Независимые шииты

Независимые шиитские группы, которые не признают духовного главенства Управления мусульман Кавказа (УМК), проявляют активность в Баку и в некоторых других городах. В том числе, три крупные независимые общины в Баку создали свои собственные неправительственные организации и публично выступают за улучшение стандартов в области прав человека и свободы вероисповедания.

В 1990-е гг. община мечети Джума стала наиболее влиятельной независимой шиитской группой в Баку. В изящной каменной мечети в Старом городе на пятничные молитвы собирались примерно 3 тыс. верующих, но 30 июня 2004 г. она была закрыта властями, которые планировали превратить ее в музей ковров, и попытались поставить во главе общины нового имама.

Они, по всей вероятности, действовали именно таким образом, потому что имам общины, Хаджи Ильгар Ибрагимоглу, был откровенным критиком политики правительства и поддержал Ису Гамбара, кандидата от оппозиции, на президентских выборах в 2003 г. Ибрагимоглу был арестован 1 декабря 2003 г., предположительно за организацию акций протеста после выборов. Он был приговорен к пятилетнему сроку лишения свободы условно 2 апреля 2004 г. и был освобожден на следующий день после того, как посольства нескольких стран и неправительственные организации вступились за него.

Другие общины, которые не признают власть шейх-уль-ислама и УМК, действуют в пригородах Баку и в других городах  Большинство из них не имеет регистрации, и их члены собираются на частных квартирах.

На юге страны, по меньшей мере, две общины не признают власть шейх-уль-ислама, но большинство местных жителей боятся посещать их мечети. "Это не является серьезным вопросом, но это могло бы стать проблемой, если в правительстве будет продолжаться коррупция, потому что люди устали от этого", - сказал представитель местной неправительственной организации.

Эти общины, так же как оппозиция и неправительственные организации по правам человека, подвергли резкой критике поправку от декабря 2007 г. к закону об образовании, которая запрещает носить хиджаб и другие религиозные атрибуты в образовательных учреждениях. Это является примером того, как шиитские неправительственные организации привлекают другие структуры для решения своих проблем. Если дискриминация в отношении шиитов продолжится, весьма вероятно, что они мобилизуются в политическом плане и могут даже объединиться с притесняемыми суннитами или другими религиозными общинами.

Поселок Нардаран, расположенный на побережье Каспийского моря, примерно в 25 км от Баку, является важным объектом паломничества, и превратился в центр религиозной оппозиции государству. Это самоуправляемый поселок, не имеющее официальной муниципальной структуры, и власть в нем принадлежит совету старейшин, придерживающихся строгой версии шиитского ислама.

Полиция не в состоянии установить свой контроль в поселке - местные жители убили двух полицейских, которые попытались войти в поселок в 2001 г. и "организовали там ряд провокаций". В 2002 г. полиция жестоко подавила возникшие там беспорядки, вызванные недовольством жителей социальными условиями. Один житель поселка погиб, а еще многие были ранены в результате проведения трехнедельной операции. Лидер движения Аликрам Алиев был арестован и приговорен к шести годам лишения свободы.

Конституция Азербайджана отделяет религию от государства, однако два официальных учреждения, УМК и ГКРРО, осуществляют наблюдение и управление религиозной жизнью. УМК назначал на церковные должности духовных лиц, контролировал содержание проповедей и занимался организацией паломнических поездок в Мекку еще с советских времен. Все религиозные общины должны быть зарегистрированы ГКРРО и должны с уважением относиться к полномочиям в сфере религиозной жизни председателя УМК, Аллахшукюра Пашазаде.

После периода нестабильности в 1990-е гг., когда многим иностранным миссионерам было разрешено вести пропаганду своих идей при чисто формальном надзоре, Азербайджан вновь взял в свои руки контроль над религиозными делами, главным образом, как утверждают власти, в целях защиты национальной безопасности.

Есть ещё два интересных течения. Во-первых, это - “мусульманские интеллектуалы”, которые рекрутируются в основном из востоковедов, работающих в университете и Академии наук. Они пытаются придать развитию ислама в Азербайджане модернистский и реформистский импульс.

При этом они опираются на досоветскую интеллектуальную традицию исламского модернизма и, используя свои исламоведческие знания, оспаривают многие предписания шариата, не соответствующие современности и светскому характеру государства. Во-вторых, это ориентированный в прямо противоположном направлении “панисламизм”, который представлен, например, проиранской Исламской партией Азербайджана.

Конституция гласит, что Азербайджан является светским государством (Статья 6), религия и государство должны быть отделены друг от друга (Статья 19), система образования является светской, все религии равны перед законом, и гарантируется свобода вероисповедания (Статья 37). На практике, однако, никакого полного отделения не существует, поскольку государство может вмешиваться в религиозные дела с помощью ГКРРО и закона о свободе религии.

Независимые религиозные общины считают поправки к этому закону, принятые в 1996 г., серьезным нарушением религиозных свобод. Согласно этим поправкам, деятельность иностранных миссионеров была запрещена, а правительство потребовало, чтобы все религиозные организации прошли перерегистрацию. В соответствии с новыми процедурами, УМК должен определить и затем признать статус общин, что позволяет этой структуре отказывать в регистрации некоторым независимым и, в особенности, шиитским общинам.  Монополия УМК часто подвергается критике. 

До 2006 г. некоторые независимые общины, судя по сообщениям, воспользовались конкуренцией между главой ГКРРО Рафиком Алиевым и УМК с тем, чтобы зарегистрироваться без одобрения последнего. Но после того, как в 2006 г. ГКРРО возглавил Хидаят Оруджев, координация деятельности этих институтов улучшилась, и независимым общинам лишь в редких случаях удавалось получить разрешение на регистрацию. К молодым студентам религиозных учебных заведений, которые обучались в Турции, в целом относятся лучше по сравнению с теми, кто учился в Иране.

Али АЛБАНВИ


Рецензии
Ассаламу алейкум, Али. Очень хорошая статья. Я считаю, что активизация шиитов в последннее время связано впервую очередь с рядом запретов на Ислам, предпринятых тагутским правительством Азербайджана. Как Вы знаете, за последние года, помимо запрета хиджаба, были разрушены две мечети, арестованы видные исламские алимы, в парламенте был принят анти-исламский закон, запрешающий распространение религиозных книг... Но самым вопиющим случаем стал арест лидера Исламской партии Азербайджана Гаджи Мовсума Самедова. Этот храбрый муджахид Ислама был осуждён на двенадцать лет, за то, что попытался защитить хиджаб наших сестёр, а также за то, что сравнил азербайджанского тагута с Язидом ибн Муавиёй (Да проклянет его Аллах!). Однако я уверен, что в ближайшее время муслимы Азербайджана, вдохновляясь движением Имама Хусейна (Мир ему!) в Кербеле, а также исламской революцией 1979-го года восстановят свои права и низвергнут тагута. Амин, йа Ряббиль Аляминь!

Сейид Асим   08.02.2012 16:38     Заявить о нарушении
Алейкум ассалам. Все верно брат, Вы верно все подметили, что мне нечего добавить,Вы в этом не хуже меня осведомлены. Спасибо за комментарии.

Али Албанви   08.02.2012 18:10   Заявить о нарушении