит именно так.
 
Вот как я запомнил эту картину, и как представляю себе рай. Прозрачная озёрная гладь, голубая от отражённого в ней без единой тучки неба. Волшебное окружение непреступных крутых горных склонов, покрытых густыми лесами и изумрудной зеленью лугов. И над всей этой райской картиной, растворяясь в небесной голубизне, парят непреступные горные вершины, покрытые огромными белоснежными папахами. Что и говорить, картина достоянная не только рая, но кисти великих художников!

И они, к счастью, нашлись. Талантливый художник В.В.Верещагин, объехавший многие страны Азии, написал более десяти великолепных этюдов озера Иссык-Куля при разных эффектах освещения. К сожалению, в моё время его полотна хранились  в запасниках Третьяковской и Фрунзенской картинных галерей и широкой публике были мало знакомы. Я видел только их репродукции.

Великий исследователь Центральной Азии Н. М. Пржевальский собирался по завершении своих странствий поселиться на берегах Иссык-Куля. Но он так и умер в пути. Правда, перед смертью успел попросить похоронить на берегу озера. Его завещание исполнили. Я видел эту могилу.

На ней воздвигнут памятник по рисунку известного художника А.А. Бильдерлинга. Памятник внушительный из местного гранита. А вот начертанная на нём надпись весьма скромненькая. Всего два слова: "Путешественник Н. М. Пржевальский". Но так пожелал перед смертью сам генерал-путешественник.
 
А вот как отзывались об этом нерукотворном чуде природы великие учёные. Знаменитый географ П. П. Семенов-Тян-Шанский называл озеро Иссык-Куль драгоценным аквамарином в серебряной оправе горных снегов. А не менее великий географ академик Л. С. Берг так записал в своём дневнике: "Я имел счастье трижды побывать на Иссык-Куле, на этом водоеме незабываемого очарования".

Я тоже имел такое счастье. Правда, всего однажды. Тем не менее тоже был очарован этим волшебным озером на всю жизнь.

Пару слов об уникальном водоёме. Озеро Иссык-Куль расположено в горах Тянь-Шаня на высоте более полутора километров. В него впадает более 100 рек, и ни одна не вытекает, т.е. озеро бессточное и солёное. Вода его настолько прозрачна, что вплоть до глубины 40 метров хорошо видны плавающие рыбы.

Иссык-Куль имеет весьма внушительные размеры: длина - 182 км, наибольшая ширина - 58 км, максимальная глубина - 702 м. Площадь -  6206 км2 . В долине, где находится озеро, уникальное сочетание климата: морского, степного, горного и зоны вечных ледников.

В течение дня здесь можно получить если не 33 удовольствия, от уж, по меньшей мере, побывать в горах, покататься по свежему снегу на горных лыжах, увидеть прекрасные альпийские луга, усеянные эдельвейсами, насладиться воздухом хвойного леса, и успеть искупаться в чудо-озере. За два дня я почти всё это испробовал. Вот только с горными лыжами, не помню уж почему, не получилось.
 
А вот причину случившегося со мной на Иссык-Куле неприятного происшествия, запомнил. Знакомство с озером происходило в конце августа. Стояла прекрасная погода. Мы, естественно, много времени провели на пляже. Особенно в последний день.  Ярко светило солнце. На небе – ни облачка. Вода в озере, правда, казалась холодной, но зато потом было приятно понежиться на тёплом песочке.
 
Ребята из МИС предупредили меня, чтобы набросил рубашку, так как горное солнце чрезвычайно ядовито. Я только вернулся из Крыма, где мы всей семьёй провели месячный отпуск. Был сплошь покрыт красивым шоколадным крымским загаром и, понятное дело, самоуверенно проигнорировал это весьма разумное предостережение. О чём вскоре очень пожалел.

Примерно минут через сорок не больше почувствовал, что всё тело буквально горит, будто меня окатили кипятком. Бросился в медпункт, но было уже поздно. Я прилично обгорел. Ночью даже поднялась температура. Вот тебе и крымский загар!

 


Рецензии