Психология как наука. Шпаргалка
Психология – наука об изучении механизмов функционирования и особенностей развития психики (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).
Психология молодая наука. Само слово психология в переводе означает «учение о душе». Впервые слово психология в 1590 г, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В науку первым ввел слово психология (;) в 18 веке немецкий ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой ; становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной ; в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение ; от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.
В нашей стране 1ая экспериментальная лаборатория по ; открылась в 1885г, ее создал Бехтерев, затем он же создал такую же лабораторию в Питербурге в 1895г, а в 1908г он открыл в Питербурге Психоневрологический институт.
Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов (в Москве на Моховой ул.). В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов.
В процессе становления ; как науки, она прошла 4 основных этапа, на каждом из которых был свой предмет изучения и свои и специфические методы изучения.
I этап. Античность. Предметом психологии являлась душа. В это время складывается два основных направления в понимании сущности души: материалистическая и идеалистическая. Представителями материалистического направления были Гераклит (душа рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет), Анаксимен, Демокрит, Фалес и др. Они говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Демокрит – механистическая теория, где душа состояла из атомов огня.
Представителями идеалистического направления были Сократ и Платон. Они рассматривали душу, как вместилище вечных идей, начало незримое, возвышенное, вечное, которое существует наряду с телом и независимо от него. Тело – начало зримое, тленное, низменное. Функция души – управление телом.
Аристотель – первая систематизация знаний о психике. Он соединил идеалистические и материалистические представления о человеке. Утверждал, что в человеке два начала:
1. душевное – функция живого тела. «Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зрение).
2. материальное – живое тело.
Он является основоположником ;. Трактат «О душе». Душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и поведения. Душа – энтелехия. Учение Аристотеля о растительной, животной и разумной душе впервые утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим формам.
До середины 17 века ; основывалась либо на мнениях авторитетов, либо на догматах церкви.
II этап. В 17 веке происходит смена предмета ; становится сознание, которое рассматривается как способность ощущать, мыслить, чувствовать. Основной метод – интроспекция (Локк), на первом этапе это метод «рассуждения». Начиная с Декарта начинается эмпирическая философия. Декарт считал, что душа определяется не собственно изначально данной активностью, а воздействие внешней среды на «машину тела». Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимосвязи души и тела, физического и психического. Он противопоставлял душу и тело, считая, что это 2 противостоящие субстанции: тело – это субстанция протяженная и не мыслящая, а душа – субстанция непротяженная и мыслящая. Декарт внес понятие «сознание» – это непосредственное знание души о самой себе, «рефлекс» – это отражение (результат взаимодействия чего-то с чем-то).
Метод интроспекции от самонаблюдения отличается потому что и как наблюдается, и по тому как полученные данные используются в научных целях. Интроспекция – рефлексия является единственным способом получения научных знаний, а самонаблюдение – рассматривает факты сознания в качестве «сырого материала».
Титченер ввел метод «изощренной интроспекции» в 19 веке, которому необходимо было обучаться пол года.
В 19 в. складываются два подхода к изучению сознания:
1. Структурализм. Вундт, который изучал структуру сознания и выделил 3 его основных психических компонента: ощущения, образы, чувства. И считал задачей ; подробно описать эти компоненты. Вундт – родоначальник экспериментальной ;, он открыл лабораторию в 1879 г. в Лейпциге.
2. Функционализм – рубеж 19-20 века. У. Джемс отвергал идею Вундта членимости сознания на отдельные элементы, он говорил о целостности и динамичности сознания. «Поток сознания» - направленность его связана с нужностями индивида. Основная функция сознания – это адаптация. Т.е. сознание дает возможность человеку приспособиться к различным жизненным ситуациям.
III этап. В 20-х годах 20 века происходит смена предмета ;. В США возникает бихевиоризм и предметом становится поведение. Основной метод – эксперимент. Центральная проблема – проблема научения. Суть бихевиоризма выразил Уотсон формулой S;R (стимул-реакция), это соотношение стало единицей поведения. Поведение – это система реакций, нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Основные задачи сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т.е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и по характеру реакции определить вызвавший ее стимул.
Законы поведения универсальны и предполагали, что всевозможные навыки (двигательные, поведенческие) формируются путем многократного механического повторения одного и того же действия. Бихевиористы не отвергали сознание, но, в силу того, что нет методов, его нельзя изучать.
