Ставки сделаны, господа

Саммит глав государств Большой двадцатки завершился. Принятые на нем документы позволяют, наконец, прогнозировать дальнейшие события.

На саммите так и не были названы объективные причины кризиса, только субъективные: плохие «соросы» делали деньги из воздуха, плохие банки давали плохие кредиты, офшоры предоставляли для тех и других налоговый рай. Да еще бизнесмены разворовали государственную помощь себе на мультимиллионные бонусы. А МВФ не уследил. Вот и всё. В мире не нашлось ни одного экономиста, который бы отважился крикнуть: «А я знаю!».

Конечно, и экономисты тоже люди, и не надо их винить за это. Хорошо высказываться, сидя здесь, на задворках бомонда, а там, вблизи тех, кто принимает решения, ответственность слишком велика. Прозвенишь, а вдруг невпопад? В общем, пока никто новым Марксом быть не хочет. Ну нет так нет. Одни оголтелые антиглобалисты таскали лозунг: «Кризис – это смерть капитализма», и они были правы. Нынешняя экономическая (именно экономическая, а не финансовая!) модель в условиях предельной глобализации рынка не работает. Её будет трясти со всё возрастающей амплитудой.

Рекомендованные же саммитом меры призваны бороться с симптомами, а не с самой болезнью, вроде как обесцвечивать перекисью сыпь при сыпняке: воевать с плохими парнями и накачивать национальные экономики деньгами. Из-под печатного станка, разумеется, других-то источников нет как нет. Кстати, никто из руководителей, кроме нашего, этого и не скрывает. Да и какой смысл наводить тень на плетень, когда всё предельно ясно. Возьмем, хотя бы, ту же Россию. Да, прошлые годы были профицитными, и в казне деньги пока есть, но деньги эти – валюта. А нужны рубли, вы же зарплату на АвтоВАЗе долларами не выдадите. А рублей этих в природе не существует. Значит, их напечатают. Да, конечно, они будут обеспечены валютой, но инфляция этого не знает. Дензнаков прибавится, а количество товаров даже не останется прежним, а уменьшится, заводы-то стоят. Значит, рост цен неизбежен. Накачивание экономики хрустящими купюрами – как раз то лекарство, которое одно лечит, а другое калечит.

Но...ставки сделаны. Теперь нам всем предстоит сыграть в рулетку. Только им в традиционную, как в Монте-Карло, а нам в русскую, или как ее называли здесь, «гусарскую». Была такая у господ офицеров раньше забава. Брали револьвер, заряжали его барабан не полностью, и любитель пощекотать свои нервы крутил этот барабан и, приставив дуло к своему виску, нажимал на курок. Или холодный пот и бокал шампанского со льда в трясущихся руках, или мозги по стенке. Самый легкий вариант, когда в барабане всего один патрон. Шансов сыграть последний раз 1:7. Через один патрон – 3:7, почти баш на баш. Особые отморозки заряжали весь барабан без одного. Тут уж 6:7, удача только при особом расположении к тебе судьбы. Но в далеких гарнизонах скука в офицерских собраниях была такая, что под большой заклад шли за милую душу и те 6:7. Армия наша всегда была не подарок. Читайте Куприна.

Так за что же нам все-таки такая немилость? А за то, что никто кроме нас из той Большой двадцатки не имеет шансов получить смерть по имени дефолт. Американцы, как бы они сейчас не надували очередной мыльный пузырь из долларов, могут считать себя, тем не менее, как у Христа за пазухой, поскольку дефолтнуться они могут только в том случае, если два главных держателя долларов – Россия и Китай одновременно предъявят их к оплате. Но это будет означать крах и их экономик, потому они сделают всё, чтобы, наоборот, доллар укрепить даже ценой обвала собственной валюты. Есть еще похожие на нас нефтеимперии: ближневосточные королевства и эмираты. Но и они могут спать спокойно: их может обвалить только цена нефти на уровне нуля, причем в течение не менее года. Потому что у них себестоимость добычи $1-2, а у нас 18 за баррель. Но полный отказ человечества от нефти абсолютно невероятен – даже если будет изобретено некое невиданно дешевое горючее, то ценность нефти как сырья для химической промышленности всегда будет на высоте.

