Ростислав Плятт

Грани и кадры

13 декабря 1908 - 30 июня 1989.
Заслуженный артист РСФСР (1947).
Народный артист РСФСР (1949).
Народный артист СССР (1961).

Лауреат Государственной премии СССР (1982, за театральную работу).
Герой Социалистического труда (1989). Два ордена Ленина (1978, 1989), орден Октябрьской Революции (1982), два ордена Трудового Красного Знамени (1949, 1968), орден Дружбы народов (1983), орден «Знак Почёта» (1947).

Куда подевался «Клуб знаменитых капитанов»? Затерялся среди моря  разливанного всяческих «клубов находчивых попугаев»? Увы, это лишь чистая риторика - от грусти.

Когда по редкому случаю вдруг слышу песенный позывной великой радиопередачи (помните:
 
«В шорохе мышином,
В скрипе половиц
Медленно и чинно
Сходим со страниц...
Встречи час желанный
Сумерками скрыт...
Все мы - капитаны,
Каждый знаменит!»?), внутри обмирает, и теплая дрожь ностальгии разогревает и разгоняет то, что в жилах…

В этом хоре самый узнаваемый, то ли малость грассирующий, то ли с хрипловатой сипотцой, баритон его – Р.Я. Плятта.

Авторский, «брендовый» голос не перепутать ни с кем. Хотя, по большому счету, это ведь сплошная «фикция йечи». И по той же причине – перл искусства. У, как играючи владел даром своих голосовых связок Плятт!

Великий артист, он, прежде прочего, потрясающий комедиант. Во всяком случае, ироничен всегда, в любой ипостаси. Хотя бы в просверке глаз. Лукавинка всего-то на миг, но как молния, что озаряет и придает новизну спектру красок и граней в, казалось бы, хрестоматийно установившемся образе.

В 1930-50-е годы Плятт чистый эксцентрик: от прохиндея Бубенцова («Весна») до директора «Ку-Ку» Петухова («Жених с того света» 1958). Кстати говоря, эта первая комедия Л. Гайдая, надолго прибранная в цензурный загашник, все больше нравится зрителю. Что объяснимо не только гениальным тандемом Плятт-Вицин-Алтайская, но и некоей доброй, наперекор сатире, атмосфере того зла. Доброе зло? Такое бывает? Было.

Сравните то зло с нашим, полвека спустя. Да, бюрократ Петухов – просто душка, безобидный чудак, а еще правовой идеалист и порядочный профессионал с большой буквы. Такому б сегодня крутое министерство оседлать или там коррупцию искоренить. А что? Вы только поручите! Не денег для, - за соблюдение параграфа, буковки закона Петухов и мафию удавит, нет же – сам удавится. А уж в плане общей культуры и эрудиции современным чиновным бонзам ему в пупок дышать придется, и не только ввиду гренадерского роста народного артиста.

Пастор Шлаг – в работе Плятта вершина не меньшая, чем ботаник Плейшнер для Евстигнеева или провокатор Клаус в «зачетке» Дурова (из тех же «17 мгновений весны» 1972). Из ходульных характеров третьего плана вздыбились, проросли колоссальные, давно уже классические типы.

Но подлинный фейерверк, где драма и фарс, лирика и физика  в одном флаконе, – это Прокурор в «Аварии» (1974) по Дюрренматту.

«Послесловие» - уже закатный Плятт со всем полагаемым/прилагаемым мастерством мудреца.

А я еще очень помню Ростислава Яновича в отменной телепостановке по малоизвестному, потому как неоконченному, роману Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (1981). Та «резвость», с какою престарелый артист изображал молодого убийцу, живописуя одну из версий следствия, дорогого стоит! Чтобы проникнуться хотя бы приблизительно, вообразите Майка Тайсона, боксирующего в техническом ритме «ДЦП». Урок комедийно-пародийного искусства.

Им с Ф. Раневской выпал долгий «театральный роман», которым наслаждались все. И в кино роман вышел приличный, открывшись «Весною» (1947). Э, нет, - еще ведь «Подкидышем» (1939).

Впрочем, несмотря на всю свою ироничность, Плятт не умел быть таким же убийственно желчным и отстаивать дело так жестко, как его великая партнерша по сцене или же коллега по театру-студии Ю. Завадского Анатолий Кубацкий. На заре своей карьеры Кубацкий и Плятт возглавили попытку бунта против директора студии. Но с началом репрессий лишь Кубацкому хватило духа пойти до конца – и до конца дней своих проходил он даже без «заслуженного». Как говорится, у каждого свой путь, свой выбор, своя игра. Кто-то не ломается вообще, многих удается таки пообломать. Но есть и такие, кого, глядишь, сломали б с первого раза, еще в 30-е…  И кто бы выиграл?

Ростислав Янович не брался за героев роковых, и редко играл однозначно первые роли. Но в профессиональную табель о рангах его фамилия вписана по высшему классу - разряду Первых! Вровень с бессмертным "маэстро скрипок" Амати (последняя роль в кино – «Визит к Минотавру» 1987).


