Зеркало

«Ещё и удода я бы причислила в группу райских птиц по полному праву. Сколько раз слышала, словно мерное движенье колеса арбы, волнообразно-зазывное: «уд-уд-уд», и, переждав один вздох, опять: «уд-уд-уд». Потатуй, или, как звала его моя мамочка, – худотут, – удод, житель  прикладбищенских прохладных норок. Мама говорила: «Худотут кричит, погода изменится». Она называла так удода, очевидно потому, что он будто выговаривал: «Уд-уд-уд – ху-до-тут!» Часто полуденный крик удода раздавался с кладбища, лежащего под горой, почти рядом с дедовским домом. Казалось, птица хотела сообщить живым людям сокровенное знание людей мёртвых: «Ху-до-тут, ху-до-тут!»...


В ночь на свои сороковины ко мне пришла мама и сказала:  «Там – как здесь».

Шла она по дорожке возле дома, которую всегда обсаживала цветами: календулой, астрами, дельфиниумами, гладиолусами, лилиями... И обязательно шёлковой травой.

Светило солнце, на ней было пёстрое, как ильинский луг, платье, в котором она умерла. Она прошла по тропинке, зашла на веранду дома, сказала эти слова просто, будто бы в никуда. Но я их во сне услышала. Потому, что во сне был солнечный день, и я, конечно же, не спала. А на деле я проснулась среди ночи. Наверное, разговаривать во сне с покойником, даже если это твоя мама, плохая примета. И мама позаботилась обо мне, скорбящей. Она только сказала то, что надо ей было мне сказать, и сделала сразу так, чтобы я проснулась, а не кинулась к ней с расспросами...

Утром я была уверена, что мама отправилась в рай. Отметили сороковины. Старушки читали молитвы и пели псалмы. А вечером выплыла эта мамина фраза: «Здесь так, как там». И я теперь часто над нею думаю.

Просто перевёртыш какой-то!

Где это – здесь?

Где это – там?

Здесь – там, где она?

Там – здесь, где мы?

Или наоборот: здесь – это здесь, у нас, а там – там, у неё?

Выходит, что всё равно, где: там или здесь – везде одинаково.

Словно в зеркале отражение. Вот – я, а вот – отражение. И меня можно погладить по голове, взять за руку, ощутить моё живое тепло.

В зеркале – тоже я, но полностью зависимая от меня – не в зеркале.

Там – я, но зависимая от того, что я делаю здесь.

И в самом деле – одинаково. Что т а м, – в зеркале, что з д е с ь, – перед зеркалом.

Но в зеркале, сколько бы меня ни гладили по голове, сколько бы ни пытались взять за руку – одно мёртвое стекло.

Может быть, Тот Свет – зеркало Этого Света?

Мама сказала свою фразу для того, чтобы я постигала тайну мироздания. Чтобы на этом свете я жила так, как бы хотела жить на том?!

Всё сходится! Именно о душе говорила мама. Ведь не унесла же она за собой свои вещи, свой дом, свои цветы у дорожки – туда, на тот свет. Но какой она себе выстроила мир души, такой он с нею и улетел.

Ко мне она пришла во сне и сказала тайну из тайн, которая ей открылась после смерти. Все об этой тайне только догадываются здесь, на земле, предполагают, а маме она открылась. Из вселенского разума появилось это откровение. Общение со вселенским разумом доступно только после ухода из этого, земного, мира.

Человеческая душа ещё сорок дней после смерти прощается с этим светом. И перед тем, как совсем покинуть его, мама передала полученное откровение мне, своей дочери. Чтобы я знала. И не делала здесь такого, что будет мне очень осложнять существование там.

Спасибо тебе, мама. Ты успела. Под самые сороковины ты мне открыла это знание и насовсем покинула наш мир.

...Я до сих пор переживаю твою смерть. Когда позвонила твоя сестра Надежда Скаргина, я неожиданно для себя разрыдалась. Эта двоюродная сестра тебе ровесница, и дай ей Бог здоровья и дальше, но тебя уже шесть лет нет с нами. Мы виделись с тётей Надей на похоронах. А теперь она приехала в больницу и мне позвонила. Всё, что она рассказывала – это ответы на мои безостановочные вопросы о твоём детстве, молодости. Ведь я не задавала тебе никаких вопросов про жизнь. Или задавала, но совсем не те...»


Рецензии
Опять 25. Стоит ли выделять ударение прописной буквой? Все грамотные, знают, как пишется и произносится слово. Вон в еврейской грамоте вообще не пишутся гласные, и ничего, люди догадываются.
Как я понял Ваши мемуары больше не стоит читать, ничего нового не найду? Везде повторение?

Вячеслав Вячеславов   22.05.2012 15:24     Заявить о нарушении
Вячеслав, Вы и так совершили подвиг, столько прочли, сколько никто не читал, кроме моего близкого человека. Новая волна мемуаров - это "Когда реки текли в гору" - о писателях Казахстана. Наверное чем-то перекликается с Вашим "Лито...". Если здесь нет (точно не помню), то есть на другой моей странице kasenka777

Эра Сопина   23.05.2012 06:14   Заявить о нарушении
Про подвиг и речи нет. Я читал Вас с большим удовольствием - это про мемуары, а вот Алконост разочаровал, и я написал, что понял, почему Вы не стали классиком. Пишете Вы великолепно, но Вы сами прекрасно знаете, чего Вам не хватает, не буду здесь расшифровывать.

Вячеслав Вячеславов   23.05.2012 06:41   Заявить о нарушении
Отчего же? Я не знаю, чего мне не хватает!!! Если здесь расшифровывать стесняетесь или щадите моё самолюбие, то можете расшифровать по электронной почте pushkin777@gold-nm.ru
За конструктивную критику буду только благодарна. С уважением,

Эра Сопина   23.05.2012 06:54   Заявить о нарушении
Я уже довёл Вас до белого каления.
Если Вы не знаете, чего Вам не хватает, то бесполезно об этом говорить.
Вы не умеете писать о другом, лишь только о себе. Я не имею ввиду Вашу работой журналисткой, Ваши статьи, кроме этого нужно выдумывать сюжет, действия.

Вячеслав Вячеславов   23.05.2012 07:06   Заявить о нарушении
сСтоит ли выделять ударение прописной буквой?с

Это Вы о каком выделении? Кажется, Вы читаете то, что хотите видеть, а не то, что тут написано. Тот Свет, Этот Свет - не ударение, а вроде как географические названия. :)))

Эра Сопина   23.05.2012 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.