Учебники для углеобогатителей

                Учебники  для  углеобогатителей

 
          Через  несколько лет после перехода на работу в Минуглепром у меня появилась «халтура». Так мы называли любую работу, которая оплачивалась помимо зарплаты. В период совнархозов обучение рабочих в угольных бассейнах стало вестись по собственным разработанным программам. С возвратом к министерскому управлению промышленностью при Минуглепроме был создан учебно-методический кабинет, на который возлагалась обязанность привести обучение рабочих  к единой системе. Необходимо было написать программы преподавания по каждой профессии.  Это могли сделать специалисты с производственным стажем. Таковыми в Москве оказались мы - работники производственного отдела Минуглепрома. 

      Задание  разделили между четырьмя сотрудниками. Оплата была небольшой - 20 рублей за программу. Над первыми программами проходилось работать долго и конечно этот труд стоил  больше, чем нам платили. Некоторые  от этой работы отказались. Я же не стал игнорировать возможность дополнительного заработка.

      Новое занятие  показалось мне интересным. Методический кабинет стал выдавать мне программы на переработку одну  за другой. Наловчился писать  быстро, дело пошло, как на конвейере. Ближе познакомился с моей работодательницей - Евгенией Аристарховной Вирабовой. Она увидела во мне исполнительного, знающего инженера. В таких случаях работается легко. Через некоторое время она предложила мне написать учебник для  рабочих. Я отказался, считая себя неподготовленным к такой работе. Тогда  предложение сделали одному из сотрудников нашего управления, Владимиру Михайловичу Филиппову. Он согласился. Желая себя подстраховать, обратился к Марченко  с предложением писать книгу в соавторстве. Но Максим Георгиевич отказался и посоветовал  обратиться ко мне. Я согласился. Решил всё-таки попробовать. Чем я хуже Филиппова?  Договорились, что текст книги делим  между собой  на две равные части, и каждый  работает самостоятельно. Объем учебника - 16,5  условных печатных листа. Название: «Аппаратчик углеобогащения».  Срок работы над учебником - два года,   тираж - 5000 экземпляров.

      Работал над книгой тяжело.  Приходилось трудиться по вечерам, в выходные дни и в отпуск. К этому я был непривычен. Освобождение от работы по случаю простуды рассматривал как  удачу, потому что мог в эти дни работать над текстом. Ася была против моей затеи: я стал меньше заниматься хозяйственными делами, не так внимателен к семье. Она рассматривала мою «писательскую» работу как хобби и относилась к этому с пониманием. Иногда в шутку  говорила: «Мужчине не следует мешать в его увлечениях, он должен быть  чем-то  занят. Это гораздо лучше, чем лежать  на диване или пьянствовать.  Однако все должно быть в меру». А вот мера у каждого была своя. И потому иногда ворчала по поводу моих занятий,  но и  сочувствовала.  Работая над книгой, я не только пытался учить других, но  учился и сам. Мои знания по специальности быстро росли и становились более осознанными. 

      В 1980 году книга вышла в свет в  жестком переплете. Все домашние  этому рады,  родственники оповещены. Поздравления принимал с удовольствием. Гонорар получил смехотворно малый, 540 рублей, так что моральное удовлетворение превалировало над  материальным. Асе дал слово:  писать больше не стану. Но выдержки хватило всего на четыре года.

      Я попал в орбиту авторов, и ко мне стали поступать предложения: написать  заключение к издаваемой книге по специальности;   разработать методическую программу по производственному обучению. Благов поручал мне писать  рецензии на  работы выпускников Института повышения квалификации. Это была большая нагрузка, но мне было интересно, и я охотно выполнял  поручения и просьбы.    

      Однажды  ко мне поступило предложение написать более сложный учебник  по обогащению угля  для техникумов, с иной направленностью, чем первый. Я отказался. Тогда методкабинет  нашел другого автора - аспиранта Свердловского горного института.

