Не начавшийся роман 3 глава

Лето выдалось на редкость тёплое. Оле никогда не удавалось куда-нибудь съездить, отдохнуть, но она радовалась за подруг, которые всё же находили и время, и возможность побывать на юге. У Оли не было зависти, она довольствовалась своим солнцем. Любила позагорать, понежиться на горячем песочке, погреть свои косточки. Вот и сейчас, вместе с подругой лежали на пляже. Солнце уже не было таким палящим, но приятно было лежать и ощущать лёгкий ветерок.

   Они наблюдали за людьми. Вот парочка, обнявшись, прошла мимо них. Парень с девушкой облюбовали место и, раздевшись, побежали к воде. Глядя на них, Валентина проговорила:"Счастливые! У них всё ещё впереди. А мы с тобой уже бабки, и никто на нас с тобой не смотрит".
   Ольга возразила: "Ты не права. Ты ещё очень привлекательная, и на тебя смотрят мужчины. Только проблема-то в том, что мужчинам нужна постель. А ведь хочется, чтобы тебя любили, цветочки дарили. Тебе в молодости часто дарили цветы? То-то и оно! И в молодости - нет и сейчас - некому".
- Да, подруга, такого уже не будет. Кстати, ты мне ничего не говорила о том мужчине,с которым вы встретились через много лет, помнишь? Твоя первая любовь.
- Ну как же, конечно помню и не просто помню, а думаю о нём часто. Даже на улице ищу его глазами, а вдруг увижу? Мы не виделись уже несколько месяцев. А встретиться хочется, даже просто для того, чтобы увидеть. Хотя с другой стороны, не вижу - легче. Время пройдёт, и всё забудется. Ты бы знала, как я волновалась каждое утро, когда собиралась на работу и с работы. Ведь я его могла видеть только на остановке. Иногда вместе ехали, иногда порознь. И когда вместе, я была на седьмом небе от счастья. Хотя, что это за счастье? Вышли из автобуса и разошлись, как в море корабли.
   Валя, слушая подругу, думала:"Не повезло Оле с мужем". Она знала его не только как мужа подруги. Она с ним работала вместе и поэтому хорошо знала, что это за человек. Про таких говорят: "Мягко стелет, но жёстко спать". Он мог быть очень любезным, приветливым, но иногда его поступки ставили людей в тупик. Он умудрялся делать добрые дела людям так, что потом они были не рады тому, что вообще просили его об этом.
   Вале всегда казалось, что подруге нужен не такой мужчина.
А Оля лежала, прикрыв глаза, вспоминая Николая. Как она порой казнила себя за эту слабость! Зачем думать о человеке, который тебе не принадлежит и тем более, сама замужем. Но уж так устроен человек, всегда хочется чего-то лучшего, неизведанного. Ей не доставало романтики в жизни. Ведь жизнь, это не только работа, стирка, глажка. Жизнь - это чувства, эмоции, переживания. Жизнь - это когда просыпаешься,и жить хочется!
- Валя, ты представляешь, однажды я набралась смелости и предложила ему куда-нибудь сходить после работы. Мне до сих пор стыдно за себя! Я, может, этого не сделала бы, но он сам мне дал повод подумать, что этого хочет. Теперь-то я сама над собой смеюсь. Однажды он сказал мне, что всё зависит от меня. И я, безусловно, поняла это по-своему: он не решается, значит, я должна ему помочь,то есть, взять инициативу в свои руки. Не зря говорят: инициатива наказуема. Вот я и наказала сама себя - получила отказ.
- Неужели? А как это было?
- Я ему предложила встретиться и просила подумать до вечера. И когда после работы шли на остановку, он мне сказал, что всё взвесил, обдумал и решил, что нам не нужно встречаться. Что нужно подумать о последствиях. Что он имел ввиду, я только могу догадываться.
- Да, подруга! Неприятно получать отказ.
- Всё правильно! Это моё безрассудство. А вот Коля молодец! Я сделала вывод, что он порядочнее и мудрее меня.
- А может он просто трус?
- Не знаю, я подумала сначала, что он  безразличен ко мне и немного расстроилась А сейчас я рада, что он принял такое решение и уважаю его за это.
- Ты не обиделась?
