Гобелен 8

Было уже поздно, когда я вернулся в замок. Мне никто не встретился,  и я незаметно проскользнул в свою комнату. Переодевшись, я спустился в гостиную, где графиня и её компаньонка коротали вечер у жарко натопленного камина. Марианна сидела спиной ко входу, и даже не повернула головы, когда я вошёл в комнату. Я заметил, что она смотрит на пламя в камине отрешённым, пустым взглядом, а лицо её бледно и безжизненно.
- Где вы были, Стефан? – обратилась ко мне госпожа Плишек.
- Бродил по окрестностям замка, - неопределённо ответил я, с трудом отрывая взор от лица той, чьё самочувствие и душевное спокойствие заботили меня более всего. – А где князь?
-Не знаю. За ним прибежали из деревни, и он ушёл туда. С тех пор мы его не видели, - отозвалась господа Вильгельмина.
- А с вами всё в порядке? – спросил я, глазами указывая на графиню. Госпожа Плишек нахмурилась и негромко, так, чтобы мог услышать только я, произнесла:
- Графиня весь день жаловалась на недомогание.
- Не стоит шептаться, я всё прекрасно слышу, - повернувшись к нам, графиня окинула нас враждебным взглядом, – я вполне здорова, а ваши выдумки совершенно не интересуют господина Беркеши.
Губы госпожи Плишек дрогнули от обиды, но она сдержалась и, протянув руку, коснулась руки графини. Та вдруг резко откинула протянутую к ней руку, поднялась и с негодованием воскликнула:
- Мне надоела ваша опека! И вы, и господин Беркеши можете уехать хоть завтра! Я более не нуждаюсь ни в вашем обществе, ни в ваших советах!
Последние слова она почти кричала, и я увидел, что глаза её наполняются слезами. Повернувшись, Марианна выбежала из гостиной, и я услышал, как она поднимается вверх по лестнице. Затем, спустя несколько мгновений, послышался стук захлопнувшейся двери. Я обернулся и взгляну на госпожу Плишек. Вид у неё был испуганный.
- Госпожа Вильгельмина, что произошло сегодня днём? - Я подошёл к старушке. Она подняла на меня растерянный взгляд. – Почему графиня так сердита на вас?
- Днём мы не дождались к обеду ни князя, ни вас, _ дрожащим голосом начала она. – Графиню это обеспокоило, и она принялась бродить по замку. Добравшись до библиотеки, она нашла какую-то книгу и принялась читать её. Меня же она отослала отдохнуть, но мне не хотелось сидеть в комнате, и я была рядом с библиотекой, в маленькой комнатке. Признаюсь, я вздремнула и проснулась от чьих-то шагов. Это появился князь.  Графиня, услышав его шаги, окликнула князя, он вошёл в библиотеку, и они провели там около часа. Я слышала из-за запертой двери их голоса. О чём они говорили, мне неизвестно, но после этого разговора Марианна стала какой-то взвинченной. Князь же отправился в деревню, странно обеспокоенный. Графиня заперлась в своей комнате и вышла лишь к ужину. На все мои вопросы я получала лишь неопределённые, всё более раздражённые ответы. И вот теперь…
Госпожа Вильгельмина достала откуда-то платок и прижала к глазам.
- Я так боюсь, Стефан! Я чувствую, что скоро случится что-то ужасное. Бедная Марианна!
- Я думаю, ей сейчас нужны не наши слёзы, а наша поддержка и помощь, - отозвался я. Более всего в рассказе госпожи Плишек меня заинтересовал разговор князя с графиней. О чём могли они говорить? Библиотека! Не прочла ли графиня ту родословную князя, что попала в мои руки? И не задалась ли теми же вопросами? Я собрался уже было ещё расспросить госпожу Вильгельмину, как услышал голос князя в холле. Тут же дверь гостиной открылась, и появился Ёзеф. Вид у старика был ужасный, его трясло, глаза выкатывались из орбит.
