Гуси - лебеди

Опубликовано в журнале "Театр круглый год" №4, 2004г.

Пьеса по мотивам одноименной русской народной сказки

Действующие лица:
1. Отец
2. Мать
3. Дочь Маша
4. Сын Иванушка
5. Подружка Лиза
6. Подружка Арина
7. Подружка Фрося
8. Мышка
9. Баба Яга

Картина первая

Двор. На лавочке у избы Отец плетет лапти. Под яблоней с красными яблоками сын Иванушка играет яблочками.
Отец (напевает): В деревне было Ольховке (2 раза)
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите, тятька новые сплете!..
Входит Мать с ведрами, набирает воду из колодца, уносит ведра с водой в избу, возвращается.
Мать: Вот, муженек мой дорогой, по хозяйству я все переделала…
Отец: Теперь и на базар пора, лапти продать, а на вырученные деньги обновки купить… Вон, сколько я лаптей наплел, товару много…
Мать: Где же доченька наша Машенька?
Отец: Наверно, опять с подружками убежала…
Мать: Не сидится ей дома… Нам на базар пора, а за Иванушкой приглядеть некому.
Отец: Покличь Машеньку, она и прибежит.
Мать: Машенька!
Отец: Маша!
Вбегает Маша с лукошком.
Маша: Звали меня, матушка? Звали меня, батюшка?
Отец: Ты где, дочка, была?
Маша: Я с подружками на луг за земляникой ходила. Вот сколько набрала! (Показывает лукошко.)
Мать: Заботливая ты, Машенька. Давай лукошко. Я в сени снесу, опосля варенье сварю. (Мать уносит лукошко в избу и возвращается.)
Отец: Маша, мы с матерью на базар пойдем торговать лаптями, а ты уж за бртцем догляди, за ворота не ходи.
Мать: По деревне слух пошел, что повадились гуси-лебеди летать, малышей забирать. Налетят, покружат, да  и уносят деток, а куда – неведомо.
Отец: Наша изба с краю стоит, так что побереги братца…
Мать: Будь умницей, а мы тебе платочек расписной купим.
Маша: Хорошо, матушка. Хорошо, батюшка.
Мать (Иванушке): Ты, сыночек, Машеньку слушай да яблочки кушай.
Отец: Пора нам. Мы пойдем, Машенька. Помни, что тебе наказывали…
Родители уходят.

Маша машет рукой на прощанье.
Маша (Ивану): Вот и ушли батюшка с матушкой… Чем бы нам, Иванушка, себя занять? Покличу-ка я подружек своих, все веселее будет. Мы и песни попоем, и хороводы поводим. А ты, Иванушка, в ладошки похлопаешь. (Кричит.) Подружки! Лиза! Арина! Фрося! Идите сюда!
Входят подружки.
Лиза: Маша, звала?
Арина: Что случилось?
Фрося: А где родители твои?
Маша: Батюшка с матушкой на рынок уехали, будут поздно. Меня оставили за братцем присматривать. А позвала вас, чтоб Иванушку повеселить-позабавить.
Лиза: А чем же мы братца твоего позабавим? Разве что сказку рассказать?
Арина: Или частушки спеть?
Фрося: Иль загадку загадать?
Маша: И спеть, и сплясать, и загадку загадать. Так, Иванушка? (Иван кивает.)
Лиза: Ну, кто первый начнет?
Арина: Чур, не я!
Фрося: И, чур, не я!
Лиза: А кто ж тогда?
Маша: Лиза, ты считалку какую-либо знаешь?.. На ком счет закончится, тот загадку и загадает.
Лиза (считает): «Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашел, сам заплакал и пошел». Арина, на тебя счет выпал, тебе и загадку сказывать.
Арина: Ну что ж, слушайте загадку.
Живет в лесной избушке
Горбатая старушка.
Вместо носа – кочерга,
У нее одна нога.
На помеле летает,
Деток похищает.
Фрося (с ужасом): Это, наверное, кикимора…
Лиза (со смехом): Сама ты кикимора!
Девочки смеются.
Арина: А почему на одной ноге?
Фрося: А кто ж тогда?
Лиза: Я знаю кто!
Арина: И кто ж, по-твоему?
Лиза: Да это лиса!
Арина: Это, почему же лиса?
Лиза: А потому что лиса хитрая! Обдурить всех хочет: притворится калекой, а потом… Цап! И съела!
Маша: И поэтому она в нос кочергу запихнула?
Все смеются.
Арина: Ну что, никто не догадался?
Маша: Я догадалась.
Все (вместе): И кто это?
Маша: Это Баба Яга.
Арина: Правильно. Баба Яга.
Фрося: Тише вы. Ни к месту нечисть вслух называть.
Лиза: А что так?
Фрося: Что-что.… А то явится еще.
Арина: Ну и трусиха ты, Фрося.
Фрося: А ты, Аринка, будто смелая? Кто недавно из малинника бежал как угорелый?
Арина: Так там медведь был!
Фрося: Не было там медведя.
Арина: Нет, был.
Фрося: Нет, не было.
Арина: Был!
Фрося: Нет!
Арина: Да!
Фрося: Нет!
Маша: Хватит спорить вам, подружки милые. Лучше Иванушке песенку споем.
Лиза: А что, и споем…
Арина: Вот ты, Лиза, и запевай.