      Написание учебника начинается с аннотации и плана-оглавления,  где детализируется содержание будущей книги. Такую аннотацию передали мне на заключение. Из её содержания  я понял,  что её автор сориентирован на обогащение руд, и  содержание ряда глав не отражало специфику обогащения угля. Такой автор хорошего учебника создать не мог. Со мной согласились. Автору предложили писать учебник в соавторстве со мной. Он отказался. Я же не хотел писать книгу. Но после определенных препирательств  договор всё же был  заключен.  Не мог допустить, что учебник  может быть иным, чем он мне представлялся.  Вспомнил обучение в институте, где моё понимание своей специальности базировалось на трех-четырех книгах, основной из которых была книга И.М. Верховского.  Прекрасный, неповторимый труд, но очень сложный для понимания студента. Девизом задуманной мною книги должно стать: краткость, простота и доходчивость. Название книги - «Технология обогащения углей», её объем не  должен превышать  22,5  условных  печатных листа, - это 360 страниц, срок выполнения работы - три года.  Тут-то Ася поняла,  что я одержим идеей новой книги, и удержать меня от её создания  невозможно.  В учебнике  я был намерен  изложить: основы теории и практики обогащения углей; основы построения технологических схем; устройство и принцип действия  оборудования;  параметры и технологические режимы работы оборудования,  правила его выбора и расчета;  основы  эксплуатации и безопасного обслуживания.

      Необычным для учебника был  показ производственной деятельности передового предприятия отрасли - ЦОФ «Сибирь»,  это позволило бы  приблизить содержание книги к  повседневной работе, которой будут заняты специалисты, придя на производство.   

      Начал я работу с подбора  технической  литературы. Скупил в книжных магазинах всё, что касалось обогащения углей. Вторым источником пополнения моей домашней библиотеки стали предприятия, передававшие мне книги, изданные в предыдущие годы. Возвращаясь из командировки, я вез с собой не менее 10 килограмм книг.

      Приступая к написанию очередной главы, прочитывал всю имевшуюся литературу по данной теме и формировал свой вариант изложения материала. Так было проработано четырнадцать глав. Напечатать текст рукописи на машинке  мне помог директор института «Кузбассуглеобогащение» А.Б.Шлямович, знавший о моей работе и искренне желавший мне помочь.  Рукопись сдал в редакцию досрочно.   Далее надо было получить две рецензии. Обычно одного рецензента выбирала редакция, а второго рекомендовал автор книги.  Рукопись книги поступила в Донецкий индустриальный техникум и по моему желанию - к доктору технических наук, Льву Семеновичу Зарубину. Он в то время возглавлял  лабораторию, в  которой я начинал  научную деятельность, и не раз  звал меня перейти на работу к нему, гарантируя аспирантуру и подготовку диссертации под его руководством  в течение двух лет. Но я не решался, был слишком увлечен министерской работой. Некоторые могут улыбнуться при прочтении последней строчки.  Ну что может быть интересного в чиновничьей работе, когда система такова,  что ты ничего не можешь самостоятельно сделать, ни на что повлиять?! У меня это было  не так,  мне, видимо, повезло. Я делал многое, и это доставляло мне удовлетворение.   

      Лев Семенович отнесся к рецензированию с большим вниманием.  Все  замечания заканчивались его советами, как бы надо  написать в новой редакции, расшифровать или привести  формулу... Таких рецензий я  ни разу не встречал и был ему признателен. Донецкий индустриальный техникум сделал  незначительные замечания. 

      Но на этом работа над книгой не закончилась. Шел 1986 год.  Меня вызвали в редакцию и заявили, что  издание книги задерживается, так как в ней не отражены решения XXVII съезда КПСС.  Здесь я решил поторговаться. Заявил, что согласен дополнить текст книги, учитывая перестройку,  но редакция должна мне разрешить увеличить объем текста на один условный печатный лист. Оказалось,  что этого сделать нельзя, так как нарушается утвержденный план редакции  и тогда издание откладывается на год. Мне пришлось исключить главу «Внутрифабричный транспорт», чтобы вместилась глава «Содержание и цели ускорения социально-экономического развития». Наступило время творческих мук. В книге я описал  то, что хорошо знал и понимал. В новой главе я должен был написать о том,  чего не понимал.  Через несколько  месяцев написал 13 страниц машинописного текста,  которые  можно было читать, и даже с определенным интересом.