Впоследствии возникли: бихевиоризм и
социобихевиоризм.
Бихевиоризм.
Представитель – Э. Толмен. Он усовершенствовал формулу Уотсона, введя промежуточную переменную (было S ;R, а стало S;V;R), под которой он понимал когнитивные карты, цели, намерения, гипотезы. Скинер – поведение можно определять не стимулами, а вероятными последствиями поведения, ввел понятие «оперантного поведения». В западной ; в основе лежал принцип реактивности, т.е. человек – пассивное существо, а в отечественной ; – принцип активности.
Заслуга бихевиоризма:
1. привнес в ; дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естестеннонаучных дисциплин;
2. ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов процессов, благодаря чему в ; получили широкое распространение инструметальные приемы исследования психических процессов.
Cоциобихевиоризм
Представитель – Бандура. Создал «Теорию социального научения», согласно которой человек может овладеть новыми формами поведения не столько путем собственных проб и ошибок, а наблюдая за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. Он отводил значимую роль когнитивным структурам: восприятию, мышлению, памяти. Т.е. сознание играет очень важную роль (отличие от классического бихевиоризма). Роттер – ввел понятие локус-контроля.
IV этап. В 10-20 гг. 20 в. возникают различные психологические школы и направления, которые имеют свой специфический предмет изучения и свои методы.
Психоанализ.
Фрейд. Предмет изучения – взаимосвязь между бессознательным и сознанием. Основные методы:
- методы свободных ассоциаций
- анализ сновидений
- ассоциативный эксперимент
- анализ ошибочных действий (анализ забывания намерений, имен, описки, оговорки и т.д.)
Фрейд – создатель теории бессознательного, описал структуру психики, состоящую из трех компонентов:
1. Сознание
2. Предсознание (латентные знания человека, т.е. те знания, которыми он владеет, но которые в данный момент не присутствуют в сознании, но при необходимости могут легко актуализировать в сознании).
3. Бессознательное (бессознательные влечения и инстинкты сексуального и агрессивного характера, они энергетически очень мощные, в целом определяют поведение человека практически не переходят в сферу сознания в результате работы защитных механизмов).
Фрейд выделил 3 компонента в структуре личности:
- Ид—-Оно (сосредоточение сексуальных и агрессивных инстинктов, которые стремятся к удовлетворению вне зависимости от внешних обстоятельств), оно является врожденным, ничего не знает о реальности и существует по принципу удовольствия.
- Эго—-Я (формируется у человека, когда он сталкивается с первыми запретами), оно стремиться обеспечить самосохранение, существует по принципу реальности.
- Супер-Эго—Сверх-Я (включает в себя моральные установки, ценности), условно является совестью человека. Развивается позже.
Из классического психоанализа в 30-60 гг. 20 в. выделились отдельные направления.
Глубинная (аналитическая) ;. Юнг создатель теории коллективного бессознательного в которой также описал структуру психики, содержащую три компонента:
1. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, травмирующие впечатления, которые формируются в личном опыте человека).
2. Сознание.
3. Коллективное бессознательное (архаичная психика человека, которая сформировалась в процессе исторического развития человечества). Формой проявления коллективного бессознательного являются архетипы, общечеловеческие верования, мифы, архаические образы и символы. Под влиянием архетипов находятся все сферы человеческой психики. Архетип – набор стереотипов поведения (внутренний мир человека). Центральными архетипами являются анима (весь родовой опыт женщины), анимус (родовой опыт мужчин), самость (стержень всех архетипов), персона (что мы являем миру) и тень (то, что внутри)
Юнг выделил 2 типа личности:
• Экстравертированный (отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя самого, пониженная значимость субъективного мира, для него характерна повышенная социальная адаптивность, адекватное восприятие своих окружающих связей)
• Интравертированный (обращенность на свой внутренний мир, повышенная рефлексия, недостаточная адаптированность к социальной среде)
Индивидуальная ;. Адлер создал «Концепцию внутреннего единства психической организации личности», которая обусловлена ее стремлением к успеху самореализации и социальной идентификации, компенсации комплекса неполноценности, гиперкомпенсация (чаще за счет других).
