Снежный ком

МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Рост потребительских цен в России в январе 2011 года составил 2,4%, превысив официальный прогноз; а за последнюю неделю с 25 по 31 января инфляция ускорилась до 0,6% с 0,4% неделей ранее за счет продолжающегося удорожания продуктов питания, сообщает в среду Росстат.

Минэкономразвития РФ прогнозировал инфляцию в РФ в январе текущего года на уровне 2,1-2,3%. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил ранее, что инфляция в РФ в первом полугодии 2011 года будет выше прогноза, а во втором полугодии - замедлится. Правительство пока сохраняет свой прогноз годовой инфляции на уровне 6-7%.

Между тем замглавы МЭР Андрей Клепач заявил на этой неделе, что показатель инфляции по итогам текущего года может превысить 7-8%. А глава министерства Эльвира Набиуллина отметила, что МЭР может пересмотреть прогноз годовой инфляции после того, как получит от Росстата данные за первый квартал.

Официальная инфляция в России в прошлом,  2010 году, напомним, составила 8,8%, сравнявшись с показателем кризисного 2009 года. По итогам января 2010 года рост потребительских цен составлял 1,6%.

За прошедшую неделю подорожали в среднем по стране:  крупа гречневая на 2,5%, пшено - на 1,9%, маргарин, масло подсолнечное, сахар-песок, говядина - на 0,5-0,7%. На плодоовощную продукцию цены в среднем увеличились на 1,2%. При этом капуста и морковь подорожали на 2,0%, лук репчатый - на 1,9%. Цены на бензин автомобильный выросли на 0,6%, на дизельное топливо - на 0,8%.

Плата за водоснабжение и водоотведение возросла на 1,4-1,6%, за отопление - на 0,9%, за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов - на 0,7%.

Росстат рассчитывает данные на основе еженедельной регистрации потребительских цен на 62 вида важнейших товаров и услуг в 266 городах России. И «верить – не верить» или «доверять, но проверять» – право каждого гражданина страны.

Полный список товаров и услуг для расчета инфляции можно найти на сайте Росстата. Только будьте внимательны: данных там много, поэтому выберите п. 2 «Набор потребительских товаров и услуг для наблюдения за ценами и тарифами». Кое-что из этого списка можно перечислить и здесь.

Среди продовольственных товаров можно увидеть:
говядину, свинину, фарш мясной, печень говяжью, сосиски, колбасы, рыбу замороженную, консервы, масло сливочное и подсолнечное, молоко, сметану, творог.

Среди непродовольственных товаров, коих в списке в два раза больше, чем продуктов питания:
ткани, полотенца, куртки мужские и пальто женские, мужские трусы и женские бюстгальтеры, зубную пасту, женские сумки, перчатки, шапки, часы, холодильники.

А вот и список платных услуг, учитываемых при расчете ИПЦ. Укрупненная группировка:
бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги образования, услуги организаций культуры, услуги в сфере зарубежного туризма, экскурсионные услуги, санаторно-оздоровительные услуги, медицинские услуги, ветеринарные услуги, услуги правового характера, услуги банков, услуги страхования, услуги физической культуры и спорта, посреднические и прочие услуги. Более детальная расшифровка бытовых услуг: постановка набоек, пошив брюк, ремонт бытовой техники, шиномонтаж колес, химчистка, ремонт жилищ, парикмахерские, бани, фотоателье и т. д., и т. п. Тоже все понятно и без этого не обойтись.

Так что, если кто не верит Росстату, а таковых, то ли к сожалению, то ли к счастью, - большинство, - могу сами измерить инфляцию и сравнить с тем, что выдает правительство. Если расхождение в пределах ошибки вычисления, то ничего, но, я думаю, что расхождения можно ожидать значительного, и, сами понимаете, в какую сторону.

Такая вот лента новостей, все более становящаяся похожей на сводку с фронта. Увы, благоприятный момент для снижения инфляции, связанный с сокращением спроса, упущен. В то же время агрессивное стимулирование экономики бюджетными деньгами способно вернуть рост цен по итогам нынешнего года до двузначных величин, прогнозируется даже 25-38%. Величина эта в прогнозах постоянно меняется, но, что очень тревожит, - в сторону повышения. Благоприятных факторов, увы, не просматривается. Вновь появились спекуляции на тему о «завоевании мирового рынка продовольствия» и «необходимости приведения цен на внутреннем рынке к мировому уровню».

Годовые темпы роста цен в России неизбежно перешагнут психологически важный рубеж в 10%. Пока рост потребительских цен ускоряется. Даже фиксируемый официальной статистикой показатель годовой инфляции уже весной 2011 года рискует стать двузначным.

Предыстория проблемы такова. В первом полугодии 2010 года ничто не предвещало ценовых шоков, «инфляция сохранялась весьма умеренной». «Рост цен сдерживался высокими спросовыми ограничениями, установившимися с середины 2009 года. Сдерживающее влияние на цены оказывало падение мировых цен на зерно и многие виды продовольствия», – вспоминают специалисты МЭР. В июле 2010 года Иинэкономразвития было зафиксировано минимальное значение инфляции – 5,5% в годовом выражении.

