Последний из первых

Последний из первых

Рождение подводных сил России на Дальнем Востоке
В умиротворенной тиши Морского кладбища г. Владивостока, на одной из центральных аллей, недалеко от братской могилы и памятника низшим чинам крейсера «Варяг», расположено скромное, ничем не примечательное погребение. И только по буквам истертой надписи надгробного камня можно было определить, что здесь покоится прах Сюткина Михаила Петровича.
Находясь в должности председателя Приморского отделения Русского Географического общества, я совершенно случайно, хотя поисковая краеведческая работа исключает случайности, установил, что эта скромная могила - могила одного из матросов первого экипажа первой российской подводной лодки «Дельфин». Последующие изыскательские работы подтвердили это предположение.
Родился Михаил Петрович 11 октября 1878 года в Вятской губернии. В семье потомственного уральского рабочего. Трудовую деятельность начал с 13 лет, на Кирсинском металлургическом заводе в Кировской области.
Позже, когда пришло время служить, жизнь распорядилась так, что он попал на флот. Его назначили минно-машинным квартирмейстером на контрминоносец «Поражающий», а в последствии, как одного из самых способных, отправили учиться в Кронштадтскую минно-машинную школу на подводника, где одним из преподавателей был изобретатель радио А. Попов.
После ее окончания Михаил был зачислен в экипаж подводной лодки «Дельфин».
И кто бы мог подумать, что эта скромная могила может привести к исследованию вопроса истории создания и использования подводных сил России на Дальнем Востоке.

* * *

Русско-японская война стала первой, в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки - новый тип корабля. Конечно, отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях отмечались и ранее, однако только к концу XIX в. развитие науки и техники позволило создать полноценную подводную лодку.
Уже тогда некоторые русские офицеры понимали особую силу нового оружия. Среди них был Вильгельм Карлович Витгефт, который высоко оценивал подводное оружие. Еще в 1889 г. в чине капитана 2 ранга он был направлен в длительную командировку за рубеж для изучения подводного флота и минного оружия. В 1900 г. В.Т. Витгефт, уже в звании контр-адмирала, обратился с докладной запиской к командующему морскими силами Тихого океана. Он писал: "Вопрос о подводных лодках в настоящее время настолько продвинулся вперед, к кратчайшему его решению, что уже обращает на себя внимание всех флотов. Не давая еще вполне удовлетворительного решения в боевом отношении, подводная лодка, однако, является уже оружием, производящим сильное нравственное влияние на противника, раз он знает, что такое оружие имеется против него. Русский флот в этом вопросе шел впереди других и, к сожалению, по разным причинам остановился после первых более или менее удачных опытов". Витгефт просил в порядке опыта установить на старых лодках Джевецкого с педальным приводом постройки 1881 г. торпедные аппараты и отправить их на Дальний Восток.
Однако инженерная мысль, возможности технического прогресса и складывающаяся обстановка на Дальневосточном ТВД требовали нового подхода к использованию современных видов военной техники и в частности подводных лодок.
История создания и боевой эксплуатации первых Российский подводных лодок исследована достаточно детально. Нам же интересно, наряду с жизнеописанием судьбы одного из первых подводников России, проследить судьбу первого боевого российского подводного корабля, их роль и участие в кампании периода русско - японской войны на Дальнем Востоке и восстановить эти взаимосвязи.

