Конкурс слоганов
Такое вот имеется объявление. Как жаль, что не успею. Но тема так захватила, что вместо горадминистрации предлагаю кучку вполне «легко усвояемых диетических» произведений вам, дорогие читатели. Бог с ним, с ихним праздником, объявлять надо было пораньше. А то с крысисом этим долбаным работаю два дня в неделю, а Интернета дома нет и не предвидится.
Итак. На первом месте, конечно:
- «Текстильный край – жуликам рай»
Слоган выдуман уже давно, еще, считай, на заре моей журналистской деятельности в прекрасной и последней либеральной газете «Профессионал», - но актуальности своей не потерял. Еще более заматерел и доказал свою точность. Много, ой много всякой человеческой шушеры, любителей половить рыбку в мутной воде, вылезло в миллионеры за счет этой ивановской беды! Отчетливый слоган. А за ним дружной стайкой:
- «Научись на текстиля – и трудись за три рубля!»
- «Мы – текстильная братва, принимай рабов Москва!»
- «Текстильный кластер – иди на паперть мастер!»
- «С текстилем нас не развесть – дайте кто-нибудь поесть!»
- «Не прядут, не ткут в Европе, только мы как прежде в .... интересном положении!»
- «В текстиле у нас успех – получаем меньше всех!»
- «Дачку ткач домой приносит, а жена у церкви просит.»
- «Мы – текстильный цех страны, подайте люди на штаны!»
- «Нас московское начальство уговаривает прясть. Мы батрачим за спасибо, а Москва жирует всласть!»
- «Хлопок возим из-за моря – дефицит ума не горе!»
- «Нам, текстилям, не впервой ходить с протянутой рукой!»
- «Мы умрем без текстиля, как кобель без костыля!»
- «Текстилять нам не придется, долги крепнут каждый час. Может быть, дурак найдется, и заплатит их за нас?»
- «Нас родная текстильная довела до ручки. Кол бы ей осиновый за такие штучки!»
- «Наш текстильный регион – настоящий чемпион, - негр бедней живет в Зимбабве, да штанов не носит он!»
- «Ивановский текстиль – ярмо для простофиль!»
- «Текстиль в утиль!»
- «Текстиль приделал нам фитиль.»
- «Продолженье текстиля – для Иванова петля!»
Вот такие лозунги на заданную тему. Экспрмтом.
Иваново - русский Манчестер. Наверное, разумно утверждать, что абсолютно одинаковые климато-географические и экономические условия этих двух городов обуславливают и одновекторное их развитие. И, в конечном итоге, одинаковую их судьбу. Мы как всегда и во всем, кроме пьянства и связанных с ним безобразий типа «великой пролетарской культурной революции», отстаем. Поэтому чтобы увидеть свое завтра, нам достаточно полюбоваться на манчестерское сегодня.
Переедем по туннелю Ламанш, и, покряхтев, в Лондоне сядем на манчестерский поезд. Цены на железнодорожные билеты там невообразимо дорогие даже по немецким меркам.
Вот и бывшая столица мировой текстильной хлопчатобумажной промышленности. «Город славы пролетариата английского и всей Европы», как говорил г-н Ульянов-Ленин. Он много всяких благоглупостей наговорил. На сто томов почти.
Манчестер когда-то действительно был крупным текстильным центром. Наряду с Лиллем и Лионом во Франции. И способствовал развитию и процветанию переработки хлопка в Европе колониализм. Хлопчатник, как известно, в Европе не растет. Традиционно английские текстильные магнаты привозили хлопковое волокно из Индии, Пакистана (очень немного, Пакистан все же посевернее и имеет неудобный для возделывания хлопчатника горный рельеф) и Египта с Сирией.
Французы везли хлопок из своих владений в Африке.
И продолжалась бы эта идилия до сих пор, если бы не национально-освободительные процессы в колониях. Поставки в Манчестер из Индии прекратились при Индире Ганди, которая, продолжая политику своего отца, великого Джавахарлала Неру (с ним, кстати, ваш покорный слуга умудрился подержаться за ручку), прикрыла остатки колониальных фирм-торговцев хлопком. Они, пользуясь неконвертируемостью рупии, платили индусам копейки, чтобы поддерживать таким образом низкую цену хлопка-сырца для текстильщиков бывшей метрополии.
