О ТОМ, ЧЕГО У НАС ЕЩЕ НЕТ

Не все же о политике. Уж так причудливо сложилась судьба, что после сорока лет работы в науке, в основном связанной с новыми технологиями и машиностроением, мне пришлось трудиться в строительной газете. Спецом на все руки на компьютере.

Тематика, поначалу чужая, постепенно увлекла. Ведь мы, мужчины, все в душе немного строители. Как и политики, кстати. А материалов в газете приходится перерабатывать горы, и в них иногда попадается очень интересное. Как жемчужина в куче мусора. Например, изобретение в Ярославле способа отапливать дома теплом Земли. Это ж надо, в Ярославле! В другом месте Нобелевскую премию бы отхватили, а у нас все под сурдинку. Даже тему сняли с финансирования. Нам и чуда не надо.

Но сегодня предлагаю поговорить о небоскребах. В нашем Иванове их пока нет, да и по стране немного, но дело идет к тому, что будут. Логика развития цивилизации такая. Независимо от политики. Эти процессы мало связаны. Известно, например, что современные шоссе - автобаны появились в Германии при Гитлере, и оттуда уже распространились на весь мир. Правда, когда политика доходит до еще больших крайностей, тогда и строительству кердык. Так было у нас при КПСС, когда взрывали старинные соборы и строили бараки a’la chantre pas, так было в Афганистане при талибах, в Камбодже при Пол-Поте. Но наши нынешние власти далеки от фанатизма. И, похоже, появлению первого небоскреба в Иванове ничто не угрожает.

Это в Питере небоскреб, как оказалось, строить нельзя, на фоне памятников архитектуры он будет выглядеть кичем. А у нас, слава КПСС, из всего исторического наследия остались только халат Фрунзе, да спецовка г-жи Голубевой. В.Н. (для не ивановцев поясняю: это местный дважды герой соцтруда). Так что - это из туризма здесь кроме водевиля ни шиша не выйдет, а небоскребы можно строить в любом месте, не глядя.

Прогресс как экспресс - мчится вдаль, все ускоряя свой бег. Мое поколение еще строило детекторные приемники с самодельным полупроводниковым кристаллом. Варили в кастрюльке сурьму с какой-то вонючей солью. Телевидения не было и в помине. «Радио» - так назывались большие хрипящие черные тарелки на стенах. Телефон был только у номенклатурных начальников. А теперь кругом не только телевизоры но и компьютеры с мобильниками. Идет пацан по городу, прижав трубку к уху. И не ощущает себя марсианином. Скажи про такое тогда, что так будет - никто бы не поверил.

Что же за зверь этот самый небоскреб?

Самым первым небоскребом принято считать построенное в 1885 году в Чикаго здание «Хоум Иншуренс Билдинг» (The Home Insurance Bulding). Строение просуществовало до 1931 года. В нем было…аж 10 этажей, но для того времени его возведение оказалось настоящим прорывом в строительстве.

ХХ век стал временем не только высоких технологий, но и очень высоких строений. Причины, по которым возводятся небоскребы, хорошо известны. Это, прежде всего, плотная городская застройка, нехватка и дороговизна земли в деловых центрах средних и крупных мегаполисов, желание компактизировать город, не «размазывать» его на многие километры.

Пусть с опозданием, но тенденция появления высотных строений докатилась и до нашей страны. И если раньше вопрос «строить или нет небоскребы в России» был чисто теоретическим, то сегодня сразу на нескольких площадках идет активное возведение подобных зданий.

Каждый небоскреб – это уникальный и единственный в своем роде проект, имеющий целый ряд особенностей.

В 2006 году в Москве прошла конференция «Высотное строительство в России: проблемы и перспективы». Участниками было отмечено, что рынок девелоперских и строительных услуг оказался неподготовленным к решению многих задач, связанных со сложным и трудоемким процессом возведения небоскребов. Серьезные дискуссии вызывал девелопмент (развитие, расширение) подобных проектов, их градостроительные, архитектурные, конструктивные и инженерные особенности.

Одной из основных проблем при строительстве высотных зданий в России остается отсутствие общефедеральных СНИПов (строительных норм и правил), которые бы регламентировали строительство объектов высотой больше 75 метров. Обратите внимание: «выше 75 метров» - это уже небоскреб. Пока застройщики вынуждены руководствоваться лишь местными нормами или разрабатывать индивидуальные для каждого здания.