- Сначала - да,очень! Я тогда поехала к Любе и выплакалась у неё. Потом успокоилась, это  лучше, чем потом раскаиваться в содеянном. Знаю, что когда увижу его снова, буду очень рада. И даже если он вдруг пригласит, откажусь, потому что он мне дорог. Я боюсь его разочаровать и боюсь сама разочароваться. Ведь очень часто, получив желаемое, теряешь к нему интерес.
- Я что-то не совсем поняла тебя. Если не встречаться, тогда зачем всё?
- Просто жить и знать, что у него всё хорошо. Валюшка, ведь я не свободна! И давай-ка собираться домой. Пока мы с тобой про любовь говорили, тучки вон появились. Пошли, пока дождь не начался.
   И подруги поспешили уйти. Одна поехала в свою холодную квартиру, где её никто не ждал, а другая в свою, где её давно уже ждала дочь.
   А Николай жил своей жизнью.
Жена молча поставила перед ним тарелку, села напротив и наблюдала, как муж ест. Она умела готовить и Николай ценил её за это, хотя очень редко говорил ей комплименты по этому поводу. Считал, что это её прямая обязанность.
Молчание затянулось, и наконец, жена не выдержала: "Мне кажется, что ты в последнее время очень изменился. Что-то произошло?"
- Нет, ничего, всё в порядке.
- Не надо, не ври. Ты кого-нибудь встретил?
- Кого я могу встретить? Ты же знаешь, я всё время дома.
- Прошу тебя, не ври. Ты же знаешь, о чём я говорю.
- Нет, не знаю.
   На какое-то время оба замолчали. Николай вымыл за собой тарелку и уже собрался уйти в комнату, но жена попросила задержаться:"Коля, сядь пожалуйста. Мы давно с тобой не говорили по душам. Сколько мы уже с тобой живём? Больше тридцати лет. И я ни разу за эти годы тебе не изменяла".
- Я знаю.
- Что значит, знаю? Ты такой самоуверенный? Думаешь, что ты такой неотразимый мужчина, что тебе невозможно изменить? Ошибаешься! Можно было и не раз. Но я этого не делала.
- Что ты хочешь от меня? Признания? Так мне не в чём признаваться.
- А стихи, которые я нашла у тебя?
- Вот это уже не смешно. Мне не нравится, что ты проверяешь мои карманы.
- А мне не нравится, что ты нашёл себе бабу.
- Очень грубо! Это хорошая и порядочная женщина. Тем более,я её не вижу. И давай оставим этот разговор.
- Тогда выброси эти стихи.
- Зачем?
   Жена поднялась, и со словами: "Тогда я сделаю это сама",- вышла и направилась в комнату Николая. Он хотел сначала бежать за ней, а потом подумал: "А может так и лучше? Он сам порывался не один раз уничтожить стихи, но рука не поднималась". Жена вернулась на кухню, открыла ящик и выбросила разорванные листы в мусорное ведро.
   "Глупая женщина",- подумал Николай, - что ты сделаешь с сердцем? Его-то не выкинешь. И памяти меня не лишишь. Я их уже наизусть знаю". Он не обижался на жену, прекрасно её понимал. Николай не понимал себя, что он хочет больше, забыть Олю или увидеть её?

   Накануне на работе им сказали, что скоро будет командировка на завод. Их бригаду отправляют на монтаж нового котла. А это значит, что он вновь может увидеть Олю. Всё это время его не покидало радостное чувство. Наконец-то! С последней встречи прошло почти пять месяцев. Как она там живёт? Здорова ли? Обо всём этом думал Николай, пока жена пыталась промыть ему мозги. Но видя, что Николай не реагирует на её выпады, успокоилась. Она сидела перед телевизором и было видно, что она делает вид, что смотрит, а сама сосредоточенно о чём-то думает.
   Николай, глядя на неё вспомнил, как впервые познакомился с Людмилой.
...Он тогда жил в общежитии, работал на стройке. Однажды к его другу пришла девушка со своей подругой. Они сидели, выпивали, танцевали. А потом друг ушёл со своей пассией, а Людмила осталась. После этой встречи она часто приходила к Николаю. Ему тогда было двадцать восемь лет, возраст, когда пора было задуматься о женитьбе. А ей - двадцать. Она была очень красивая, стройная и очень весёлая. Только одно не нравилось в ней Николаю, она всегда добивалась своего и не важно, правильно это, или нет. Если она решила что-то сделать, бесполезно её отговаривать, переубеждать. В жизни она такой и осталась. Когда она забеременела, тут же сказала: "Буду делать аборт. Дети нам сейчас не нужны". После этого аборта детей у неё не было. Но Людмила не хотела брать вину за это на себя, говоря: "У меня всё нормально, я проверялась".
