42. ВИ. Агошков. Кромские лики. ИВ. Лопухин-9

42. ВИ.Агошков. Кромские лики.


ИВ.Лопухин


часть-9

ПОЕЗДКА ВАСИЛИЯ ЖУКОВСКОГО В РЕТЯЖИ

Знаменитый поэт, учитель А.С. Пушкина Василий Андрее-вич Жуковский после Отечественной войны 1812г поселяется на Орловщине: на территории, принадлежащей ныне Урицкому району, что в 20 километрах западнее от Орла (районный центр – посёлок городского типа Нарышкино).

В феврале 1814г в селе Ретяжи состоялась встреча поэта с И.В. Лопухиным. (Об этом рассказал писатель-краевед Владимир Вла-сов в газете «Орловская правда» (№105, 5 мая 1984г), вырезку из которой он мне любезно предоставил.)

Иван Владимирович подарил гостю свою новую работу «Отзыв искренности. Рассуждение о секте духоборцев» с такой дарственной надписью: «Гению — поэту Жуковскому от автора, друга его». В. Власов рассказывает о причине, которая застави-ла Василия Андреевича покинуть Холх — «деревнишку». Рядом, в полуверсте, в Муратове обосновалось семейство Е.А. Протасо-вой, старшую дочь которой поэт любил. Отсюда Жуковский от-правился в действующую армию, суда же и вернулся после из-гнания Наполеона из России.

Любовь к Маше Протасовой вспыхнула с прежней силой. Мать её, Екатерина Афанасьевна, была против брака, поскольку считала Василия Андреевича сводным братом, так как у них был общий отец, Афанасий Бунин. Хотя закон отрицал их родство, и Жуковский был записан на фамилию какого-то «польского» дво-рянина. В.А. Жуковский решил воздействовать на мать Маши через И.В. Лопухина, для чего он и приезжает в Ретяжи.

Иван Владимирович и Екатерина Афанасьевна являлись крёстными — отцом и матерью — первенца подруги Жуковского — А.П. Киреевской — Ивана Киреевского, жившими под Орлом, в Киреевской слободе. 15 февраля 1814г Василий Жуковский выехал в Ретяжи через Орёл. Описание поездки к Лопухину име-ется в дневнике поэта: «15 февраля был для меня день счастия и восхитительной надежды. Я поехал в этот день из Муратова с тем, чтобы увидеться с Иваном Владимировичем.

Дорога показалась мне короткою, хотя я ехал из Муратова на несколько дней и не знал, когда возвращусь... Более нежели когда-нибудь мне весело было смотреть на ясное небо, которое было так же прекрасно, как надежда, которою в ту минуту укра-шалось моё будущее... Иван Владимирович, которому я открыл свои обстоятельства, одобрил меня. Дни, проведённые у него, только утвердили меня в том расположении, с каким я к нему поехал». Но переубедить Протасову не удалось даже Лопухину, в кромское имение которого Жуковский приезжал ещё не раз.

Спасибо Владимиру Власову за интересные сведения. Со-гласимся с ним, что в селе Ретяжи следовало бы установить па-мятный знак с указанием о том, что здесь в 1814г встречались сенатор И.В. Лопухин и поэт В.А. Жуковский.


Рецензии