33. ВИ. Агошков. Кромские лики. Гипноз в Кромах

33. ВИ.Агошков. Кромские лики.


Гипноз в Кромах

«МАГНЕТИЗИРОВАНИЕ
И СОМНАМБУЛИЗИРОВАНИЕ» В КРОМАХ.

Владимир Власов в статье «С ним вольно было всякому та-ланту...», напечатанной в газете «Просторы России» (№ 33), при-водит фрагменты писем Павла Болотова из кромской деревни Гнилое Болото. 15 июня 1825г сын сообщал отцу об опытах уездного лекаря г.Пампура:
«И как нашлась у Василевского женщина, способная к со-мнамбулизму по её припадочному состоянию, то и произведён сей опыт очень удачно; и произошла такая громкая история, что теперь не только весь город Кромы, но и Орё наполнен толками и разговорами о сё, и всякий желал видеть чудо невиданное — женщину, в магнитно сне говорящую и многое отгадывающую и себя лечащую...»

По поводу Василевского автор подчёкивает, что он был со-седом по имению П.Болотова. Действительно, это так, поскольку в «Сборнике статистических сведений» говорится, что Василев-ский владел д.Шаховцы, д. Ореховка (Сосковская волость) и ча-стью села Коровье Болото. Сам Андрей Тимофеевич ещё в 1796г «писал о модном тогда, пришедшем из Парижа «магнети-зировании и «сомнамбулизировании». Кстати, Екатерина II была против таких «ремесленников».

Во втором письме отцу П.Болотов сообщал: «Будучи в сей раз у соседей своих Василевских, против чаяния виделся в тре-тий уже раз с нашим кромским штаб-хирургом Пампуром... При сём случае я видел странный казус, как с одного его взгляда, магнетического, с припадочною женщиною Василевских, кото-рую он хотел магнетизировать, сделалась ужасная дурнота, тер-занье и крик нечеловеческий. Её перевезли уже в Кромы, и се-годня начнутся у него эксперименты в чаянии, что удастся ему довесть её до сомнамбулизма».

Что ещё нам известно о Павле Болотове (1771- 1850)? Ему принадлежало 13 дворовых, которых «подарил» отец в честь рождения внука Михаила в 1810г, во время своего приезда в д. Гнилое Болото. Жена имела 8 дворовых и 190 крестьян (учиты-вались только лица мужского пола).

Приводит В.Власов и любопытный документ: «...сия дове-ренность от кромской помещицы коллежской асессорши Марьи Фёдоровой дочери Болотовой дана дворовому человеку Гавриле Абрамову и в заключение подписана подлинно её, Болотовой, рукою, в том, свидетельствуя, подписуюсь — коллежский асессор Павел Андреев сын Болотов».
В одном из писем Павел Андреевич сообщал из Кром:
«В числе сих возмутителей мы видим имена известного Рылеева, Бестужева, Кюхельбекеров как модных журнальных стихотворцев, которые все дышали безбожною философиею со-гласно с модным их оракулом Пушкиным, которого стихотворе-ния столь многие твердят наизусть и, так сказать, почти бредят ими...»


Рецензии