Праздник Пурим

                Праздник Пурим

           Что означает слово  Пурим, пояснять  еврею  не надо.  Это весенний, самый весёлый праздник в еврейском календаре, - праздник света и победы евреев над врагами. Праздник добра над злом. В Пурим устраивают обильное застолье, во время которого взрослые - единственный раз в году! - выпивают столько вина, чтобы «немножко опьянеть». Правда, понятие «немножко» дозволено определять каждому на его усмотрение. Люди преображаются, надев карнавальные костюмы, представляют себя в этот день немножко счастливее.      
      Накануне праздника в одной  еврейской семье, хозяйка дома, Фрима, сообщила достопочтенному мужу Самуилу, опытному терапевту, на пенсии, что всё приготовлено для застолья. Удачно получились традиционные треугольные коржики с начинкой из мака и варенья, куплены фрукты. Согласно традиции подготовлены подарки нуждающейся женщине с двумя детьми, живущей по соседству, чтобы и они могли беззаботно повеселиться и вкусно поесть в этот радостный праздник. О вине Самуил позаботился заранее.
      В середине дня, к приходу приглашенных гостей,  стол был красиво сервирован. На белоснежной, накрахмаленной скатерти уже стояли всевозможные блюда с вкусной едой, бутылки с эксклюзивными винами: «Царь Давид», изготовленного из винограда, выращенного у подножия  горы «Кармель», и гранатовое из Армении: «Аспети Нур», где на этикетке, подвешенной на «золотой» нитке к бутылке, было написано: «Изысканное армянское вино заключает в себе всё то, что можно ощутить, но нельзя выразить словами». Сказанное можно было отнести почти ко всему, что приготовила Фрима. Еврейская традиция и старания  родителей в воспитании дочки были с успехом усвоены. Кухня стала её творческим цехом. Так что было, что выпить и чем закусить. Хорошая, вкусная еда - это для еврея уже праздник.
      Гости прибыли к назначенному времени - две супружеские пары:  Марк с женой Фирой и Аркадий с красавицей-женой Сонечкой. Собравшимся было за семьдесят, к счастью, не утративших бодрости и интереса к жизни. Это  были люди приятные во всех отношениях - советская интеллигенция. Многолетнюю дружбу объединяла скромность, доброта, чуткость,  вдумчивость… Поводом для встреч друзей вначале были советские праздники, а с выходом на пенсию и начавшимся ренессансом еврейского общества в России - праздники по еврейскому календарю.
      Настроение праздничное. На правах хозяина Самуил провозгласил себя тамадой. Как положено, вспомнили о  событиях, происшедших в Персидской империи 2500 лет назад. О мудрости и преданности иудейскому племени царицы Эстер, спасшая евреев от истребления, и о том, что бывает «Маленький Пурим». Это  день, в который приходило спасение евреев от уготовленной над ними  расправы в другие времена. Кстати вспомнили, что в  праздник Пурим скончался тиран - Сталин, тоже готовивший расправу над евреями. Хозяева и гости были скорее атеисты, чем верующие, тяготевшие больше к еврейской культуре, но, в данном случае, в этом совпадении ощущали влияние воли Всевышнего.  Правда, не было им понятно, почему небеса не спасли шесть миллионов евреев от фашистской чумы в годы Второй мировой войны. Стремление к познанию, присущее почти каждому еврею, побуждало «атеистов» задуматься над этим, выдвигая всевозможные догадки. И, несмотря на блуждание мыслей, они пришли к выводу, что  идеолога мракобесия всё же постигла неминуемая смерть, хотя и поздняя. В этом есть какая-то закономерность. Евреи должны так думать, иначе они не могли бы существовать тысячелетия. Такое диктует печальная многовековая история народа. Добро должно победить зло - такова идеология иудаизма. Возраст, житейский опыт и внутренняя убеждённость, давали им возможность  делать свои выводы.
      Первый тост был провозглашен не за победу над коварным врагом, а за жизнь: -  «Лехаим!», - громко  произнёс Самуил. Все дружно его поддержали.  Евреи очень нуждаются в жизни в условиях мира на протяжении всей их многовековой истории до сегодняшнего  дня.
      Дальше пошёл неспешный разговор на различные темы, волновавшие присутствующих. Обсуждали жизнь детей, внуков и ближайших родственников. Больше всего желали друг другу здоровья.  Коснулись бизнеса, разумеется, детей и внуков, так как вопрос стал одним из главных для благополучия семьи. При этом пытались уйти от конкретных ситуаций. То ли не знали подробностей, то ли  сегодня это  стало большой тайной даже для друзей.
