Правда и Кривда

Жили в одной глухой деревне две сестры. Кривда, женщина, с вечно сердитым лицом и, юная красавица, Правда. Люди с уважением относились к обеим сестрам. Старшую, побаивались, за крутой и твердый нрав, а младшенькую, любили. Одна была неразговорчива и редко ходила в деревню, а другая, всей душой тянулась к людям и дружила с Истиной.  Наблюдая за сестрами, сельчане говорили.
- Удивительно, как они непохожи, - и, улыбаясь, заканчивали. - Повезло Кривде, у нее славная сестра.
А между тем, никто не знал того, как сильно Кривда ненавидела младшую сестру именно за это. У нее были красота, ум, молодость и любовь окружающих. Вот и решила Кривда от сестры избавиться.
 
- Несколько дней меня не будет, – сказала она и ушла.
Уходила Кривда, будто бы в деревню, а на самом деле, завернула в темный лес. Нашла там колдунью и пожаловалась.
- Помоги, Морея. Вот, послушай, что творит Правда.
И такое поведала, что старушка даже удивилась. А Кривда ревела.
- Ты на меня посмотри. Мы ведь с ней молоды, а кто скажет это обо мне. Я состарилась раньше времени. Это всё она. Избавь деревню от коварной соседки, а меня от дурной сестры.
Задумалась колдунья, а потом согласилась.
- Хорошо! Скоро праздник весны. В этот день принято загадывать желание. Оповести жителей - если они не хотят, чтобы Правда в деревню вернулась, пусть думают об этом.

Кривда старухе на стол подарок бросила и домой пошла. А весна была уже на пороге. Как только поднялась зеленая трава, собрались люди на берегу реки. Опустили лодку в воду и, каждый оставлял в ней подарок и загадывал  желание. Пришла и Кривда со своим свертком. Спрашивают люди.
- Кривдушка, подарок-то у тебя, какой увесистый, просьба, наверное, серьезная?! Чего же ты хочешь?
Заплакала Кривда.
- Несколько дней назад, моя сестра ушла в лес и не вернулась. Я беспокоюсь о ней. И вас прошу, люди добрые, присоединитесь к моей просьбе.
Услышали люди новость, заволновались и снова понесли в лодку подарочки. Кто цветочек принесет, кто травиночку, кто простую былиночку и все нашептывают.

- Помогите боги девушке, пусть ей сопутствует удача.
Кривда взмолилась.
- К моей, к моей просьбе присоединяйтесь.
Кто-то так и сделал, но большинство жителей, опускали в лодку свои скромные приношения и просили, молили богов не забывать девушку. Вечером подошла к лодке и колдунья. Она тоже притащила большущий подарок, и был он такой огромный, что с трудом поместился на лодку.  Это было последнее желание и после этого лодка отправилась в путь.  И никто не догадывался,  что за подарок принесла старуха. А в мешке, со связанными руками и ногами, скрытая от людей грубой холстиной, спала несчастная девушка. Очнувшись, она увидела перед глазами черную пелену и взмолилась.

- Помогите мне боги.
И случилось чудо. В одном мешке с зерном оказалась мышка. Услышала она плачь, и поспешила на помощь. Почувствовав свободу, Правда поблагодарила.
- Спасибо тебе, серенькая, ты спасла меня. Как зовут тебя?
- Не узнала меня!? - улыбнулась мышка. - А ведь это я, Истина.
Услышала Правда знакомое имя, удивилась.
- Как же так, дорогая подружка, Почему ты здесь и в таком виде?
- Всё просто. Когда твоя сестра замыслила злое дело, я поняла к кому она обратится, и пошла за ней. Старуха меня обнаружила и сильно  рассердилась. Вот так я  оказалась в этой шкурке, а когда она бросила тебя в лодку, я тоже забралась в мешок. Вдвоем нам будет легче. – Она принюхалась к мешку, который лежал рядом, и сказала весело. – Давай-ка, проверим, что есть в мешках. Путь будет долгим.

Им повезло: там были напитки, еда, одежда. Они плотно покушали, а к вечеру, когда похолодало, укрылись и заснули. А лодка, между тем, плыла, плыла и оказалась в море. С первыми лучами солнца, проснулась Правда, и, вскрикнула от огорчения. Они плыли среди бескрайних морских просторов.
- Не грусти, Правда. - Успокаивала мышка.
- Нет, Нет! – Кричала девушка. – Посмотри правде в глаза, мы так далеко от людей. Нам не на что рассчитывать. Мы пропали.
Мышка потерлась о руки девушки и упрекнула.
- Смотрю на тебя и прямо вижу, как в тебе проглядывает «горькая» Правда. Улыбнись и всё изменится. Надейся, верь!

И Правда, застыдившись своего малодушия, подумала: «Однажды, она куда-нибудь причалит. Будем ждать». Лодку и в самом деле, еще несколько дней носили могучие волны, а потом прибило к берегу. Путешествие закончилось. Подруги были на острове. Построили они себе домик и стали тихо жить.