Из биографии ("Кино-Театр.Ру")

Родился в Ростове-на-Дону. Его отец — Плятт Ян (Иван) Иосифович, поляк по национальности — был известным юристом в Ростове. Мать — Зинаида Павловна Закаменная — украинка из Полтавы. В 1916 году семья переехала в Москву.
Юному Плятту повезло с первых дней его учёбы в школе — драмкружком руководил Владимир Фёдорович Лебедев. Известный артист Московского Малого театра распознал в своём ученике основную сторону его таланта — склонность к комическому.

Окончил драматические курсы под руководством Ю.А. Завадского (театральную студию Юрия Завадского на Сретенке, в 1927 году переименованную в Театр-студию под руководством Завадского).

С 1927 года — актёр Московского театра-студии под руководством Ю.А. Завадского.
С 1936 года — актёр Ростовского драматического театра имени Горького.
С 1938 года — актёр Московского театра имени Ленинского комсомола.
С 1941 года — актёр Московского театра драмы.
С 1943 года — актёр академического театра имени Моссовета.

В 1926 году поступил в театральную студию Ю.А. Завадского на Сретенке, в 1927 году переименованную в Театр-студию под руководством Завадского. В том же 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» (по рассказам Бориса Лавренёва), где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актёр удачно показался в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу (1933) и «Школе неплательщиков» Л. Вернейля (1935).

В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. На ростовской сцене играл Болинброка («Стакан воды» Эжена Скрипа, 1937), Скалозуба («Горе от ума» А.С. Грибоедов, 1937) и др. По-настоящему крупный успех имел его Фон Ранен («Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева, 1938), роль, которая неожиданно обнаружила склонность актёра к углублённому, психологически тонкому раскрытию характера.

В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре имени Ленинского комсомола, где создал значительный образ Крогстада («Нора» Ибсена, 1939). Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина («Парень из нашего города», 1941), а позже Васина («Русские люди», 1942). Проработав в Московском театре драмы с 1941 по 1943 годы, Плятт вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру имени Моссовета. За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре эксцентрические Болинброк («Стакан воды» Скриба, 1945) и Нинкович («Госпожа министерша» Б. Нушича, 1946), чеховские Тапёр (по рассказам А.П. Чехова,1944) и Дорн («Чайка», 1945), современные Гарри Смит («Русский вопрос» Симонова, 1947) и Добротворский («Закон чести» А.П. Штейна, 1948), классические Казарин («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1952) и Яропегов («Сомов и другие» Максима Горького, 1954), снова Крогстад («Нора» Ибсена, 1959) и др.

С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей. В 1964 году Плятт сыграл интеллектуально острый характер Бернарда Шоу («Милый лжец» Килти) и Цезаря («Цезарь и Клеопатра» Шоу). Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера («Дальше — тишина» Вина Дельмара, 1969). Мастер тонких, необычайно выразительных средств, в 1970-е годов он создал интересную портретную галерею: писатель Лавренёв («Поющие пески» А.П. Штейна, 1972), Постоянно действующий персонаж («Возможны варианты» В. Азерникова, 1975), генерал Фицбатресс («На полпути к вершине» П. Устинова, автор пьесы, увидевший эту работу очень высоко её оценил), Старорежимное Лицо («Версия» Штейна, 1977), Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому, 1979) и др.

В 1980-е годы, в связи с перенесённой тяжёлой травмой, Р.Я. Плятт реже выходил на сценические подмостки. Тем не менее, его исполнение центральных ролей в спектаклях «Суд над судьями» Э. Манна (Хейвуд) и «Последний посетитель» В. Дозорцева (Посетитель) — приносило огромную радость зрителям.(...) Артист яркой творческой индивидуальности был востребован и телевидением, неоднократно принимал участие в телеспектаклях и телефильмах: Яминг («Возмездие» Л. Кручковского, 1964), граф Любин («Провинциалка» И.С. Тургенева, 1970), пастор Шлаг («Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова, 1973), Грюджиус («Тайна Эдвина Друда», 1980).

На телевидении в 1970-е годы: цикл передач о Бернарде Шоу ("Театр Бернарда Шоу"), в котором Шоу (Плятт) беседовал с Литературоведом (А.А. Аникст).

Первая жена — Нина Бутова, вторая жена — Людмила Маратова.

Жил на Малой Бронной улице, 2/6, где в память об актёре установлена мемориальная доска.

В 1991 году была издана книга Плятта «Без эпилога».