      В середине 1987 года книга вышла в  свет тиражом 4440 экземпляров. Она стала моей визитной карточкой по всей стране. Книгу использовали все техникумы отрасли,  где готовили углеобогатителей. Ею заинтересовались в институтах. Не скрою, было приятно  получать лестные отзывы.   Мне выплатили гонорар в 2700 рублей, это привело меня к мысли, что пора покупать автомобиль. На заметку взял запорожец, стоимость которого составляла 3900 рублей. К тому времени сын  Илюша женился. У  родителей Иры  был садовый участок в Подмосковье. На лето, по выходным дням, все выезжали туда на отдых. Машина была нужна  для этих целей.

      И опять у меня  новое увлечение ; учеба в автошколе при АЗЛК.  Поступаю туда вместе с сыном. Особый интерес у меня вызвало изучение правил дорожного движения по 40 картам,  где  каждая карта разбита на 10 квадратов, а в каждом квадрате - ситуация дорожного движения,  с пятью вариантами ответа, из которых следует выбрать один, соответствующий правилам. Экзамен по картам элементарно прост и на сто процентов объективен. Метод обучения по картам мне  понравился. Запомнить механически правильные ответы на 400 вопросов невозможно, если не поймешь, почему должно быть именно  так.

      Это привело меня к мысли  составить подобные карточки, уместив в них весь курс обучения по специальности «обогащение углей», по аналогии с картами правил дорожного движения. Обучаемому дается карточка, а он на отдельном листочке бумаги должен написать фамилию, номер карты, номер квадрата и номер правильного ответа.  Преподаватель за пять минут может проверить знания любой по численности группы.

      Заполучив идею, я уже не мог остановиться. Приступил к составлению карт. Их надо было красиво оформить. Использовал   фотографии  обогатительного оборудования из журнала Машиноэкспорта СССР. Фото я вырезал и наклеивал в квадраты карт, сделанные из ватманской бумаги, а схемы чертил тушью. Сложность возникла с печатью вопросов и ответов. Ни одна машинистка не взялась бы за эту работу. Нужно было красиво расположить текст, и это мог сделать только я. Пришлось купить электрическую печатную машинку и освоить профессию машинистки.      

      Выполнив задуманное, я размножил карты и стал их предлагать  учебно-курсовым пунктам за определенную плату. Дело в том, что это уже был период перестройки и активного кооперативного движения. Лозунги типа: «ускорение, человеческий фактор, инициатива, экономическая стратегия, перестройка хозяйственного механизма, совершенствование экономических отношений...» - были у всех на устах, витали в воздухе. Как и многие в нашей стране, декларируемые лозунги я принял за истину. И решил, что за свой труд могу получить соответствующую оплату. Но реальность быстро опустила меня на землю. Мои разработки никто не хотел брать. Предлагаемые карты  многим нравились, но иметь дело с  автором-частником  боялись, тем более что это касалось выплаты денег из государственной казны. Карты остались  невостребованными. Бизнес не состоялся, жалко было затраченного труда.

      Вскоре я получил  новое предложение от управления кадров  и учебных заведений Минуглепрома: подготовить к переизданию действующий сборник задач по обогащению углей. Обдумывая это предложение, я пришел к выводу, что задачник должен быть детальным образом переделан. Его название должно быть: «Сборник задач и упражнений по обогащению углей». Вырисовывались три раздела книги, которые должны содержать:
   1. Задачи по всему курсу «Обогащение углей» с примерами решения наиболее сложных. К каждой главе необходимо дать  основные расчетные формулы; ввести новые методы решения задач.
   2. Применение программируемых микрокалькуляторов  для решения задач,  как средства эффективной интенсификации процесса обучения и решения задач любой сложности. Устройство ПМК, порядок пользования и техника программирования.   
   3. Применение контрольных карточек для  решения упражнений по теории и практике обогащения углей, обеспечивающих самопроверку  усвоения  материала, а также быструю, объективную оценку  знаний обучаемых.