Гештальтпсихология. Основоположник Макс Вертгеймер. Предмет исследования: целостная структура психики, но наиболее интенсивно изучались процессы восприятия и мышления. «Гештальт» – структура, целостность. Основной принцип гештальта – целое больше чем сумма его частей (восприятие – не сумма ощущений). Экспериментально Вертгеймер установил, что в составе сознания существуют целостные образования (или гештальты), которые далее неразложимы на сенсорные первоэлементы. Известны К Кофка и Кёллер. Они открыли более 100 закономерностей зрительного восприятия. Кёллер открыл «инсайт» (внезапное озарение, или нахождение правильного решения задачи). К. Левина тоже относят к этой школе, но в чистом виде он не гештальтпсихолог, он заимствовал ряд принципов для изучения личности и взаимодействия личности и группы, а не для изучения познавательных процессов.
Гуманистическая ;. Основоположники: А. Маслоу, М. Мюрей, К. Роджерс, Г. Олпорт. Предмет исследования: целостная личность, способная к самореализации, самоактуализации, свободе выбора и способность нести ответственность за свои поступки. В этой школе впервые стало изучаться психически здоровая личность, до этого невротическая. Природа человека изначально позитивна и человек обладает потребностью самоактуализации, которая выступает основной причиной того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным. В этой школе подчеркивается, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, т.е. равновесию, но и к нарушению равновесия, т.е. человек: ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека как человека можно лишь приняв во внимание его «высшие взлеты», высшие творческие достижения. Наиболее универсальной характеристикой в теории Маслоу о самоактуализирующейся личности является креативность, Роджерс рассматривал полноценно функционирующую личность. Потребность самоактуализации является врожденной, но основной массой людей она не реализуется.
Когнитивная ;. Основоположники: У. Найссер, Адкинсон, Миллер. Предмет исследований: процессы приема, переработки и использования информации, т.е. когнитивные процессы. Методологическая основа – компьютерная метафора, согласно которой человек выступает как аналог компьютера и его познавательные процессы аналогичны процессам преобразования информации в вычислительном устройстве.
Отечественная школа. В России формирование научной ; связано с русской нейрофизиологической школой (Сеченов, Павлов). Это естественно научное направление отечественной ;. Школу возглавили: Бехтерев, Вагнер, Ланге, Лазурский, Лесгафт. На этой основе Выготским создана культурно-историческая концепция психического развития. Основные положения: утверждение о том, что усвоение общечеловеческого опыта является специфической формой психического развития человека. К концу 30-х гг. интенсивно разрабатывалась проблемы одаренности, индивидуально-психологических различий (школа Теплова), формируется грузинская школа установки (Узнадзе), в которой исследовались сложные формы неосознанной психической деятельности. Также намечается тенденция объединения психологов различных направлений на основе деятельностного подхода. Основным положением этого подхода является утверждение о том, что психика и деятельность едины, но не тождественны. Психика формируется и проявляется только в деятельности, а внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы (цели, мотивы, смыслы и т.д.). Основную роль в теории деятельности сыграли работы А.Н.Леонтьева, Рубинштейна.
Определение психики. Понятие психологического отражения.
Психика – это свойство высокоорганизованной животной материи головного мозга отражать окружающую действительность, строить на этой основе неотчуждаемый от субъекта образ этого мира, с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности человека.
Психика есть именно продукт усложнения жизни.
Психика возникает на определенной ступени развития жизни, не случайно, а необходимо, то есть закономерно. Если психика не есть только чисто субъективное явление, не только «эпифеномен» объективных процессов, но представляет собой свойство, имеющее реальное значение в жизни, то необходимость её возникновения определяется развитием самой жизни, более сложные условия, которой требуют от организмов способности отражения объективной действительность в форме простейших ощущений. Психика не просто «прибавляется» к жизненным функциям организмов, но, возникая в ходе их развития, дает начало качественно новой высшей форме жизни – жизни, связанной с психикой, со способностью отражения действительности.
Основные функции:
• отражение окружающего мира;
• регуляция активности, т.е. поведения, деятельности;
• адаптация, т.е. сохранение целостного организма.
Саморазвитие и специализация органов чувствительности определяется необходимостью адекватного отражения той предметной деятельности, с которой организм вступает во все более и более сложные соотношения.