- Князь просит вас пройти в кабинет, господин поверенный, - обратился он ко мне, и тут же юркнул обратно.
Я поспешил пройти в кабинет князя. Тот сидел за письменным столом, взъерошенный, недовольный.
- Вы хотели меня видеть? – негромко спросил я.
Князь окинул хмурым взглядом, жестом предложил мне занять место в кресле напротив. Я сел и приготовился слушать.
- Не буду скрывать, вы мне не нравитесь, господин Беркеши, и я с удовольствием избежал бы этого разговора, но, к сожалению, вынужден просить вас о помощи, - впервые князь столь открыто показал свою неприязнь ко мне. Я молчал, и он продолжил: - боюсь, что нам с Ёзефом не справиться без вашего содействия.
- Не справиться с чем?
- Графине грозит серьёзная опасность, и я пытаюсь защитить её.
- Защитить? От чего?
- От того, что может причинить ей непоправимый вред, - он нервно потёр руки и захрустел пальцами. Я слегка поморщился.
- Не могли бы вы выразиться яснее? – с нажимом спросил я.
- Подробности не существенны, - он ответил довольно резко. – Поверьте, опасность достаточно велика. И я прошу вас помочь мне защитить Марианну от неё. Я знаю, что вы испытываете к ней… - тут он замялся, - некие романтические чувства.
- С чего вы взяли? - Я почувствовал, как гнев закипает во мне.
- Вы не слишком умело их скрывали, и для меня не остались тайной ни ваши тайные устремления, ни полное равнодушие к ним графини.
 Чувство стыда опалило мои щёки жаром. Моя любовь, самые сокровенные мои чувства были раскрыты этим человеком, и лишь позабавили его, стали для него предметом насмешки! Моё состояние, видимо, не укрылось от князя, и он поспешил сгладить впечатление, произведённое его словами.
- Я глубоко ценю, господин Беркеши, и вашу преданность моей будущей супруге, и ваше самообладание, и только поэтому прошу вас помочь мне.
- Чего именно вы ждёте от меня? – я постарался сдержаться. Слишком легко он выводил меня из терпения сегодняшним вечером.
- Я слышал, это вы принесли Ванду в деревню, - впервые железное самообладание князя на миг покинуло его, и я увидел в глазах своего собеседника тень ужаса. – Девушка погибла от когтей ужасного существа. Оно не остановится на этой жертве, будут и другие. Жители деревни беззащитны перед ним, они в страшной опасности, но главное, и все в замке тоже. В том числе, и графиня Марианна.
- Что же это за ужасное существо?  Откуда оно взялось?
- Этого я не смогу вам сказать. Главное – оно опасно. Опасно для всех, кто попадётся ему  на пути. Я уже распорядился в деревне. Все мужчины будут по ночам охранять женщин и детей. Но они сами напуганы и неорганизованны. Я прошу вас отправится в деревню, и возглавить их. Я же с Ёзефом смогу охранить замок. Мы поместим графиню и госпожу Плишек в часовню. Туда чудовищу доступа нет.
- Вот как, - я помолчал, обдумывая услышанное. - Что ж, вы говорите слишком мало, а просите чрезвычайно много.
- Ваш ответ?
- Да. Я пойду в деревню. И пробуду там столько, сколько необходимо. Но вы должны пообещать мне, что с Ма… с графиней ничего не случится.
- Обещаю, - князь со значением кивнул мне головой.
После мы покинули замок и  отправились через лес в деревню. Когда мы добрались до неё, была уже глубокая ночь, но кольцо факелов вокруг нескольких центральных домов показывало, где находятся все жители деревни. Хмурые мужчины вышли навстречу князю. Священник был среди них и бросил на нас укоризненный взгляд.
- Я привёл вам подмогу, - сказал князь Велкан. – Господин Беркеши будет с вами. Слушайтесь его во всём. Отец Матиуш пойдёт со мной в замок. Он нужен мне там, - священник ответил лишь коротким кивком. - И помните, как только чудовище появится – убейте его! Вы слышите? УБЕЙТЕ ЕГО!!!