Девочки поют песню.
Лиза: Как у наших у ворот
Муха песенки поет.
Все (хором): Ай, лю-ли, вот поет,
Ай, лю-ли, вот поет.
Маша: Комар музыку ведет,
Стрекоза плясать идет.
Все (хором): Ай, лю-ли, плясать идет,
Ай, лю-ли, плясать идет.
Арина: Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой взяла.
Все (хором): Ай, лю-ли, с собой взяла,
Ай, лю-ли, с собой взяла.
Фрося: Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной!
Все (хором): Ай, лю-ли,  ты со мной,
Ай, лю-ли, ты со мной.
Лиза: Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал!
Все (хором): Ай, лю-ли, я устал,
Ай, лю-ли, я устал.
Девочки во время пения исполняют инсценировку. Иванушка хлопает в ладоши.
Лиза: Подружки, а давайте в прятки поиграем.
Арина: Давайте.
Лиза: Только я, чур, не буду водить!
Арина: И я, чур, не буду!
Фрося: И тоже – чур!
Лиза: Тебе, Маша, водить. Ты не успела сказать «чур».
Маша: Ну что ж, мне – так мне… Прячьтесь, я начинаю считать…
Девочки прячутся: Лиза спряталась за дом, Фрося – за колодцем, Арина – за кустом. Иванушка тоже пытается спрятаться, но девочки его выгоняют из своих мест. Иванушка уходит прятаться за ворота.
Маша: Раз, два, три, четыре, пять,
Я сейчас пойду искать.
Кто не спрятался,
Я не виновата.
Корыто, корыто,
Мои глаза открыты!

Маша начинает искать играющих.
Маша: Вижу, вижу, за колодцем Фрося сидит…  Выходи, Ефросинья, в сарафане своем синем. (Фрося выходит, садится на скамью.)  А вот и Арина. За кустом сидит, из-за ветки глядит. Выходи, Арина. Я тебя застукала…  А где же Лиза? (Ищет.)
Лиза (выбежав): А вот и я! Вот и я! Застукала сама себя!
Маша: А где же Иванушка? Иванушка, выходи. Ты где спрятался?… Не отзывается…
Лиза: И, впрямь, куда это он спрятался?
Маша: Может, за колодцем сидит?
Фрося: Нет его там. За колодцем я пряталась.
Маша: Может, Иванушка за кустом спрятался?
Арина: Нет его там. За кустом я пряталась.
Маша: А, может, Иванушка, за избой притаился?
Лиза: Нет его там. За избой я пряталась.
Маша (испуганно): Так, где же он?
Все (зовут): И-ва-ну-шка!
Лиза: Как сквозь землю провалился…
Фрося: Пропал.
Арина: Может, он на улицу выбежал?
Маша: Я его поищу…  (Убегает за кулисы, зовет оттуда.) И-ва-нушка! И-ва-нушка!
Девочки ищут. Маша возвращается, садится на скамью, плачет.
Маша: Куда пропал Иванушка? Что я скажу родителям?
Лиза: Не плачь, Машенька…
Арина: Может, найдется Иванушка…
Фрося: Боюсь, что Иванушку гуси-лебеди унесли. Недаром про них худая молва по деревне идет. Боюсь, так оно и есть…
Лиза: Ох, Фрося-Фрося, ну и трусиха ты, «Боюсь, боюсь»…
Арина (задумчиво): А может, Фрося и права.