Внимание было привлечено работами Н. Б. Познанской, экспериментально изучавшей чувствительность кожи человека к инфракрасным и к видимым лучам. Автором было установлено, что под влиянием длительной тренировки у испытуемых наблюдается понижение порогов чувствительности кожи к воздействию лучистой энергии, причем такое понижение гораздо более резко сказывается в случае воздействия лучей видимой части спектра.
В опытах с облучением видимыми лучами по мимо тепловой чувствительности имеет место проявление чувствительности также к видимым лучам, но что последнее сказывается лишь после тренировки и только по отношению к слабым облучениям; при сильных облучениях чувствительность к свету целиком перекрывается тепловой чувствительностью. Все опыты были внешне построены по схеме опытов с условными двигательными рефлексами.
Существует процесс перехода от простейшей формы жизни, жизни, ограничивающейся только прямыми безусловными отношениями, к жизни, включающей в себя отношения условные, сигнальные; существует следовательно и проблема генезиса этих отношений. Это и есть проблема генезиса чувствительности, генезиса ощущений.
Свойства психики:
1. это особое свойство т. е. то, что проявляется во взаимодействии с другими вещами это особая функция материи.
2. это свойство высокоорганизованной материи – человек или животное:
а) обязательно живая материя;
б) обязательно живая жизнь от простейшего до человека, которые ведут активную подвижную жизнь в сложно расчлененной среде, т.к. среда все время изменяется и усложняется, им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует вспомогательного аппарата – психики.
Панпсихизм – вся материя (живая и неживая) обладает психикой.
Биопсихизм – психика возникает у жизни вообще.
Зоопсихизм – психика на уровне животной жизни.
Нейропсихизм психика с появлением нервной системы у животных.
Антропопсихизм – психика только у человека…
Леонтьев о появлении психики «появление чувствительности – реакция живого организма на абиотические раздражители, т.е. не несущие жизненно важной функции (влага, свет, тепло) или не связанный с необходимыми внутренними процессами, но который связан с биологически важным раздражителем и является сигналом о нем».
3. это свойство субъективно отражать объективную реальность.
Отражение - понятие в соответствии с которым все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, независимой от него действительности (буквально – отражение – это взаимодействие чего-то с чем-то).
Переживание – субъективный образ объективной реальности.
Виды отражения субъективного (психического переживания):
Ощущение (отражение отдельными органами чувств отдельные функции предмета (свойства));
Восприятие (отражение целостных предметов органами чувств (полное представление о предмете));
Мышление (отражение отношений и закономерностей между предметами (общие функции, анализ, сортировка), ситуациями, объектами);
Эмоции (отражение важных событий, значимость происходящего (субъективная оценка – для одного радость, для другого горе));
Память (вид отражения событий, которое обеспечивает нам запечатление событий, их хранение и возможность воспроизведения).
Отражение: внутренние (память, эмоции, мышление) и внешнее (ощущение и восприятие).
4. это свойство, необходимое человеку и животным для ориентирования в окружающем мире и активного взаимодействия с ним.
А) необходимость- это функция (свойство)
Б) наличие у человека, и у животного (у человека как у части животного мира). Живое – это система, находящаяся во взаимодействии с внешним миром.
В) связи с усложнением условий и взаимодействий для адаптации в среде меняется организм, меняются и усложняются отражения для выживания. Появляются потребности – отражения, состояние нужды организма в чем-то, находящимся вне его. (пример – потребность в адаптации к внешней среде).
5. это свойство нужное, на уровне человека для управления своим поведением (о специфичности психики человека). Животное обязательно должно подчиняться природе, ее законам, а человек научился подчинять природу себе. Человек существо социальное, появляется речь как средство общения, появляются орудия труда, с которыми человека меняет природу. У человека натуральная психика (думать, видеть, слышать, чувствовать) + произвольная психика (управляемая - слово). Пример: произвольное поведение – ВПФ – память натуральная и память произвольная.
Свойства произвольного поведения:
а) произвольность (управляемость);
б) опосредованность – с помощью средств и способов. Животное никогда не заставит себя что-нибудь сделать, а человек управляет своим поведением.
