Самоубийственный рейтинг

ПОЛИТИКА ПУТИНА: ПРОВАЛЬНЫЙ УСПЕХ ИЛИ УСПЕШНЫЙ ПРОВАЛ?
(по материалам давних Интернет-форумов)

Период президентства В.В.Путина  подходил к концу. Пора было подводить итоги. Тогда мы еще не знали, хотя и догадывались, что «уход» это всё понарошку, комедь для политкорректного Запада, так чувствительного к процедуре. У них процедура главное – будь ты хоть трижды Каддафи,  но если отбыл срок и отошел, то ты демократ и образец для подражания, тебе о счета в Лондоне откроют, и какой-никакой дворец королевский продадут. Не считая мелких брызг в виде поцелуев первых лиц этой самой Европы.

Вот как тогда представлялось дело. Во-первых, все познается в сравнении. А по сравнению с президентством г-на Ельцина, конечно, деятельность г-на Путина – чистейшей прелести прекрасный образец. Вообще с нулем сравниваться всегда выгодно.

Однако на чем сходятся многие политологи, так на том, что команда российского президента все же не лучшим образом воспользовалась благоприятной экономической и политической ситуацией, сложившейся за последние несколько лет.

Что бы не говорили о внутренней политике Путина, до недавнего времени все или почти все были согласны, что в его внешней политике успехи преобладают над неудачами. Ведь главный смысл путинской линии во внешней политике виделся в том, чтобы выступать в качестве помнящего о собственных интересах, но при этом надежного и предсказуемого партнера в отношениях с крупными мировыми силами. В отношениях с бывшими советскими республиками эта линия означала отстаивание интересов России без конфронтации с США и ЕС. Казалось, Путин понимает, что у России может быть достаточно сил, чтобы заставить других учитывать мнение России в этом регионе, но совершенно недостаточно, чтобы действуя в одиночку, добиваться поставленных целей.
Однако события последних месяцев все больше свидетельствуют о том, что в действительности это были односторонние и, именно в силу своей односторонности, крайне непродуктивные и нерасчетливые действия.

В результате ЕС резко активизировал свои контакты с Украиной. Договор Молдавии и Приднестровья, разработанный Козаком, так и не был подписан. А сессия ОБСЕ солидарно осудила позицию России в этом вопросе, объединив в этом осуждении и ЕС, и США.
Также в изоляции оказалась Россия и в грузинской игре. ЕС и США активно поддерживают Саакашвили, а Россия, снова в одиночку, сделала ставку на свой газ и на чувствительную для Грузии «мандаринно-боржомную» торговлю.

Кажется, нет на постсоветском пространстве ни одной страны, кроме разве что среднеазиатских, с которыми бы Россия не испортила отношений. Даже с Белоруссией. В отношениях же с США и Европой мы вернулись ко временам «холодной войны».

Что остается от достижений Путина во внешней политике, кроме дырки от бублика? И свалить всю вину на Запад, который не хочет учитывать наши интересы, не удастся. Налицо плохое качество дипломатии, нервозность и непрофессионализм.

Не лучше «успехи» и во внутренней политике. В построении первого в мире полицейского государства мы снова опередили весь остальной мир. Люди, у которых есть что-то в голове и в кошельке, вновь шарахаются от России.    
     Провалы внешней и внутренней политики Путина совсем не есть случайность. Опора на людей со средними и ниже среднего уровня умственных способностей уже начала приводить к вполне ожидаемым последствиям. Известно, что интеллектуала может оценить только интеллектуал, разум это единственная вещь, которую можно оценить, измерить и понять только разумом. Умные люди, коих, конечно же, немного, оценили деятельность Путина и мысленно не приняли его в свой круг интеллектульной элиты. Умные люди разных национальностей, разных сфер деятельности, разных культур. И теперь ВВП попал в атмосферу отторжения, ему некому отдать приказ, не с кем посоветоваться и не на кого опереться (возможно, он даже не может понять, что оно ему нужно). Те немногие мозги, которые остались рядом, не могут более считаться благонадежными, более того – они, наверное, действительно неблагонадежны.

