Глава 7. НИС Витязь - бывший Марс

  "Витязь" - 61
 С 1956 по 1993 годы я участвовал примерно в сорока океанологических экспедициях. Двадцать одна из них проводилась в зарубежных водах. Остальные были так называемыми внутренними экспедициями (без выхода за рубеж). Кроме уже упомянутых Чёрного, Красного и Средиземного, мне довелось работать в Балтийском, Баренцевом, Карибском и Аравийском морях, а также в центральных районах Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Работал как на севере Баренцева моря, так и в южных районах Тихого океана, пограничных с Антарктическими водами.

  Работал в должности младшего, затем старшего научного сотрудника. В большинстве экспедиций, больших и малых, участвовал в качестве начальника отряда. Несколько раз был заместителем начальника экспедиции. Особо памятны те три зарубежных рейса, в которых я был начальником экспедиции. Некоторые экспедиции оставили глубокие «зарубки в памяти» по другим причинам. 
      
  Я написал отчёты о результатах работы в каждой из тех экспедиций, в которых участвовал в должности начальника отряда или более высокой. Опубликовал более сотни статей в изданиях Академии наук СССР и России, а также в нескольких иностранных изданиях. Опубликовал более двух десятков статей в научно - популярных журналах. Здесь же я буду рассказывать, в основном, о моих личных впечатлениях с позиции «любителя путешествий и приключений».

  Моё знакомство с океаном (точнее - с двумя первыми в моей жизни океанами) состоялось в 1977 году на борту «Витязя», легендарного судна. Теперь его называют «старым» в отличие от "нового" «Витязя», построенного в Польше и вышедшего в свой первый рейс в 1981 году.
 
 Несколько слов об очень интересной истории будущего широко известного научно - исследовательского судна Института океанологии АН СССР. В 1939 году в Германии на верфи Бременгафен было построено грузо–пассажирское судно с названием «Марс», предназначенное для перевозки фруктов из южных стран в Германию. Экипаж судна насчитывал 38 человек. Для 12 пассажиров имелись комфортабельные каюты. Похоже,что возить фрукты «Марсу» не довелось. Уже в 1939 году судно стало использоваться для доставки целлюлозы из Скандинавии в Германию.

 Позже оно было переоборудовано в госпитальное судно на 600 мест. А в январе – апреле 1945 года «Марс» в несколько рейсов вывез на запад Германии около двадцати тысяч беженцев из Кёнигсберга и Пиллау (ныне - Балтийск), окружённых советскими войсками. Последний рейс с беженцами «Марс» завершил 13.04.45 года. После капитуляции Германии судно по репарации сначала оказалось в Великобритании, а затем было передано Советскому Союзу.

 Осенью 1946 года П.П.Ширшов, министр морского флота СССР (и одновременно директор создаваемого им в то время Института океанологии АН СССР), поручил биологу В.Г.Богорову и капитану С.И.Ушакову подобрать судно для экспедиционных работ Института. В Ленинградском порту, где стояли трофейные суда, Богорову и Ушакову понравился бывший «Марс», имевший к тому времени уже новое название – «Экватор». В течение 1947 – 1948 годов на заводах Висмара (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке судно было переоборудовано.

 Так появилось научно – исследовательское судно «Витязь», получившее своё название в честь двух известных российских кораблей Х!Х века – винтового корвета «Витязь», на котором в 1870 – 1871 годах этнограф Н.Н. Миклухо – Маклай совершил плавание к берегам Новой Гвинеи, и парусно – винтового корвета «Витязь», которым в 1886 – 1889 годах командовал известный адмирал и океанограф С.О.Макаров.
  В свой первый (испытательный) рейс нис «Витязь» вышло из Одессы в мае 1949 года. Затем был переход во Владивосток, откуда было сделано ещё 59 рейсов в различные районы Мирового океана.   
               
 С группой сотрудников лаборатории подводных экспериментов ЮО я был приглашён участвовать в рейсе № 61 организатором и будущим начальником рейса В.И.Войтовым. Выбор района работ и научной программы рейса определялся необходимостью перегона «Витязя» и заодно с ним - недавно построенного для ЮО небольшого судна «Акванавт» из Владивостока в Новороссийск.

  Поэтому содержание научной программы рейса В.И.Войтов сформулировал как «Исследование структуры гидрооптических характеристик и факторов, их определяющих, на маршруте рейса».
 А маршрут был проложен через Сингапур, Мадрас, Коломбо, Мальдивские острова, Бомбей, Аден, Суэц, Порт–Саид, Пирей.

На фото - нис "Витязь - в порту Каоининград на вечной стоянке.


Рецензии
Здравствуйте, Владилен!
Полезно и информативно. А я и не знал, что "Витязь" бывший трофейный теплоход. Спасибо.
С Уважением,

Серёга Капитан   05.09.2013 11:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за посещение моей страницы. Рад, что Вам было интересно почитать об истории "Витязя".
С уважением
Владилен

Владилен Николаев   05.09.2013 12:46   Заявить о нарушении