России же до дефолта совсем близко, где-то вероятность около 20%, - чуть больше одного патрона в барабане. Всё зависит от того, как пойдет игра на той, заграничной рулетке. Кто-то выиграет больше, кто-то меньше, кто-то совсем не выиграет, а кто-то проиграет. Это в конечном итоге отразится на цене нефти. Если она поползет вверх, нам шампанское, а если вниз, - марш Шопена.

Ибо надежды только на нее родную, на нефть. Не надо строить напрасных иллюзий. Только она наш спасательный круг до следующего кризиса. Вот если пойдет вторая волна кризиса «плохих кредитов», предсказанная Кудриным, тогда уж точно марш. Остается молить Бога, чтобы этот великолепный финансист ошибся.

Если не нефть, то ничего, потому что сказки про инновационные технологии – останутся сказками, пока не будет определен перечень товаров, которые выгоднее производить именно в наших условиях и ни в каких других. Без этого технологии, даже если они и будут здесь изобретены, неизбежно уйдут за границу. Бизнес имеет один патриотизм: максимум прибыли при минимуме издержек.

При самом плохом сценарии накачка экономики деньгами ничего не даст, деньги будут уходить в песок, как они уходят сейчас. Тогда мы в России испытаем двойную инфляцию. Мы сидим на 70% импорта, это и питание, и сырье, и комплектующие. Они станут дорожать из-за инфляции там, да плюс подорожание из-за обесценивания рубля здесь. Не дай Бог еще, чтобы установили заградительные пошлины, тогда совсем труба. Вообще загадочна русская душа. Наш президент благословляет самые дикие протекционистские пошлины, разрушающие глобальный рынок, и, в то же время, обижается, что нас не принимают в ВТО. Как в анекдоте про сверхнаглость: сожительствовать с женами фронтовиков, а по утрам искать себя в списке награжденных.

Но, кажется, сценарий может быть не таким жестким. Принимаемые в США антикризисные меры, включающие беспрецедентные финансовые вливания, начинают работать, считает профессор Колумбийского университета и консультант Международной финансовой группы Всемирного банка Шэрин О'Холорэн.

«Агрессивная политика противодействия кризису, предпринятая командой Барака Обамы, начинает срабатывать. Ситуация на межбанковском кредитном рынке уже вышла из паралича, начинает размораживаться кредитование промышленности. Появляются первые признаки надежды, такие, как рост объема продаж домов в феврале», - сказала О'Холорэн РИА Новости.

Антикризисный пакет для стимулирования экономики был принят в размере 787 миллиардов долларов и предполагает создание свыше трех миллионов рабочих мест. А объявленный в понедельник план выкупа обесцененных банковских активов без национализации рассчитан на привлечение до 1 триллиона долларов общественного и частного капитала.

Потребительские расходы второй месяц подряд продемонстрировали незначительный, но все-таки рост после полугода непрерывного сокращения. За вычетом инфляции этот показатель составил 0,7% в январе и 0,2% в феврале. Аналитики финансовой группы Wachovia полагают, что самая низкая точка падения потребительских расходов нынешней фазы кризиса преодолена.

На Уолл-стрит в течение недели не было крупных провалов. По данным Wilshire Associates Incorporated, завершившаяся неделя была первой неделей роста фондового рынка к двум предыдущим неделям, начиная с середины месяца.

Индекс Dow Jones Wilshire 5000 закрылся в пятницу на отметке 8,286.84, что выше на 485,49 пункта или 6,22% к минувшей пятнице. За неделю Уолл-стрит отыграла примерно 600 миллиардов долларов.

Это вселяет осторожненький оптимизм. Но.. Если еще забрезжит свет в конце этого канализационного коллектора хотя бы еще в Западной Европе. Однако, пока сведения оттуда хуже некуда. Поглядим, что будет через полгода. Американский всплеск вполне может оказаться дыханием Чейн-Стокса. Повторяю: следите за ценой нефти. Ей опускаться ниже $40 нельзя, за этой цифрой для нас земли нет.

Валентин Спицин.


Рецензии