Прощай, Станционный смотритель!

Полторы недели рабочие в Иванове пытались демонтировать вблизи улицы Станционной бывший памятник Л.И.Брежневу, прозванный в народе «Станционный смотритель». Пока от него не осталась только груда безобразных бетонных глыб с искореженной перепутанной арматурой в три пальца толщиной.

Густая паутина толстой арматуры и глыбы элитного бетона, не поддающегося даже пневмомолоту. Будто это и не монумент вовсе, а правительственный бункер на случай прямого попадания термоядерной бомбы. Да уж, КПСС не тешила себя иллюзиями насчет «всенародной любви».

Впервые я услышал об этом монументе едучи в автобусе поздно ночью. Два молодых человека впереди громко разговаривали. Один спрашивает: «Что тут строят?» А другой так четко докладывает: «Памятник Брежневу».

Заметьте, читатели, - "лично дорогой" Леонид Ильич тогда вовсе и не собирался переставиться. И я не поверил. Не может такого быть, чтобы живому... Это же только мадам Голубевой - позднее Власовой бюст поставили, но ведь она была дважды герой! «Челюсти», что говорить, был, конечно, не в пример нашей обладательнице бюста, не двух - а пятнадцатикратно герой, кавалер всех мыслимых и немыслимых орденов и медалей, лауреат всех в мире премий кроме Нобелевской, маршал, к тому же автор главного мирового бестселлера. Ну разве что «Матери героини» у него не было. Все медали на груди не помещались. Да при его хилости и не поднял бы он эти тонны. Даже анекдот ходил: «В Москве зарегистрировано землетрясение амплитудой 10 баллов с эпицентром в Кремле. Упал с вешалки парадный мундир Брежнева!»
 
Но по закону ему при жизни памятник могли поставить только в Днепропетровске, по месту рождения. Правда, упомянутая выше мадам тоже родилась не в Иванове, однако... Ну тут исключение сделали. Кто в забытой Богом деревне на ее шикарный бюст любоваться будет, собаки бездомные, что ли?
Но чтоб вождь лично попросил поставить ему монумент именно в задрипанном Иванове, - это уже перебор. В самой Москве нет еще, а у нас будет. Не-е..., не иначе просто хохма. Про Брежнева тогда столько анекдотов ходило, что жуть!

Однако парень, видимо, был допущен к гостайне, и знал, что говорил. Когда сняли маскировочное заграждение, миру явилась стенка благородного мрамора с огромным во всю стенку портретом субъекта «в возрасте творческого расцвета личности», нашего мультигероя, с медалями во всю грудь. Любуйтесь, и мысленно, проходя мимо (останавливаться было запрещено), жалуйтесь ему на жизнь нерадостную. Общественной приемной генсека тогда еще не придумали.

Жаловаться, увы, было на что. Хотя жили много лучше, чем сейчас, но за любым товаром кроме черного хлеба нужно было ездить в Москву. Даже за яйцами. В остальных городах было шаром покати.
Сейчас бы такие неудобства. Холодильники у всех были мясом по завязку набиты, армянский коньячок 4-12. А тогда на кухнях, предварительно закрыв все двери и занавесившись, шепотом жаловались сами себе. Другим жаловаться было нельзя. Даже жене. Посетуй, а она по дурости дохнет. Срок'с.

И все бы великолепно, но портрет чуть ли не ежедневно приходилось менять. Нет, не плевали, хотя всем хотелось.
Супергерой каждый день получал новую побрякушку, такой бзик был у вождя. Говорят, как ребенок радовался. Сначала было медальки подрисовывали. Специальный художник для этого был приставлен. Но скоро пиджачок кончился, а на штанах медали носить было нельзя. Поэтому стали менять весь портрет.

Смешно, но ввиду их немыслимого количества, медали относительно других деталей фигуры все время уменьшались. Сначала было расставили грудь, но куда там. Не помри «выдающийся деятель», медаль очередного героя на груди его портрета стала бы размером с копейку. Но помер, чем освободил художника от непыльной и наверняка очень высокооплачиваемой работы. Наверное, живописец чином был не меньше полковника КГБ.