Слышится гоготанье гусей.
Фрося: Смотрите, гуси! Это они, гуси-лебеди!
Арина: И Иванушка… вон он!
Маша (кричит): И-ва-нушка! Вернись!
Лиза: Унесли Иванушку гуси-лебеди…
Арина: А куда?
Фрося: Кто их знает…
Маша: Что же делать-то мне? Что отцу-матери сказать?.. Не доглядела.
Лиза: Не причитать тебе надо, Машенька, а пойти искать Иванушку.
Арина: Правильно Лиза говорит, что толку унывать…
Маша: А где же искать-то его?
Лиза: За широкими полями, за темными лесами…
Фрося: Ой, там же нечисть живет! Страшно…
Маша: Ничего я не боюсь. Пойду искать братца своего!
Лиза (подает корзинку): Возьми в дорогу корзинку с яблочками садовыми.
Арина (кладет в корзинку узелок): Возьми пироги пшеничные.
Фрося (ставит в корзинку туесок): И сливочки пригодятся. Путь, наверное, не близкий…
Маша: Прощайте, подружки мои милые. Не поминайте лихом.
Подружки (вместе): Прощай, Маша.
Подружки машут платочками на прощанье. Маша уходит.
Лиза: Молодец, Маша, не испугалась. Пошла братца искать своего.
Арина: Да, Маша очень смелая.
Фрося (вздыхая): Ох, как бы чего не вышло…
Занавес.

Картина вторая

Широкое поле. В поле находятся печка, яблоня с зелеными яблоками, молочная река
Звук ветра в поле.
Маша (зовет): Иванушка, отзовись!.. Где ты, братец мой родимый? (Замечает печку.) Ой, печка! (Удивляясь.) Одна в поле…  Ну и чудеса!
Голос Печки: И вовсе не чудо, а беда. Жила здесь раньше семья: отец, мать да детки малые. Хозяйка пироги пекла, вкусные, румяные… Да все прошло и быльем поросло…
Маша: А куда же подевались все?
Голос Печки: Беда пришла в наши края. Налетели гуси-лебеди, деток малых унесли за темные леса, за широкие поля…
Маша: А родители что ж?
Голос Печки: Хозяева котомки собрали да пошли искать деток своих. Изба со временем развалилась, а я все стою и хозяев жду…
Маша: И давно ты, чудесница Печка, ждешь-поджидаешь?
Голос Печки: Дней не считала… А пироги пеку исправно. Правда, не такие румяные и пышные, как у хозяйки, а простые – ржаные… Вернутся хозяева, я их пирогами и попотчую.
Маша: Невеселую историю ты мне рассказала, чудесница Печка.
Голос Печки: Как зовут тебя, девочка?
Маша: Машенька.
Голос Печки: Как же ты одна-одинешенька сюда забрела?
Маша: Ищу я братца своего Иванушку. Унесли его гуси-лебеди.
Голос Печки: Ох, горе горькое… Ты, Машенька, угостись пирогом моим, подкрепись…
Маша: Не хочу я пироги ржаные есть, у меня в корзинке пшеничные лежат… Да с горя и кусок в рот не лезет.
Голос Печки: Не угостишься пирогом моим, я тебе путь дорогу не подскажу…
Маша (смеясь): Дорогу ты мне, чудесница Печка, сама того не ведая подсказала – за широкими полями, за темными лесами… Так что, прощай. Пошла я братца из беды выручать.
Голос Печки: Скатертью дорога, Машенька… (Маша поклонилась и пошла дальше.)