      Вот я и нашел применение своим картам. План задачника был одобрен. Договором предусматривалось: сдача  текста издательству в 1991 году, объем - 15 условных печатных листов.

      Приступаю к работе. Что касается  третьего раздела, то он у меня уже был готов. Первый раздел не представляет для меня большого труда, так как под рукой - необходимый материал, часть задач я беру из старого задачника.

      Сложности возникают по второму разделу. Я не знаком с программируемыми микрокалькуляторами. При составлении программы книги включил этот раздел, надеясь на помощь Илюшиного приятеля, закончившего Институт связи,  хорошо знавшего  электронику и методы программирования.  Но к моменту, когда я обратился к приятелю за помощью, он весь ушел в коммерцию, создал свою конструкцию определителя телефонного номера, и на меня у него не хватало времени. Я был растерян; стал искать выход из создавшегося положения. Позвонил в институт  «НИИуглеобогащение» к своему знакомому,  и оказалось, что одна из разрабатываемых им проблем решена на ПМК  математиком, работающим в институте по совместительству. Еду в институт на встречу с  математиком. Его пояснения  усваиваю  с трудом. Тогда он мне говорит: «Давайте ваши задачи, я все действия распишу  подробно и передам вам». Я согласился. Через несколько дней звоню в институт, а мне отвечают, что математик  уволился и ничего из  бумаг не передал. Тогда я понял, что следует придерживаться своего, проверенного принципа - всё делать только   своими руками.   

      Для начала купил программируемый микрокалькулятор Киевского завода. Этот карманный компьютер был популярен  и спрос на него значительно превышал предложение. Тщательно изучил устройство и порядок работы по прилагаемой инструкции. Но этого было мало.  Не хватало опыта  разработки алгоритмов (порядка выполнения математических действий) и программ. И тогда я стал скупать всю имевшуюся в магазинах литературу, связанную с использованием ПМК. Оказалось, что её достаточно много. 

      Около полугода ушло на тщательную проработку  имевшейся литературы, пока я не почувствовал, что мне под силу начать писать  соответствующий  раздел моего задачника. В него вошло  подробное описание 14-ти задач, связанных с углеобогащением. Это давало возможность студентам и инженерно-техническим работникам понять принцип работы с программируемыми микрокалькуляторами, его большие возможности, и приобщиться к самостоятельной  работе на ПМК.

      Машинописный текст задачника был сдан в редакцию «Недра».
     Шел 1991 год, в стране полная неразбериха, ликвидирован Минуглепром, началось построение новых управленческих структур.   Меня вызвали в издательство «Недра» и заявили, что издание  моей книги возможно только при  оплате редакции дополнительно двадцати тысяч рублей. Понятно, что у меня таких денег не было. Посоветовали найти спонсора. В то время начала дикого разграбления государства найти такого было очень сложно. Я обратился за помощью к моему заказчику,  в управление кадров и учебных заведений, а те направили меня в техническое управление министерства.

      Мой разговор с начальником технического управления Валерием Евгеньевичем Зайденваргом, недавно назначенным на эту должность,  завершился  категорическим отказом: «Нет денег, всё распределено,  то, что редакции было положено, мы оплатили, инфляция всё поглотила, так что это не наша вина». Получив отказ, я не спешил уходить, надеясь на то, что он не успел еще обюрократиться окончательно и возможно сочувственно отнесется к моей просьбе. Начал рассказывать, сколько вложено труда, ведь составление  задачника - очень серьезная работа. Обидно и неправильно выбросить в корзину готовую работу. И Зайденварг согласился оплатить издание задачника. 