Формы проявления психической активности:
1. Психические процессы: когнитивные; эмоциональные; волевые
2. Психические состояния: мотивационно-волевые; эмоциональные; уровни организованности психической активности
3. Психологические качества: направленность; характер; темперамент
Основные черты психического отражения
1. Носит активный характер, а не пассивно-зеркальный, что проявляется в избирательности реагирования на внешнее воздействие.
2. Носит индивидуальный характер.
3. В течение времени психическое отражение развивается, углубляется, совершенствуется.
4. Отражение обеспечивает прогнозирование будущих событий на основе опережающего отражение происходящего.
Вопрос № 1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, оказываясь в той или иной мере и тем или иным способом связанной с большинством фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих природу и человека. У в настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Особенностью Т является и то, что она в различных своих вариантах выступает и как гуманитарная, и как естественнонаучная дисциплина, что предполагает различные ее объяснительные принципы и методы.
Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Мы уже говорили о значении для психологии работ И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Отметим также выдающуюся роль работ А. А. Ухтомского (1875-1942), разрабатывавшего идею доминанты (временно господствующей рефлекторной системы, придающей направленность поведению) и выдвинувшего представление о формировании "функционального органа" (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896- 1965), разрабатывавшего принципы физиологии активности - направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, "модели потребного будущего" (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина (1898-1974), в центре которых - представление об "опережающем отражении действительности" и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления - функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и самостоятельное психологическое значение, повлияли, в частности, на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (М. В. Бехтерев, В. Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А. Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине как студент). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.
Особо выделим основанную А. Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).
Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.
Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.
Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом - связь менее непосредственная - но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и :направлениях то мировоззрение, которое определялось основными открытиями - или господствующими принципами - в области физической картины мира: Так, представления об атомарном строении мира привели к "переносу принципа" - представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как "энергия", "поле". Это - связи вполне явные; есть и более oпосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений.
Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофармакология - научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.
Мы очень кратко очертили связь психологии с естественными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной?
Во многих отношениях такое представление обосновано, и ряд психологических направлений (вспомните бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание.
Однако не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.
С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) - они выступают предметом исторической психологии.
С социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии - социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.
Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.
Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) - как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.
Названные междисциплинарные области психологии тесно связаны между собой, и многие проблемы являются для них общими (например, особенности взаимоотношений внутри политических групп, образованных на национальной основе).
Проблемами связи личности и социума, культурных, национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окружением и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выдающиеся психологи - либо непосредственно, либо включая их в иную проблематику. Не случайно при обсуждении связи психологии с гуманитарными дисциплинами мы не называли имен - так или иначе с названными вопросами связывали свои размышления практически все крупнейшие отечественные и зарубежные авторы, выходящие в исследованиях за рамки ориентации на индивидуальные процессы как таковые (последнее - в условной и не вполне корректной изоляции человека от окружения и культуры).
Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры - и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.
Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).
Кроме названных, на стыке психологии и других гуманитарных дисциплин существуют психология религии, юридическая психология и др.
Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психология не только "берет", но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того, существуют "психологические школы" в рамках истории, социологии, языковедения.
До сих пор мы не коснулись связи психологии и философии, хотя связь эта чрезвычайно важна. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия - некая метанаука, "сверхнаука".
Психология, как вы помните, долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие из тех, что мы рассматривали при обсуждении становления предмета психологии. Правда, психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, однако - независимо от желания того или иного исследователя - их взгляды, хотя бы скрыто, несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке. Во многих случаях, впрочем, психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм; У. Джеймс выступал открытым противником материализма; гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений; определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились в основанном им философском направлении ("прагматизм"; или "психологический прагматизм"); работы С. Л. Рубинштейна ("Бытие и сознание", "Человек и мир" и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими. Примеры можно продолжать.
Укажем и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знание сближаются непосредственно через конкретный объект анализа: гносеология (теория познания) и психология познавательной деятельности; логика и психология мышления; эстетика и психология искусства и т. д. Так, для швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980) разработанная им логическая система позволяла описывать развитие психики ребенка как совершенствование структуры действий; в центре его внимания - формирование логико-математического строя человеческого познания.