Небольшой экскурс в историю создания российского подводного флота:
Рассмотрев и оценив опыт зарубежного подводного кораблестроения, полагаясь на опытность русских инженеров-кораблестроителей Морское ведомство России в 1900г. принимает программу строительства отечественных субмарин. 19 декабря при Морском ведомстве создается комиссия для проектирования подводных судов в составе: старшего помощника судостроителя Ивана Григорьевича Бубнова, старшего инженер-механика Ивана Семеновича Горюнова и лейтенанта Михаила Ивановича Беклемишева. Комиссия, получившая отдельную секретную комнату, в помещении Опытового судостроительного бассейна приступила к работе. Составление рабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) бюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отдел подводного плавания (Подплава). Сменив последовательно ряд названий и претерпев многочисленные преобразования, это старейшее конструкторское бюро существует и в настоящее время как «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», занимающееся проектированием и разработкой современных подводных ракетоносцев и объектов подводного плавания.
03 мая1901 г. комиссия представила проект миноносца (класса подводных лодок в Военно-морском флоте России тогда еще не существовало) на утверждение. А несколькими днями позже Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на его постройку. Строителем миноносца был назначен И.Г. Бубнов.
05 августа 1901г., на вновь оборудованном стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге и был заложен первый российский подводный корабль «миноносец №113», который в последствии и получил название - подводная лодка «Дельфин».
14 сентября 1902г. корабль был зачислен в список судов флота под названием «миноносец №150»
07 октября 1903г. – приказом по Морскому ведомству №176 миноносцу присваивается статус судна III ранга и он был причислен к 8-му флотскому экипажу Балтийского флота.
Экипаж к тому времени уже сформировали. В него входили самостоятельные машинисты Георгий Ругэ, Марцелий Мер, минные квартирмейстеры Иван Гладков, Василий Акулов, Михаил Сюткин, минные машинисты Григорий Бэр, Григорий Рожнов, рулевые Петр Ветошкин, Иван Паробейкин, Лука Ларин и др. Всего 19 человек.
Обучением руководил командир, а впоследствии, один из основателей подводного флота России, капитан 2 ранга М. Беклемишев.
В России по программе 1903 г. планировалось построить до 1914 г. 10 лодок. В рамках этой программы 2 января 1904 г. Балтийскому заводу была заказана лодка типа "Касатка" - улучшенная "Дельфин".
Позднее, укрепляя флот, Морское ведомство заказало и приобрело еще несколько готовых субмарин иностранного производства.
Время подгоняло и изготовление новых заложенных отечественных субмарин форсировали, а их испытания ограничивали всего лишь двумя пробными погружениями.

Роковая ошибка
В начале июня 1904г. подлодки, строящиеся на Балтийском и Невском заводах, получили собственные имена.
13 мая миноносец №150, который уже использовался как учебный корабль, высочайшим повелением переименовали в «Дельфин».
6 июня он вступил в кампанию 1904 года.
16 июня планировалось его очередное учебное погружение у стенки Балтийского завода. Лодка была перегружена почти втрое, (из 34 матросов лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина», остальные были новичками). При погружении перегруженная лодка начала опускаться быстрее обычного и в люк хлынула вода. Из лодки успели выскочить трое матросов, в том числе 2 рулевых, находящихся под люком. Всего спастись удалось 12 человекам. Не пожелал спасаться лейтенант Черкасов, замещавший командира Беклемишева, с ним погибли ещё 24 человека. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, нашла их в «совокупности неправильных действий лейтенанта Черкасова». Повреждения оказались не столь уж велики: подмоченные электромоторы, разбитые приборы, необходимость переборки механизмов. Техническое несовершенство «Дельфина», а также полное отсутствие на нём спасательных средств осталось «за кадром». Не стали заводить и судебного дела. Всё это делалось для того, чтобы не отпугивать людей от недавно начатого перспективного дела. Авария высветила нравственную ответственность конструктора, а кроме того, роль психологической подготовки подводников ко всяким неожиданностям. В общем же, история нанесла тяжкий удар по системе подготовки команд строящихся подводных лодок.
Единственный учебный корабль стал на ремонт до осени. Похоронили погибших моряков на Смоленском православном кладбище. Несмотря на пережитое, никто из спасшихся не пожелал оставить подводное плавание. Не уменьшилось и количество желающих служить на подводных лодках.
Эта авария на «Дельфине» вошла в историю как первая авария на отечественном подводном флоте.
Лодка затонула до оформления приема в казну. Поэтому, чтобы искусственно не увеличивать общую стоимость за счет ремонта, Балтийскому заводу дали особый наряд на ее восстановление. На лодке заменили аккумуляторную батарею, изменили надстройку, увеличили высоту командирской рубки, оборудовали крышку люка противовесом. В середине августа командиром лодки был назначен призванный из запаса лейтенант Г.С.Завойко, сын прославленного адмирала, героя обороны Петропавловска-Камчатского в 1854 году.
Отремонтированную подводную лодку сразу же после начала войны с Японией, вместе с другими достроенными и прошедшими предварительные испытания миноносцами, решено было отправить «на фронт» для участия в Русско-японской войне.
Зимой 1904 года И.Г.Бубнов спроектировал для подводных лодок типа «Дельфин» и «Касатки» специальный шестнадцатиостный железнодорожный транспортёр. 1 марта Путиловскому заводу был выдан заказ на изготовление этого транспортера для отправки лодок на Восток.
15 ноября в час дня эшелоном №602 миноноски «Дельфин» и «Сом» были отправлены во Владивосток.
Как это не удивительно, но лодки уходили на войну без оружия - заказанные мины в срок не прибыли.