Однако в августе, сообщает далее МЭР, «траектория инфляции с затухающей сменилась на растущую». Произошло это из-за скачка мировых и внутренних цен на зерно и продовольствие, из-за неблагоприятных природных явлений и значительной потери урожая, а также из-за возросших инфляционных ожиданий.

Выводы МЭР неутешительны. «К началу 2011 года в экономике накопились значительные инфляционные риски, они могут привести к вторичным эффектам», которые окажутся очень похожими на кризисные потрясения 2008 года. «Рост цен на продукты может транслироваться на другие сектора потребительского рынка, как это было в период мирового продовольственного кризиса в конце 2007 – начале 2008 года, учитывая, что в остальных сегментах потребительского рынка (непродовольственные товары и рыночные услуги) в 2010 году рост цен сохранился низким», – предупреждают специалисты МЭР. То есть вслед за продуктами питания в наступившем году рискуют значительно подорожать уже практически все товары и услуги – от бытовой химии и стрижки в парикмахерской до мебели и аппаратуры.

Не вселяют оптимизма и приведенные выше официальные сводки Росстата, которые тоже свидетельствуют о тенденции более ускоренного, чем в 2010 году, роста цен. Простое сравнение январских показателей показывает, что в 2011 году инфляция почти в полтора раза превысила прошлогодний уровень.

Январь традиционно показывает самые высокие темпы инфляции. Связано это с повышением именно в начале года всех тарифов госмонополий. Тарифы поднялись на 20–25%. Как правило, в общегодовой инфляции только этот показатель занимает не менее 2–3%. Также были подняты налоги. На фонд заработной платы налог увеличен аж на 8%, что тоже не могло не отразиться на росте инфляции.

Однако, если исключить рост цен, привязанный к пересмотру тарифов, темпы инфляции все равно остаются слишком высокими. Основные генераторы инфляции, это не только тарифы ЖКХ, но и цены на топливо и энергию, а также рост мирового спроса на продовольствие. И утешительных сигналов, свидетельствующих о затухании инфляционных рисков, не наблюдается.

«Сейчас можно говорить о явном инфляционном тренде. Ведь каждый день мы слышим о повышении цен тех или иных производителей, которые ссылаются на рост цен на сырье во всем мире», – пишет замглавы правления Флексинвест Банка Михаил Шорохов. Начальник казначейства банка «Интеркоммерц» Павел Тихонов соглашается: «Инфляционная составляющая усугубляется ростом цен на сырье и возрастающим в связи с этим интересом – в том числе спекулятивным – к сырьевым валютам со стороны зарубежных инвесторов». В итоге многие эксперты уверены: инфляция в 2011 году действительно с легкостью может стать двузначной.

Последствия новых ценовых шоков могут быть самыми непредсказуемыми. Тунис и Египет дают нам яркий пример того, к чему приводит быстрый рост цен на товары и услуги, критически важные для населения. И решить эту проблему путем простого наращивания расходной части бюджета еще никому не удавалось. Да и у бюджета РФ нет уже возможностей для дальнейшего наращивания социальных расходов.

Удорожание зерновых подхлестнет инфляцию уже в ближайшие месяцы во всем продовольственном секторе, прежде всего в мясной и молочной отраслях, сильно зависимых от отечественных кормов. Что фактически мы сейчас и наблюдаем. Цены растут на все: на хлеб, яйца, молоко, муку и далее по цепочке. Вокруг некоторых продуктов начинается небывалый ажиотаж. На данный момент в среднем по стране рост цен на ту же многострадальную гречку-ядрицу составил 31,4%.

При этом эксперты продолжают пугать население. Так, производители мяса уже предсказывают повышение цен на этот продукт как минимум на 20–25%, хотя изначально они утверждали, что для этого нет никаких предпосылок. Рост цен на мясо вызван подорожанием фуражного зерна, которое, в свою очередь, обусловлено не столько жарой и засухой в России, сколько беспрецедентно массовым вывозом зерна. Цены на фуражное зерно поднялись с апреля в два с половиной раза.

В чем же причина такого скачка цен? Власти беззастенчиво объясняют это все той же аномальной жарой, то есть природным фактором. Однако в Европе и США природные катаклизмы тоже не редкость, но там почему-то инфляция не разгоняется с такой скоростью. В ряде регионов России власти обнаружили факты завышения цен на социально значимое продовольствие. Данные мониторинга цен, проведенного некоторое время назад Минэкономразвития, выявили, что в ряде субъектов цены на социально значимые продукты возросли более чем на 40%, в частности в 42 регионах – на гречку, в пяти регионах – на муку, в двух областях – на соль. В Алтайском крае, главном производителе гречки, торговые наценки на этот продукт доходят до заоблачных 190%, а на овощи – до 295%. Там, к слову, управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дела в отношении десяти оптовых компаний, торгующих гречневой крупой. Их подозревают в завышении цен. За июль и август на Алтае рост потребительских цен, по данным ФАС, на гречку превысил 44%.