театральные работы
Московская театр-студия (1926-1936):
1927 «Простая вещь» (по рассказам Б. Лавренёва) - человек в пенсне и офицерик на вечеринке
1928 «Компас» - Гарри Компас
«Нырятин» - Илюшка
1933 «Ученик дьявола» Б. Шоу
1934 «Волки и овцы» А. Островского - Мурзавецкий
1935 «Школа неплательщиков» Л. Вернейля

Ростовский драматический театр имени Горького (1936-1938):
1936 «Любовь Яровая»
1937 «Стакан воды» Эжена Скриба - Болинброк
1937 «Горе от ума» А.С. Грибоедова - Скалозуб
1938 «Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева - фон Ранкен
«Разбойники» - Шпигельберг

Театр имени Ленинского комсомола (1938-1941):
1939 «Нора» Ибсена - Крогстад
«Окна - мойщик окон м-р Блэй
1941 «Парень из нашего города» - Аркадий Бурмин

Московский театр драмы (1941-1943):
1941 «Парень из нашего города» - Аркадий Бурмин
1942 «Русские люди» К. Симонова - Васин

Театр имени Моссовета:
1944 «Тапёр» - Тапёр Рублёв
1945 «Стакан воды» Э. Скриба - Болинброк
1945 «Чайка» А. Чехова - Доктор Дорн
1946 «Госпожа министерша» Б. Нушича - Нинкович
1947 «Русский вопрос» К. Симонова - Гарри Смит
1948 «Закон чести» - Добротворский
1952 «Маскарад» М. Лермонтова - Казарин
1952 «Шторм» В. Билль-Белоцерковского - Раевич
Гражданин Франции (1952, Фредерик Дюмон-Тери),
1954 «Сомов и другие» - Яропегов
Первая весна (1955, Фарзанов),
1959 «Нора» Ибсена - Крогстад
1959 «Миллион за улыбку» - Карташов
1960 «Летом небо высокое» - Беркутов
1962 «Бунт женщин» - Президент
1963 «Милый лжец» Дж. Килти - Бернард Шоу
1964 «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу - Цезарь
1965 «Леший» А.П. Чехова - Войницкий
1969 «Дальше-тишина» Вина Дельмар - Барклей Купер (реж. А.Эфрос)
1972 «Поющие пески» - Лавренёв
1975 «Возможны варианты» - Постоянно Действующий Персонаж
1976 «На полпути к вершине» - Генерал Фицбатресс
1977 «Версия Штейна» - Старорежимное Лицо
Тема с вариациями (1979, Дмитрий Николаевич)
Братья Карамазовы (1980, Фёдор Карамазов),
Последний посетитель (1986, Посетитель).

Второе дыхание (1956),
Аплодисменты,
Пьяный круг,
Дали неоглядные (1957),
Иудушка Головлёв,
Белый танец,
Штормовое предупреждение,
Деревенская история,
Сочтёмся славою,
Катрин Лефевр (1956),
Мещанин во дворянстве,
Без вины виноватые (1948).

Признанный классик дубляжа: «Большой вальс» (1938), «Фанфан-Тюльпан» (1951), «Красное и чёрное» (1954), «Возвращение высокого блондина» (1974), мультфильм «Как львёнок и черепаха песню пели» (1974), «Не упускай из виду» (1975) и др.

Лучшие роли в кино:  «Щербак (Парень из тайги» 1941), Бейли («Крейсер «Ваярг»» 1946), Бравура («Заговор обречённых» 1950), фон Швальбе («Смелые люди» 1950), Дудкин («Безумный день» 1956), Грин («Убийство на улице Данте» 1956), хозяин квартиры (фильм 2 «Родственные души» в сборнике «Деловые люди» 1962), Боб («Монета» 1962), Муромцев («Лёгкая жизнь» 1964), Хэбблсуэйт (фильм-спектакль «Гендель и гангстеры» 1967), Казин (Ошибка резидента» 1968), граф Любин (ф/с «Провинциалка» 1969), судья Ирвин («Вся королевская рать» 1971), Бонар (ф/с «Преступление Сильвестра Бонара» 1974), Никифоров («Ольга Сергеевна» 1975), все роли (ф/с «Бернард Шоу» 1976), Купер («Дальше – тишина» 1978), Калишер («На Гранатовых островах» 1981), тесть («Послесловие» 1983), Жампах (ф/с «Такой странный вечер в узком семейном кругу» 1985), чтец (ф/с «А.П. Чехов. Рассказы» 1985) и др.


Рецензии
"Дальше - тишина"! Спектакль записан на кассету, а ставлю пересматривать и выключаю. Не могу!!! Такая игра! Капризный Плятт и понимающая, чуткая к нему и детям Раневская. Не хватает сердечных моих возможностей. Володя, я не помню,как называется фильм, где Плятт играет отца, приехавшего в гости и не застаёт дочери, вынужденный проводить время с зятем. Жаль мне его там. Роль старого человека уже ненужного. В "Резиденте" очень хорош. Ну и "Пастор", конечно.Вообще есть актёры, о которых не могу думать без боли. Скоро расставаться. Галина.

Галина Алинина   16.12.2012 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши теплые отзывы, уважаемая Галина. Но расстроили минором. Зачем и откуда? Давайте надеяться, что они уподобятся (а они и уподобятся) Анненкову и Зельдину!!!

Владимир Плотников-Самарский   17.12.2012 11:23   Заявить о нарушении
К слову, Галина, фильм, который вы вспомнили, забыв название, где Плятт играет тестя, называется "Послесловие" (1983, режиссер Марлен Хуциев, зять там - Андрей Мягков.

Владимир Плотников-Самарский   17.12.2012 12:03   Заявить о нарушении
Да,да, Володя! Такой психологический фильм. Спасибо, дорогой полиглот!

Галина Алинина   17.12.2012 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.