      Конечно ругали правительство и Государственную думу, проявляя при этом удивительную осведомленность. От глаз сегодняшнего пенсионера не ускользают  недоработки    чиновников, а точнее сказать их корысть. Почему правительство держит колоссальные деньги в ценных американских бумагах, инвестируя экономику чужого государства, когда большая часть своего населения живёт бедно? Почему много говорят о коррупции и практически ничего не делают для её  уменьшения? Особо не нравилось отношение обеих ветвей власти к национальному вопросу: «Они пытаются поменьше говорить на эту тему, как будто проблемы не существует. Призывать националистов к толерантности, ; пустое дело. Неясно кто кого должен терпеть, и при каких обстоятельствах. Нужно чётко сформулированное законодательство, учитывающее в деталях многонациональность населения страны и неукоснительное его исполнение», - подвёл итог  разговора  Самуил.
      Из беседы собравшихся было ясно, что основное занятие пенсионеров - зорко следить за тем, что твориться в стране и за её пределами. Они самый объективный и бескорыстный оценщик положения, но не имеющий возможность существенно повлиять на ситуацию. О гражданском самоуправлении  говориться много, но его влияние на жизнь почти не ощущается. И как им казалось, пока правят страной толстосумы и подкупленная часть чиновников, ничего не изменится.
      За многие годы дружбы, сидевшие за столом, не раз  обсуждали наболевшее. Нельзя сказать, что на всё у них был одинаковый взгляд.  Это по-еврейски. Ещё Шолом-Алейхем подметил, что когда встречаются два еврея, то у них три мнения. Об этом недостатке евреи много шутят, часто вспоминают, понимая, что это плохо, но избавиться от дурной привычки  не в состоянии. Сколько бед им принесло бессмысленное   противостояние.
      Присутствующих особо волновала ситуация в Израиле, так как немало родственников эмигрировало на историческую родину. Разгорячённый алкоголем Марк пытался уяснить:
      - Из всех углов критикуют правительство и Кнессет, будто этого не хватает извне.  Бесконечные разоблачения будоражит население. И это оправдывается  высоким уровнем демократии. Кому нужна такая демократия, которая разобщает нацию и ослабляет государство? Я надеюсь, что найдутся умные головы, способные умело руководить государством и преодолеть кризис.
      Обменявшись мнением с присутствующими, Марк продолжил:
      - Меня взволновала информация о нарастании антисемитизма в Соединенных Штатах Америки, с участием некоторых «вумных» евреев. Те, кто сомневается в правильности создания Израиля, должны быть осуждены мировым сообществом, будь то  евреи или нет.  Если евреи  народ, стремящийся сохранить свою самобытность, и не желающий раствориться в иных культурах, то он должен иметь своё государство. Понимать ошибочным создание Государства Израиль, выступать против сионизма - это махровый  антисемитизм и этому следует  дать отпор.  В СССР   было немало литературы, осуждавшей  сионизм, пояснявшей его  смысл, как колониализм и захват чужих земель. Сегодня  в России взгляд несколько изменился, но не до конца.  И ещё одно порождение американцев - глобализация. Навязывание разным странам и народам одной точки зрения и единого образа жизни.  Для евреев Израиля  такая идеология не подходит, она порождает потерю самобытности древнейшего народа. Это противоречит их вере. Однако приходиться с этим мириться. Соединенные Штаты Америки союзник Израиля и отказ от их дружбы  может оказаться губительным для еврейского государства. В то же время глобализация, изменяющая мировую экономику и политику, сказалась на безопасности всего мирового сообщества. На арену мирной жизни вышел международный терроризм. Очевидно, что победить терроризм возможно только объединив усилия всех государств и в этом вопросе  Израиль в лидерах глобализации.
      Самуил заметил, что с затронутой темой Марк поработал с большим усердием, и подавляющее большинство евреев согласятся с его точкой зрения. Эти вопросы очень сложны и не имеет однозначного ответа, а потому громко провозгласил: «Расслабимся друзья, я расскажу анекдот:
      «Еврей задаёт вопрос другому еврею:
      - Ты чувствуешь комплекс вины, что не живёшь в Израиле?
      - Ещё как чувствую. Евреи должны жить в Израиле, но по очереди».