Маша приближается к яблоне. Слышен щебет птиц.
Маша (зовет): Иванушка, отзовись!.. Где ты, братец мой родимый? (Замечает печку.) Ой, яблонька! (Удивляясь.) Одна в поле…  Ну и чудеса!
Голос Яблони: И вовсе не чудо, а беда. Жила здесь раньше семья: отец, мать да детки малые. Хозяин яблоки выращивал  вкусные, румяные… Да все прошло и быльем поросло…
Маша: А куда же подевались все?
Голос Яблони: Беда пришла в наши края. Налетели гуси-лебеди, деток малых унесли за темные леса, за широкие поля…
Маша: А родители что ж?
Голос Яблони: Хозяева котомки собрали да пошли искать деток своих. Сад хозяйский в запустенье пришел, одна я и выжила. А яблочки мои садовые в дикие превратились…
Маша: И давно ты, красавица Яблонька, ждешь-поджидаешь?
Голос Яблони: Дней не считала… А яблочки ращу исправно. Правда, не такие румяные и вкусные, как у хозяина, а простые … Вернутся хозяева, я их яблочками и порадую.
Маша: Невеселую историю ты мне рассказала, красавица Яблонька.
Голос Яблони: Как зовут тебя, девочка?
Маша: Машенька.
Голос Яблони: Как же ты одна-одинешенька сюда забрела?
Маша: Ищу я братца своего Иванушку. Унесли его гуси-лебеди.
Голос Яблони: Ох, горе горькое… Ты, Машенька, угостись яблочком моим, подкрепись…
Маша: Не хочу я яблоки лесные есть, у меня в корзинке садовые лежат… Да с горя и кусок в рот не лезет.
Голос Яблони: Не угостишься яблочком моим, я тебе путь дорогу не подскажу…
Маша (смеясь): Дорогу ты мне, красавица Яблоня, сама того не ведая подсказала – за широкими полями, за темными лесами… Так что, прощай. Пошла я братца из беды выручать.
Голос Яблони: Скатертью дорога, Машенька… (Машка поклонилась и пошла дальше.)

Маша приближается к молочной реке. Слышно журчание воды.
Маша (зовет): Иванушка, отзовись! Где же ты, братец мой родимый? (Замечает речку.) Ой, река! Чудеса да и только!
Голос Речки: Я – молочная Река, кисельные берега. Разделяю широкие поля и темные леса, чтоб ни добрый человек, ни зверь лесной не могли попасть в чащу заколдованного леса, окромя гусей-лебедей…
Маша: Почему же нельзя человеку доброму в чащу лесную?
Голос Речки: То мне не ведомо… Как зовут тебя, девица? И как ты сюда одна-одинешенька забрела?
Маша: Зовут меня Машенька. Ищу я братца своего родимого Иванушку. Унесли его гуси-лебеди.
Голос Речки: Ох, горе горькое… Отведай, Машенька, моего простого киселька с молочком.
Маша: Не хочу я кисель с молоком пить. У меня в туесочке сливочки водятся… Да с горя и кусок в рот не лезет.
Голос Речки: Подкрепись, Машенька, а я тебе путь-дорогу подскажу.
Маша: А дорогу ты, молочная Река, сама того не ведая, подсказала. Так что прощай. Пошла я братца из беды выручать.
Голос Речки: Скатертью дорога, Машенька (Маша поклонилась, перепрыгнула речку и ушла.)
Занавес.

Картина третья

Мрачно. Поляна в дремучем лесу. Избушка на курьих ножках. Яблоня с серебряными яблочками. Баба Яга прядет кудель. Входит Маша.
Маша: Здравствуй, бабушка.
Баба Яга: Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
Маша: Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
Баба Яга: Садись покуда кудель прясть, а я кочергу возьму, баню истоплю, там и погреешься.
(Маша садится прясть, баба Яга берет кочергу.) Сиди здесь смирно да пряди, никуда не ходи. Я проверять буду. (Уходит.)
Появляется Мышка.
Маша (не замечая Мышки): Какая бабушка старая. Старая да страшная.
Мышка: Девица, девица!
Маша: Кто это зовет меня тоненьким голоском?
Мышка: Это я – Мышка. Девица, дай кашки, я тебе и скажу, кто бабка эта старая.
Маша: Кашки у меня нет, а яблочко наливное садовое в корзинке лежит.
Мышка: Давай яблочко садовое, а то в лесу только серебряные растут на заколдованной яблоне.
Маша: А зачем в лесу серебряные яблоки? (Подает Мышке яблоко.) И как зовут эту бабушку?
Мышка (нюхая яблоко): Ух, какое ароматное!.. Не бабушка это, а баба Яга – костяная нога. Ну а, яблочки серебряные растут, чтоб завлекать сюда путников.
Маша: Баба Яга? Ой!..
Мышка: А ты, девица, не пугайся. Лучше спроси еще что-нибудь и кашки дай.
Маша: Нет у меня кашки, а вот в туесочке сливочки водятся. Скажи мне, Мышка, не видела ли ты братца моего Иванушку? (Подает Мышке туесок.)
Мышка (выпив сливки): Ух, знатные сливочки!.. Братец твой Иванушка в избушке на курьих ножках сидит, яблочками серебряными балуется. А баба Яга  баню истопит, гостей своих намоет, посадит в печку, изжарит и съест, а после на косточках поваляется.
Маша: Ох, Мышка, как же мне братца спасти и самой спастись? Помоги, подскажи, а я за помощь твою пшеничным пирогом угощу. (Кладет на скамью пирожок.)
Мышка: Девица, не дожидайся, бери братца своего и беги, а я за тебя кудель попряду.
Маша вывела брата из избушки на курьих ножках.
Маша (кланяясь): Спасибо тебе, Мышка, за совет твой. Прощай. (Убегает с Иванушкой и пустой корзинкой и туеском.)
Баба Яга (кричит из-за кулис): Девица, прядешь ли?
Мышка (прядет): Пряду, пряду, бабушка…
Мышка берет пирожок со скамьи, кушает.
Баба Яга (из-за кулис): Девица, прядешь ли?
Мышка: Пряду, пряду, бабушка… (Убегает.)

