Исламизация провинций Кавказской Албании

После завоевания арабами территории Кавказской Албании, еще долгое время мусульмане в регионе составляли меньшинство населения. Подавляющее большинство населения продолжало исповедовать свои традиционные верования, а мусульмане верные своим договоренностям с ними, обеспечивали им полную свободу вероисповедания. На территориях Аррана (территория междуречья Куры и Аракса, также персидское название Кавказской Албании), Ширвана (историческая область в современном Азербайджане севернее реки Куры до территории современного Дагестана) и Мугани (степь на юго-востоке Закавказья) большинство населения были христианами, а на юге преобладали зороастрийцы.

Первыми начало принимать Ислам население юга современного Азербайджана. К концу VIII века исламизация юга была завершена. Однако Балазури писал, что этот процесс, возможно, был во многом завершен еще в период правления четвёртого Праведного халифа ‘Али ибн Абу Талиба, когда большинство населения современного Азербайджана «приняло Ислам и могло читать Коран». Тем не менее, в стране еще длительное время было много огнепоклонников. Например, Йакут ал-Хамави (XIII в.) описывая город Шиз, писал, что там был крупный храм огнепоклонников. А в городе Казна, которая располагалась недалеко от Мараги, было «святилище огнепоклонников, древний храм огня».

На севере современного Азербайджана, территория компактного расселения дагестанских народов (лезгинские народы), и где преобладали христиане, исламизация соответственно шла медленнее. Тем не менее, уже в IX веке появились первые признаки того, что этот процесс приобретает массовый характер. Так, в 306 году хиджры (886 г.) население города Партав (Барда), который был ранее столицей Кавказской Албании (Аррана), приняло Ислам. Однако не исключено, что полностью процесс исламизации северных областей Ширвана, Мугани, Аррана был завершен уже после сельджукского завоевания в X веке, хотя и после этого в регионе во все времена было много христиан.

В 1823 году указом российских властей была учреждена должность шейх-уль-ислама шиитов Кавказа. Отныне запрещалось отправлять молодежь на обучение в Иран. Должность верховного муфтия суннитов Южного Кавказа была введена в 1832 году. Все эти меры не понравились шиитам, которые во второй русско-иранской войне (1826–1828) поддержали иранские войска. Однако суннитская часть населения современного Азербайджана поддержала русских. Таким образом, царские власти, сыграв на противоречиях разных ветвей в исламе, использовали суннитов против восставших шиитов. А в период русско-турецкой войны они точно также использовали шиитов против турецкой армии. Как видно, напряженность в суннитско-шиитских отношениях в то время все еще сохранялась. В 1872 году указом царя Александра II в Закавказье были образованы шиитское и суннитское духовные управления, которые отныне обязаны были вести все дела, связанные с мусульманами. Они располагались в Тифлисе. Шиитов возглавлял шейх-уль-ислам, а суннитов муфтий.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Карта Кавказа в 750 году.


Рецензии