      - Самуил, ещё один подобный анекдот и я тебя запишу в антисемиты, - заметил Марк.
       Хозяин дома решил сменить  тему разговора,  задав вопрос присутствующим:  «Что вы смотрели по телевизору за последний месяц?»  Это как бы лакмусовая бумажка. Проверить в чём отличается еврей от людей других национальностей.
      Вскоре стало ясно, что она очень схожа с израильской, - много критики и мало действенных мер по  искоренению негативных моментов. Выясняется, что все активно смотрят телевизор, несмотря на множество замечаний к содержанию передач. Понимают, что это вредно для зрения и отрицательно влияет на нервную систему. Особо уделяют внимание аналитическим и творческим программам, информационным выпускам,  иногда, даже смотрят сериалы. Правда, на просмотр всех фильмов сериала не хватает терпения.
      - Это небольшая потеря, - уточнила Фира, - их сюжеты, к сожалению, настолько близки к сегодняшней жизни, что нетрудно догадаться, чем всё кончиться. То, что в стране достаточно  жуликов, мошенников, насильников и убийц, мы наблюдаем и без этих фильмов. Я предпочитаю больше   гулять на свежем воздухе, и, пока позволяют силы, посещать плательный бассейн.
      Когда коснулись передачи «Что, где, когда» Самуил  сказал:
      - Друзья, я придумал вопрос, и намерен послать его в редакцию телевидения. Хотел бы предварительно обсудить с вами, насколько он корректен: «Зачем человеку нос?».
      Марк посмотрел на Самуила своими выпученными глазами, допил вино из бокала, видимо, обдумывая, как отреагировать на  вопрос, и сказал:
      - Мне кажется, что тебе, мой друг,  пора остановиться с тостами, ты явно перебрал.
      Самуил  с этим не согласился, хотя вино из бутылок  наполовину было уже выпито, глаза у всех  блестели, словно их залили лаком, а на щеках появился румянец, особо украсивший  лица престарелых дам. Это было то самое состояние, когда люди  пускаются в философские рассуждения, рьяно отстаивают свою позицию. Тональность голоса повышается, появляется  жестикуляция рук, призванная помогать убеждать в правоте своих  доводов.
      - Нос нужен, чтобы дышать и различать запахи, - сказал Аркадий, тоном, не терпящим возражения, - и тебе врачу задавать такие вопросы людям с высшим образованием и высоким интеллектом, не к лицу. Твой вопрос на телевидение, просто выкинут.
      - Так то оно так, -  заметил  улыбающийся Самуил, - но мне хочется, чтобы вы, всё-таки, проявили смекалку, уверяю вас  вопрос не простой.
      - Ну, тогда ещё для украшения лица, - вступила в разговор Сонечка, у неё носик был на загляденье.
      - Я не знаю ответа, но хочу напомнить всем известную фразу: «Остаться с носом», - это означает, что в чём-то тебя обманули. Но и остаться без носа так же плохо, о чём рассказал  Николай Васильевич Гоголь в повести «Нос». Я даже вспомнила, что носу было предложено понюхать табачку для снятия  головной боли и печального расположения духа. И в этом тоже важная функция носа.
      Здесь Аркадий, Сонечкин муж, встал из-за стола и подошёл к большому шкафу набитому книгами, и достал томик сочинений Гоголя. Из бегло прочитанного рассказа «Нос», он особо обратил внимание на фразу  древних мудрецов «… у порядочного человека не оторвут нос». Логика подсказала и другое: «Порядочный человек не станет совать свой нос куда попало».  Ему показалось, что он наткнулся на важную фразу и она была сообщена присутствующим.      
      Самуил это сообщение  пропустил мимо ушей.  Догадки продолжились. Фрима высказала своё предположение.
      - Моя мама, когда ей что-то не нравилось,  произносила: «Фе-е!». И на её лице появлялась гримаса, где важное место занимал скривленный нос. Чем это не предназначение носа?  Выражение возмущения и отрицания. Скривленный нос можно увидеть на лицах участвующих в карнавалах, вызывающий  улыбку.
      Пока присутствующие обсуждали сказанное Фримой, дотошный книголюб Аркадий достал с полки для детской литературы красочное издание книги А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», главный герой которой отличался длинным всесущим носом.    
      Прочитанные им вслух отрывки из этой сказки, касавшиеся носа, так же не были приняты во внимание. Самуил поблагодарил друга за эмоциональное чтение и с иронией заметил, что это следует делать почаще  правнукам, знакомя их с литературными классиками.    