В Египте аналогичную лавочку прикрыл герой Советского Союза «Гамаль Абдель на всех Насер».
Хлопок сразу резко подорожал и продолжал дорожать со становлением и ростом собственной текстильной промышленности в Азии и Африке. В Манчестере начались проблемы с невыдачей зарплаты и выходом текстильщиков на улицы. Ну ни дать ни взять как в современном Иванове, только 50 лет назад. Правительство бросилось тоже помогать. На горе, этот кризис совпал еще и с кризисом в угольной промышленности. В результате правительство лейбористов довело страну до банкротства, и к власти на очередных выборах пришли консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер. Которая сразу же показала кукиш всем любителям бюджетной халявы.
Были стенания про «градообразующую отрасль», «обнищание пролетариата», который уже громыхает своими рваными цепями, угрозы вывести на улицы весь город с окрестностями, вопли про «техническое перевооружение» - излюбленный прием лузеров, но все выдержала «железная леди». Не побежала в Манчестер под самокладом обещать золотые горы. В отличие от некоторых, она не боялась своего народа. Зная, что у нее за спиной ничего кроме пустой казны и ностальгии солидной части англичан по «старым добрым временам», когда над Британской империей не заходило солнце, она отвечала фабрикантам: «Если ваш бизнес такой прибыльный, почему вы клянчите деньги, а не «перевооружаетесь» за свой счет? Если ваша продукция лучше, чем у конкурентов, то почему требуете протекционистских пошлин на импорт?»
Не дрогнула, и анахронизм имперских времен рухнул. Рухнул окончательно и бесповоротно. А Англия вышла из кризиса и Тэтчер теперь – самый популярный политик, ей готовы при жизни памятник поставить.
Центром текстильной промышленности стали Шанхай и Мумбаи. Каково вам такой слоган: «Иваново – русский Мумбаи»? Смешно? Смешно и глупо. Соревноваться с этим городом нам уж точно не по зубам – хлопок, растущий у них буквально под окнами, им обходится вдвое дешевле, чем нам. А в цене ткани 60% цена хлопка. Какая уж тут конкуренция.
Манчестер же тогда стал по международной классификации «убывающим городом». Он и сейчас там пребывает, вместе с Ивановом, кстати. Я об этом уже переводил вам статью из германского исследования (ИВАНОВО – «УБЫВАЮЩИЙ ГОРОД». По материалам германского Федерального культурного фонда).
В течение последних десятилетий Манчестер полностью потерял текстильную промышленность. Как и повсюду в Европе, она стала неконкурентоспособной и ткани из хлопкосеющих стран Азии и Африки постепенно завоевали мировой рынок. Надо сказать, что высвободившуюся после кончины текстиля нишу постепенно занимала швейная промышленность. Причем не просто швейная, а промышленность пошива элитной одежды, т.к. пошив простых маечек и шортов все же оказался выгоднее в тех же экзотических странах. И сейчас футболки с символикой Гамбурга делают в Индии, а вот суперкуртки для нашего брата-туриста «Глоб Троттер» с полусотней потайных карманов шьют в немецком Эссене. Индусы, по всей видимости, так не могут.
Рынок расставил все по местам. И манчестерцы (или манкунианцы, как вам больше нравится) больше не перекрывают шоссе на Лондон, не пишут слезных петиций королеве. Вот футбольная команда у них лучшая в Великобритании. Зарплата в городе выдается регулярно. Там, кстати, с этим не пошутишь. Тюрьма рядом и закон суров. В общем, город хотя и убывает, и среди коренных жителей еще значительно, но положение уже не катастрофическое. Текстильный Манчестер сменился Манчестером машиностроительным, торговым и производящим продукты питания. Вместо неконкурентоспособной промышленности, только разорявшей страну, появилась современная высокотехнологичная и конкурентоспособная. Англия сейчас – надежная часть мирового свободного рынка.
Это же ждет и Иваново. Уверяю вас. Ибо нет никаких отличий между нашими городами, ни в истории, ни в географии, ни в экономике. Мы повторяем их путь.
«Иваново – русский Манчестер». Вот именно этот слоган и надо взять на вооружение нашим городским и областным начальникам.
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211121001896