      Сборник задач и упражнений по обогащению углей вышел из печати в начале 1992 года, тиражом  1030 экземпляров, и до сих пор является единственным учебным пособием  в России  такого рода.  За разработку задачника я получил гонорар в сумме 600 рублей, что в то время было равнозначно копейкам.

      Таким образом, разработка задачника дала мне моральное удовлетворение и приобретение знаний в области  использования программируемых микрокалькуляторов как средства для расчетов. И этим я воспользовался в сложившихся новых условиях экономических отношений. Началось со случая.

      Однажды, будучи в командировке в Черемховском бассейне, я зашёл в кабинет главного инженера фабрики.  Он сидел за столом, а перед ним лежал программируемый  микрокалькулятор. Я обратил на это внимания и спросил:
      - Что это у тебя за прибор на столе? -  Отвечает:
      - Был в Москве и купил интересную штуку. Пытаюсь разобраться, но не хватает времени. Все как-то мудрено.   
      - Хочешь, я тебе помогу?   
      - Конечно, хочу, ; ответил он. 

      Я достал из портфеля свой программируемый  микрокалькулятор и несколько листков бумаги,  где было  решение задач, предназначавшихся для задачника. Быстро набрал программу с исходными данными и нажал кнопку «пуск». Через несколько секунд на табло высветилась цифра ответа. После показа решения трех задач главный инженер вызвал в кабинет начальника планового отдела.  Пришлось ещё раз показать микрокомпьютер в действии.  Понравилось. 
      - Эти программы хоть сегодня можно использовать в нашей работе, - заметила плановик  и продолжила:   
      - Где можно заказать разработку решения нужных нам задач?   

      Я пояснил, что пока никто не проработал этот вопрос. И тогда главный инженер поставил предо мной эту задачу. Я ответил согласием.               
      - Сколько это могло бы стоить?  - спросил он.
     Я ответил, что не знаю. Тогда главный инженер оценил её сам:
      - Если заказать в институте, то возьмут 20, а то и 25  тысяч рублей, да еще растянут на целый год.         

      Я ответил, что могу это выполнить за один месяц, и согласен получить 5 тысяч рублей.  Через час мне передали заказ на 12 задач. Спустя месяц я вручил руководству фабрики выполненную работу. Но денег за неё не взял, так как посчитал, что оплата через кооператив,  как мне предложили, - не совсем законный путь, хотя я  в этом  ошибался.

      Положение в стране так быстро менялось, что люди не успевали понять, что законно, а что нет. Появилась проблема получения денег. Знающие люди  подсказали, что подобную работу  можно провести через научно-техническое  горное  общество,  создав при нем творческий коллектив.

      Я позвонил в центральный совет московского НТГО. Мне пояснили, что есть положение о творческих коллективах, их создание поощряется, и при желании я могу к ним подъехать для оформления договора. За предоставление расчетного счета НТГО с меня будут вычитать 40 процентов получаемой прибыли. Но так сложилось,  что я не мог отлучиться. Вспомнил, что при министерстве есть отделение НТО, куда мы ежегодно выплачиваем взносы. Для этого не надо было никуда ехать. Там меня встретили доброжелательно и предложили  воспользоваться их услугами на более выгодных условиях, за 30 процентов отчислений. При НТО уже работало два творческих коллектива. Мы оформили  необходимые документы, в том числе и создание творческого коллектива, в  который вошли  я, Ася и наша невестка Ира - семейный подряд.  Я сообщил в Черемхово, куда и на чей счёт следует выслать  причитающиеся мне деньги.

      Ход событий привел меня к мысли, что в новых условиях хозяйствования я могу заработать немало денег, предъявив рынку свои наработки как товар. Но прежде чем выйти с «товаром» на рынок, ему следует придать надлежащий вид и продумать форму продаж.   В первую очередь, надо решить как можно больше задач;  во- вторых, продавать программное обеспечение решения задач без компьютера нет смысла. Начал  разрабатывать новые программы. Параллельно с этим, на первые деньги, полученные из Черемхова, купил двадцать единиц программируемых   микрокалькуляторов наиболее совершенной модели  - «МК-52».