      Когда гости признались, что другого предназначения носа они не знают,  хозяин дома позволил себе покуражиться над друзьями, - конечно любя. Такое бывает в пьяной компании.
      - Оказывается, вы многого не знаете, даже такого пустяка, - а ещё считаете себя грамотными, интеллигентными людьми. Поэтому вас не берут в команду знатоков. Какая от вас польза?  Я понимаю, почему вы не рискуете пробиться на передачу «Кто хочет стать миллионером», хотя уверен, что мечтаете за  просто так заиметь миллион.  Это стало характерным для нашего общества.  Вдруг с небес на тебя посыпалась манна, и ты уже засыпан  выше головы. И  ты начинаешь разбрасывать её направо и налево, чтобы не утонуть и напомнить людям о себе - счастливчике. Тебе становиться мало своей страны, ты едешь за рубеж и там удивляешь видавших виды людей. Вся страна смотрит на тебя с завистью и начинает молиться, упрашивая Всевышнего дать им хотя бы частицу твоего счастья. Хорошая прибавка к бюджету  сегодня всем нужна. Погоня за рейтингом побудила почти все каналы телевидения транслировать передачи с денежными выигрышами. За желание я вас не осуждаю.  И даже хотел бы увидеть вас на этих передачах. Глядишь и мне бы что-нибудь перепало. Уж если  выбрали капитализм, так пусть будет капитализм. Хотя свыкнуться с этим тяжело. Что было в советские времена позором, сегодня называют умением делать деньги, зачастую забывают о нравственности. И за это даже выдают ордена, вместо тюремной камеры.
      Самуил не спешил ознакомить присутствующих с ответом на свой вопрос. Между делом он предложил выпить по бокалу вина за женщин. Тем самым, в который  раз,  спровоцировав похвалу своей жене.
      - Какая она умница, всё знает и умеет. А то, что не смогла ответить на мой вопрос - не беда. За  долгую супружескую жизнь ей удалось ответить на множество житейских вопросов. Создала крепкую семью, красивый дом, родила двух сыновей-красавцев и дочку, дала им хорошее образование и воспитание. Муж, конечно, при этом был тоже не последней скрипкой в оркестре и всё же она, и ещё раз она, - первая.  Фримочку я очень люблю, особенно, в двух случаях,  когда сажусь за стол и…, не стану говорить о втором случае.   
      - Нет уж скажи, это даже интересно, - проявила любопытство Сонечка, - ожидая ответ, вероятно, связанный с «клубничкой».
      И Самуил ответил:      
      - Когда я начинаю думать о своей жизни и в голове  появляется мысль: «Кому сегодня я нужен, старый, немощный старик?», прихожу к выводу, что люблю свою Фримочку больше, чем когда-либо за всю нашу совместную жизнь. На детей мы не обижаемся, они достаточно внимательны к родителям, но жена ближе.
      Фрима на признание ответила:
      - Я благодарна тебе, дорогой, за понимание моей значимости в семье и слова любви, но хотелось бы их слышать почаще. Хотя и без этих слов  Самуильчик  надёжная опора в  жизни. Такого семейного счастья, выпавшего на нашу долю,  желаю своим детям и внукам. Быть любимой женой надо уметь - это большой труд не только физический, но и  труд души. Такова основа еврейского воспитания. Об этом я постоянно напоминаю дочке и двум невесткам, рада, что пока они меня слушают. У меня всё очень просто. Мужчина хочет от жены признания, уважения, любви и я пытаюсь избегать придирок, упрёков и недовольства.  Однажды я услышала, что влюблённость это состояние невменяемости. Вот уж с этим я не согласна.       
      Постепенно интерес к затее Самуила с носом стал пропадать и он понял, что пора заканчивать навязанную друзьям игру.
      - Всё, что было сказано вами о предназначении  носа, правильно. В то же время ускользнуло от  внимания понятие «чуять», употребляемое в русском языке в значении ; «ощущать, «быть постигаем чутьём». Так говорят в житейской обстановке. Вы же не станете возражать, если я скажу «Чуялось приближение весны» или «Он учуял  дуновение ветра в вихре житейского круговорота, изменение климата в общественной жизни, дыхание  и перемены в мировом сообществе».