Князь и священник ушли, я же остался среди селян. Они разошлись в разные стороны, с недоверием поглядывая на меня. Остался лишь Ян. Он стоял рядом со мной, сжимая в руке топор.
- Ян, чего вы все боитесь? – спросил я его. Мужчина засопел, потёр широкой загрубелой ладонью лоб и глухо промолвил:
- Я и сам толком не знаю. Да и никто из наших не знает, - он мотнул головой в сторону укрывшихся в темноте мужчин. – Отец Матиуш мог бы объяснить, да князь увёл его.
- Он говорил вам что-нибудь?
- Отец Матиуш? Нет, молчал. Только молился сам, да нас заставлял молиться. Князь сказал, что Ванду убил обезумевший зверь, оборотень, и велел защищаться самим.
Всё увиденное и услышанное очень не понравилось мне. Князь удалил меня из замка, отправив к людям, которые почти не знают меня,  и у которых нет причин, чтобы доверять мне. Сам же увёл единственного человека – священника, который мог бы дать хоть какие-то разъяснения. Следовательно, князь не хотел, чтобы я и жители деревни знали, какая именно опасность грозит всем. В памяти моей всплыли слова священника, сказанные князем у смертного одра несчастной Ванды, и я понял, что князь сделал всё, чтобы скрыть свое деяние, повлекшее столь серьёзные неприятности. Так что же такое сделал князь Мориц, что грозит жителям деревни и всем, живущим в замке?
- А раньше уже случалось подобное? – спросил я Яна.
- Нет. Мы всегда жили мирно. Правда, иногда у нас умирали странной смертью… - тут Ян замолчал, и я увидел, что он смущён тем, что невольно проговорился.
- Так, Ян, довольно недомолвок. Я должен знать всё, иначе мы все можем пострадать.
Мужчина некоторое время пристально смотрел на меня, затем кивнул.
- Что ж, вы правы, господин поверенный. Но здесь не место для такого разговора. Пойдёмте в дом.
Я последовал за ним к высокому дому под остроконечной крышей. Войдя, я едва не задохнулся от спертого воздуха и едва не оглох от шума. В каждой горнице были женщины и дети. Они устраивались прямо на полу, на расстеленных тюфяках. Едва мы вошли, они все уставились на нас, и в каждом взгляде был испуг. Ян провёл меня в самую дальнюю комнатку, отделённую от остальных узким коридорчиком. Там, в небольшом помещении с маленьким окошком я застал трёх мужчин, сидевших за столом, на котором ещё лежали остатки ужина, состоявшего из хлеба, сыра и кувшина с пивом. Один из мужчин, грузный, с седыми усами и лысо головой, кивнул нам, приглашая к столу. Мы сели.
- Вот, это господин Беркеши, поверенный невесты князя, - представил меня Ян. По взглядам, которыми обменялись мужчины, я понял, что им отлично известно, кто я такой. – А это, - продолжил Ян, поочерёдно указывая на сидящих за столом мужчин, -староста Вацлав и его братья,  Франек и Гонта.
Я ещё раз обвёл взглядом всех сидящих за столом мужчин и решительно начал:
- Я здесь для того, чтобы помочь вам и своей клиентке, графине Линце. Здесь происходит что-то странное и страшное, и я хочу понять – что.
Староста нахмурил брови и, сердито глянув на Яна, проговорил:
- Да мы и сами толком не знаем.
- Не верю! – с жаром воскликнул я. – Вам должно быть известно, почему погибла Ванда, и что угрожает селению. Ян говорил мне, что это не первая загадочная смерть в ваших местах.
- Ян слишком много болтает, - хрипло проговорил самый грузный из братьев, Гонта.
- Я болтаю? – взвился Ян. – А не твоя ли дочь, Маришка, едва спаслась в лесу полгода назад?
- От кого она едва спаслась? – я тут же ухватился за слова мужчины.