      Когда было наработано программное обеспечение решения  восьмидесяти задач, связанных с инженерной, технологической, хозяйственной и планово-экономической деятельностью обогатительных фабрик,  было написано письмо во все  угольные  регионы от имени НТО. В нем указывалось, что творческим коллективом разработан пакет программного обеспечения решения задач, и его стоимость. В приложении сообщалось их содержание. К комплекту программ прилагался компьютер «МК-52». Желающим приобрести указанную продукцию рекомендовалось обратиться туда-то, и оплатить покупку по указанному расчетному счету. Комплекту программ  дали название «Обогащение - 90».  Желающих оказалось немало, последовали звонки  и перечисление денег.

      Но  неожиданно появились осложнения.  Дело в том,  что  по условию договора,  НТО должно было 70 процентов получаемых денег перечислять на сберегательные книжки членам творческого коллектива.  Но бухгалтер  НТО, которой, в связи с появлением нашего коллектива,  зарплата была увеличена в два раза,  посчитала  свою зарплату недостаточной и не выполняла своих обязанностей.  Все мои предложения по увеличению её заработка  отвергала в надежде получить ещё больше. Пришлось её заменить. Эту обязанность передали сотруднице финансового управления министерства. Та решила проконсультироваться у заместителя главного бухгалтера министерства о правильности налогообложения.

      Этот момент стал роковым в моем бизнесе!  О нас узнал главный бухгалтер Минуглепрома и узрел в наличии творческого коллектива нарушение финансовой дисциплины, а если сказать проще, - хищение государственных средств. Он позвонил  начальнику нашего управления Александру Ивановичу Сипотенко и сообщил, что в его управлении действует жулик. Я был вызван для разговора. Сипотенко не имел ни малейшего представления о существовании такой техники, как программируемые микрокалькуляторы, и об их предназначении.  Он ничего не понял и из моих пояснений. Тогда я ему предложил подождать следующего дня, с тем, чтобы я  принес на работу «МК-52» и мои разработки, а также соответствующую документацию, чтобы он мог разобраться в существе дела. Но, увы! Трусость - плохой советчик в делах. А именно это качество в тот момент превалировало над здравым смыслом, и он совершил большую глупость, которая закончилась для него потерей авторитета в глазах руководства Минуглепрома и многих коллег. 

      Вечером Сипотенко  дал команду, чтобы к 7 часам утра  нарочным ему  привезли из Украины письмо  НТО - мою рекламу. К началу рабочего дня им была написана докладная записка на имя  первого заместителя министра (он был также председателем Московского совета НТГО) о моих незаконных действиях. На докладной появилась резолюция: «Создать комиссию для проверки».

      В начале  рабочего дня Сипотенко меня не принял - был занят докладной запиской. Тогда я пошёл к главному бухгалтеру. Просидел у него более получаса, выслушав его  рассказы о воровстве,  падении дисциплины, нравственности и многое другое. В моей работе он ничего не понял. Показываю ему несколько справочников с задачами, решаемыми с помощью микрокалькуляторов в разных отраслях промышленности. Угольщики в этом вопросе отстают. Берет в руки один из справочников, не открывая его, смотрит на обороте его цену  1руб. 80 коп. и говорит: «Вот сколько стоит твоя работа». Немного подумав, добавляет: «Ты может и прав, новая техника нужна, так и внедряй её через свои книги, а причем здесь  коммерция? Зарплату ведь получаешь?». Далее он со мной разговаривать не хочет, пусть разбирается руководство по докладной записке Сипотенко.

      Иду к Сипотенко, спрашиваю:
      - Дайте  мне прочитать докладную. - Отвечает:
      - Она у Гаркавенко. - Это заместитель министра по экономике.
      - Как вы могли написать на меня донос, со мной не переговорив?  Вы понимаете, что так порядочные люди не делают?  -  Отвечает:
      - Что поделаешь, зато я застраховался от возможных укоров, что у меня под носом творятся такие дела.   
      - Какие такие дела? Вы совершено не разобрались в существе вопроса.  Почему не переговорили со мной?