      - Во закрутил, - заметил Марк.  Самуил продолжил:
      - Сунуть свой нос во всё это - талант. Рассчитать с математической точностью возможные варианты складывающейся обстановки и использовать её с пользой для себя, а может быть и для всего человечества, - надо уметь. При этом надо «учуять» ситуацию и не потерять свой нос, «не остаться с носом», как говорится в народных поговорках. Могут оторвать не только нос, но и голову. А говорю я об этом  потому, что  хочу отметить, что  у евреев добротные, очень чувствительные носы, и неплохие познания математики, что помогло им стать видными фигурами не только на местном уровне, но и в мировом масштабе. Я имею в виду не только Перельмана, решившего недавно теорему Пуанкаре, но и евреев в бизнесе, науке и искусстве. Аркадий, подойди к книжному шкафу и достань книгу Соломона Фридмана: «Евреи -     лауреаты Нобелевской премии». Это краткие биографические очерки  на пятистах страницах.  Книга впечатляет. Представители одной из малых наций на земле являются обладателями пятой части всех Нобелевских премий. Антисемиты относят это к алчности и стремлению самовосхваления евреев и даже к подкупу членов Нобелевского комитета. Учёные же, изучая этот феномен, приходят к разным выводам. Один из них - стремление евреев к  авангардизму -    страстным желаниям сказать новое слово в творчестве, науке, политологии… Вековое стремление вырваться из оков униженного положения. Евреи добиваются превосходства подчас лишь потому, что им  зачастую отказано в равенстве с другими народами. Есть и ещё одна гипотеза: «Теория взрыва», - накопленного в веках скрытого творческого потенциала, вырвавшегося наружу,  в определенной исторической ситуации, в форме активного проявления. Я не стану вникать в подробности. Ясно одно. Какие бы не были гипотезы, авангардную роль евреев исключить из истории невозможно, её можно только умолчать, что, к сожалению,  делают  даже некоторые руководители государств.
      У евреев есть привычка - искать «своих» среди известных  людей в стране проживания и за её пределами.  Присутствующие в гостях у Самуила не отличались в этом от большинства.  А потому стали вспоминать о Героях Советского Союза в годы войны с немцами, видных учёных, литераторах, артистах, государственных деятелях… Это было косвенным ответом антисемитам, которые постоянно пытаются обвинить евреев во всех бедах, постигающих людское сообщество.
      Возражавших мыслям Самуила не было. И, тем не менее, присутствующие обрушились на него с критикой  некорректности поставленного вопроса о носе.
      - Причём здесь нос, скорее следовало бы обратить внимание на глаза и мозги. 
      Самуил заливался смехом, добродушно глядя на друзей.
      - Я добился своей цели, создав в нашем маленьком коллективе серьёзных людей, обстановку домашнего «карнавала».  Расслабьтесь!  Веселитесь друзья!  Ощутите запах прекрасного вина и еды. Лехаим! Сегодня Пурим.  А с носами пусть разбираются писатели, философы да хирурги-косметологи.   Свой вопрос я на телевидение обещаю не посылать.
      После этих слов он подошёл к музыкальному центру и включил проигрыватель с записями еврейской музыки.  Зазвучали «Семь сорок», «Тум-балалайка», «Еврейские глаза», «За жизнь - Лехаим», «Хава Нагила», «Для меня ты милее всех», «Ицик женился», «Фрейлехс»… Это были песни-хиты их раннего детства, звучавшие на идиш, слабое знание которого позволяло им понять лишь отдельные фразы из песен. Но запомнившиеся мелодии, глубоко засевшие в их сердца, напомнили, кто они есть. Недавние местечковые евреи, а ныне учёные, артисты, инженеры… Музыка напомнила им родителей, бабушек и дедушек,  семьи в местечках, далёкие времена на стыки двадцатых и тридцатых годов прошлого столетия.
      Когда зазвучали мелодии «Рио-Рита», танго Оскара Строка «Лунная рапсодия» и «О, эти чёрные глаза», джазовые композиции, восприятие музыки было иным. Вспомнилась эпоха юности, начало осознанного жизненного пути, самого насыщенного периода мечтаний о будущем. Во многих дворах после войны организовывались танцы под патефон. Музыка была удивительно действующим лекарством, помогавшим отойти от тягот прошедшей войны, вселяющим надежды на лучшее будущее, напоминавшая людям об удивительном чувстве ; радости жизни и любви.
      Гости встали из-за стола и закружились в танце.         
