На станице Гниловской о Мертвом Донце

НА СТАНИЦЕ ГНИЛОВСКОЙ
ПОНАЧАЛУ БЫЛ С ТОСКОЙ,
ГОВОРИЛИ, ВОПРОШАЛИ,
ТОЛЬКО ГЛУПОСТЬ УСЛЫХАЛИ

Научная конференция в казачьей станице о родной реке — Мертвом Донце.
Две версии: похоронить и забыть - АзНИИРХ, погнать «науку» и оживить - «Зеленый Дон»

состоялась в субботу 10 декабря в Ростове на Дону, куда лихим делом пригласили и «Зеленый Дон». Пока ехали поутру из Новочеркасска через Ростов насмотрелись на площадях Ростова Театральной и Административной — что на Большой Садовой подготовку к выборному митингу народа полицейских сил. Десятки автозаков и сотни полицаев с раннего утра уже заполонили все углы и подворотни. Как же, а вдруг народ изволит морды набить местному ворью и жуликам Ейной партии.  Конечно, кабы не званое дело, то непременно бы поучаствовали. Решили встрясть на обратном пути.

 Здание правления Гниловской станицы нашлось на самом краю города, уже со стороны Таганрога, за номером 478 по Припортовой улице. Поначалу даже усомнились в правильности адреса, но подтвердилось, что на этой улице домов за полтысячи будет.
 Народу в полутемной комнате собралось человек с тридцать, были приглашены и представители портовых и природоохранных служб. Да кого только не было среди казаков, даже руководство молодежного Правительства Области.
  Тематику конференции озвучил атаман станицы Валерий Иванович Олейников, вел конференцию Юрий Дягтерев. У них даже есть группа в Контакте «Мертвый Донец».

Итак, очередной семинар «Мертвый Донец: прошлое, настоящее и будущее». Атаман в порядке постановки задачи напомнил, что на глазах нашего поколения умирает река и после нас вряд ли что останется, что государевы службы ничего палец о палец не делают, и казакам  не все равно что будет с их землей. Явных выпадов против режима паразитов и воров не было, что объясняется двумя десятилетиями выживания как самого атамана, так и станицы. Да реестр на то и кабала, чтобы не давать разгуляться и почувствовать казакам себя хозяевами своей же земли и родной реки. Но, все равно, даже из безнадежности положения прорывались нотки негодования.

  Поначалу все было вполне приличным и археолог местного музея "Танаис" Казакова Л.М. рассказала о том, что практически весь берег Дона на протяжении всей станицы Гниловской является археологическим памятником: цепи курганов, остатки крепостей и поселений на глубину в 20 тысяч лет до наше эры, всех эпох каменного и бронзового веков производили нужное впечатление. Хитрый атаман, наверно один на Дону и остался, переживший два десятилетия открытого давления государства и кабалу реестра, достиг своей цели. Чиновники и те, кто не был знаком с историей Дона по иному взглянули на станичную землю. Здесь было что и смотреть, и защищать от нашествия двуногих Смутного времени, которые за последние полвека умудрились разрушить до основания и зеркало мира цивилизации и всю окружающую природу. На глазах последнего поколения живущих их цветущий край был превращался в мертвую пустыню и они были явно несогласные с политикой государства.

Далее должны были пойти запланированные выступления уже виновников данного торжества: академики из ЮНЦ РАН, РГУПСА, ФГУПа «Росморпорта», Аз-ЧерТУ «Росрыболовства», администраций Ростова и области.
 
  Ведущие все время пытались вернуть выступающих в лоно проблемы уничтожения реки   - бывшей Донской протоки Мертвого Донца, которую уже никто и за реку то не считает. Слова археолога Казаковой Л.М. О том, что за каких то два тысячелетия от свидетельств Страбона море отступило от Танаиса на 10 км были горячо поддержаны служителями морпорта, что это не их вина ныне, а естественный процесс развития дельты Дона. Но все одно в глазах стояли три фактора от археологии выбора мест человеческих поселений именно на берегу Дона, в излучине каждой балки, которые были либо речками, либо ручьями: защищенность места естественными преградами, близостью воды и обилием угодий. Из этого следовало, что станица Гниловская была местом обетованным, так как культурный слой в любом ее месте изучался археологическими экпедициями уже более века, и более того, любое строительство требовало поначалу археологических исследований. И к этому историческому кладу был причастен и автор этих строк 20 лет назад, когда утверждал в 1992 году Малым Советом и комиссиями по культуре, казачеству и экологии Ростовского облсовета список из полутора тысяч исторических мест области подлежащих защите государства. Признаюсь, что было приятно чувствовать, что не ошибался, поддержав и отстояв доброе дело. Сейчас уже нет ни порядочных чиновников, ни государственников и на глазах памятники истории уничтожаются застройками, погостами, дачками.