***
А Кривда, как лодку проводила, в деревню пошла. К кому не зайдет, у всех настроение падает, вера в себя пропадает. Понаблюдала она так несколько дней, а потом вспомнила сестру и криво улыбнулась: Правда сильно соседей любила, а чем хуже она. И стала Кривда в деревню каждый день ходить. И жизнь в деревне померкла. Так прошла весна, наступило лето. Не вытерпела Кривдушка и к Морее пошла.
- Скажи мне, добрая женщина, где сейчас моя сестра, она жива?
Нахмурилась колдунья.

- Называешь меня доброй, а сама пытаешь, удалось ли наше с тобою злое дело. Люди жалели Правду, я ведь видела. Нет, Кривда. Сильна оказалась любовь людей к твоей сестренке. Она жива и живет на острове.
- Так, это же хорошо! Теперь за нее не кому заступиться. Помоги мне, Морея, отправь на остров.
- Лети, - прошептала старуха, и Кривда, обернувшись птицей, взлетела.
 Добралась она до островка, нашла там одинокий домик и стала над ним кружить.
 Заметила Правда птицу, зерна для нее насыпала, стала подзывать.
- Расскажи мне, милая птица, как долго ты летела до острова. Я домой хочу, к сестре, к людям.

- Мне жаль тебя, девушка, - ответила птичка, но я заблудилась среди этого бескрайнего моря и теперь не знаю обратной дороги.
Девушка вздохнула.
- Ничего, оставайся с нами.
Но с ее решением не согласилась Истина. Она разглядела, кто скрывается под ее личиной и предупредила.
- Не верь ей, подруженька.
Правда же, погладила птицу по голове и успокоила.
- Не бойся ее. Она добрая.

А Истина и не думала, добреть. Она не позволяла птице присесть, не разрешала опуститься на землю и, в конце концов, незваная гостья засобиралась в дорогу. Но прежде, чем улететь, она присела на руку девушке и опустила на ее ладонь несколько зернышек.
- Посади их, Правда. Плоды этого фрукта обладают удивительным вкусом. Они вам понравятся. 
И улетела. Снова они остались одни. Мышка упрекнула девушку.
- Она прилетела погубить тебя. Нельзя доверять тому, кого не знаешь.
Но Правда засмеялась и, приласкав мышку, успокоила.

- Не знаю, что тебя так взволновало. Всё же отлично.
Мышка выбралась из рук девушки и сердито выговорила.
- Вот-вот! Это меня и беспокоит. Оглянись,  ты всё видишь в розовых тонах. А «сладкую» правду в тебе, я ой, как не люблю.
Но Правда ничего не хотела слышать и, когда мышка убежала в поле, она вскопала землю и посадила семена. Не прошло и дня, как они взошли. Увидела мышка незнакомую поросль, забеспокоилась. Подбежала к стебелькам, обнюхала их, а потом, все до единого, подгрызла. Растения тут же завяли. Правда погрозила мышке пальчиком и, вдруг, увидела: ее подруга лежит на земле и тяжело дышит.

- Посмотри на меня, я только прикоснулась к стебелькам. - Грустно ответила Истина. - Понимаешь, что это значит?
Шкурка мышки и в самом деле потускнела и кое-где опала. Правда растерялась. Истина отравилась. Мышка же, немного полежала, набралась сил и побежала в лес. Она знала, там она найдет верное средство от тяжелого недуга.

***
А, Кривда вернулась в деревню, и сразу направилась к старухе.
- У меня больше нет сестры, – похвасталась она.
Колдунья покачала головой и усмехнулась.
- Нет, Кривдушка. Твоя сестра даже не заболела. Видимо, кто-то ей помогает.
Задумалась злюка.

- Я же была на острове, она одна. 
Ее лицо потемнело, голова поникла, но ненадолго. Решила она сама убедиться в этом, и отправилась в деревню. Там, Кривда с одним постояла, с другим поговорила, за третьими понаблюдала и везде, где бы она ни появлялась, у людей недоверие друг к другу просыпалось, но, стоило ей отвернуться, и люди мирились и снова шли друг другу на настречу. Недорозумение забывалось. Значит, и в самом деле, жива Правда. Задумалась Кривда.
- Старуха, а где Истина, я ее давно не видела?
Морея сердито взмахнула рукой.

- Истины не бойся, она, где-то в полях бегает в шкуре мышки.
- Мышки? – Возмутилась Кривда. – Ээх, если бы не эта мышь!
Она вспомнила, кто выгнал ее с маленького острова и опять попросила.
- Помоги мне вернуться на остров, Морея. В этот раз я прослежу, за тем, чтобы мне ничто не помешало. Я щедро заплачУ. - И положила на стол богатое приношение.
Обернулась колдунья китом, Кривду превратила в девочку, и отправилась в путь.
Долго ли, коротко ли, но однажды, прибыли они на остров. Побежала Кривда сестру искать. Глядит, а Правда, вот она, по лесочку идет. Заметила Правда гостью, руку подняла, приветствует, а сама лучится от счастья.
- Кто ты, милая крошка, откуда взялась?
- Я Кора. Злая колдунья оставила меня здесь. Она пугала меня, что остров необитаем. Какое счастье для меня, здесь есть ты!
Обняла Правда девочку, как родную.
- Нет, ты не будешь одна. – И позвала. – Мышенька, серенькая, иди, поздоровайся с гостьей.
Ничего не ответила мышка, даже не появилась. Звала Правда мышку, звала, а потом рукой махнула.