Входит баба Яга с кочергой.
Баба Яга: Баню вытопила, теперь девицу напарю, зажарю и съем, а мальца на завтрак оставлю… (Замечает исчезновение Маши.) Ох ты, ах ты! Куда же девица подевалась? (Побежала в избушку.) Ох ты, ах ты! И малец пропал! (Догадавшись.) Это девица братца своего увела! (Кричит.) Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!
Слышится гогот гусей, хлопанье крыльев.
Занавес.

Картина четвертая

Декорация та же, что и во второй картине: на поле – речка, яблоня, печка.
Слышно журчание воды. Вечереет. Автор Наталья Шамина.
Вбегает Маша с Иваном со стороны речки.
Маша: Речка-матушка, нашла я братца своего.
Голос Речки: Проголодались, наверное, с дороги. Поешьте моего простого киселька…
Маша: Спасибо, речка, за угощение. (Зачерпывает туеском из реки, ставит туес в корзину.) А теперь спрячь нас поскорей. Баба Яга послала в погоню гусей-лебедей, хочет съесть нас.
Голос Речки: Залезайте под кисельный бережок, там и укроетесь.
Маша с братом прячутся. Пролетают мимо гуси.
Маша с братом выбираются из-под кисельного берега.
Маша: Спасибо тебе, молочная Река, кисельные берега, что спасла нас от погони. Прощай.
Голос Речки: Счастливого пути, Машенька.
Маша кланяется. Слышится гогот гусей.

Маша с Иванушкой подходят к яблоне.
Маша: Яблонька-матушка, нашла я братца своего.
Голос Яблони: Проголодались, наверное, с дороги. Поешьте моего лесного яблочка.
Маша: Спасибо, Яблонька, за угощение. (Кладет яблоко в корзинку.) А теперь спрячь нас поскорей. Баба Яга послала в погоню гусей-лебедей, хочет съесть нас.
Голос Яблони: Залезайте под ветки, там и укроетесь.
Маша с братом прячутся. Мимо пролетают гуси-лебеди.
Маша с братом выбираются из-под ветки.
Маша: Спасибо тебе, матушка Яблонька, что спасла нас от погони. Прощай.
Голос Яблони: Счастливого пути, Машенька.
Маша кланяется и уходит с братом.

Вой ветра в поле. Маша с братом подходят к печке. Слышен гогот гусей.
Маша: Печка-матушка, нашла я братца своего.
Голос Печки: Проголодались, наверное, с дороги. Поешьте моего ржаного пирожка.
Маша: Спасибо, Печка-матушка, за угощение. (Кладет пирожок в корзинку.) А теперь спрячь нас поскорей. Баба Яга послала в погоню гусей-лебедей, хочет съесть нас.
Голос Печки: Залезайте в устьице, там и укроетесь.
Маша с братом прячутся. Гуси пролетают мимо.
Маша с братом выбираются из устьица.
Маша: Спасибо тебе, Печка-матушка, что спасла нас от погони. Прощай.
Голос Печки: Счастливого пути, Машенька.
Маша кланяется и уходит с братом.
Занавес.