      Сипотенко начинает понимать,  что сделал  что-то не то.  И сам предлагает мне пойти к Гаркавенко,  побеседовать и забрать у него докладную. Иду к заместителю министра, но его нет, он улетает в Кузбасс. Какое совпадение, этим же рейсом туда лечу и я. В Кузбассе  пытаюсь обсудить с ним  этот вопрос, но он уходит от  разговора,  не хочет ввязываться в эту склоку, им уже подписано распоряжение о создании комиссии. 

      В моё отсутствие наш договор и правомерность действий защитил председатель НТО - специалист отдела вычислительной техники министерства, написав обстоятельную, хорошо аргументированную объяснительную записку и передав её в созданную комиссию. В состав комиссии вошли люди, занимавшиеся вычислительной техникой.

      После командировки я имел  беседу с членами комиссии, которые единодушно поддержали меня и даже посоветовали подать в суд на Сипотенко  за подрыв законного бизнеса.  Разумеется, я этого не сделал. После доклада о результатах работы комиссии  первому заместителю министра  тот сказал:  «Сипотенко, видимо, делать нечего, если он затеял такую склоку со своим сотрудником». На том и закончились все страсти. А для меня это кончилось полным провалом моего предпринимательства, так как руководство предприятий, не зная детали недоразумения, предпочли держаться подальше от всей этой истории.

      Я прекратил здороваться с начальником управления на полгода, наши отношения стали предельно официальными. Вскоре министерство расформировали, и я стал работать в другой структуре - «Уголь России», под руководством  Анатолия Ефимовича  Молчанова, с которым у меня сложились очень хорошие отношения.  Они сохраняются до сих пор, хотя вместе мы уже  давно не работаем.

      Денег, которые я заработал на своём бизнесе, могло бы хватить для покупки трех автомобилей марки «Жигули». Но после денежных обвалов 1991-1992 годов они превратились в несколько рублей. Остались лишь приятные  воспоминания о успешной творческой работе,  да масса  пережитых неприятностей.

      В начале  80-х годов мне довелось участвовать в создании учебного фильма. Управление  кадров и учебных заведений министерства обратилось ко мне с просьбой написать предложение по созданию  учебного фильма «Обогащение углей». Я написал, предусмотрев в нем три раздела:  обогащение методом отсадки и в тяжелых суспензиях;  флотационным методом; и сушка углей.  Мой план не был принят:  сушка угля не входила в тарифно-квалификационный справочник как основная профессия. Я же настаивал на показе  сушки угля, желая предупредить о большой опасности возникновения пожара и взрыва угольной пыли. Управлению не удалось отстоять свою позицию, и работа над  фильмом прекратилась. Но вскоре работа возобновилась.  Мне сообщили, что я назначен консультантом фильма, съемки которого поручены Киевской студии документальных фильмов. Продолжительность показа  20 минут. Мне предстояло написать программу действий, указать основные моменты и объекты съёмок, указать техническую литературу для  сценария.  Объектами съёмок я указал Суходольскую ЦОФ в Краснодоне и институт «УкрНИИуглеобогащение» в Луганске, где было много плакатов, стендовых установок, макетов оборудования и отдельных технологических блоков.

      Через некоторое время, в  пятницу вечером, ко мне домой позвонил мужчина и представился: «Лившиц Александр Евсеевич, сценарист Киевской студии документальных фильмов. Приехал в Москву, чтобы получить добро на написанный мною сценарий. Но это  завтра, а сейчас я приглашаю встретиться в доме кино, и посмотреть новый фильм. Если не успеете к началу ; это не беда, посидим в ресторане, познакомимся». 