- Занята моя подружка чем-то. Она потом придет.
И повела незнакомку в дом. Усадила ее за стол, напоила, накормила.
- Как отблагодарить тебя не знаю, - говорит Кора. – У меня-то с собою ничего нет, только это. – И выложила девчушка на стол три яблока. Два зеленых с червоточинкой, а третье, большое с розовым бочком.
- Угощайся, они сладкие.
Большое яблоко она Правде протянула, а зеленые в стороне оставила. А мышка, как только дареное  яблочко возле Правды оказалось, хвостиком махнула и все яблоки перетасовала.

 Большое яблоко Кривде подсунула, а зеленые с червоточинкой под рукой у Правды оказались. Поговорили девушки, побеседовали, а потом и по яблочку скушали. Кривда, как съела яблочко, сразу приболела. Только после этого мышка вышла из своего укрытия.
- Теперь ты поняла, почему я не хотела перед нашей гостьей показываться? Это не девочка, это Кривда - сестра твоя. Видишь, с каким подарочком она здесь появилась?
Заплакала Правда.
- Я же любила ее, Истина. Почему она меня ненавидит, что я ей сделала?
-  Тебя люди любят и ты молода, красива. Вот, Кривду зависть и заела.
Правда вытирала слезы, а Истина волновалась.

- Не время грусти предаваться. Пора подумать, как домой вернуться. Выйди на берег, там кит плавает. Подзови его к себе.
Пошла Правда к морю. А Истина, как кит поближе к берегу подплыл, забралась ему на спину и стала тихо нашептывать.
- Как не стыдно тебе, Чудо-юдо ты морское, злых людей привечаешь, а хороших, обижаешь!
Закрутился кит.
- Кто! Кто это говорит?
А Истина выговаривает.

- А это я, совесть твоя. Ты меня в эту воду засунула, а здесь холодно и сыро. Вот я и проснулась. Смотри, что ты наделала! Кривде помогаешь. Истину в мышку превратила, Правду на чужбину отправила. А ведь было время - ты людей лечила. Тебя уважали, в гости звали.
- Ой, да когда это было, - заныло чудище. – Теперь-то меня забыли.
- Потому и забыли, что о себе недобрыми делами напоминаешь. Исправь свои ошибки и увидишь, как все изменится.
Молчит кит, а Истина шепчет.

- Ты у Правды спроси, она врать не будет.
А Правда в это время глядит на кита, а у него глаза, как у той побитой собачки. Пожалела она его и говорит.
- А ты симпатичный.
Засмущался кит.
- Ты ошибаешься, я не морской житель, я колдунья и живу в тех же краях, что и ты. Это я тебя сюда отправила. Я Морея.
 Правда вошла в воду, погладила кита по спине.
- Я же по глазам твоим вижу, ты добрая, только на людей за что-то обижена. Ты, расскажи, что произошло. Я попробую помочь.  Может, это старое дело не стоит того, чтобы из-за него свою совесть марать и мучить грязью.
Заговорила колдунья. Рассказала, что было и как закончилось. Послушала Правда, послушала, а потом и вовсе засмеялась.
- Дело-то было глупое, но бессовестное. У плохих  людей слова недобрые и поступки дурные. Они обманули тебя.

И поведала, как все было на самом деле. Повеселела старушка. Посадила Правду и мышку на спину и поплыла домой. А как они на берег сошли, то Истина снова в девушку превратилась. Поблагодарили они Морею и в деревню пошли. А там их уже ждут, не дождутся. Ещё бы. Все жители между собой переругались, перессорились. Никто никому не верит, и такая ото всех холодность веет, будто в деревне только чужие люди живут. Пошли Правда и Истина по дворам и вскоре, все жители снова зажили, как прежде - в любви и согласии.

 Ну, а если случалось, что Ложь где-то рядом пробегала, ее быстро прогоняли. Кривда-то на острове осталась. Она, конечно, выздоровела, но была от людей так далеко, что не могла как прежде Ложь поддерживать. Так, эта дама, с тех пор и бегает. Уж очень сильно боится подруг. От Истины и Правды не так-то легко спрятаться. Шила в мешке не утаишь, говорит пословица: так оно и есть. Ложь, рано или поздно, себя всё равно проявит.

****
Фото из интернета, спасибо авторам.


Рецензии
Катюша, прочитала на одном дыхание. Бывают сказки, в которые веришь сразу. Вот эта сказка как раз из их разряда.

Магда Норис   15.12.2011 00:21     Заявить о нарушении
Магда, милая, ты, как всегда радуешь мое сердце. Спасибо, дорогая.

Екатерина Шульга   16.12.2011 09:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.