Сначала памятник назвала власть. Скромно так: «Стела». Народ сразу добавил: «Стела Леонидовна».
Почему окрестили это чудо на Станционной «Станционным смотрителем»? - Однажды все же мужик один глухой ночью разогнался на трехосном «Урале» и со всего маху всадился-таки в памятничек. Видел бы он снятую ныне картину, такой глупости бы не сделал. Мужик всмятку, «Урал» всмятку, а идол стоит и посмеивается.

Меня позднее судьба свела с проектировщиком этого русского Колосса Родосского, - так, оказывается, фундамент был глубиной 30 метров и все так опутано арматурой, что фугас не возьмет. Жалко мужика.

Но с того дня напротив памятника установили огромный прожектор и построили будку, а в нее посадили стража порядка. Работа у него была тоже не пыльная, но монотонная: все время не отрываясь глядеть на вождя. Так они неотрывно и глядели друг на друга. Портрету было наплевать куда смотреть, а вот человеку тому... Вот уж, наверное, кому больше всех надоел «бровеносец»! Представляю, что думал несчастный гебист, стоя днем и промозглой ночью в этой будке абсурда. Может, они посменно менялись. Тогда понятно, почему местное КГБ янаевский путч не поддержало. К тому времени они наверняка уже поголовно были диссидентами.

Граждане смеялись над бедолагой, его-то и прозвав этим самым «Станционным смотрителем». Потом кликуха как-то незаметно перешла на весь памятниковый комплекс.

После благополучной кончины вождя новый вождь распорядился памятничек модернизировать. Портрет неактуального гения вселенной заменили текстом гимна Советского Союза, на который уже никто не покушался. Потому будку с прожектором снесли.

После известных событий 90-х, и СССР стал неактуален, гимн тоже заменили на рекламу Госстрха.

Вот теперь ивановское шедевральное диво окончательно разбабанят, и на его месте будет ресторан. «Макдональдс». Очень хорошая идея. Первая ласточка, наконец. Теперь бы таким же манером на пл. Революции (не к ночи будь помянута) поработать. А то те же господа-капеэсэсманы опоганили площадь скульптурным ансамблем из памятника кукишу и сидящих под ним одесских босяков. Я считаю, лиха беда начало. Дойдет и до этой халтуры очередь. И до идолища вождю людоедов на одноименной площади, и до всевозможных фрунзей. Не к лицу нормальному народу поклоняться насильникам. Были бы хоть с художественной точки зрения шедеврами, как скульптуры Версаля, а то так, - халтура - она и есть халтура.

И хорошо, что в городе будет на один ресторан больше. Может, в конце концов, рестораны в нашей стране из места пропития краденого (см. Ильфа и Петрова «12 стульев») превратятся в место, где можно удобно и дешево покушать. Как в Европе.

Кстати, я единственный раз поел в «Макдональдсе» в Мюнхене, на Мариенплац, у  Новой Ратуши. Автобус не ждал, а поесть хотелось. Ничего. Раз в неделю можно, желудок выдержит. И по сравнению с моими любимыми уличными ресторанчиками дешевле и много быстрее. Конечно, настоящий пир желудка не терпит ни спешки, ни бутербродной сухомятки. Куда приятнее поурчать вечерком над свиной ножкой по-баварски с францисканским пивом от Хофбройхаус.

В общем, долой идиотские памятники швондерам, да здравствуют «Макдональдсы», «Рейманнсы» и прочие блага цивилизации. С маленькой радостью вас, россияне!
 
Да, а вы знаете, что быстрая еда, «фастфуд» по-английски, была изобретена вовсе не в Америке, а в России, и именно здесь, в Иванове? Изобретатель некто Халатов, за что его благополучно и расстреляли в 30-е. Он назвал свое изобретение «Фабрикой-кухней». Последняя из них, так не понравившихся «диктаторам пролетариата», размещалась от нынешнего будущего «Макдональдса» буквально в сотне шагов. Я в детстве бывал там. Так что, как сказал некто весьма мудрый, «рукописи не горят».

Валентин Спицин.


Рецензии