Так просто

«
— Объясни мне! Скажи, как это возможно? Ты же такая хорошая, весёлая. На тебе же ни где не написано, что ты — ****ь!
— Ты… — б-больной! Тебе лечиться надо!
— Значит, так просто… отряхнулась и пошла…
. . .
»

Это реплики из вчерашнего фильма «Любовник», который показали по Первому каналу после программы «ВРЕМЯ».

«Я не могу сейчас… транскрибировать…»


Гениальный Олег Иванович Янковский.

Знаете, многие артисты, создавая образ своего героя, начинают питать к нему симпатии. Это всегда заметно в роли. Даже если персонаж отрицательный. От этого роль получается более объёмной, полноценной, живой. Она наполняется подробностями и деталями. Но тут! … Оказывается, можно играть без симпатии к своему герою. Или так убрать эту привязанность, чтобы не давить на жалость, не оправдывать заранее. Невероятно, но я в титрах искал имя актрисы, которая сыграла Лену. Неосознанно, непроизвольно… И только потом, встряхнул головой и, прогоняя, словно наваждение, ясно дал себе отчёт: она же была в кадре только раз! Бездыханное тело в розовом халатике, которое муж поднял на руки и сгрузил на диван. И всё… Но, оказывается, вся картина настолько незримо пронизана присутствием этой Лены, что только после его окончания, через минутную паузу отрешённости до тебя доходит, что актрисы нет. Что всё сыграно без неё.

Сергей Гармаш сыграл танкиста. Сыграл очень хорошо. И всё же создаётся впечатление, что и режиссёр, и сценарист, и сам актёр подпитывают танкиста дополнительными бонусами. Вот он предстаёт неожиданно в деловом антураже офиса, в костюме, при галстуке… Вот он встречает дочку Галю, обнимает нежно и радостно, переполняя кадры отцовской любовью несостоявшейся жизни… То оказывается, что он мотался вслед за Леной по гастролям, только чтобы быть рядом с любимой женщиной. Всё это — воспринимается, как попытка оправдать танкиста. Чтобы зритель понял: он не злодей, он такая же жертва любовного треугольника, как и все его участники. … И всё же. Янковский, имея на руках все козыри положения законного супруга, играет не оскорблённую святую невинность, (которую бы зритель принял за пошлость), а на грани фола, риска обнаружения полного безразличия к своей супруге при жизни, и больной съедающей ревности после её смерти. И видно, что он не оправдывает своего героя. Не оправдывает… От этого он получается такой непостижимо многомерный, настоящий. И через это же обретает плоть призрак Лены.

И когда фильм кончается, ещё долго не можешь переключиться на что-то другое. Я выключил телевизор. Не стал включать свет. И так просидел, не знаю, сколько времени, глядя в никуда. Вспоминая своё… Но, я не буду про это.

Мне хочется здесь отдать дань великому артисту. Он построил Анти-Храм женскому вранью. Этой слабости, которая под маской милой привлекательности корёжит людские жизни, своей неспособностью назвать вещи своими именами, сделать выбор, принять решение, своим вечным умолчанием правды, сглаживанием острых углов, избегания конфликтов под самыми благовидными предлогами…

P.S.
К сожалению, осталась за кадром роль Пети, сына, который узнаёт, что всю жизнь его Мама, которую он обожал, вела двойную жизнь. Он просто убегает из кадра и уже больше не появляется в фильме. А ведь теперь ему нужно сделать выбор: хочет он или нет узнать, кто из этих двух мужиков его отец — транскрибирующий лингвист или списанный танкист?

А если не тот, и не другой! Что тогда?





«Но многих захлебнувшихся любовью
 Не докричаться, сколько не кричи…»
                В.Высоцкий



6:17:31 10.12.2011          C1E845C8470


Рецензии