      Я не был подготовлен к такому предложению и отказался. Тогда он мне назначил свидание на следующий день  в гостинице «Москва». Александр Евсеевич встретил меня на улице при входе в гостиницу. Человек за 60 лет, подвижный, бойкий, не отличается особой скромностью. Участник войны, что видно по значительному количеству орденских колодок на пиджаке. Номер он занимает небольшой, но уютный, со старинной массивной мебелью. Поясняет: «Я инвалид войны,  имею право проживать в любой гостинице Москвы.  Предпочитаю останавливаться здесь».

      Усаживает  меня к столу и предлагает прочитать сценарий, а он  пока будет готовить кофе. Читаю, сценарий мне не нравится. Набор фрагментов из рекомендованной литературы, стремление привести как можно больше цифр, нет последовательности в изложении материала. Осторожно,  чтобы не обидеть, говорю, что сценарий мне не нравится. Лившиц  спокойно отвечает: «А что вы хотите? Я же не обогатитель. Предыдущий сценарий был о сельском хозяйстве. На то и даётся консультант, чтобы меня поправить. Так принято».

      Дает мне бумагу, ручку и просит поработать. Во времени не ограничивает. Чем больше  вникаю в текст, тем больше вижу, как он плох. Выправить на ходу  не могу. Прошу Лившица отпустить меня домой,  под рукой нет нужной литературы.  Договариваемся, что за субботу и воскресенье я подготовлю свой вариант сценария. В понедельник он подъедет ко мне  за рукописью. 

      Через некоторое время меня вызывают в Киев для подписания исправленного сценария. Мне сценарий опять  не  нравится. Чувствуется, как студия пытается всё упростить, ссылаясь на определенные трудности в съемках.  Я же отстаиваю свою позицию.

      Далее в действие вступают кинооператоры. Два человека едут  в Краснодон, на Суходольскую ЦОФ. Там их хорошо встречают, создают благоприятные условия для съемок и угощают обедом с обильной выпивкой. На следующий день в полупьяном состоянии операторы появляются в  Луганске  в кабинет заместителя директора института Коткина, который не пожелал беседовать с выпившими людьми. Ужинали операторы в  ресторане гостиницы опять-таки с водкой.  Поднимаясь по лестнице  в свой номер,  один из них упал и сломал ногу. Съемки в институте не состоялись.

      Сорвав сроки съемки первой части фильма, злополучный оператор приезжает в Москву, о чем-то договориться со мной. Но я непреклонен:  снимать только так, как написано в сценарии. Идет жаловаться  заказчику, в комитет по профессионально-техническому образованию. Туда нас вызывают обоих. Начальник отдела выслушивает обе стороны и заявляет: «Мы должны быть благодарны нашему консультанту за его честное и принципиальное отношение к своим обязанностям. Мы поддерживаем требования Гройсмана и просим  студию ускорить выполнение нашего договора».   

      После этого разговора в Москву приехал новый оператор, приятный, спокойный человек, художник мультипликатор, с которым мы поработали несколько дней. Мультипликация становится основным выражением сюжета. От этого фильм  выигрывает. Через месяц я получил приглашение вновь посетить Киев. Мне показали некоторые фрагменты фильма. Однако дальнейшая работа с оператором прервалась. Он заявил, что получил  телеграмму о смерти родственника и вынужден  уехать. Пришлось забрать вторую часть сценария в гостиницу и откорректировать дикторский текст.  Два дня до отъезда домой я посвятил знакомству с Киевом.

      Вскоре  фильм был представлен  приемочной комиссии. Фильм  удался.  Особую роль в этом сыграла мультипликация и хороший дикторский текст, озвученный известным диктором киевского радио,  Хмарой. Председатель комиссии  задал мне вопрос: «Можно  ли фильм представить на предстоящем в Будапеште  заседании стран СЭВ?».  Я  ответил:  «Да».
       PS
     В 2005 году при встрече с деканом факультета углеобогащения Московского горного университета, мне было предложена должность профессора. За пол года я должен был переиздать учебник: "Технология обогащения углей". Я отказался, так как, находясь на пенсии,   утратил связь с производством, где появились новые зарубежные технологии. А зря.


Рецензии