Подведем краткие итоги. Мы обсудили связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественнонаучному либо гуманитарному знанию. На первый вопрос ответ очевиден: ее место - в центре "треугольника наук", она связана - и исторически, и актуально со всеми основными областями знания. Любопытно, что только что упомянутый Ж. Пиаже так же, как и Б. М. Кедров, ставил психологию в центр системы наук, но по другой причине: по мнению Пиаже, это так, поскольку психология изучает человеческое мышление, а все науки выступают как воплощенное мышление.
Ответ на второй вопрос не может быть столь же однозначен. В психологии - не являющейся, напомним, единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме - представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации. Можно однако, говорить о возрастающем "удельном весе" гуманитарного подхода - в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т. д., т. е. подход к человеку просто как к "явлению природы" недостаточен; в то же время обсуждение природы человеческих ценностей неизбежно предполагает некую точку отсчета, каковой часто оказывается система ценностей самого психолога (что также характерно для гуманитарного знания: личность исследователя здесь часто оказывается тем, от чего невозможно - а часто и не нужно - абстрагироваться).
В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, отметим в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной, - теми дисциплинами, для которых основой является проблема взаимодействия людей.
ВЫВОДЫ: 1. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук.
2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.
Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.
Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.
Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.
Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики:
1. материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального).
2. эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет).
3. комбинации этих подходов.
Возникновение психики в филогенезе. Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.
Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия "раздражимость" и "чувствительность".
Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.
Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двига-тельно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.
Следующее важное положение Леонтьева звучит так, что ощущение как элементарная форма психического - это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлекторными процессами и не имеет никакой функции. Наоборот, оно составляет необходимое звено условного приспособительного акта. Функция этого "звена" - ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредовать его витальные приспособительные акты.
Все сказанное выше подготовило ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. По существу, такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерным характером. Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.
Прежде, чем перейти к характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.
Первое положение: как показал Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности, и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. То есть, Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение субъекта к действительности).
Так, по мнению Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных сначала складывается в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Одн<со, предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т.е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.
Итак, первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.
Второе общее положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.
Характеристика стадий. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:
1.Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение); ); т.е. способность отражать отд. свойства предмета. Основная форма поведения – таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты – врожденная программа поведения или видовой опыт животного.
2.Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образов. Основная форма поведения – навыки.
Навыки – приобретенная программа поведения или личный опыт животного.
3. Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):
А) сенсомоторный интеллект;
Б) сознание.
Основная форма отражения – отражение межпредметных связей. Основная форма поведения – интеллектуальная. Основные черты интеллектуального поведения:
1. способность решать 2-фазные задачи, в которых существует особая ориентированно-исследовательская подготовительная фаза и фаза исполнения (отсутствует биологический смысл);
2.Способность решать одну и ту же задачу разными способами;
3. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 4. Использование примитивных орудий;
5. Наличие инсайта. На этой стадии животное способно познавать мир вне зависимости от биологических потребностей. 1. Стадия элементарной сенсорной психики. Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые выполняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение.
Развитие этих форм психического отражения совершается вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают. Что же представляет собой та деятельность животных, с которой связана простейшая форма их психики? Ее главная особенность заключается в том, что она побуждается тем или иным воздействующим на животное свойством, на которое она вместе с тем направлена, но которое не совпадает с теми свойствами, от которых непосредственно зависит жизнь данного животного. Она определяется, следовательно, не самими по себе данными воздействующими свойствами среды, но этими свойствами в их отношении с другими свойствами.
Деятельность животных на самой ранней, первой, стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных. Возможно, что элементарной чувствительностью обладают некоторые высшие инфузории.
2. Стадия перцептивной психики
Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшествующей стадии.
Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают. тот, мы будем называть операцией.
Выделение в деятельности операций (особый состав или сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан побуждающий ее предмет) указывает на то, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который направлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятельности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.
Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомических взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Если на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств - приводила к выделению среди них доминирующих органов, то у позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первоначально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг является чисто обонятельной формацией, составляя как бы продолжение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удельный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.
Одновременно развиваются и органы внешних движений - эти "естественные орудия" животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в условиях наземной среды (бег, лазание, преследование добычи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функции животных также все более кортикализуются (переходят в кору головного мозга), так что полное развитие операций у животных происходит уже в связи с развитием коры.
При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.
3. Стадия интеллекта
Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.
Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или "ручного мышления").
Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качественное различие.
Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об условиях перехода на стадию интеллекта, необходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии развития в ее внешнем выражении.
Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных - человекоподобных обезьян - было впервые систематически изучено в экспериментах, поставленных Кёлером.
Эти эксперименты были построены по следующей схеме.
Обезьяна (шимпанзе) помещалась в клетку. Вне клетки, на таком расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуться, помещалась приманка (банан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезьяна, привлекаемая приманкой, могла приблизить ее к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Как же ведет себя обезьяна в такой ситуации? Оказывается, что обезьяна, прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приводят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое время как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, прекращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обезьяна берет палку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает ее и снова тянет назад, в результате чего плод приближается и обезьяна его схватывает. Задача решена.
По тому же принципу были построены и другие многочисленные задачи, которые ставились перед человекоподобными обезьянами; для их решения также необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в ходе решения данной задачи. Например, в вольере, где содержались животные, на верхней решетке подвешивались бананы, непосредственно овладеть которыми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Единственно возможный способ достать в данной ситуации бананы заключается в том, чтобы подтащить ящик к месту, над которым висит приманка, и воспользоваться им как подставкой. Наблюдения показывают, что обезьяны и эту задачу решают без заметного предварительного научения.
Итак, если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха - множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.
Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.
Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в которых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко использует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение плода по отношению к клетке, если вообще несколько изменить ситуацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Решение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.
Четвертая особенность интеллектуальной деятельности заключается в способности решения двухфазных задач. Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором отдалении от нее кладут приманку. Несколько ближе к клетке, но все же вне пределов досягаемости животного находится длинная палка. Другая палка, более короткая, которой можно дотянуться до длинной палки, но нельзя достать до приманки, положена в клетку. Значит, для того чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной палки пододвинуть к себе приманку.
Каково же содержание обеих этих фаз деятельности обезьяны? Первая, подготовительная фаза побуждается, очевидно, не самим предметом, на который она направлена, например, не самой палкой. Если обезьяна увидит палку в ситуации, которая требует не употребления палки, а, например, обходного пути, то она, конечно, не будет пытаться взять ее. Значит, эта фаза деятельности связана у обезьяны не с палкой, но с объективным отношением палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности - фазы осуществления.
Что же представляет собой эта вторая фаза? Она направлена уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает, следовательно, в себя ту или иную операцию, которая становится достаточно прочным навыком.
Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.
Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей анатомо-физиологической основой дальнейшее развитие коры головного мозга и ее функций. Какие же основные изменения в коре мы наблюдаем на высших ступенях развития животного мира? То новое, что отличает мозг высших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, - это относительно гораздо большее место, занимаемое лобной корой, развитие которой происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей.
Карл Бюлер выделил три ступени психического развития:
1. Инстинктивное поведение (бессознательно, передается по наследству, направлено на удовлетворение биологических потребностей).
2. Навыки (действия сформированные путем повторения, возникают в результате проб и ошибок, подражания, обучения, физиологической основой являются условные рефлексы).
3. Стадия «разумного поведения» (достигается немногими животными, они способны решать простейшие задачи).
Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. Выготский – назвал это стадией высших психических функций.
Более подробную периодизацию филогенеза психики представил Леонтьев, а позднее ее уточнил Фабри. Три стадии:
1. стадия элементарной сенсорной психики – стадия включает два уровня: низший (развитая раздражимость - способность изменять физиологическое состояние при внешнем воздействии, инфузории-туфельки) и высший (наличие ощущений, элементарные условные рефлексы, черви, улитки).
2. стадия перцептивной психики – стадия перцептивной психики включает в себя три уровня: низший (отражение внешней реальности в форме целостного образа предмета, рыбы), высший (элементарная форма мышления, птицы) и наивысший (Леонтьев относил к третьей стадии – интеллектуальной, появление ориетировочно-исследовательской фазы в поведении, способность решать практические задачи, обезьяны, собаки, дельфины).
3. стадия сознательной психики – стадия сознательной психики (у примитивного человека- питекантропа и современного человека.).
Многие психологи считают, что усложнение психики в процессе эволюции определялось влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – усложнение окружающей среды и переход животных от жизни в гомогенной среде (воде) к наземному. Внутренний фактор – усложнение анатомического строения животных (появление конечностей, челюстей как органов манипулирования и т.д.), а также появления и развития НС, а затем в последующем головного мозга, как органа координации. Чем сложнее становились формы психического отражения, тем сложнее животное могло реагировать своим поведением на воздействие окружающего мира.
