Роман Достоевского Преступление и наказание

Сочинение. Роман Достоевского «Преступление и наказание»

Обращаясь к замечательным произведениям прозы, стоит обратить внимание на роман Достоевского «Преступление и наказание», который принёс писателю всемирную славу. В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке, который признаёт себя не в силах или даже не вправе быть самим по себе самостоятельным и настоящим человеком. Герои его романов живут напряжённой духовной жизнью, они не столько действуют, сколько мыслят – мучительно, упорно ищут истину. Не стал исключением и роман «Преступление и наказание», первоначальный замысел которого постепенно разрастался, охватывал всё более широкий круг проблем, не утративших своей остроты и для последующих поколений.
Главным образом романа стал Родион Раскольников – бывший студент, который задавлен бедностью. Его пронзают мысли о множестве историй о детях, лишённых детства, об искалеченных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают. И ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Страдальцы и сострадающие им представляются Раскольникову бессильными, а мерзавцы и хищники – обычно добивающимися своего: ведь весь бесчеловечный порядок жизни им только благоприятствует. И вот у Раскольникова пошатнулись понятия о добре, и он поддался своей странной теории, подсказавшей ему выйти из своего скверного положения путём убийства старухи-процентщицы. Сначала он мысленно совершает убийство, чтобы сделать счастливыми мать и сестру, и чтобы окончить обучение, а потом он планирует всю жизнь быть честным и загладить преступление. Но также его мучал вопрос о том справедливо ли это, и можно ли, оставаясь Человеком, решиться на убийство. Он идёт ещё дальше в своих мыслях и ещё сильнее запутывается. И вскоре он всё-таки решает совершить убийство, упростив обоснованность действия до бунта против социального неравенства, унижения человеческой личности, бесправия обездоленных и власть имущих.
Но после убийства Раскольникову почему-то не становится легче. После убийства у него появилось ещё больше вопросов, чем прежде, и эти неразрешимые вопросы мучают его как убийцу, появляются неожиданные чувства, о которых он даже и не подозревал. Появляются чувства разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил после совершения преступления. И все эти обстоятельства вместе невероятно сильно мучают его сердце. И вот он окончательно путается, не в силах объяснить себе: зачем же он всё-таки убил?
Некой духовной отдушиной для Раскольникова стала встреча с Мармеладовым и знакомство с его семьёй – всё это произвело на него потрясающее впечатление. Особенно потрясает его встреча с Соней Мармеладовой. Их объединяло то, что они оба преступили нравственные законы. Но разъединяло их то, что Соня жертвовала собой ради семьи, а Раскольников пошёл на преступление ради себя. Соня была интересна для Раскольникова ещё и тем, что, несмотря на пребывание в атмосфере разврата, она сумела сохранить свою душевную чистоту. Соня как бы отражала светлую сторону души Раскольникова, и возможно именно на этой почве они и нашли общий язык. Именно Соня повлияла на него, чтобы тот пошёл в участок и признался в убийстве. И после облегчительного признания, жажда нравственного очищения и воссоединения с человеческим миром была наконец-то утолена.
Вызывать нескончаемые размышления и споры – такова счастливая судьба всех великих произведений литературы: их содержание неисчерпаемо, поставленные в них вопросы всегда современны и актуальны. Читая роман «Преступление и наказание», ещё раз убеждаешься, что нет в мире такого писателя как Достоевский, чьё творчество пробуждало бы ожесточённые и непримиримые столкновения мнений. Может быть, даже помимо воли и сознания самого писателя, в его душе сложился главный вывод романа, которым он решил поделиться со всеми: «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку».

Литература:
Н. А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи.    Издание подготовил Ю. Г. Оксман.   Серия "Литературные памятники"   М., "Наука", 1970


Рецензии
Замечательное сочинение! Для меня вывод из этого произведения, да и из моего мировоззрения звучит так:"На чужом несчастье, счастье не построишь". И совершенно верно сказано:Может быть, даже помимо воли и сознания самого писателя, в его душе сложился главный вывод романа, которым он решил поделиться со всеми: «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку». Спасибо! С уважением,

Виктор Некрасов   15.04.2014 07:09     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Виктор!
Это сочинение в школьные времена было мною банально соткано из критических анализов, которые были в школьных книгах. Моей души конечно же в этих сочинениях мало. Я всё думал - стоит ли публиковать мои школьные сочинения? Кому они уже нужны? Ответа на этот вопрос я сам для себя ещё не нашёл, но на всякий случай пусть будет.

Морис Федо   15.04.2014 22:29   Заявить о нарушении