Катрина пятая

Декорация та же, что и в первой картине.
Стемнело. Подружки Маши поют русскую народную песню.
Лиза: Вот и солнце село…
Фрося: А Машеньки все нет и нет…
Лиза (пугая подружек): А, может, она заблудилась в темном-претемном лесу?..
Фрося: Лиза, хватит пугать…
Лиза: А почему бы и нет. Сейчас самое время страшилки рассказывать.
Арина: Ох, Лиза, это ты у нас самая смелая, а у Фроси уже и поджилки трясутся.
Фрося: Ничего и не трясутся. Я тоже смелая.
Арина: А вот и нет!
Фрося: А вот и да!
Арина: Нет!
Фрося: Да!
Лиза: Хватит спорить… Я страшилку расскажу, вот мы и проверим: кто смелый, а кто – нет…
Фрося: Рассказывай, Лиза. Ничего я не боюсь.
Арина: Начинай, Лиза.
Лиза: В черном-пречерном лесу стоит черный-пречерный дом. В этом черном-пречерном дому стоит черный-пречерный стол. На этом черном-пречерном столе лежит…
Фрося: Все, хватит. Дальше не рассказывай.
Арина: Это почему же?
Фрося: А дальше я знаю. (Испугавшись.) Ой!.. там что-то шевелится… (шепотом) черное-пречерное…
Арина: Где?
Фрося: Вон там… (Показывает за кулису.)
Лиза: Да ладно, пугать-то… Ничего там и не шевелится…
Фрося (шепотом): А вот и шевелится…
Лиза: Ничего не вижу!
Арина: А я, кажется, тоже… вижу, и, кажется, слышу…
Фрося: А-а-а, прячьтесь!..
Девочки пищат и разбегаются.

Входит Маша, ведя за руку брата Иванушку.
Маша (зовет): Подружки! Лиза! Арина! Фрося! Это я – Маша!
Лиза (выходя): И правда, она!
Арина (выбегая): Маша вернулась! И не одна, а с Иванушкой…
Фрося (заикаясь): А то мы туту одни да одни…
Маша: Что же вы мне так обрадовались, что разбежались? Как будто чудовище какое увидели?
Фрося: Это все из-за Лизы. Она решила меня на храбрость проверить, вот и стала рассказывать страшилку.
Маша: Ну и как?
Фрося: Проверила.
Арина: Трусиха, конечно.
Фрося: А вот и нет!
Арина: А вот и да!
Фрося: Нет!
Арина: Да!
Лиза: Девочки, хватит спорить. Маша, лучше ты расскажи…
Фрося: Где ты была?
Арина: Где Иванушку нашла?
Маша (усаживая Иванушку): Далеко я была, много чего повидала: чудес разных…
Лиза: Каких?
Маша: С Печкой-чудесницей познакомилась, она сама пироги печет и угощает всех…
Арина: Какие пироги?
Маша: Ржаные.
Подружки (с разочарованием): У-у…
Маша: Таких вкусных я отродясь не кушала.
Фрося: А еще что видела?
Маша: С лесной Яблонькой-красавицей подружилась, она яблоками меня угощала…
Лиза: Небось, кислые яблоки у лесной-то Яблони…
Маша: А вот и нет, слаще яблок я в жизни не пробовала.
Арина: А еще что видела?
Маша: Познакомилась с волшебной Рекой….
Фрося (с недоверием): С волшебной?
Маша: Это не простая Река, а молочная с кисельными берегами.
Лиза (с насмешкой): И конечно, киселя с молоком попробовала?
Маша: Да, киселек тот повкуснее наших сливочек будет.
Арина: Интересно-то как…
Фрося: Попробовать бы…
Маша: А я и вам принесла. (Вынимает из корзинки угощение.) Кушайте, подружки мои милые.