   Вскоре выяснилось, что академики от встречи уклонились, как и администрация. Но трусость падших не испортила праздника. Местный изобретатель и предприниматель от фирмы «Дока», что внедряет ветряки и солнечные батареи с большим энтузиазмом вскрыл безобразия непонятно кого, но явно речников в том, что они отсыпали параллельно берегу песчаную косу и заболотили стоками, загадили мусором прибрежную полосу. Что даже академик Матишов заинтересовался проблемой, но увидев что денег на это нету, сразу потерял интерес. Но вскоре сбег, так и не предложив ничего путного.

   Было ясно, что сами устроители более в курсе, нежели некоторые приглашенные. Ю. М. Дягтерев осветил проблему самовольного без проектов и обоснования намыва песка речниками, следующую сопутствующую проблему образования мусора на пляжах, и т.п.
От виновников бедствий — речников выступила Гордиевская Нина Георгиевна как зам директора по дампингу грунта по фарватеру Дона и заявила, что их предприятие только что начало свою работу с прошлого года и они не могут нести ответственность за те десятилетия преступной деятельности, что до них творили речники, что у них идет только первый проект расчистки на 8 км, который прошел и экспертизу, а требуется восстановление 33 км Донца. Да за год ее служба намывает только 40 тысяч кубометров, а проблемная коса из 350 тысяч кубов песка состоит. Это все Нижне-Донское район гидросооружений наделал за долгие годы. Как потом прояснилось без всяких проектов и экспертиз. А наш проект прошел даже госэкспертизу. На наш вопрос, где именно — да в МПР в Москве.

  И вот тут, на наше требование о независимой экологической экспертизе, из угла послышался недовольный голос какой-то неопределенной личности без всяких примет, что, мол, это какой-же независимой такой экспертизы. Ага, значит тут есть заблудшие чиновники из тех самых что Дон и губили, и тут же это подтвердилось. Ведущий дал слово какой-то Подушке от  АзНИИРХа.
      Встал этот неопределенный тип и заявил что он не Полушка, а Сыроватка Н.И. Но настроение у него было уже испорчено, хотя ведущий и извинился за наваждение, и ошибку, и понес такую ахинею, что сразу стало понятно, этот тип из АзНИИРХа. Этот тип заявился ни много, ни мало экспертом и обоснованцем ущерба, и оценщиком вредных воздействий всяких. Его никудышняя квалификация подтвердилась его же первыми словами о плохой экологии. Мало того, что не понимает терминов - экология это наука такая, ни плохой ни хорошей она быть не может, так он докатился до того, что стал рассуждать о Мертвом Донце чисто филологически, как говорится в натуре — на фиг его вообще чистить, ведь не зря его Мертвым назвали уже давно, он мол давно уже того и нечего его лечить. Эта вопиющая безграмотность якобы эксперта просто возмутила присутствующих.  Но он еще не полностью высказался, всегда надо давать таким слово, чтобы их дурость была видна всем. Он же вроде как говорил о рыбе Дона, ну, что мог сказать такой вот продукт и апологет рыбного хозяйства. Он договорился до того, что у нас очень эффективная система штрафов за потраву природы, особенно рыбы, всех кого поймают у реки они штрафуют и в порядке компенсации все средства за любую деятельность с водой перебрасывают на выростные хозяйства и искусственное воспроизводства и потому проблем с рыбой никаких нет. А естественная, мол, погибла по естественным же причинам и все кроме них виноватые в том.
   Ну, тот народ и загудел. Где рыба, убогий. Да вот эти вот с АзНИИРХа и погубили все, и губят до сих пор. Раньше то АзНИИРХов и РАНов никаких не было. Не было! А рыба была! А как появились убогие, то вся рыба и пропала! Факт? Факт! Да и сам АзНИИРХ в начале 1990-х даже пытался отбояриться от ответственности и перекодировался из страха что засудят за утрату рыбных стад и перестреляют в Ростовской отделение Краснодарского филиала Московского ВНИИПЫРХа. Вот такие-то эксперты и подписывали в порядке повышения социалистических удоев любые нормы выловов, да он и сейчас этого не понимает, сидит ухмыляется. Ваш АзНИИРХ еще за клевету по суду не рассчитался, о какой науке там можно говорить, так шантрапа одна околонаучная. Тут только и  затих эксперт хреновый. Правда, в полемике он проговорился, что ему не дают покоя лавры известности Лагутова В.В., который все всех призывает на большие дела, а они де мол, люди скромные и тихие. И никогда никаких разрешений они ему не подпишут, мол, слишком дорого всякие парки делать. Зря это он так вылез, не подумал, что люди то прямые средь казаков, не чиновники, не воры... Тем более, что некоторые уже и книжки Лагутова В.В. Читывали, да и экологическую газету «Зеленый Дон» изучали. Да и в конце концов рыбу то еще помнят...От которой АзНИИРХ уже открестился и паразитирует на рыбзаводах, от которых уже полвека нет никакого толку, а денежки идут ежегодно по всяким ФЦП на радость ворью.
  После этой головомойки АзНИИРХовской науке ведущим уже стало гораздо легче говорить прямо и открыто о том, что так называемая наука в упор не видит посреди Дона намытой косы размером 200х700 метров, которую с космоса видно, а  у них ни на одной карте нету...
Жаль конечно, что на явились представители ЮНЦ РАН, которые только на этом проекте сожрали полмиллиона рубликов и испарились по окончании финансирования. Наверно потому и не явились.