Небоскреб – особенное во всех отношениях здание, требующее учета массы нюансов. По мнению Билла Прайса (Bill Price), специалиста в сфере возведения высотных зданий,  директора консалтинговой фирмы WSP Consulting Engineers London (Великобритания), при создании небоскребов взаимодействуют три группы элементов, которые аллегорически можно назвать природными стихиями – «Земля», «Ветер», «Огонь». «Земля» – это факторы, связанные с расположением, геологией и другими особенностями участка, на котором возводится здание. «Ветер» – это устойчивость, прочность сооружения, проблемы вертикальных коммуникаций, аэродинамика. «Огонь» – это блок вопросов, связанных с безопасностью и надежностью постройки, а также средствами спасения при чрезвычайных ситуациях, прежде всего пожарах. Помните, как много погибло людей при атаке бандитов на башни-близнецы в Нью-Йорке? Спасать людей из высотных зданий так же трудно, как и из подземных комплексов. Пожар в середине здания делит его обитателей на тех, кого спасут, и тех, кто обречен. От кого останутся только записи звонков с мобильных.

Каждый фактор требует нетривиальных подходов. Часто именно при строительстве небоскребов изобретались и впервые применялись новые материалы и технологии. Например, при возведении легендарного Empire State Building в Нью-Йорке (почти 500-метровой высоты) были разработаны такие решения, как каркасная металлическая конструкция из чугуна Богардуса и пассажирский лифт Отиса.

Небоскреб состоит из фундамента, каркаса и прикрепленных к нему стен. В нем  основную нагрузку несет именно каркас, передавая ее непосредственно на фундамент. Благодаря такому новшеству проектный вес здания Empire State Building значительно уменьшился и составил 365 тысяч тонн.

Вопрос «Ветра» (т.е. аэродинамики и устойчивости конструкции) достаточно оригинально решен при строительстве другого, самого высокого на сегодняшний день сооружения – башни Taipei International Financial Center (высота - 571 метр), построенной в 2004 году на Тайване. Панели этого небоскреба могут выдерживать порывы ветра скоростью до 300 километров в час. Их толщина достигает 3 сантиметров, панели могут «прогибаться» на глубину 18 сантиметров и возвращаться на место. А чтобы обезопасить небоскреб от последствий землетрясений, на крыше здания установлен металлический шар весом 600 тонн, который должен стабилизировать колебания, вызванные подземными толчками. А небоскребы даже и без землетрясения похожи на высокие тонкие деревья. Их качает так, что верхушка «ходит» на целые метры!

При проектировании высотного здания необходимо принимать в расчет и факторы, не относящиеся непосредственно к строительству. Заведующая отделом разработки и апробации градостроительных нормативов НИиПИ Генплана Москвы Маргарита Лифановская говорит, что согласно нормативам, на каждого жителя высотки должно приходиться не менее 5 кв. м озеленения. Иначе кислородное голодание. Традиционным благоустройством территории проблему не решить, поэтому придется строить зимние сады и прочее.

Другая важная задача — обеспечить новые дома транспортной инфраструктурой и автостоянками. Из многих небоскребов, например, можно, не выходя на улицу, спуститься на станцию метро.

Учитывать надо… даже тень! Американские ученые подсчитали, что 38-этажный небоскреб способен отбрасывать тень длиной 300 м, закрывая в течение дня от солнечных лучей более 30 тыс. кв. м близлежащей территории. Между тем в любом городе существуют нормы инсоляции (время солнечного освещения квартир), которые нельзя нарушать.

Воистину, построить небоскреб – целая наука.

Однако вопросы архитектуры и возведения здания как такового лишь часть проблемы. В первую очередь, небоскреб – это не «фантазия» архитектора, а коммерческий проект, который должен приносить прибыль своему владельцу и привлекать арендаторов. Между тем известно, что в организованных небоскребах используется лишь около 60% площадей: остальное приходится на шахты лифтов, лестничные клетки и опорные конструкции. Для сравнения: в правильно спроектированном малоэтажном здании более 80% пространства можно продать или сдать внаем.

Кстати, небоскребы, как правило, в качестве жилых домов не используются. Это исключительно деловые и административные здания.

Небоскреб - высокомеханизированное предприятие. Например, в большинстве современных небоскребов есть, как минимум, две группы лифтов: одни - для нижних этажей, другие – для верхних. Скоростные и тихоходные, грузовые и пассажирские. Есть системы поддержания климата, вентиляции, удаления отходов. Не считая того, что есть и в любом здании. Все это, как и многие дополнительные помещения небоскреба, занимает много места.