Тем временем события на Дальнем Востоке разворачивались своим чередом.
В Японском море безраздельно хозяйничали крейсера японской эскадры.
Первоначально предполагалось, что российские субмарины будут действовать в акватории основной базы Сибирской военной флотилии у Порт-Артура. Однако к началу лета 1904 года база уже оказалась блокированной кораблями неприятеля и переброску миноносцев перенацелили на Владивосток.
24 декабря 1904г. спец. эшелон прибыл во Владивосток, а уже 01 января 1905г. корабли были зачислены в отдельный отряд миноносцев с базированием на мыс Эгершельд.

В определенной мере у японцев были основания опасаться русских подводных лодок. В предверии возможного конфликта с Японией командование русского флота пыталось создать в Порт-Артуре подводные силы. Кроме лодки Джевецкого в крепость была доставлена, вероятно в 1903 г., на броненосце "Цесаревич" лодка французского конструктора Т. Губэ. В первые же дни войны со специальным эшелоном отправился на Дальний Восток и начальник рабочего отряда Балтийского завода Н.Н. Кутейников. Он был строителем подводной лодки "Петр Кошка" и, вероятно, в числе прочих грузов по железной дороге вместе с ним следовала тогда и эта субмарина. Доставку остальных миноносцев в Порт-Артур предлагалось осуществить на пароходе Добровольного флота с обязательным заходом в Японию, так чтобы лодки были замечены японцами. Этот план предложил адмирал Витгефт. Расчет адмирала оправдался. Когда в апреле 1904 года у Порт-Артура на минах подорвались японские броненосцы "Ясима" и "Хацусе", адмирал  приказал дать радиограмму, что он благодарит подводные лодки за удачное дело. Японцы перехватили это сообщение и "приняли к сведению".
Учитывая возможные варианты осады Владивостока японским флотом, одна за другой, построенные в России и закупленные за рубежом подводные лодки, по железной дороге перебрасывались на Восток. Их собирали, испытывали и в очень большом объеме вели ремонт и наладку. К концу декабря 1904 г. собрали миноносцы, как их тогда называли: «Бычок», «Дельфин», «Касатка», «Кефаль», «Налим», «Осетр», «Палтус», «Плотва», «Скат», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Форель», «Щука». В конце декабря 1904 года, они были сведены в отдельный отряд, который был придан соединению крейсеров.
Этот факт ни замолчать, ни пропустить нельзя. Случилось это 23 декабря 1904 года по старому стилю (5 января 1905 года). Командир Владивостокского порта контр-адмирала Н.Греве за номером № 1102 издал приказ о создании первого в России, а возможно и в мире, соединения подводных лодок.
Начальником отряда был назначен командир "Касатки" лейтенант А.В. Плотто.
29 января на крейсере "Громобой" состоялось первое в мире совещание по вопросу боевого использования подводных лодок. Председательствовал начальник отряда крейсеров контр-адмирал Карл Петрович Иессен. Лейтенант Плотто доложил, что к походам полностью готова лодка "Сом", почти готова "Дельфин", остальные войдут в строй к марту. Совещание приняло два варианта использования лодок. По первому две лодки на буксире парохода "Эрика" идут в залив Святой Ольги, куда заранее приходит транспорт "Шилка". При необходимости во льду пробивается канал. Пополнив запасы, лодки на буксире миноносцев следуют к Сангарскому проливу. Там отряд разделяется - миноносцы идут к порту Отару, а лодки на рассвете атакуют порты Хакодате и Аомори. По второму - все боеготовые субмарины идут на буксире миноносцев к корейским берегам, пополняя запасы с приданного парохода. Базируясь на порт Шестакова, лодки должны были вести операции против судоходства в Корейском проливе. Первый план приводился в действие по получении торпед лодкой "Сом", второй - по готовности всех лодок. Подготовка масштабных операций наступательного характера была смелым и решительным шагом, но не соответствовала уровню подготовки экипажей и техническому состоянию подлодок того времени. По этим причинам оба плана не были претворены в жизнь. Никто реально не представлял, на что способны лодки и как они должны действовать. Командир "Сома" лейтенант князь В.В. Трубецкой писал, что: «по-существу лодками никто не руководил, а инициативу командиров подавляли».
К слову. Само понятие «подводные лодки» в обиходе появилось лишь 6 марта (19 марта по новому стилю) 1906 года, когда Николай II повелел: «Числить подводные лодки как самостоятельный класс боевых кораблей». Именно эту дату объявил своим приказом как День подводных сил России бывший главнокомандующий Военно-морским флотом России Владимир Куроедов. Но если быть более точным, то датами создания подводных сил России следует считать 14 сентября 1902г. когда первая российская подводная лодка «Дельфин» была зачислена в список судов флота под названием «миноносец №150» или 05 января 1905 года, когда во Владивостоке было создано первое в России соединение подводных лодок.