      В одном из перерывов в танцах, усевшись за стол для продолжения трапезы, Марк обратился к Самуилу:
      - В начале нашей встречи ты задал  вопрос и долго морочил нам голову со своим носом, теперь я хочу тебя спросить: «Почему мы на продолжении длительного периода не слышим новой еврейской музыки и песен? Вспомни сколько прекрасных композиторов, музыкантов, певцов, поэтов-песенников, бардов среди евреев. Неужто они забыли о своём происхождении?
      Самуил ответил по-еврейски. На вопрос вопросом:
      - А кто сказал, что те, кого ты имеешь в виду, евреи? Еврейская фамилия сегодня ничего не значит, посмотри, как лихо от неё избавляются. Даже если человек надел кипу (головной убор для мужчин) это ещё не значит, что он еврей. Наследие советского воспитания породило «русского еврея». С лица - еврей, а со спины - нет. У Самуила Маршака есть стихотворение о человеке, садившемся в вагон метро, которого придавило автоматической дверью. «… И так он ехал пополам, передний здесь, а задний там». Так живёт сегодня еврей в России, уделяя своё внимание двум культурам - русской и еврейской, и это, мне кажется, неплохой вариант. Обстановка  требует. Отец-Мендельсон, в своё время, высказал такую мысль: «Когда я дома, - я еврей, но когда выхожу на улицу, становлюсь немцем». Недаром мудрецы заметили, что весь мир - театр, а люди в нём -  актёры. В то же время если определять еврейство по родословной линии, то евреев гораздо больше, чем сообщает официальная статистика. Однажды Владимир Ильич Ленин сказал, что когда встречается талантливая личность, то ищи в его корнях еврейское происхождение. Именно, в этом вопросе,  мне кажется, он не ошибся. А о музыке начала и середины прошлого столетия, которая сегодня нас умиляет и  восхищает, я скажу так: «Музыкальные произведения, которые мы сегодня слушали, - это «письма» из прошлого, чувства и мысли человека того времени.  Мы же, живём в новом  мире, где иные стандарты. Как-то мне пришлось побывать на концерте Ефима Александрова (тоже мне еврейская фамилия), где исполнялись песни еврейских местечек. Там звучала еврейская музыка, стилизованная  под попсу. Многие мелодии я даже не узнавал. Вскоре пришлось встретиться с известным артистом, исполнителем еврейских песен на идиш. Я задал ему вопрос, как он на это смотрит? После продолжительной паузы, и поняв по моей интонации, что я хочу услышать, сказал: «Ничего не поделаешь, сегодня надо  приспосабливаться к велению времени». От меня такое веление  исходить не может. На концерте музыка вместо мелодичной скрипки и кларнета не играла, а  громыхала, заглушая слова песни, В то же время я согласен с Марком, что новую еврейскую музыку следует сочинять, используя мелодии народного  фольклора.
      В беседах и за трапезой гости не заметили, как на улице давно стемнело. Собираясь домой, вспомнили о детях и по сотовым телефонам попросили их  приехать за ними. Самуил заметил:  «Вряд ли, в те времена, о которых мы вспоминали с ностальгией, молодое поколение могло бы иметь свои автомобили. Сегодня новая эпоха, новые музыка и песни, новые стандарты в жизни.  Но, как утверждают учёные, история развивается по спирали. Возможно, будущие  поколения вспомнят о прекрасном прошлом и его отдельные фрагменты будут использованы в новых стандартах».
     Стал ли для друзей проведенный день праздником? И, да и нет. С одной стороны были вкусная еда с вином, весёлый розыгрыш, приятная музыка, танцы, вспоминание истории и традиций еврейства…, что в будни бывает редко. Сама встреча стала для друзей праздником.               
      С другой стороны беседы о каждодневной жизни с волнующими событиями, подчас не вызывающими веселья. Что ж, от этого, видимо, не уйти даже в праздник. Здесь я вспомнил  народную мудрость: Когда у еврея один глаз смеётся, другой плачет».               
                Февраль 2008               
               
               


Рецензии
Красочно, ув. Соломон, Вы обрисовали этот весёлый еврейский праздник. Понравилось. Как я понял, пурим Ваши герои отмечали где-то на просторах былого Союза. А вот при случае почитайте, как я его первый раз провёл на исторической родине: http://www.proza.ru/2011/11/16/1309
С уважением


Лев Израилевич   06.04.2013 15:12     Заявить о нарушении