Однако, как считают эксперты, дело здесь не только в спекуляциях. Председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты Петр Шелищ уверен, что на рост цен в первую очередь влияет ажиотаж. "Субъективный фактор – это уверенность людей в том, что цены неизбежно будут расти. И этот фактор является решающим, – сказал "НИ" г-н Шелищ. – Как только это убеждение овладело массами, люди бросились делать закупки впрок, и цены тут же выросли. Ведь цены – это результат балансирования спроса и предложения. Если предложение не увеличивается, а спрос растет, значит, рыночная цена неизбежно устремится вверх. Люди верят, что цены будут расти или что товар станет дефицитным. Это и есть спусковой механизм роста цен. Увеличение спроса идет не потому, что люди стали больше есть гречки, а потому, что они поверили, что она пропадет или станет очень дорогой".

Россия – это страна, которая всегда жила в состоянии дефицита. В истории России нередко случались засухи, неурожай, голод. Порой целые регионы захватывала беда. При советской власти были ужасные голодоморы, потом в 70–80-е годы в стране царил дефицит, когда все приходилось доставать и закупать не только на текущий, но и на черный день. У россиян до сегодняшних времен сохранился этот рефлекс: в случае малейшей опасности скупать мыло, спички, соль, крупы и так далее. То есть все, что способно хранится длительное время. И, как мы видим, сейчас этот ажиотаж перекинулся на всех. Достаточно состоятельные люди скупают гречку десятками килограммов, такое впечатление, что они собираются жить на одной гречневой каше. Все это говорит о том, что у людей сохраняется ощущение очень сильной неуверенности в завтрашнем дне. Особенно это касается людей среднего и старшего поколения, которые пережили и смену общественного строя, дефициты, перевороты, галопирующую инфляцию. У них нет доверия к государству, и они готовы перейти на натуральное потребление. Что сохранили в своих шкафах и холодильниках, что вырастили на своих огородах, то и наше, а на все остальное рассчитывать не приходится. Это психология людей, выросших в условиях тотального обмана.

Однако глупо было бы все сваливать на людей. Росстат проводит сравнительный обзор инфляции в РФ и странах Европейского союза. Как выяснилось, рост цен на продукты питания в России в январе–июле 2010 года составил 5,9%, что в 4,2 раза больше аналогичного показателя для ЕС (1,4%). При этом в одном только июле продукты стали дороже на 0,3%, в то время как в странах ЕС в среднем они подешевели на 0,1%. В целом инфляция в России за январь–июль 2010 года составила 4,8% против 1,1% в ЕС.
А ведь Россия, в отличие от ЕС, традиционно сельскохозяйственная держава.

Главное наше отличие от Европы в том, что у нас менее развитой рынок, он в значительной степени манипулируем. В Европе цены тоже растут, однако там инфляционное влияние ниже из-за того, что потребительская корзина у них обширнее, поэтому и эффект подорожания продовольствия существенно ниже, чем в России. В России у населения совсем другие доходы и другая структура рынка. Недостаточно предложение. Все остальное – это уже следствие, реакция рыночных агентов на сложившуюся ситуацию. Покупатель в данной ситуации ничего не решает и ни на что не влияет. Здесь важна позиция продавцов, ведь суть проблемы кроется именно в предложении. В стране просто отсутствует продовольственная «подушка безопасности». Разрекламированный «Интервенционный фонд», например, на поверку оказался блефом, как и остальные пиар-акции нашего замечательного, но, увы, непрофессионального и сервильного по отношению к олигархам правящего дуумвирата.

К сожалению, наша двуглавая власть сама провоцирует рост цен, проводя вбрасывание свеженапечатанных денег на рынок. Последний приступ параноидального милитаризма на ближайший год станет главной причиной дальнейшего бурного роста цен и обнищания большинства россиян.

Политика углубления поляризации общества по уровню доходов, когда бедные беднеют, а богатые непрерывно богатеют, выгодна богатым, а нынешняя власть это власть их наемников. Кстати, я говорю это слово без тени сарказма: власть везде не может быть ничем иным кроме власти денег. По иному не было нигде и никогда. Коммунисты говорят неправду, утверждая, что в СССР было по-другому. Это неправда, это была власть номенклатуры – коллективного капиталиста, владевшего всем в стране.

Политика тогда станет нравственной и поистине демократической, когда народ будет богат, и 10% самых бедных будут владеть деньгами, только вчетверо меньшими, чем 10% самых богатых, как это имеет место быть в Европе. А пока у нас этот показатель по официальной статистике ООН равен 26, т.е. самый бедный децель владеет деньгами, в 26 раз меньшими, чем 10% самых богатых!! Эта статистика опирается на официальные же данные нашего правительства, полученные с использованием деклараций о доходах. А по декларации удалившегося от нас в Лондон с астрономической суммой фунтов стерлингов известного москвича, у него была только скромная пасека и авто одноименной марки. Так что цифра неравенства не 26, а по оценке независимых экспертов зашкаливает далеко за сотню.

Валентин Спицин.


Рецензии