Политическая система нашей страны находится в крайне плачевном состоянии, просто в крайнем. Она практически находится в неработоспособном состоянии. Есть несколько искусственных партий, отсутствует независимость судебной системы, отсутствует независимость парламента, да и парламента-то самого нет, отсутствуют реально выборы, отсутствует конкурентное политическое состязание альтернатив развития страны. Отсутствует исполнительная вертикаль. То есть никакие решения до конца не проходят. И по сути ни одна проблема не решается, вокруг любой проблемы огромный пиар. Крупный криминал и госмонополии творят произвол в обстановке полной безнаказанности. Они впадают в истинный раж, они видят свою полную безнаказанность, они, если хотите, видят безнаказанность при нарушении любых законов. Они видят безнаказанность в условиях, когда прокуратура и суд не может и не желает отменять произвол. И, собственно, почему бы не покуражиться? А кроме того, интересы за этим могут стоять. А почему бы ни выслужиться? Можно много получить. Вот, собственно, почему. Это вещь довольно простая. Почему чиновничество устраивает произвол? Потому, что оно безнаказанно и бесконтрольно. Потому что в стране, где нет ни политически значимых независимых СМИ, ни общественного мнения,  где отсутствует независимая судебная система, там той группировке, которая определяет себя как власть, позволено все. Вот она все, что ей позволено, и делает. Кроме того, это же еще доступ к ресурсам. Это же не просто так.

Вот таково дело у нас с политической системой. На сегодняшний день она находятся в крайне плачевном состоянии. Худшем, чем даже была при Ельцине.

И что касается диверсификации экономики, так это абсолютно твердо можно сказать, что мы несем огромные потери с точки зрения возможности создания обрабатывающих отраслей в последние годы. Очень незначительные инвестиции у нас в сферы машиностроения, в любые современные сферы, кроме, конечно, добывающего сектора. И мало того, в обрабатывающие отрасли нет не только иностранных инвестиций, но туда – самое главное – и национальный капитал идти принципиально не желает и не хочет. То есть с точки зрения конфликта между образованием, структурой рабочих мест, структурой инвестиций, если все это брать вместе и сказать, что это вот такое направление диверсификации, то можно очень твердо сказать, что как раз этого-то нет вообще. Нет ни только диверсификации, нет даже концепции ее. Зато много слов в худших традициях агитпропа. Слов, мало связанных с действительностью.

Но наибольший провал в политике социальной. Почему мы живем хуже тех же эстонцев и латышей? Не только в силу своего прошлого. Почему-то мы живем хуже, несмотря на сотни миллиардов долларов в нашем ВВП и стабилизационном фонде. И, тем не менее, у нас разрывы между доходами как людей, так и между регионами растут, разрывы между бедными и богатыми регионами увеличились в сотни раз. Удивительно!

Борьба с бедностью - показная. По данным ООН в России за чертой бедности находится две трети населения. В чьих интересах президент подписывает законы, по которым доведенные до полной нищеты люди изгоняются из квартир за неуплату коммунальных платежей, размер которых превосходит доходы семьи среднего достатка.
За какие заслуги президент поднимает зарплату своим министрам, развалившим страну, до ста тысяч руб. в месяц, плюс всякие премиальные и льготы, а сельским труженникам или тому же библиотекарю отваливают менее 2000 рублей? А как можно прожить на пенсию в 2500 рублей, тогда как только плата за жилье составляет от 1500 до 2000, изумляется вся Европа. О монетизации льгот больным инвалидам, ветеранам и пенсионерам - уже не хочется говорить.