   Николай и сам долго лечился: у него был ревматоидный артрит. После армии он лежал долго в больнице и потом каждый год проходил курс лечения. Его лечили сильными препаратами, но врачи его убеждали, что это не должно повлиять на  бездетность. И всё равно Николай не снимал с себя ответственности за то, что у них не было детей. А без детей семья не была полной. У Людмилы племянницы рожали одна за одной и она была у них востребована. Иногда Николай, наблюдая, как Людмила возится с малышами, думал, что наверняка она сейчас жалеет о том, что не послушала его. Ведь Николай уговаривал не делать аборта.
   Людмила не понимала своего беспокойства. Она ревновала своего мужа и это её саму удивляло. Ведь она всегда считала, что она лучше его, к тому же моложе.
Но, ладно по молодости, а сейчас-то что ревновать? "Кто может на него позариться в этом возрасте?" - думала она. Но всё же злилась на него, хотя видимых причин для ревности не было. Людмила всегда знала где Николай находится. Он редко уходил из дома. В гараже да, частенько задерживался. Но это было и раньше. Её смущали стихи, которые она нашла у Николая: "Интересно, кто эта женщина? Судя по изложенному в стихах, ей тоже, как и мне, около пятидесяти лет",-размышляла она про себя. Её раздирало любопытство, как выглядит эта женщина? Ведь её, Людмилу, Николай полюбил за красоту. Конечно, сейчас она уже не выглядела, как в двадцать лет, но всё ещё была привлекательной. Немного пополнела, морщинки...но и он ведь не помолодел.
   Вот так и бывает в жизни: живёт человек рядом, не замечаешь никаких достоинств, видишь только одни недостатки. Людмила никогда не была довольна своим мужем. Ей всегда казалось, что другие мужья делают гораздо больше по дому. А Николая всегда нужно было упрашивать что-то сделать. Он никогда с ней не спорил, зная во что может вылиться его отказ. Людмила была очень вспыльчивой натурой, и если что не по ней, не сдерживала своих эмоций. Только однажды он бросил ей упрёк: "Как я раньше не разглядел твой характер?"
   Людмила поглядывала на Николая, читающего газету. Она тоже вспоминала их первую встречу. Но она её разглядывала совсем в другом ракурсе. Николай ей показался респектабельным, умным и, к тому же, он был красивым. Людмила сразу же решила: "Закадрю". Она сама в то время училась в техникуме. Жить на мамины деньги, которые та посылала дочери каждый месяц, было тяжело. Мать жила в деревне и сама получала гроши. А у неё ещё были дети, кроме Людмилы. Чтобы как-то сводить концы с концами, Людмиле приходилось подрабатывать. Она мыла полы в общежитии, в котором жила. Как ей было стыдно, когда молодые ребята видели её с ведром и тряпкой. Она была рада провалиться сквозь землю.
   А Николай в то время работал и получал хорошие деньги. Людмила постаралась произвести на него хорошее впечатление. Что понравилась Николаю,поняла по тому, как он смотрел на неё, не сводя глаз. Когда его друг с девушкой ушли, Николай спросил Людмилу: "Ты останешься?" И она ответила: "Да". Всё произошло как по написанному сценарию. С того вечера они встречались каждый день, а через месяц подали заявление и расписались. В общежитии им выделили комнату. Как они радовались, когда купили новую мебель и телевизор!
    Через два месяца Людмила поняла, что она беременна. Но перспектива возиться с пелёнками её не радовала. Она заявила Николаю, что ещё не время обзаводиться ребёнком, нужно на ноги встать. Они тогда первый раз поругались. Николай думал, что ему удалось её убедить, но Люда была непреклонна. Она всё же сделала аборт. Он тогда сильно переживал, но Людмила считала, что всё правильно сделала. Николаю ничего не оставалось, как смириться. Он всегда был податливым, из него можно было вить верёвки, как говорят. Ему порой так хотелось настоять на своём, показать, кто в доме хозяин, но Людмила всегда брала верх над ним.