Подводные лодки за время войны с Японией не одержали сколь-нибудь значительного успеха. Но они, самим фактом своего существования, удержали японцев от штурма Владивостока и воспрепятствовали плаванию их боевых кораблей в водах Амурском лимане. К сожалению это было понятно немногим специалистам и привело к тому, что официальное мнение морских кругов о возможности применения подводных лодок было очень сдержанным. Посчитали, что это оборонительное оружие умеренной ценности. В результате такого отношения к подводному флоту до Первой мировой войны в состав русского флота вошла только одна современная боеспособная лодка - "Акула". Все остальные относились к кораблям, заказанным еще в 1904-1905 гг., и к моменту готовности морально устарели.

Взрыв в субмарине
В зимнюю кампанию 1905 г. усилиями рабочих и матросов экипажа корабля на достроечной площадки мыса Эгершельд успешно были проведены сборочные и наладочные работы миноносца «Дельфин» и проведено ее пробное погружение. Рапорт о готовности лодки командир Завойко подал 6 февраля 1905 года. Лодку удалось вооружить, для чего переделали несколько мин Уайтхеда образца 1898 года из имевшегося в порту запаса. Уже 14 февраля «Дельфин» и «Сом» вместе с транспортом «Камчадал» перешли в бухту Патрокл практиковаться в подводном плавании. К 21 марта «Дельфин» совершил дальние выходы для изучения театра: на юг – к острову Рейнеке и на восток – к Аскольду. 4 мая лодка вернулась во Владивосток из похода, где вела разведку берега западнее мыса Поворотного и бухты Гайдамак. В походе обнаружились неисправности и лодку стали готовить к ремонту.
Утром 10 мая команда перебиралась жить на транспорт. На лодке оставались вахтенные: машинный квартирмейстер Сюткин и минёр Хамченко. Командир строго запретил кого-либо допускать на лодку. Но вскоре после 10 часов появился гость – унтер-офицер с одного из миноносцев, земляк Хамченко. Зашёл он из любопытства, так как подумывал перейти в подводники. Вопреки запрету гостю разрешили осмотреть «Дельфин». Он первым спустился по трапу, следом полез Хамченко. По словам Сюткина, секунд через двадцать произошел сильный взрыв, после чего Хамченко выскочил наверх. Его голова, шея, кисти рук были обожжены. Из лодки повалил густой тёмный дым, вода захлестнула люк и лодка затонула на глубине 13 метров. Происшествие показало, что служба в отряде поставлена скверно, а дисциплина слаба. При поднятии лодки взорвались гремучие газы внутри корпуса. Газы взрывались ещё пять раз – 10,11,12 мая, после чего основательно пострадавшую лодку вытащили на берег.
Лодку отремонтировали и вновь ввели в строй.