Более половины российских детей сегодня живут за чертой бедности. 17 млн. детей или 56%, воспитываются в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Около 30% детей рождаются в неполных семьях ( в 1995 г. было 13%). В России сейчас около двух млн. детей находятся в детских домах и домах ребенка. Это в три раза больше, чем их насчитывалось после Великой отечественной войны.
А наши пенсии и детские пособия - большего позора мир не видел!

Молодежная политика - никуда не годится. У современной молодежи мало перспектив для светлого будущего - за все надо платить, а у большинства денег не хватает даже заплатить за квартиру.

Почему президент России, наделенный конституцией полномочиями большими, чем российский император, в богатейшей стране с огромными золото-валютными запасами и мощным научно-производственным потенциалом довел народ до нищеты, а хозяйство страны - до полного упадка?
Путину остается или согласиться с такой оценкой своей политике и признаться в собственной несостоятельности, как первого лица государства, или доказать, что дела в стране обстоят не так уж плохо, или, по крайней мере, будут обстоять не так уж плохо,  а проводимый им политический курс не является губительным для России. Но у него уже не хватает для этого времени - 2008 год приближается.

В борьбе с олигархией он опирался на силовые структуры (прежде всего) и на чиновников (гос аппарат). Но на кого ему опереться при борьбе с коррупцией у  самих чиновников? Ведь почти все чиновники коррумпированы.

Муссируются слухи «уйдет-останется». Путин не останется, и вот почему. Почему окончилась его эпоха? Не потому что со стороны Путина не видно никаких ярких действий, не потому что он, по сути дела, ведет себя так, как будто у него осталась одна функция – блюсти кресло и передать это кресло своему преемнику. Логика системы власти такова, что каждое второе президентство пустое в России. Вот такая система власти оформилась, ибо, закончив первое президентство, человек, который победил (обычно он побеждает и становится президентом во второй раз), начинает свое второе президентство с одной задачи: как бы укрепить бункер (имеется в виду Кремль), как бы туда никто не пролез случайно, и как бы гарантировать самовоспроизводство власти, чтобы оставить кого-то, кто бы продлил инерцию правления и интересы. И, кстати, мы немножечко, может быть, ошиблись с Ельциным, потому что эпоха Ельцина окончилась тоже в момент завершения его первого президентства в 1996 году. Но мы-то не поняли этого, потому что слабый, больной,  нетрезвый и неадекватный Ельцин создавал впечатление, что второе президентство было слабое, потому что он был слабый. На самом деле и при здоровом Ельцине второе президентство Ельцина было бы никудышным, таким же, как и его первое, это было бы президентство даже не «хромой утки», а давно съеденной утки. Поэтому второе президентство Путина кончилось в 2004 году. И если кто-то, может быть, захочет вспомнить, что такого сделал Путин за эти годы, - ничего, кроме укрепления рвов вокруг Кремля не припомнит. Следовательно, это пустое президентство. И следующее президентство, второе президентство следующего президента тоже будет пустое, он тоже будет пытаться продлевать власть. Такова система.

В России ждут левого поворота. Причем поворот будет не в смене правящей партии, а внутри самой партии. Задача Путина - оставить у власти экономического блока хотя бы относительных либералов, для продолжения реформ. Однако затягивание левого поворота усиливает социальное недовольство граждан и националистические настроения в обществе. Поэтому долго затягивать нельзя, дабы не повторить печальный опыт Германии 30-х годов.

Так мы думали тогда. Вот теперь «общеморальный лидер» как бы «возвращается», никуда, впрочем, не уходя. Он просто сыграл в Ваньку-встаньку с фигурой, которая Ничто и звать ее Никто. Но формальности соблюдены, ведь подобное деяние в нашей замечательной конституции мошенничеством вовсе не считается, всё чин чинарем и губы в шоколаде. Бог ему судья, я думаю, у Бога другая конституция. Но интересно сравнить что было тогда, и что изменилось сейчас. И изменилось ли.

Валентин Спицин.


Рецензии