Вацлав крякнул, потёр рукой лоб, затем, не глядя никому в глаза, произнёс:
- Что ж, пожалуй, стоит рассказать, что мы знаем. Может, этот господин, - кивок в мою сторону, - и поможет нам.
- Смотри, Вацек, - предостерегающе начал Франек, - князь может рассердиться.
- Что мне князь, - зло выпалил староста. – Он-то всегда может уехать отсюда, а я должен думать о селянах и своей семье.
- Что ж, рассказывай, но я тебя предупредил, - недовольно отозвался Франек и откинулся к стене.
Староста немного помолчал, и потом заговорил.
- Началось это давно, ещё когда был жив дед князя, Эдвин. Я-то тогда был совсем мальчонкой, но отец наш покойный часто потом рассказывал нам с братьями эту историю. Дед князя Велкана женился против родительской воли и за это его прогнали из дому. Не знаю, что случилось потом, но спустя какое-то время он вернулся в родной замок и примирился с родителями. Женился по их выбору, но Бог не дал им с женой детишек. Когда же родители князя Эдвина умерли, он откуда-то привёз двух подростков-близнецов, и сказал, что это дети его от той, первой жены. Я хорошо помню тот день, когда они впервые появились в деревне, княжич Тадеуш и княжна Анна. Таких людей мне ни до, ни после не приводилось видеть. Оба высокие, темноволосые, они смотрели лишь друг на друга. Казалось, что это один человек, так они были похожи и телом и душою. Они редко появлялись в деревне, а вскоре княжич умер. Князь Эдвин же, чтобы дочь его немного отвлеклась от смерти брата, отправился с ней в путешествие. Мы не знали тогда, что незадолго до смерти Тадеуша княжна Анна родила ребёнка. Когда князь Эдвин уехал с дочерью из замка, его жена, княгиня Мария, осталась с младенцем, и ей наняли кормилицу из деревни, некую Айну. Та и рассказала, что в замке есть младенец, и что родила его дочка князя, неведомо от кого.
Князь Эдвин отсутствовал около года, затем он вернулся с дочерью домой. Она стала ещё красивее, но всё время была очень печальна. Я часто видел, как она ходила на могилу брата в небольшую рощу – там его похоронили, почему-то нарушив старинный обычай князей Мориц хоронить умерших в деревенской часовне.
-Но я видел могилу Тадеуша Морица в склепе у леса! – перебил я старосту.
- Верно, сейчас могила там. Его перезахоронили вместе с сестрой после её смерти, - ответил Вацлав.
- Почему же?
- Я к этому и веду, господин поверенный, - староста отхлебнул пива из высокой кружки и утёр рукавом рот. – Прошло лет десять после смерти княжеского сына, как вдруг случилось страшное… - мужчина помолчал немного, словно вспоминая события двадцатилетней давности.  – В один из дней, как сейчас помню, это было в октябре, пропала из деревни маленькая девочка, дочь тогдашнего старосты. Её искали повсюду, и нашли лишь через три дня, мёртвой. Я сам участвовал в поисках. Нашёл её старый Винко, он умер пару лет назад, но до самой смерти своей вспоминал он, как увидел маленькую Лясю в лесу. Девочка висела на верёвках, привязанных к двум деревьям, грудь её была вспорота, и сердце вынуто. После того, как девочку принесли в деревню, мать её с горя помешалась, и вскоре умерла, а отец ушёл неведомо куда, и с тех пор мы о нём ничего не слыхали.
- Кто же сотворил такое? – я почувствовал, как от рассказа старосты по телу моему пробежала дрожь.
- Никто не знает. Сколько не пытались дознаться, так и не смогли. Но с того дня начали странные вещи твориться. То птицу всю кто-то передушит, то овец, умерла и пара ребятишек. И все они, и люди, и скотина были словно выжаты досуха, словно жизнь их выпили до капли.
Староста замолчал, молчали и все остальные, и я услышал, как за стеной плачет младенец.
- Что же было дальше? – я первый не выдержал наступившей тишины.