   Наверно, поэтому Николай тогда сказал Оле, что ему никогда не хватало решительности. Просто он был неуверенным в себе человеком. А жена всякий раз подавляла его попытки показать себя мужчиной. И тем не менее они прожили тридцать лет. За это время Николай за какую только работу не брался, лишь бы побольше заработать. Уж в этом-то жена не сможет его упрекнуть! Но Людмила и здесь была не довольна. Всякий раз, когда ему приходилось лежать в больнице,  или ехать в санаторий, она закатывала истерики. По-молодости она даже жалела, что вышла за него замуж. Но как скоро поняла, что с ним жить удобно, успокоилась. В конце концов, она свободная женщина, хотя и замужем. Николай никогда не ограничивал её в свободном времени. Она могла уходить к подругам, к племянницам и при этом не отчитываться перед мужем, почему долго гуляла. Детей не было, а Николай никогда не устраивал скандалов, даже если она приходила слишком поздно.
   Из года в год каждый из них создавал свой мир, в который не допускали друг друга. Совместными были поездки в деревню, где они купили домик. Выращивали там овощи. Но с годами поняли, что им двоим не так много и надо. Поэтому ездили туда только для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, подышать свежим воздухом, да приглядеть за домом. Их обоих устраивала эта жизнь.
   
   ...Оля пришла с пляжа домой. Дома её ждала Ксюша. Они договорились вместе съездить к Марине, подруге Оли.
- Ну, как дела, дочка?
- Всё хорошо. Володя тебе передаёт привет.
- Спасибо. Ты ему сказала куда мы едем?
- Да. Он приедет за нами на машине, когда мы соберёмся домой.
   Короткий диалог матери и дочки. Но сколько в этих простых словах нежности и тепла! Оля всегда гордилась своими отношениями с дочкой. Ксюша всегда была с мамой откровенна. А иногда она давала матери советы. Они никогда не ссорились, не обижались друг на друга. Оля была так благодарна Богу, что у неё есть дочь!
   Когда Ксюше исполнилось семнадцать лет, она познакомилась с молодым человеком. Он был старше её. Ему было двадцать четыре года. Он приезжал за ней на машине. Казался порядочным молодым человеком. Вскружил девчонке голову, и она не устояла перед ним. Он познакомил её со своими родителями и вскоре увёз её к себе домой.
   Тогда Олю многие осуждали за то, что она позволила дочери уйти из дома. Но Оля считала, что у неё были на то причины. В то время муж Оли очень пил. Дети старались больше находиться вне дома. Несколько раз он устраивал скандал, когда Ксюша возвращалась поздно домой. Однажды Володя оказался свидетелем такого скандала. Ему стало жаль Ксюшу и он решил увезти её к себе. Только сделал он это нехорошо. Пока Оля была на работе, он пришёл к отцу Ксюши и уговорил его отпустить дочь к нему. А отец, будучи пьян, с лёгкостью согласился. Когда Оля вернулась с работы, Ксюша была уже у Володи дома.
    Оля пришла к ним на следующий день. Первое желание было - забрать её домой, но поговорив с матерью Володи, всё же решила не делать этого. Тем более, что матери Ксюша очень нравилась и Володя заверил, что всё будет хорошо. Когда Ксюше исполнилось восемнадцать, они расписались, сыграли свадьбу. Но недолго длилось счастье дочки. Муж стал гулять, и через четыре года они разошлись. У него появилась другая.
   Но время шло и он начал понимать, что совершил глупость. И когда понял, наконец, что не может без Ксюши жить, решил её вернуть. Вот уже пять лет они живут вместе. Только одного им не хватает, у них нет детей. Сейчас Ксюша счастлива, а значит - и Оля тоже.
   Но были моменты, когда Оля и дочь не могли найти точек соприкосновения. Оля была против того, чтобы дочь вновь сходилась со своим мужем. Но Ксюша, как могла отстаивала своё счастье. Спустя много времени, Оля попросила у дочери прощения за то, что советовала дочке бросить мужа.
   Да, сколько воды утекло за это время. Оля была счастлива, когда дочь после развода жила дома. А теперь она не менее счастлива от того, что Ксюша успокоилась. У неё есть семья, есть свой дом...
- Мам, мы скоро поедем? - вопрос дочки прервал мысли Оли.
- Да, сейчас едем.
Оля приготовила для подруги подарок и они стали собираться. Люба наверняка их уже заждалась.
Продолжение следует...


Рецензии