Девочки пробуют угощение.
Лиза: Какое яблоко вкусное!
Арина: А киселек-то наваристый…
Фрося (пробуя пирожок): Вкусно, ничего подобного не кушала…
Лиза: А где же ты, Машенька, Иванушку нашла? Под Яблонькой?
Маша отрицательно машет головой.
Арина: Может, под кисельным бережком у Молочной Реки?
Фрося: Может, возле чудесницы Печки?
Маша: Нет, подруженьки мои, нашла я Иванушку в темном-претемном лесу…
Фрося: Ну вот, опять начинается…
Лиза: Не мешай рассказывать, Фрося.
Арина: Говори, говори, Машенька.
Маша: В темном-претемном лесу стоит…
Фрося: Черный-пречерный дом.
Маша: А вот и нет, Фрося, не угадала. Стоит избушка на курьих ножках. А возле нее растете заколдованная яблоня с серебряными яблоками.
Лиза: Кто же живет в этой избушке?
Арина: И кто ест  эти яблоки?
Фрося: Как же их разгрызть-то можно?
Маша: А живет там Баба Яга…
Фрося: Ой!
Лиза: А, правда, что  у Бабы Яги костяная нога?
Маша: Правда, конечно. Хромая она.
Арина: И вместо носа – кочерга?
Маша: Нос у нее и впрямь на кочергу похож: длинный, загнутый и с бородавками… А кочергу она берет, когда баню топит…
Фрося: А зачем она баню в лесу топит?
Лиза: Ну, Фрося, какая ты недогадливая. Париться, конечно.
Маша: Не самой париться, а других парить.
Арина: Какая бабуля заботливая.
Маша: Нет, Аринушка. Она деток малых напарит, в печь посадит, зажарит и съест!..
Фрося: Как съест?
Маша: С аппетитом, да на косточках поваляется…
Лиза: Как же вы убежали?
Маша: Посадила меня Баба Яга кудель прясть, а сама ушла баню топить…
Фрося (испуганно): Ой!
Маша: А мне Мышка помогла, подсказала, где Иванушку найти… Он в избушке на курьих ножках в яблочки серебряные играл.
Арина: А ты что?
Маша: А я Иванушку – за руку и бегом из леса того дремучего.
Лиза: Хорошо, что все кончилось благополучно.
Фрося: Кончилось ли?
Маша: Баба Яга за нами в погоню гусей-лебедей послала…
Арина: Как же вы от них убежали?
Маша: А нам с Иванушкой Речка, Яблонька и Печка помогли: прятали нас. Вот гуси-лебеди мимо пролетали и нас не замечали.
Лиза: А какие они, гуси-лебеди?
Арина: Те, что мы над лесом видели?
Фрося: Лучше нечисть на ночь не вспоминайте. А то привидится…
Лиза (с усмешкой): И прислышится…
Арина (со смехом): И причудится…

Слышится скрип колес.
Фрося (заикаясь): Я–я–я же го-го-го-ворила!
Лиза: Бежим!
Арина: Куда?
Маша: В избу! Скорее!
Девочки прячутся в доме.
Входят родители Маши.
Отец: Машенька, Иванушка, где вы?
Мать: Встречайте батюшку с матушкой.
Дети выглядывают в окно.
Отец: Испугались, что ли…
Мать: Ну, идите к нам. Мы вам подарки привезли.
Отец: Целый день торговали, а потом покупки делали.
Мать: Хорошо, нас соседушка подвез на телеге домой.… Быстро доехали…

Дети выходят.
Отец: Ой, да у нас гости!
Мать: Лиза, Арина, Фрося, добрый вечер!
Подружки (переглядываясь): Вечер… добрый?
Отец: Да что с вами? Странные вы какие-то.
Мать: Приключилось ли что?
Маша: Что было, то было, быльем поросло. Так, подружки?
Подружки (кивают): Да, конечно, да…
Отец: Вот, Машенька, тебе подарок обещанный: платок расписной.
Маша: Спасибо, батюшка. Спасибо, матушка.
Отец: А тебе, Иванушка, дудочка в подарок. Будешь звонко играть, девчат развлекать.

Подружки смеются.
Мать: А девчатам тоже подарки:
Сушки, пряники, баранки.
Отец: Ставь, мать, самовар!
Маша: Будем чай распивать.
Лиза: Мы грустить не будем…
Арина: Неприятность позабудем.
Фрося: Будем петь да плясать
Иванушка: И на дудочке играть.
Отец: Вот и сказке – конец!
Мать: А кто слушал – молодец!
Маша: Если книги все читать…
Все (вместе): Можешь многое узнать!
Иванушка играет на дудочке. Все пляшут.
Занавес.


Рецензии