- Как только для князя Эдвина дошли вести о том, что творится в деревне, он вызвал из Вены нового священника, отца Матиуша. До того у нас был священником старый отец Бодо, и когда случились все эти страшные вещи, он мог лишь молиться да говорить, что нас настиг гнев Божий. Отец Матиуш, в то время совсем молодой, приехал в деревню. Что уж они с князем сделали, мне неведомо, но только странные смерти у нас прекратились. Только в замке, спустя месяц, умерла княжна Анна. Вот тогда-то князь Эдвин и велел построить склеп у леса, и похоронил там обоих своих детей.
- Вы знаете, что написано на могилах? – полюбопытствовал я. Селяне с испугом глянули на меня.
- Что вы, господин поверенный. Никто из нас и близко туда не подходит, - отозвался Ян.
- Почему?
- Там нечисто. Никто из деревни не только не входил в склеп, но и в ту сторону не ходит.
Мужчины заёрзали под моим пристальным взглядом. Им, видно, было неловко признаваться в своей трусости. Я поспешил отвести взгляд и знаком дал понять Вацлаву, что жду продолжения рассказа.
- После смерти княжны Анны князь Эдвин открыто объявил маленького Велкана своим внуком и наследником. Спустя год умерла жена князя Эдвина, княгиня Мария. Она была доброй женщиной. Всегда помогала   беднякам, жертвовала храму в деревне. Её многие любили и искренне горевали, когда она умерла. Князь тоже горевал, и потому уехал на три года с молодым княжичем Велканом. Вернулся он весёлым и здоровым, но спустя два месяца внезапно умер. Поговаривали, что с ним случилось какое-то несчастье, то ли он задохнулся во сне, то ли ещё что. Толком никто ничего не знал. Впрочем, люди всегда болтают невесть что.
- Значит, после смерти деда князь Велкан остался один?
- Да, ему было пятнадцать, и в замок приехала его тётка, дальняя родственница его покойной бабки. Она рассчитывала прибрать к рукам и замок, и деньги семьи Мориц, но князь оказался неожиданно несговорчивым, и, несмотря на юный возраст, дал ясно понять непрошенной гостье, что способен сам справиться с управлением своими землями. Тётка прожила в замке чуть меньше года, и едва князю исполнилось шестнадцать, уехала.
- А что же странные смерти, они совсем прекратились? – меня больше интересовали события, которые могли бы дать мне нить к тайне тех необъяснимых событий, в которые волей случая вовлекла меня судьба.
- В деревне смертей больше не было, но были смерти в замке, - вмешался в разговор Гонта.
- Помолчи, брат, я сам всё расскажу, - перебил его староста. – Верно, со смертью старого князя в замке было ещё несколько смертей. Умерла служанка тётки, привезённая ею из Вены, а также молоденькая прачка.
- От чего они умерли?
- Никто не знает. Между смертями прошло около полугода. Девушки просто уснули, а утром не проснулись. Мы, жители деревни, были лишь на заупокойной службе, да знаем их могилы на деревенском кладбище.
Я невольно поёжился. Все эти истории о загадочных смертях произвели на меня самое гнетущее впечатление.
- Когда князю исполнилось шестнадцать, - меж тем продолжал староста, - он впервые обручился. Вскоре состоялась и свадьба, а спустя полгода его молодая жена умерла. Князь сильно горевал.
- Видимо, недостаточно сильно, - пробормотал я. – Насколько мне известно, у него было несколько жён.
Селяне смущённо переглянулись.
- Верно, - ответил Франек. Но кто мы такие, чтобы судить своего господина.
- А Ванда?
- Она была служанкой одной из княжеских жён. После смерти своей госпожи бедняжка сошла с ума, и бродила по окрестностям, неся всякий вздор, пока дикий зверь не растерзал её.
- А что она… - начал было я, но тут с улицы донёсся такой истошный вопль, что все мы вскочили и кинулись вон из дома.


Рецензии