* * *

В последующий период, вплоть до 1916 года, ее экипаж активно был задействован на отработке задач по охране приморского побережья, повышения мастерства подводников и совершенствования техники. О напряженности работы, сами по себе, говорят следующие факты. Усилиями офицеров и прежде всего инженер-механика Сальяра корабль был оборудован устройством для работы мотора под водой, разработана система автоматического продувания балласта на заданной глубине, аварийно-сигнальное устройство и многое другое. Он же предложил увеличить диаметры кингстонов и вентиляционных труб на «Дельфине», чтобы сократить время погружения. Тогда же, в 1910 году, Сальяр настаивал на замене минных аппаратов Джевецкого аппаратами системы Подгорного, что позволяло повысить точность стрельбы. В тот год подводные лодки «Дельфин» и «Касатка» провели особенно много минных стрельб. Делалась попытка определить средние поправки для каждого аппарата Джевецкого и таким образом повысить точность стрельбы. В течение сезона «Дельфин» произвел 43 минных выстрела из погруженного положения. Ни одна современная подводная лодка не может похвастаться такой интенсивностью боевой подготовки.
11 июня 1905г. корабль перечислили в состав Сибирского флотского экипажа и отнесли к отряду подводных лодок Владивостокского порта, а 27 мая 1911г. включили в состав вновь образованного дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии, что свидетельствовало об осознании военным командованием значимости подводных лодок.
К сожалению корабли стареют и изнашиваются быстрее чем люди. В конце 1915 года в дивизионе остались две подводные лодки: «Дельфин» и «Кефаль», причем «Дельфин» требовал капитального ремонта, а тратить средства на «Кефаль» уже не решались. Все остальные лодки либо сдали в порт из-за их совершенной изношенности, либо отправили на Балтийское и Черное моря. На Север перевели и базу подводных лодок - транспорт «Ксения». Содержать во Владивостоке старые лодки, лишенные обеспечения, не имело смысла, и 6 февраля командующий флотилией контр-адмирал И.И.Шульц поставил вопрос о переводе «Дельфина» в район боевых действий. Инициатива эта оказалась весьма своевременной.
В марте 1916 года МГШ дал указание перевезти «Дельфин» в Архангельск, а затем «в тихое летнее время» отправить в Александровск (Полярный). Предстояло доставить «Дельфин» по железной дороге до Вологды, а затем, перегрузив на баржу, по рекам Сухона, Юг и Северная Двина перевести к месту назначения. Министр этот план утвердил. 17 марта поступил приказ об отправке лодки в Архангельск, что и было выполнено с учетом корректировки маршрута следования.
23 мая  ее отправили по железной дороге в Котлас.
25 июня 1916г. она прибыла в Архангельск а в августе прибыла в Александровск.
08 октября 1916 г. – перечислена в Дивизион особого назначения в составе флотилии Северного Ледовитого океана.
16 февраля 1917г. – зачислена в отряд судов охраны Кольского залива. Место стоянки Александровск-на-Мурмане. Плавбаза – ПМ «Ксения».
26 апреля 1917г. произошла очередная катастрофа. Подводная лодка «Дельфин» затонула у пирса. В ночь с 25 на 26 апреля поднялся сильный шторм. Волны выбили кранцы между корпусами стоящих у пирса подводных лодок «Дельфин» и «№1». Лодку «№ 1» повредило ударами об ограждения горизонтальных рулей «Дельфина». Ее успели перетянуть ближе к берегу, где она и затонула, а «Дельфин», не смотря на расшатанные сальники, удалось удержать на плаву, лишь нижняя часть якоря гребного электромотора побывала в воде. Лодку подготовили к обсушке, но через два дня командующий флотилии Северного Ледовитого океана обратился в МГШ с предложением признать обе лодки окончательно не пригодными для боевой службы. Из Петрограда ответили, что их можно пока использовать для обучения команд лодок типа АГ, прибывающих из Америки на Север. Приказом Морского министра от 10 августа 1917г. подводные лодки «№ 1» и «Дельфин» предписывалось сдать к порту. В этот же день был подписан приказ о расформировании дивизиона. А 23 августа обе лодки исключили из списков флота.

После окончания гражданской войны известный подводник Л.А.Белецкий обследовал Мурманский порт и поднял вопрос о дальнейшей судьбе «Дельфина». В рапорте командира дивизии подводных лодок Балтийского моря Я.К. Зурабова на имя командующего флотом говорилось: «…крайне желательно…дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почётом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра». Зурабов просил указаний на перевозку корпуса «Дельфина» в Петроград.
Ответ штаба флота, полученный в начале февраля 1921г. обескураживал: «…подлодка «Дельфин» уже продана Латвии и в введении Моркома не находится, интерес к ней, как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных… боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта…». Чиновники Морского комиссариата явно не хотели лишних хлопот и вскоре она была передана Госсудоподъему и Беломорской партии ЭПРОН и перестроена в судоподъемный понтон
16 марта 1932г. – решением Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР подводная лодка «Дельфин» исключена из списков плавсредств Наркомвода в связи с передачей «Рудметаллоторгу» для разделки на металл.
Так закончился путь первой боевой подлодки флота России. Служба «Дельфина» в составе ВМФ России продолжалась 15 лет на Балтике, Тихом и Северном Ледовитом океанах. И хотя не довелось ей атаковать вражеские корабли, это не уменьшает значение первенца российского подводного флота. Постройка и служба этой лодки дали богатый материал для создания последующих поколений подводных лодок «русского» типа. На «Дельфине» обучались наши первые подводники, закладывались приёмы, методы, навыки, обычаи подводного плавания. А его создатели воспитали поколение инженеров и учёных, заложивших впоследствии основы современного подводного флота России.