   Дали выступить и автору, который прямо, на основании своего богатого опыта и мировой практики возродил  в них надежду на спасения, заявив, что восстановление экосистемы Мертвого Донца это вполне решаемая проблема и финансово, и технически, и организационно. Был приведен передовой опыт Форума "Реконструкторов Рек" в Венеции 2008, Франции по Роне и Луаре, США — ликвидировавшем 400 плотин ради возврата лососей. И даже опыт отечественной прокуратуры оказался полезным — один только начальник комитета по охране окружающей среды Ростовской области  Скрипка украл песка на полмиллирада рублей из рыбного заповедника, так ведь чего красть, когда можно тот же песок с земснарядов, углубляющих судовой ход до глубины в 4 метра, не по берегам складировать и их уничтожать, а использовать на нужды хозяйства и на эти деньги проводить нужные работы. Например, не отсыпать новую полузапруду поперек Дона, загоняя поток в русло Мертвого Донца, а установить гибкую струенаправляющую систему, которая никому не мешает, и вытащить утопленную под мостом баржу, якобы полузапруду, закрывающую вход в Мертвый Донец, за которую бьются мостовики, на которую естественно, нет у них никакого ни проекта, ни экспертизы, ни разрешений.  Конечно, когда бабки в карман идут, оно как-то приятнее чиновнику, но можно же и хоть частью на дело пускать, не все воровать то...

    Несмотря на подкидыша с АзНИИРХа семинар на станице Гниловской оказался весьма полезным. Король административных и научных служб оказался голым, без предложений, кроме чиновничьей глупости и ограниченности ничего не мешало спасти Мертвый Донец. А таких как Н.И.Сыроватко из АзНИИРХа пора уже в кунсткамере за деньги показывать в разделе мракобесов 20 века, погубивших рыбу и Азов.
     В решение станицы предложили внести пункты об обязательном и регулярном залитии поймы Дона, о выступлении районной администрации в виде заказчика проекта восстановления экосистемы Мертвого Донца, о включении этой работы в виде отдельной подпрограммы в создание Донского осетрового парка. При этом эксперт с АзНИИРХа опять пытался возникать, что не надо всяких больших начинаний, надо с маленького ходить по маленькому, а не  поддаваться на всякие международные парки. Но его уже никто не слышал, как откровенно зловредную личность, не желающую и не способную ничего путного предложить для исправления собственных же ошибок по уничтожению стратегических рыбных запасов Азовского моря, Дона и Мертвого Донца. Да и не могут казаки пойти против своей национальной идеи - не для того они существуют, чтобы не поддержать Донской осетровый парк, как второй вход в реку истории уже в нужном качестве для человечества

   Обратный путь через центр Ростов был по окончании всех событий Всероссийского протестного дня, Театральная площадь против утра была почти пуста, кое-где из-за углов торчало несколько автозаков. Зато площадь между ЗаСРО и Представительством Президента была буквально утыкана подразделениями полицаев и десятками автозаков, по периметру сквера вокруг памятника по внешнему периметру были растянуты рогатки и металлические укрепления против возможных демонстрантов, но кроме самих возбудителей социального напряжения никаких экстремистов не наблюдалось.


Рецензии