Наш русский комбат

               

   Одним октябрьским поздним вечером мне домой позвонила моя хорошая знакомая: сотрудница журнала «Mi Paraguay» Нанси Сальдивар.
  - Сергей, я знаю, что ты собираешь материалы о войне за Чако? – едва поздоровавшись, спросила она.
  - Да, эта тема мне очень интересна.Ты знаешь почему. Ведь большое количество моих соотечественников в 1932-1935 году помогли вам, парагвайцам, остоять свою независимость в войне против Боливии. – Подтвердил я.
  - Я хочу преподнести тебе сюрприз: пригласить на встречу с ветераном войны за Чако, который живёт в Турдере (город, расположенный в 19 километрах южнее Буэнос-Айреса). Дело в том, что редактор журнала уже договорился с этим человеком и посылает меня к нему взять  интервью. – Объяснила Нанси.
  - Вот это да! – невольно вырвалось у меня, - когда? Во сколько?
  - Завтра в одиннадцать мы должны быть у него дома.
  - Нанси, подожди, пожалуйста, чуточку. Я сейчас позвоню моему начальнику и попрошу  на завтра выходной.

  - Какой выходной, Сергей?! Завтра среда! Ты, что не знаешь... Ведь у нас людей не хватает! – возмутился мой начальник, Фернандо, нервно хрипя в трубку.
  - Вот так – всегда! – огорчился я, чувствуя, как резко портится  моё настроение.
   Мне пришлось передать Нанси по телефону длинный список интересующих меня вопросов, которые  она, по возможности, должна была задать ветерану войны за Чако.
  - Нанси, ты же опытная! Нанси, ты же умница... Ты же должна разговорить дедушку.  Такой случай предоставляется не часто. Кстати сколько ему лет? – стал я упрашивать Сальдивар.
  -  Девяносто шесть. Зовут его Еваристо Барейро Ривас.
  - Ничего себе,  девяносто шесть! – вслух восхитился я.
  - Так он ещё и самый младший из  девятнадцати ветеранов войны за Чако, проживающих в Буэнос-Айресе и его пригороде. Самому старшему исполнилось сто три года. – Объяснила Нанси.

   В ноябре 2011 года вышел очередной выпуск журнала «Mi Paraguay» («Мой Парагвай»), издающийся для многочисленной парагвайской общины, проживающей в аргентинской столице и её пригородах. В нём было опубликовано небольшое интервью Нанси Сальдивар с ветераном войны за Чако Еваристо Барейро Ривасом. Дело в том, что бывший парагвайский солдат из-за своего преклонного возраста многого не помнил. Некоторые воспоминания  о той войне,  которыми он делился с журналисткой, приводили его в сильное эмоциональное возбуждение... Через каждых пять минут Еваристо Барейро Ривас захлёбывался в рыданиях, затем, немного успокоившись, продолжал. Поэтому интервью получилось очень «скомканное» и сумбурное. Но самое главное, что Нанси Сальдивар, честно выполняя мою просьбу, расспросила ветерана о русских, сражавшихся в той войне в рядах парагвайской армии.
   Редактор журнала решил опубликовать только то, что ему показалось самым нужным и значительным. Поэтому  большая часть этого, на мой взгляд, очень интересного интервью на страницы журнала так не попала.

   Я же, на основании записей Нанси Сальдивар, решил, всё то, что рассказал ей Еварист Барейро Ривас, облечь в форму монолога ветерана.

   - Я, Еварист Барейро Ривас, родился в 1915 году в Сан Хуане Непомусено, департамент Каасапа. Меня мобилизовали на войну с Боливией в 1932 году, когда мне только исполнилось семнадцать лет.  В первое время у нас не было винтовок, а только мачете. Первым командиром нашего батальона был капитан, русский по национальности. Невысокого  роста, блондин. Даже не блондин, а скорее – рыжий. По-испански он говорил плохо, с очень сильным акцентом, а язык гуарани вообще не понимал.  Фамилия у нашего комбата была  такая трудная, что  я тогда её не мог запомнить, а сейчас и подавно. Когда же у нас появились винтовки, он всех нас, солдат его батальона, научил  не только хорошо стрелять, но и орудовать штыком. Мы все его очень уважали и называли «наш русский комбат» или, иногда, «наш капитан». После войны я его никогда не встречал. Кто-то мне рассказывал, что погиб наш комбат в боях за Нанаву в 1933 году. Жестокие сражения тогда происходили за этот форт.
   На этой войне, которая длилась три года, мы всё время страдали от жажды. Часто приходилось пить  собственную мочу и готовить из неё холодный мате-терере. Ведь огня нельзя было развести из-за боливийских самолётов, которые постоянно нас бомбили.
   На этой войне я был ранен в руку и ногу. Слава Богу, что пули не задели костей! Большое спасибо одному солдату, звали его Селестино, фамилию его я не помню.Он за мной, раненым, ухаживал   до тех пор, пока я на ноги не стал.
   Однажды, в сельве, я наткнулся на хижину. В ней я нашёл умирающего от тяжёлых ран нашего солдата. Я его спас. Делал настойку из коры дерева, которое у нас в Парагвае называют «ибараро», и поил раненого. Когда он выздоровел, я чувствовал себя счастливым.
   Боливия не выдержала трёх лет такой тяжёлой войны и запросила мира. Незадолго до капитуляции, боливийские солдаты сдавались нам в плен целыми частями. Однажды мы, нас было человек двадцать, захватили в плен триста боливийцев.
   После войны я переехал жить в Аргентину, в провинцию Мисьонес. А в Турдере живу уже семь лет. После смерти моей жены, я  переселился сюда к дочери.
   Говорили, что в нашей армии даже генералы были русские. Я не знаю...Помню только нашего  русского командира батальона. Отчаянной храбрости был человек. В атаки всегда ходил впереди нас, солдат. Погиб, говорят, наш русский комбат под Нанавой...
    Всё больше не могу... От воспоминаний тяжело мне. Я не хочу,а слёзы сами текут... Не могу больше говорить.Простите...
   
     На фотографии ветеран войны за Чако (1932-1935 годы) Еваристо Барейро Ривас с дочерью. Фотография сделана сотрудницей журнала «Mi Paraguay»  Нанси Сальдивар.

 


Рецензии
Интересная тема, что-то читал уже, но, у вас просто кладезь.
С уважением, Андрей

Андрей Полторацкий   01.03.2023 14:10     Заявить о нарушении
Андрей, СПАСИБО за комментарий!
Раньше увлёкся этой темой. Тщательно изучал историю войны за Чако. Особо интересовала меня тема русских добровольцев.
Собрал библиотеку документальных книг, коллекцию наград, монет, марок той эпохи: как боливийских, так и парагвайских.
Написал роман "Мбурувича", статьи и рассказы. Но тема до сих для меня не закрыта. Надо продолжать...
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   01.03.2023 21:22   Заявить о нарушении
Подписался, прочту обязательно.
С уважением, Андрей

Андрей Полторацкий   01.03.2023 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.