* * *

Как же в дальнейшем сложилась судьба нашего героя?
Сверхсрочник Михаил Сюткин демобилизовался с «Дельфина» в декабре 1905 года. Он кстати был в числа счастливо спасшихся во время первой аварии на ПЛ, и нанялся работать на электростанцию военного порта Владивостока. Поселился у знакомого на окраине Владивостока, в Рабочей слободке. В политическом вихре не простой обстановки революционных событий и сложных бытовых условий приходилось начинать свою рабочую биографию Михаилу, а вернее продолжать ее после службы на подводной лодке.
В 1923 году, электростанцию закрыли и Михаил Сюткин перешел работать в минную мастерскую сварщиком, а затем трудился в первом цехе «Дальзавода». Был учеником и помощником профессора В.П. Вологдина, который впервые в мире, используя лабораторную базу ДВПИ и технические возможности «Дальзавода», сконструировал и построил цельнометаллическое сварное судно, а также сварной мост в г. Владивостоке, на Эгершельде.
После выхода, в 1956 году, на пенсию первый подводник продолжал слесарить и ремонтировать лодки. И даже в глубокой старости помогал поддерживать в «горячем» состоянии заводскую баню, где тогда любили попариться не только рабочие, но и моряки со стоявших в ремонте подлодок. Его добросовестный труд отмечен орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Умер Михаила Петрович Сюткина 27 октября 1959 года. Прожил он 81 год и 16 дней.
Всего полтора года прослужил Михаил подводником (июнь 1904г. – декабрь 1905г.), но они предопределили всю его дальнейшую судьбу. Свой якорь он бросил во Владивостоке.

Благодарная память потомков
Рассматривая историю создания подводных сил России и Тихоокеанского флота можно, применительно к Тихоокеанскому флоту и Владивостоку, неоднократно повторять слово «впервые»:
• впервые в России и в мире, вначале прошлого века, в нашем городе в частности, на достроечных площадках полуострова Шкота и в Механических мастерских («Дальзавод»), была отработана технология поотсечной сборки субмарин;
• впервые в свободном одиночном плавании, в акватории Тихоокеанского ТВД, подводные лодки отрабатывали тактику применения, патрулирования и боевого использования оружия;
• впервые в России «миноносцы» выходили на многосуточное патрулирование в залив Петра Великого;
• во Владивостоке, в январе 1905 года, создано первое соединение подводных лодок;
• впервые в мире, 19 декабря 1908 года, экипаж миноносца «Касатка», в проливе Босфор Восточный, провел погружение и плавание подо льдами;
• при подготовке к первому подледному плаванию отрабатывалась возможность создания нештатной ситуации. И впервые было проведено всплытие из подо льда путем проламывания его корпусом субмарины.

Накануне 100-летия образования первого соединения подводных лодок для поиска материалов о первых российских подводниках в архив «Общества изучения Амурского края» обратился Председатель Союза подводников Тихоокеанского флота вице-адмирал запаса Конев Александр Васильевич. Тогда-то я и познакомил его с материалами по М.П. Сюткине и показал ему его могилу. Александр Васильевич активно включился в поисковую работу. Его усилиями была установлена точная дата смерти ветерана-подводника. Он же организовал работу членов Союза, которые при поддержке, сотрудников военно-страховой и военно-мемориальной компаний флота привели в порядок захоронение и восстановили надгробие на могиле. В знак уважения и в память о первом подводнике 11 октября 2005 года ветераны подводники на могиле М. Сюткина установили новый памятник. Произошло это важное для подводников событие в день его рождения.

Неоценимую помощь в поиске материалов о М. Сюткине оказала заведующая научно-технической библиотекой «Дальзавода» Татьяна Тушкина, где последние годы своей жизни трудился подводник. Она проявила большую заботу и участие в восстановлении периода трудовой деятельности на заводе Михаила Петровича.

Совсем недавно на одном из владивостокских книжных развалов чудом был найден раритетный учебник М.И. Беклемищева «Теория проектирования и конструирования потаенного судна», издания 1914 года. На юбилейном вечере 100-летия образования первого соединения подводных лодок он был передан в дар Военно-историческому музею Тихоокеанского флота.