Несколько снизить актуальность проблемы вынужденной потери пространства помогает рациональное планирование арендных площадей. По причине стремления сэкономить пространство, в небоскребах широкое применение нашли офисные перегородки. По расчетам специалистов, они способны сберечь до 20% всего рабочего пространства за счет грамотной установки и монтажа. Если вы вспомните многочисленные американские фильмы, где часто показываются офисы, расположенные в небоскребах, то заметите, что перегородки там встречаются повсеместно.

Каркас современных перегородок выполняется из алюминия – одного из самых легких материалов. Это очень важная характеристика. Ведь застройщики постоянно стремятся уменьшить вес небоскребов.

Еще одна задача, которую приходится решать при строительстве небоскребов, - освещенность внутренних пространств. С одной стороны, загородить небоскреб от солнца может лишь другой небоскреб по соседству. С другой же – солнечным лучам совсем непросто добраться до всех уголков огромных помещений. Небоскреб-то «толще» обычного здания, и помещения в его сердцевине осветить естественно вообще, казалось бы, невозможно. В этой связи в среде специалистов родился термин «архитектура больших пространств». По мнению пресс-секретаря инвестиционно-строительной компании «Сити-XXI век» (Москва) Сергея Лядова, «к ее особенностям стоит отнести значительную площадь остекления - например, замену металлических ограждающих конструкций на прозрачные стены (остекление от пола до потолка), а также «ленточное» остекление этажей».

Применение стеклянных перегородок тоже, несомненно, способствует решению задач освещенности естественным светом.

В строящемся 366-метровом здании «Bank of America» в Нью-Йорке этому вопросу уделено особое внимание.  В здании широко используются окна от пола до потолка, дающие большое количество света. Сами потолки довольно высокие – 2,95 метра при норме в 2,45, что, в свою очередь, также увеличивает освещенную площадь. Кроме того, внутренние стенки выполнены из прозрачных материалов, что позволяет эффективно освещать даже помещения в глубине здания. Увы, в современном небоскребе нет условий для уединения. Приходится привыкать к тому, что ты всегда на виду. Или ставить ширму.

Вот в новом здании Центризбиркома в Москве даже пол стеклянный. Видно на несколько этажей вверх и вниз. Так работающие там женщины вынуждены на работу ходить в брюках. И ничего, привыкли.

Прием использования «стеклянных» стен и полов находит широкое применение у нас в стране. Например, в рамках строительства одного из крупнейших бизнес-центров России - «Москва-Сити» была установлена конструкция из 54 стекол в офисе финансово-инвестиционного холдинга «Арлан», расположенного в одном из зданий бизнес-центра.

В результате получился футуристический дизайн, подчеркнувший сплошной стеклянный фасад здания. Зажимной профиль перегородок, спрятанный в пол и в потолок, магнитные замки на дверях помогли дополнить образ «стеклянного» офиса.

Отметим, что стекло, которое используется в современных небоскребах, отвечает всем нормативам безопасности: даже если оно и разобьется в чрезвычайной ситуации, его осколки никого не поранят. Это особое стекло, также рожденное благодаря потребностям небоскребов.

Конечно же, проблемы высотного строительства далеко не исчерпываются всем перечисленным. Это лишь малая часть всего комплекса задач, которые решают проектировщики, инженеры, дизайнеры и подрядчики.

Возведение небоскребов всегда будет будоражить сознание общества. Человека на каком-то генном уровне тянет к созданию высоких сооружений: вспомним хотя бы легенду о вавилонской башне и здравствующие поныне египетские пирамиды.

В отличие от других зданий небоскреб несет в себе не только функциональное и практические значение, но и некий скрытый смысл, становясь символом нового образа жизни. В конце концов, каждое такое здание - средоточие всего лучшего и передового, что есть в распоряжении строителей на момент «сдачи объекта госкомиссии».

Возможно, все изложенное будет интересно ивановцам, большинство из которых небоскребы изнутри видели только в кино с Брюсом Уиллисом. А наших строителей вдохновит на возведение такого здания и у нас. Тяжело строить первое. А потом они будут расти как грибы. Таков XXI век. Взгляните на фотографии центра нашего города 20-х годов: одно- и двухэтажные дома, а по булыжной мостовой лошадка везет воз с дровами. Где теперь все это? Так и наши потомки через каких-то 50 лет будут удивляться, сравнивая наши современные фото с видом сквозь стекла стен своих небоскребов.

Валентин Спицин.


Рецензии