Сознание это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях. Если развитие психики животных основано на законах биологической эволюции, то развитие психики человека основано на законах общественно-исторического развития.
Онтогенез психики – это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические функции формируются благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные психические функции, социальные потребности, высшие нервные чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы.
Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
Сознание и его характеристики
Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание - это общественный продукт.
Характеристики сознания.
1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе. 2. Вторая характеристика сознания - отчетливое различение Я и "Не-Я". Человек выделившийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков.
3. Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.
4. Четвертая характеристика - включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.
В целом сознание характеризуется
1. Активностью (избирательностью),
2. интенциональностью (направленностью на предмет),
3. мотивационно-ценностным характером.
4. Различными уровнями ясности.
Генезис сознания Гиппенрейтер
Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека - подчиненность ее исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности.
Производительный труд стал возможным благодаря использованию орудий. Поэтому орудийная деятельность животных рассматривается как одна из биологических предпосылок антропогенеза. Животные, однако, не могут изготавливать орудия с помощью другого орудия. Изготовление орудий с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности - труда. Изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания. Оно предполагало разделение труда, т.е. установление социальных отношений на основе небиологической по своему содержанию деятельности. Наконец, оно означало материализацию опыта трудовых операций (в форме орудий) с возможностью хранения этого опыта и передачи его последующим поколениям.
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Первоначально сознание возникло как нечто обеспечивающее биологическую адаптацию. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отделеннности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В этом определении Леонтьева подчеркивается "объективность", т.е. человеческая беспристрастность, сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву.
Классики марксизма неоднократно высказывали мысль, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Эти положения получили развитие в трудах Выготского и Леонтьева. По Леонтьеву, всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, поэтому толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда.
Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе такие операции представляются биологически бессмысленными. Эти операции имеют ввиду промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие. Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла. Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом, между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмет.
В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь, чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т.е. открыть для себя его смысл. Смысл, по определению Леонтьева, и есть отражение отношения цели к мотиву.
Для успешного выполнения действия необходимо развитие "беспристрастного" типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание объективных устойчивых свойств этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания - речи и языка. В слове стали фиксироваться результаты познания.
Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей человек стал носителем общественного сознания (сознание - совместное знание). Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию", и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания. Речь сначала появляется для воздействия на себе подобных, и только потом она обращается на себя и становится регулятором собственного поведения.
Леонтьев придерживается позиции К. Маркса о сущности сознания. Маркс говорил о том, что сознание есть продукт общественно-исторических отношений, в которые вступают люди, и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В процессах, порождаемых этими отношениями, происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека в форме сознания. Леонтьев пишет, что сознание есть "открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредований, возникающих в ходе становления и развития общества.
Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же, по-прежнему, остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится так же и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действии и операций, протекающих в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится так же сознанием-деятельностью. Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью.
По Выготскому, компонентами сознания являются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: - биодинамические свойства движений, опыт действий, - чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
- Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия. - Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:
1) отражательная, 2) порождающая (творчески - креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Два подхода к пониманию сознания: 1. Сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Сознание рассматривалось как общее "бескачественное" условие существования психики (Юнг сознание - сцена, освещенная прожектором) - сложности конкретного экспериментального исследования , 2. Отождествление сознания с какой-либо психической функцией (внимание или мышления) - исследуется отдельная функция.
На уровне сознания основные психические процессы обретают новые, по сравнению с психикой животных, характеристики. Познавательные процессы становятся произвольными, опосредованными и осознанными (возникает произвольное внимание, осмысленное восприятие, произвольное и опосредованное запоминание, словесно-логическое мышление и т.д.). потребностно-мотивационная сфера так же теряет присущий животным непосредственно-побудительный характер, соотносясь с культурно-выработанными ценностями и средствами, возникают социогенные потребности - духовные, творческие, эстетические и др. Именно с уровнем сознания соотносится воля. Преображается эмоционально-чувствительная сфера, определенные эмоции обретают характер социально-обусловленных ценностей, формируются высшие чувства.
Свидетельство о публикации №211121101096