Большое спасибо всем кто не остался равнодушным.

Вскоре, после опубликованной заметки в газете «Владивосток» о М. Сюткине откликнулась и его дочь. Думается, что нас еще ждут интересные открытия, относящиеся к истории создания на Дальнем Востоке подводных сил России.

Через четыре года, 29 июня 2009 г., в год 105-й годовщины гибели моряков-подводников в результате аварии на первой русской боевой подводной лодке «Дельфин», Санкт-Петербургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена и Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников в рамках проекта «Уход за могилами чинов Российской Императорской Армии и Флота», провели памятное мероприятие на братской могиле экипажа подводной лодки «Дельфин», находящейся на Кадетской дорожке Смоленского Православного кладбища. На могиле погибших моряков была отслужена панихида, и прошел памятный митинг. Был открыт информационный стенд, рассказывающий как о самой аварии 16 (29) июня 1904 года, так и об истории зарождения отечественного подводного флота, создания первой боевой подводной лодки «Дельфин». В памятном мероприятии приняли участие организации ветеранов моряков-подводников, военно-морских училищ, общественных и военно-исторических организаций Санкт-Петербурга, представители Центрального Военно-Морского музея.

Имена пионеров подводников увековечены так же и на морских картах Тихоокеанского побережья:
1. полуостров Эрдмана. Выступает к югу от северного берега Амурского залива. Был нанесен на карту в 1861-63 г.г. С 1875 года первоначально назван по фамилии Эрдмана Густава Федоровича (1818-1883).
В 1866-68г.г., в звании капитана I ранга Г.Ф. Эрдман командовал опытовой подводной лодкой конструкции И.Ф. Александровского.
С 1930 года за полуостровом закрепилось название - полуостров Де-Фриза;
2. банка Бонсдорфа, расположенная в 6.3 кбт. к ONO от мыса Развозова и банка Бонсдорфа, расположенная перед входом в бухту Нерпичья западного берега залива Петра Великого. Банки открыты «Отдельной съемкой Восточного океана» в 1893 году и названы в честь первооткрывателя Бонсдорфа Яльмара Викторовича (1869-?).
С 12.04.1904 – по 1906 г.г. Я.В. Бонсдорф командовал миноносками и п/х «Бианки».
3. банка Белкина в заливе Находка. Открыта «Отдельной съемкой Восточного океана» в 1896 году. Названа по фамилии Белкина Николя Михайловича (1873-?)
В 1900-1904 г.г. Н.М. Белкин командовал миноносками №122 и «Налим».
4. островок Максимова. Расположен в 4 кбт. к NNO от мыса Теляковского полуострова Гамов, нанесен на карту в 1862 году и мыс Максимова, северный входной мыс бухты Большого Камня, названные в 1886-87 годах по фамилии Максимова Василия Семеновича (?-?),
В.С. Максимов, в чине лейтенанта, командовал миноноской № 4.
5. острова Верховского. Две группы скал, расположенные соответственно в 2.4 и 3.0 милях к OSO от острова Рейнеке в заливе Петра Великого. Названы в 1863 году по фамилии Верховского Владимира Павловича (1837-1917).
27 апреля 1887 года В.П. Верховский основал водолазную школу и водолазную партию, которые включил в состав Минного отряда Балтийского флота. В 1885 году изучал опыт строительства подводных лодок в Швеции: В последствии участвовал в рассмотрении проектов отечественных субмарин.

Советский период  новейшей истории современной России, особенно последние его десятилетия изобиловали трескучими патетическими лозунгами о героическом подвиге советского народа. Его воинских победах и трудовых успехах. И не в домек всем нам было, что за мозаикой общего благополучия стоит конкретная личность, без личного вклада которой не было бы целостности общей картины. И тем ценней осознание того, что в обустройстве двух памятников простым матросам, расположенных на полярных точках России, приняли участие не только ветераны и правопреемники тех, кто закладывал основу нашего благополучия, но и молодежь – те за кем стоит наше будущее.

При подготовки материала использованы:
• данные научно-технической библиотеки «Дальзавода»;
• архивные материалы ОИАК
• данные личного архива А.В. Конева
• возможности интернет-ресурса.


Рецензии
Спасибо за очень интересную работу,стольео узнал нового из истори ПЛ на Дальнем Востоке.

Станислав Сахончик   13.12.2011 06:52     Заявить о нарушении